Цель курса
В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.
Задачи курса
· раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий;
· освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;
· овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти, воспитанию наблюдательности и внимания;
· создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1. уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия,
2. уметь владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность,
3. знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики.
Содержание
1. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса физиологии высшей нервной деятельности, связь его с психической, медицинской и др. науками.
2. Физиологические основы ощущения, восприятия, пямяти, воображения, мышления (3 часа)
Роль анализаторов в познании внешнего мира. Ощущение - первичный сигнал действительности.
Память и ее физиологические основы. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение.
Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Речь как инструмент мышления. Способы организации умственной деятельности.
Демонстрации: таблицы “Анализаторы”, таблицы двойственных изображений, чертежей, иллюстрированных зрительных иллюзий, фигур для проверки памяти на узнавание и воспроизведение.
Практические работы:
1. Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля.
2. Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов. (с использованием компьютерной презентации)
3. Определение типа памяти.
4. Определение объема смысловой памяти.
3. Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание (3 часа)
Произвольные и непроизвольные движения. Потребность - источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Тренировка произвольного внимания.
Сознание - высшая степень в развитии психики. Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек. Вредные и полезные привычки.
Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь.
Практические работы:
5. Определение скорости концентрации внимания.
6. Оценка распределения и объема внимания.
7. Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования (выработка навыка зеркального письма)
4. Типы высшей нервной деятельности человека (3 часа)
Понятие о темпераменте. Сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы высшей нервной деятельности: мыслительные, художественный, смешанный. Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Условия реализации способностей личности.
Практические работы:
8. Проведение теста “Художник или мыслитель”
9. Определение типа темперамента.
10. Определение направленности интересов.
Тематическое планирование
Таблица 12.
№ |
Наименование тем курса |
Всего |
В том числе |
||
п/п |
|
часов |
лекции |
практики |
семинары |
1 |
Введение. Физиология высшей нервной деятельности как научная дисциплина. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления. |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание. |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Типы высшей нервной деятельности. |
3 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Заключительное занятие. Подведем итоги. |
1 |
|
|
|
Методические рекомендации
Курс предназначен для учащихся различных профилей. Лекционно-семинарский подход в данном случае заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, а затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинаре. Практические работы даны с расчетом на базовый уровень знаний и умений учащихся. [37] Такой вариант оптимален в данном случае, так как изучается непростой материал, насыщенный новыми фактами. Большинство экспериментов и демонстраций основаны на физиологических тестах и пробах, не требующих специального оборудования. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников.
Проведение занятий элективного курса предполагает систематическое сопровождение психолого-педагогической диагностикой.
Проанализировав психолого-педагогическое содержание понятия “профессиональное самоопределение”, можно установить, что ее технологические аспекты координируются с понятием практической направленности обучения. Именно поэтому параллельно с занятиями элективного курса вопросы профессионального самоопределения рассматривались и на уроках общей биологии (конспекты уроков приведены в приложении), тематика которых отражала практические аспекты биологической науки и ее тесную взаимосвязь с другими профессиональными областями, особенностями того или иного вида профессиональной деятельности.
3.4 Контрольный этап эксперимента. Сравнительный анализ результатов исследования
Контрольный этап эксперимента был осуществлен в октябре-ноябре 2007 года в рамках педагогической практики на пятом курсе.
Цель контрольного этапа эксперимента: определить степень эффективности апробированной методики профессионального самоопределения учащихся при изучении курса “Общая биология” и проведении занятий разработанного элективного курса «Твои возможности, человек».
Задачи контрольного этапа эксперимента:
· выявить профессиональные предпочтения учащихся в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова,
· выявить дальнейшие жизненные планы учащихся,
· определить изменение показателей заинтересованности испытуемых,
· определить преобладающие мотивы личности учащихся (таким образом, провести повторную диагностику мотивационной сферы учащихся),
· сравнить полученные данные по всем характеристикам с результатами диагностики констатирующего этапа и сделать выводы.
Для повторной диагностики использовались все те же методики, как и на констатирующем этапе (см. приложение), что дало возможность сопоставить данные, полученные на констатирующем этапе, и на основе их сравнения сделать конкретные выводы:
1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, направленный на выявление профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий выше упомянутого автора.
2. Анкета, выявляющая дальнейшие жизненные планы учащихся (составлена администрацией гимназии для 10 класса)
3. Методика определения преобладающего мотива личности.
Данные, полученные в ходе использования вышеуказанных методик, представлены в сводных таблицах и диаграммах, параллельно сопоставлены с данными констатирующего эксперимента и приведены ниже и в приложении.
Диаграмма 9.Диагностика профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Таблица 13. Результаты диагностики профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова
Тип профессии |
Количество учащихся |
Отношение к общему числу учащихся в классе |
Характерные учебные предметы |
||
|
констатир этап |
контроль-ный этап |
констатир этап |
контроль-ный этап |
|
Человек-техника |
12 |
10 |
43 % |
34% |
математика, физика |
Человек-человек |
7 |
8 |
23 % |
28% |
гуманит. предметы |
Человек-природа |
5 |
5 |
17 % |
17% |
биология, химия |
Человек-знак |
4 |
1 |
13 % |
4% |
математика, ИВТ |
Человек-худ.образ |
1 |
5 |
4 % |
17% |
музыка, ИЗО |
Дальнейшие жизненные планы учащихся по сравнению с констатирующим этапом практически не изменились, подавляющее большинство детей (97%) после окончания гимназии хотят продолжить свое образование в ВУЗах и ССУЗах, из них почти половина планирует совмещать работу и учебу.
Таблица 14.Дальнейшие жизненные планы учащихся
Вариант ответа |
Работать |
Совмещать работу и учебу |
Учиться после окончания школы |
|||
Этап эксперимента |
Констати-рующий |
Контроль-ный |
Констати-рующий |
Контроль-ный |
Констати-рующий |
Контроль-ный |
Количество учащихся, выбравших ответ |
2 |
1 |
7 |
11 |
20 |
17 |
Диаграмма 10.Дальнейшие жизненные планы учащихся
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Один из вопросов анкеты, составленной администрацией гимназии, вновь предлагал учащимся самостоятельно, субъективно определить свои профессиональные предпочтения.
Таблица 15.Субъективные профессиональные предпочтения учащихся
Тип профессии |
Количество учащихся |
Отношение к общему числу учащихся в классе |
||
Констатирующий |
Контрольный |
Констатирующий |
Контрольный |
|
Человек-техника |
12 |
9 |
43% |
31% |
Человек-человек |
10 |
8 |
34% |
28% |
Человек-природа |
1 |
5 |
3% |
17% |
Человек-знак |
5 |
2 |
17% |
7% |
Человек-худ.образ |
1 |
5 |
3% |
17% |
Диаграмма 11. Субъективные профессиональные предпочтения учащихся
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Параллельно дети также заполняли выше описанный опросник Е.А. Климова, при интерпретации которого была определена реальная принадлежность учащихся к той или иной группе профессий. При сравнении результатов двух методик нами было определено, что по сравнению с констатирующим этапом эксперимента многие учащиеся стали более объективно оценивать свои профессиональные качества (интерпретированные данные опросника Е.А. Климова и данные анкеты совпадают в 85% случаев), это дает основание полагать, что дети более осознанно стали подходить к выбору своей будущей профессии.
Детям также предлагалось перечислить, какие их предметных направлений будут им необходимы в будущей профессиональной деятельности.
Таблица 16.Выявленные склонности по предметным направлениям
Направления |
Предметные направления |
Количество выборов |
|
|
|
констат. этап |
контроль-ный этап |
|
Математика |
14 |
16 |
|
Химия |
12 |
6 |
|
Изобразительное искусство |
8 |
3 |
Предметы |
Биология |
6 |
12 |
|
Физика |
6 |
5 |
|
Музыка |
6 |
4 |
|
История |
4 |
6 |
|
Иностранный язык |
4 |
4 |
|
Литература |
2 |
1 |
|
География |
2 |
4 |
|
Спорт |
18 |
12 |
|
Техника |
12 |
10 |
|
Педагогика |
10 |
8 |
|
Сценическое искусство |
10 |
7 |
Другие направления |
Журналистика |
9 |
5 |
|
Право |
8 |
6 |
|
Военные специальности |
6 |
7 |
|
Медицина |
6 |
7 |
|
Радиоэлектроника |
5 |
4 |
|
Экономика |
3 |
2 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13