Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии

(один человек мог выбрать несколько направлений)


Рейтинговая картина учебных предметов выглядит следующим образом:

Диаграмма 12.Рейтинговый показатель учебных предметов

Констатирующий этап

Контрольный этап


В результате на контрольном этапе 12 учащихся выбрали биологию в качестве профильного направления. В сопоставлении в другими предметами этот рейтинговый показатель находится на достаточно высоком уровне. Следует также отметить, что интерес учащихся к биологии по сравнению с констатирующим этапом увеличился в два раза, что свидетельствует о формировании достаточно устойчивой положительной мотивации к изучению курса биологии. Следует отметить, что дети более осознанно стали подходить к выбору предметных направлений, необходимых им для будущей профессиональной деятельности, сопоставляя их с конкретной сферой деятельности.

В беседе с учащимися 10А класса нами было установлено, что большинство детей выбрали сферу своей будущей профессиональной деятельности. Данное предположение подтвердил и анализ ответов учащихся на вопрос анкеты о правильности выбора профессии. Большинство детей (83%) ответили, что уверены в правильности своего выбора, этот показатель намного выше, чем на констатирующем этапе исследования (тогда лишь 38% учащихся были уверены в правильности своего выбора)

Таблица 17.Уверенность учащихся в правильности выбора профессии

Вариант ответа

Абсолютно уверен

Скорее уверен, чем неуверен

Скорее неуверен, чем уверен

Совсем неуверен

Этап экспери-мента

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Количество учащихся

3

11

8

13

12

4

5

1


Диаграмма 13.Уверенность учащихся в правильности выбора профессии

Констатирующий этап

Контрольный этап


В ходе повторного выявления особенностей мотивационной сферы учащихся было определено, что на контрольном этапе социальные мотивы преобладают у 25% учащихся, моральные — у 12%, самовоспитания — у 38% и познавательные мотивы у 25% учащихся.

Результаты контрольной диагностики преобладающих мотивов обучения сравнили с данными констатирующего этапа и выявили следующие отличия: у 20% учащихся преобладающими стали мотивы самовоспитания и у 15% — познавательные.

Таблица 18.Преобладающие мотивы в обучении

Вариант ответа

Социальные

Моральные

Самовоспитания

Познавательные

Этап экспери-мента

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Конста-тирую-щий

Контроль-ный

Количество учащихся

17

7

3

4

6

11

3

7


Диаграмма 14.Преобладающие мотивы в обучении

Констатирующий этап

Контрольный этап


Учащимся также предлагалось оценить, помогли ли им уроки по общей биологии и занятия элективного курса “Твои возможности, человек” определиться с выбором будущей профессии, сферой деятельности.

Многие дети (86%) отметили, что данные занятия помогли им сделать свой выбор, понять, что именно привлекало их в той или иной профессии, почему не нравился какой-то вид деятельности.

Таблица 19.Роль уроков по общей биологии и занятий в рамках элективного курса “Твои возможности, человек” в определении профессионального будущего учащихся

Вариант ответа

Уроки определенно помогли определиться с выбором профессии

Уроки никак не повлияли на выбор профессии

Уроки в какой-то мере помогли определиться с выбором профессии

Количество учащихся, выбравших ответ

9

4

16


Диаграмма 15. Роль уроков по общей биологии и занятий в рамках элективного курса

“Твои возможности, человек” в определении профессионального будущего учащихся

Таким образом, по результатам диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что в ходе апробирования разработанной методики организации уроков по общей биологии и занятий элективного курса “Твои возможности, человек” повышается мотивация достижения у учащихся и увеличивается роль познавательных стимулов.

Исходя из наблюдений за практической деятельностью учащихся, анализа продуктов деятельности, можно утверждать, что у большинства учащихся сформирована устойчивая положительная мотивация, продолжается развитие профессионального самоопределения учащихся.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента было определено, что у учащихся сформированы стимулы, определяющие развитие профессионального самоопределения, а на контрольном этапе зафиксировано использование испытуемыми мотивов другой направленности. При этом процесс изменения мотивов и склонностей школьников сопровождается положительной мотивационной установкой, значение которой усиливается при специальной организации уроков по общей биологии и занятий элективного курса “Твои возможности, человек”. Динамика изменения мотивов и склонностей учащихся в рамках профессионального определения в ходе опытно-экспериментальной работы графически может быть отражены на следующей диаграмме:


Диаграмма 16.Развитие профессионального самоопределения учащихся


Основываясь на результатах диагностики контрольного этапа эксперимента и сравнения их с данными констатирующего этапа, был сделан вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса “Твои возможности, человек” повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения гимназистов.


Выводы по главе 3

На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке заданий профориентирующей направленности, реализованных на уроках общей биологии в 9 (III четверть 2006-2007 учебного года) и 10 классах (I четверть 2007-2008 учебного года). Параллельно составлена программа элективного курса “Твои возможности, человек”, способствующая самореализации и самоопределению учащихся. Занятия по разработанной программе были проведены в сентябре-ноябре 2007 года (I и II учебные четверти). На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная психолого-педагогическая диагностика, подведены итоги. В результате опытно-экспериментальной работы был сделан следующий вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса “Твои возможности, человек” повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения школьников. Мы убедились, что процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.


Заключение


Проблема профессионального самоопределения в современной школе - одна из значимых проблем для учащихся, педагогов, психологов и родителей. Особенно острой эта проблема выступает в условиях перехода к профильной школе, что требует перестройки всего учебного процесса на ступени основного образования. Именно поэтому требуется специальная организация индивидуального профессионального выбора, оказание помощи школьникам в самоопределении и выборе профилирующего направления.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции».

В настоящее время показана возможность решения данной проблемы на примере разработанной методики развития профессионального самоопределения при выполнении самостоятельных работ и заданий различного рода по биологии и дополнительных занятий. В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Именно эти аспекты деятельности помогли определить понятия:

ÞПрофессиональное самоопределение - это степень самооценки себя, как специалиста определенной профессии: содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.

ÞСодержание образования школьной биологии - важный элемент в развитии профессионального самоопределения школьников.

В ходе опытно-экспериментальной работы на базе МОУГ №4 города Тулы проверено использование специально разработанных и организованных уроков по общей биологии и занятий элективного курса “Твои возможности, человек”.

Сформулированная гипотеза исследования подтвердилась. На основе опытно-экспериментальной работы мы действительно убедились в том, что применение профессиональноориентированного подхода при изучении биологии, учет индивидуальных особенностей учащихся оказывает положительное влияние на формирование мотивации и развитие профессиональных ориентиров у школьников. Процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Можно надеяться, что разработанная методика, в том числе программа элективного курса по биологии “Твои возможности, человек”, будут использованы в качестве методического пособия студентам и практикующим учителям биологии в их деятельности.


Список литературы и источников

1.  Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. / М., 2001.

2.  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. / М., 2003.

3.  Федеральный закон “Об образовании” от 10.07.1992 N 3266-1 (последние изменения от 24.04.2008 N 50-ФЗ)

4.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / М., 2002.

5.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002-го), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.)

6.  Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2000.

7.  Абраменко, А.И. Практикум по общей психологии. / А.И. Абраменко. - М.: Просвещение, 1999.

8.  Андреева, Н.Д. Профессиональная ориентация для обучения биологии в старших классах. / Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская. – М.: Мнемозина, 2003.

9.  Андреева, Н.Д. Профессиональная ориентация учащихся. / Н.Д. Андреева. – М.: Биология в школе, 2003. № 1.

10.Артемова, Л.А. Профиль обучения диктует региональный рынок труда. / Л.А. Артемова. – М.: Народное образование. 2003. №4.

11.Африна, Е.С. Готовимся к профильному обучению. / Е.С. Африна. – М.: Народное образование, 2004. № 8.

12.Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989.

13.Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога: пособие для спец. работающих с персоналом. / Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Ин-т психотерапии, 2001.

14.Болотов, В.В. Перспективы перехода школы на профильное обучение. / В.В. Болотов. – М.: Воспитание школьников, 2004. № 1.

15.Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности. / Т.М. Буякас //Вопросы психологии, 2002.-№ 2.

16.Верзилин, Н.М., Корсунская, В.М. Общая методика преподавания биологии. учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1996.

17.Воронин, А.Т., Маш, Р.Т. Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии. / А.Т. Воронин, Р.Т. Маш. - М.: Просвещение, 1982.

18.Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. / Е.И. Головаха. – Киев: Наук.думка, 1988.

19.Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: - Воспитательная концепция профессиональной ориентации. / А.Е. Голомшток. - М.: 1979.

20.    Горностаева, З.Я. Проблема профессиональной консультации в школе. / З. Я. Горностаева. - М.: Открыт. школа. – 1998. - №2.

21.Гриншпун, С.С. Роль классного руководителя в профориентации учащихся. / С.С. Гриншпун. - М.: Школа и производство. - 1984. - № 11.

22.Дик, Ю.И. Профильное обучения в условиях модернизации школьного образования. / Ю.И. Дик. – М., 2003.

23.Драгунова, Т.В. Подросток. / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1988.

24.Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы. / В.Г. Евстратов. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.

25.    Есипов, Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. / Е.П. Есипов. – М.: Дрофа, 2001.

26.    Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. - Л., - 1982.

27.    Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии. / В. И. Жуковская. - Минск: Народная весть, 1997.

28.Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988.

29.Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы организации и управления. / Н.Н. Захаров. М.: Просвещение, 1987.

30.Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1980.

31.Йоваша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. / Л.А. Йоваша. - М.: Педагогика, 1983.

32.Калугин, Н.И., Сазонов, А.Д., Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. / Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1983.

33.Кленова, Я.Н. Как подготовить школу к профильному обучению. / Я.Н. Кленова. – М.: Народное образование, 2003. № 7.

34.Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. / Е.А. Климов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

35.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

36.Климов, Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990.

37.Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. / Е.А. Климов. - М.: Знание, 1983.

38.Колесников, Н.А. Профориентация и предпрофильная подготовка. / Н.А. Колесников. – М.: Народное образование, 2004. № 1.

39.Кралевич, И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. / И. Кралевич. - Мн.,1989.

40.Кричевский, В.Ю. Как построить профильную школу. / В.Ю. Кричевский. - М.: Просвещение, 2005.

41.Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособ. для студентов вузов. / А.А. Крылов. - Спб.: Питер, 2003.

42.Крылова, Н.Б. Культурология образования. / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.

43.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

44.Левиева, С.Н. Мир профессий. / С.Н. Левиева. - М.: Молодая гвардия, 1985.

45.Левин, В.М. Рутенбург, Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная медицинская консультация подростков. / В.М. Левин. - М., 1974.

46.Леонтьев, Д.Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. / Д. Е. Леонтьев. – М.,2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты