Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии

Цель курса

В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.

Задачи курса

·     раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий;

·     освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;

·     овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти, воспитанию наблюдательности и внимания;

·     создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

         В результате изучения курса учащиеся должны:

1.  уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия,

2.  уметь владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность,

3.  знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики.

Содержание

1. Введение (1 час)

Предмет и задачи курса физиологии высшей нервной деятельности, связь его с психической, медицинской и др. науками.

2. Физиологические основы ощущения, восприятия, пямяти, воображения, мышления (3 часа)

Роль анализаторов в познании внешнего мира. Ощущение - первичный сигнал действительности.

Память и ее физиологические основы. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение.

Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Речь как инструмент мышления. Способы организации умственной деятельности.

Демонстрации: таблицы “Анализаторы”, таблицы двойственных изображений, чертежей, иллюстрированных зрительных иллюзий, фигур для проверки памяти на узнавание и воспроизведение.

Практические работы:

1.  Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля.

2.  Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов. (с использованием компьютерной презентации)

3.  Определение типа памяти.

4.  Определение объема смысловой памяти.

3. Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание (3 часа)

Произвольные и непроизвольные движения. Потребность - источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Тренировка произвольного внимания.

Сознание - высшая степень в развитии психики. Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек. Вредные и полезные привычки.

Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь.

Практические работы:

5. Определение скорости концентрации внимания.

6. Оценка распределения и объема внимания.

7. Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования (выработка навыка зеркального письма)

4. Типы высшей нервной деятельности человека (3 часа)

Понятие о темпераменте. Сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы высшей нервной деятельности: мыслительные, художественный, смешанный. Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Условия реализации способностей личности.

Практические работы:

8. Проведение теста “Художник или мыслитель”

9. Определение типа темперамента.

10. Определение направленности интересов.

Тематическое планирование


Таблица 12.

Наименование тем курса

Всего

В том числе

п/п


часов

лекции

практики

семинары

1

Введение. Физиология высшей нервной деятельности как научная дисциплина.

1

1



2

Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления.

3

1

1

1

3

Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание.

3

1

1

1

4

Типы высшей нервной деятельности.

3

1

1

1

5

Заключительное занятие. Подведем итоги.

1




Методические рекомендации

Курс предназначен для учащихся различных профилей. Лекционно-семинарский подход в данном случае заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, а затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинаре. Практические работы даны с расчетом на базовый уровень знаний и умений учащихся. [37] Такой вариант оптимален в данном случае, так как изучается непростой материал, насыщенный новыми фактами. Большинство экспериментов и демонстраций основаны на физиологических тестах и пробах, не требующих специального оборудования. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

Проведение занятий элективного курса предполагает систематическое сопровождение психолого-педагогической диагностикой.

Проанализировав психолого-педагогическое содержание понятия “профессиональное самоопределение”, можно установить, что ее технологические аспекты координируются с понятием практической направленности обучения. Именно поэтому параллельно с занятиями элективного курса вопросы профессионального самоопределения рассматривались и на уроках общей биологии (конспекты уроков приведены в приложении), тематика которых отражала практические аспекты биологической науки и ее тесную взаимосвязь с другими профессиональными областями, особенностями того или иного вида профессиональной деятельности.


3.4 Контрольный этап эксперимента. Сравнительный анализ результатов исследования


Контрольный этап эксперимента был осуществлен в октябре-ноябре 2007 года в рамках педагогической практики на пятом курсе.

Цель контрольного этапа эксперимента: определить степень эффективности апробированной методики профессионального самоопределения учащихся при изучении курса “Общая биология” и проведении занятий разработанного элективного курса «Твои возможности, человек».

Задачи контрольного этапа эксперимента:

·                   выявить профессиональные предпочтения учащихся в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова,

·                   выявить дальнейшие жизненные планы учащихся,

·                   определить изменение показателей заинтересованности испытуемых,

·                   определить преобладающие мотивы личности учащихся (таким образом, провести повторную диагностику мотивационной сферы учащихся),

·     сравнить полученные данные по всем характеристикам с результатами диагностики констатирующего этапа и сделать выводы.

Для повторной диагностики использовались все те же методики, как и на констатирующем этапе (см. приложение), что дало возможность сопоставить данные, полученные на констатирующем этапе, и на основе их сравнения сделать конкретные выводы:

1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, направленный на выявление профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий выше упомянутого автора.

2.                Анкета, выявляющая дальнейшие жизненные планы учащихся (составлена администрацией гимназии для 10 класса)

3.                Методика определения преобладающего мотива личности.

Данные, полученные в ходе использования вышеуказанных методик, представлены в сводных таблицах и диаграммах, параллельно сопоставлены с данными констатирующего эксперимента и приведены ниже и в приложении.


Диаграмма 9.Диагностика профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова

Констатирующий этап

Контрольный этап


Таблица 13. Результаты диагностики профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова

Тип профессии

Количество учащихся

Отношение к общему числу учащихся в классе

Характерные учебные предметы


констатир этап

контроль-ный этап

констатир этап

контроль-ный этап


Человек-техника

12

10

43 %

34%

математика, физика

Человек-человек

7

8

23 %

28%

гуманит. предметы

Человек-природа

5

5

17 %

17%

биология, химия

Человек-знак

4

1

13 %

4%

математика, ИВТ

Человек-худ.образ

1

5

4 %

17%

музыка, ИЗО


Дальнейшие жизненные планы учащихся по сравнению с констатирующим этапом практически не изменились, подавляющее большинство детей (97%) после окончания гимназии хотят продолжить свое образование в ВУЗах и ССУЗах, из них почти половина планирует совмещать работу и учебу.


Таблица 14.Дальнейшие жизненные планы учащихся

Вариант ответа

Работать

Совмещать работу и учебу

Учиться после окончания школы

Этап эксперимента

Констати-рующий

Контроль-ный

Констати-рующий

Контроль-ный

Констати-рующий

Контроль-ный

Количество учащихся, выбравших ответ

2

1

7

11

20

17


Диаграмма 10.Дальнейшие жизненные планы учащихся

Констатирующий этап

Контрольный этап


Один из вопросов анкеты, составленной администрацией гимназии, вновь предлагал учащимся самостоятельно, субъективно определить свои профессиональные предпочтения.


Таблица 15.Субъективные профессиональные предпочтения учащихся

Тип профессии

Количество учащихся

Отношение к общему числу учащихся в классе

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Человек-техника

12

9

43%

31%

Человек-человек

10

8

34%

28%

Человек-природа

1

5

3%

17%

Человек-знак

5

2

17%

7%

Человек-худ.образ

1

5

3%

17%


Диаграмма 11. Субъективные профессиональные предпочтения учащихся

Констатирующий этап

Контрольный этап


Параллельно дети также заполняли выше описанный опросник Е.А. Климова, при интерпретации которого была определена реальная принадлежность учащихся к той или иной группе профессий. При сравнении результатов двух методик нами было определено, что по сравнению с констатирующим этапом эксперимента многие учащиеся стали более объективно оценивать свои профессиональные качества (интерпретированные данные опросника Е.А. Климова и данные анкеты совпадают в 85% случаев), это дает основание полагать, что дети более осознанно стали подходить к выбору своей будущей профессии.

Детям также предлагалось перечислить, какие их предметных направлений будут им необходимы в будущей профессиональной деятельности.

Таблица 16.Выявленные склонности по предметным направлениям

Направления

Предметные направления

Количество выборов



констат. этап

контроль-ный этап


Математика

14

16


Химия

12

6


Изобразительное искусство

8

3

Предметы

Биология

6

12


Физика

6

5


Музыка

6

4


История

4

6


Иностранный язык

4

4


Литература

2

1


География

2

4


Спорт

18

12


Техника

12

10


Педагогика

10

8


Сценическое искусство

10

7

Другие направления

Журналистика

9

5


Право

8

6


Военные специальности

6

7


Медицина

6

7


Радиоэлектроника

5

4


Экономика

3

2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты