Подавляющее большинство учащихся класса желают после окончания девятого класса продолжить свое обучение в 10 классе, причем практически все опрошенные ответили, что не хотели бы сменить общеобразовательное учреждение в 10 классе, а желали бы остаться в гимназии. Никто из опрошенных не собирается после окончания девятого класса идти работать. Таким образом, 100% учащихся считают необходимым продолжить свое обучение после получения основного общего образования.
После окончания средней школы 93% учащихся класса хотят далее продолжить свое образование в ВУЗах и ССУЗах, лишь 7% детей после получения среднего образования собираются поступить на работу. Следует принять во внимание мнение 24% учащихся о необходимости совмещения учебы в ВУЗе или ССУЗе с работой.
Таблица 4. Выбор образовательного учреждения для продолжения обучения после 9 класса.
Вариант ответа |
В город-ском ПТУ |
В 10 классе |
В техникуме |
В ССУЗ |
В сельском ПТУ |
На курсах |
Количество учащихся, выбравших ответ |
1 |
23 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Диаграмма 2.Выбор образовательного учреждения для продолжения обучения после 9 класса.
Таблица 5.Дальнейшие жизненные планы учащихся
Вариант ответа |
Работать |
Совмещать работу и учебу |
Учиться после окончания школы |
Кол-во учащихся |
2 |
7 |
20 |
Диаграмма 3.Дальнейшие жизненные планы учащихся
Один из вопросов анкеты предлагал субъективно определить профессиональные предпочтения.
Таблица 6.Субъективные профессиональные предпочтения учащихся
Тип профессии |
Количество учащихся |
Отношение к общему числу учащихся в классе |
Человек-техника |
12 |
43 % |
Человек-человек |
10 |
34 % |
Человек-природа |
1 |
3 % |
Человек-знак |
5 |
17 % |
Человек-худ.образ |
1 |
3 % |
Диаграмма 4.Субъективные профессиональные предпочтения учащихся
Параллельно дети также заполняли выше описанный опросник Е.А. Климова, при интерпретации которого была определена реальная принадлежность учащихся к той или иной группе профессий. При сравнении результатов двух методик нами было определено, что многие учащиеся склонны переоценивать свои профессиональные возможности, а некоторые дети, напротив, склонны недооценивать себя. Например, 3 человек (Ольга З., Иван Б., Антон А.) желают связать свою жизнь с программированием, однако, согласно интерпретированным данным опросника Е. А. Климова эти дети больше склоняются к работе в сферах “человек-человек” (Иван Б. и Антон А.) и “человек - художественный образ” (Ольга З.). Подобных несоответствий было выявлено достаточно много, это позволило предположить, что профессиональное самоопределение у учащихся сформировано в недостаточной мере. Данное предположение может быть также подтверждено результатами, полученными при обработке ответов детей на следующий вопрос анкеты. Учащимся предлагалось вспомнить, в каком возрасте они сделали свой выбор относительно будущей профессии. Лишь 7% детей сказали, что с детства мечтали только об одной профессии, а более половины детей (59%), напротив, свой выбор до конца еще не сделали. Таким образом, можно предположить, что больше половины учащихся 9А класса до конца еще не определились с выбором профессии и нуждаются в помощи.
Учащимся также предлагалось вспомнить, в каком возрасте ими был сделан выбор будущей профессии.
Таблица 7.Возраст, в котором учащиеся сделали свой выбор будущей профессии
Вариант ответа |
1-5 класс |
6-8 класс |
9 класс |
Выбор до конца не сделан |
Количество учащихся, выбравших ответ |
2 |
4 |
6 |
17 |
Диаграмма 5.Возраст, в котором учащиеся сделали свой выбор будущей профессии
Детям также предлагалось перечислить, какие их предметных направлений будут им необходимы в будущей профессиональной деятельности.
Таблица 8.Выявленные склонности по предметным направлениям
Направления |
Предметные направления |
Количество выборов |
|
Математика |
14 |
|
Химия |
12 |
|
Изобразительное искусство |
8 |
Предметы |
Биология |
6 |
|
Физика |
6 |
|
Музыка |
6 |
|
История |
4 |
|
Иностранный язык |
4 |
|
Литература |
2 |
|
География |
2 |
|
Спорт |
18 |
|
Техника |
12 |
|
Педагогика |
10 |
|
Сценическое искусство |
10 |
Другие направления |
Журналистика |
9 |
|
Право |
8 |
|
Военные специальности |
6 |
|
Медицина |
6 |
|
Радиоэлектроника |
5 |
|
Экономика |
3 |
(один человек мог выбрать несколько направлений)
В результате лишь 6 учащихся выбрали биологию в качестве профильного направления. В сопоставлении в другими предметами этот рейтинговый показатель достаточно низкий. Наряду с этим 100% опрошенных ответили, что больше всего им нравится выполнять задания творческого плана, предполагающие общение, свободное выражение своих мыслей. Рейтинговая картина учебных предметов выглядит следующим образом:
Диаграмма 6.Рейтинговый показатель учебных предметов
В заключение учащихся просили ответить на вопрос, насколько они уверен в правильности выбора профессии (в своих силах в выборе профессии). 48% детей ответили, что они недостаточно уверены в правильности своего профессионального выбора.
Таблица 9.Уверенность учащихся в правильности выбора профессии
Вариант ответа |
Абсолютно уверен |
Скорее уверен, чем неуверен |
Скорее неуверен, чем уверен |
Совсем неуверен |
Количество учащихся, выбравших ответ |
3 |
8 |
12 |
6 |
Диаграмма 7.Уверенность учащихся в правильности выбора профессии
Для выявления особенностей мотивационной сферы учащихся, в ходе профориентационной диагностики применялась методика определения преобладающего мотива личности. Цель методики: определить у учащихся преобладающий мотив в обучении. Для определения группового результата подсчитать процентное отношение выбранных видов мотивов к общему числу учащихся.
Результаты диагностики выглядят следующим образом: анализ полученных результатов показал, что социальные мотивы преобладают у 52% учащихся, моральные - у 10%, самовоспитания - у 18% и познавательные - у 10%.
Таблица 10.Преобладающие мотивы в обучении
Вариант ответа |
Социальные |
Моральные |
Самовоспитания |
Познавательные |
Количество учащихся, выбравших ответ |
17 |
3 |
6 |
3 |
Диаграмма 8.
Преобладающие мотивы в обучении
В беседе учитель биологии указала, что считает необходимым способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников. Однако ею было указано, что в гимназии практически не реализуются программы и мероприятия, направленные на оказание помощи учащимся в выборе профессии. По возможности опрашиваемый педагог старается включать в содержание урока элементы, способствующие профессиональному самоопределению старшеклассников, помогая им сделать верный выбор будущей сферы деятельности. Однако, педагог сказал, что редко знакомится со специальной литературой по данной теме, и считает, что создание программы элективного курса, способствующего профессиональному самоопределению школьников, и его реализация определенно помогут учащимся сделать свой профессиональный выбор более быстро и качественно.
Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что большинство учащихся, заканчивающих девятый класс желают продолжить свое образование в дальнейшем, многие из старшеклассников до конца не определились с выбором сферы будущей профессиональной деятельности и нуждаются в психолого-педагогической поддержке, которая в том числе может быть реализована и на уроках общей биологии, и на занятиях элективного курса профориентирующей направленности.
3.3 Формирующий этап эксперимента
Целью формирующего этапа эксперимента стала разработка и апробация системы уроков по общей биологии и занятий элективного курса, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.
Цель определила задачи формирующего этапа эксперимента:
· разработать уроки по общей биологии и программу элективного курса, способствующие профессиональному самоопределению учащихся,
· осуществить первичное «погружение» в профессии на уроках общей биологии (9 класс),
· Организовать и провести занятия по разработанной профориентирующей методике на уроках биологии (10 класс) и элективном курсе «Твои возможности, человек» (10 класс)
На основании выявленных интересов, склонностей и способностей учащихся 9 А класса на данном этапе эксперимента была разработана система заданий естественно-математической и гуманитарной направленностей к урокам курса “Общая биология” (таблица 5, конспекты уроков приведены в приложении), в которой учтены процессы профессионального самоопределения детей. Задания основываются на материал программы Пономаревой И. Н. и др. и учебника “Основы общей биологии” И. Н. Пономаревой, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. После выполнения каждого задания с учащимися были организованы беседы по проверке заданий каждого из профессиональных направлений, внимание учеников акцентировалось на важности конкретного мышления в профессиях естественно-математического характера и абстрактного — в гуманитарных профессиях (в обязательном порядке приводились примеры профессий каждого из направлений), таким образом, осуществлялось первичное погружение учащихся в профессию.
Таблица 11.
Тема урока |
Задание естественно-математического характера |
Задание гуманитарного плана |
Идея развития органи-ческого мира в биологии |
Представьте изменение мнений об устройстве живого мира на протяжении веков в виде схемы с конкретными и четкими комментариями. |
Познакомьтесь на стр. 141-142 с мнениями о развитии мира разных философов. Проанализируйте, в каком направлении шла эволюция их мысли, какие из ныне отвергнутых положений кажутся вам адекватными и на сегодняшний день. |
Современные представления об эволюции органического мира |
Предположите, какие изменения в системе органов человека или любого другого млекопитающего позволят ему преодолеть возникающие в организма мутации. Представьте свой ответ в виде схемы строения организма с указанием точных изменений. |
Напишите эссе, в котором предположите, каким образом естественный отбор может в будущем направить ход эволюции, в том числе и человека. |
Основные направления эволюции |
Познакомившись с текстом §42 учебника, составьте краткую, но емкую схему, отражающую основные закономерности биологической эволюции и ее направление. |
Прочитайте статью Ю.Белова “Антрополо-гический детектив” и напишите краткий отзыв-эссе, указав согласны вы или нет с мнением автора о направлении эволюции, приведя биологические доказательства своего мнения. |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
Прочитав материал §48, на карте мира разработайте и нанесите условные изображения, отражающие географию расселения человеческих рас по планете. Сделайте выводы. |
Проанализировав сло-жившуюся на сегодняшний день картину мира с непрекращающимися конфликтами на нацио-нальной почве, напишите небольшое эссе, связав биологические особенности человеческих рас и их психологические характеристики. |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
при подготовке урока учащимся предлагалось выполнить одно из следующих заданий: |
|
|
Составьте таблицу, схему или график, показывающий развитие влияния человека на живую и неживую природу планеты. Отразите на ней положительные и отрицательные стороны взаимодействия. |
Письменно ответить на вопрос: “Каким должен быть характер отношений человека и природы, чтобы сохранить устойчивое развитие жизни на планете?” |
По результатам 7 предложенных заданий:
· 9 человек всегда выбирали задания естественно-математического характера (30%)
· 8 человек всегда выбирали задания гуманитарного характера (27%)
· 8 человек выбрали 5 или 6 заданий естественно-математического профиля (27%)
· 4 человека выполнили 3 задания гуманитарного и 4 задания естественно-математического характера (13%)
· 1 человек выполнил все 14 заданий и гуманитарного, и естественно-математического характера (3%)
На формирующем этапе также была разработана программа элективного курса по биологии как средство предпрофильной подготовки школьников. Выбор этого направления в экспериментальной работе обусловлен системной организацией предпрофильной подготовки в выпускных классах на базе МОУГ №4. Реализация программы элективного курса будет осуществляться в 2007/2008 учебном году.
В данном параграфе выпускной квалификационной работы предлагаем программу элективного курса по биологии “Твои возможности, человек” (конспекты занятий в рамках данного элективного курса приведены в приложении).
Пояснительная записка
Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие, как найти свое место в жизни. Кто из нас замерял объем собственного внимания, степень эмоциональной устойчивости и т. д. А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума. [10]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13