Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии

Подавляющее большинство учащихся класса желают после окончания девятого класса продолжить свое обучение в 10 классе, причем практически все опрошенные ответили, что не хотели бы сменить общеобразовательное учреждение в 10 классе, а желали бы остаться в гимназии. Никто из опрошенных не собирается после окончания девятого класса идти работать. Таким образом, 100% учащихся считают необходимым продолжить свое обучение после получения основного общего образования.

После окончания средней школы 93% учащихся класса хотят далее продолжить свое образование в ВУЗах и ССУЗах, лишь 7% детей после получения среднего образования собираются поступить на работу. Следует принять во внимание мнение 24% учащихся о необходимости совмещения учебы в ВУЗе или ССУЗе с работой.

Таблица 4. Выбор образовательного учреждения для продолжения обучения после 9 класса.

Вариант ответа

В город-ском ПТУ

В 10 классе

В техникуме

В ССУЗ

В сельском ПТУ

На курсах

Количество учащихся, выбравших ответ

1

23

2

1

1

1


Диаграмма 2.Выбор образовательного учреждения для продолжения обучения после 9 класса.

Таблица 5.Дальнейшие жизненные планы учащихся

Вариант ответа

Работать

Совмещать работу и учебу

Учиться после окончания школы

Кол-во учащихся

2

7

20


Диаграмма 3.Дальнейшие жизненные планы учащихся

Один из вопросов анкеты предлагал субъективно определить профессиональные предпочтения.

Таблица 6.Субъективные профессиональные предпочтения учащихся

Тип профессии

Количество учащихся

Отношение к общему числу учащихся в классе

Человек-техника

12

43 %

Человек-человек

10

34 %

Человек-природа

1

3 %

Человек-знак

5

17 %

Человек-худ.образ

1

3 %


Диаграмма 4.Субъективные профессиональные предпочтения учащихся

Параллельно дети также заполняли выше описанный опросник Е.А. Климова, при интерпретации которого была определена реальная принадлежность учащихся к той или иной группе профессий. При сравнении результатов двух методик нами было определено, что многие учащиеся склонны переоценивать свои профессиональные возможности, а некоторые дети, напротив, склонны недооценивать себя. Например, 3 человек (Ольга З., Иван Б., Антон А.) желают связать свою жизнь с программированием, однако, согласно интерпретированным данным опросника Е. А. Климова эти дети больше склоняются к работе в сферах “человек-человек” (Иван Б. и Антон А.) и “человек - художественный образ” (Ольга З.). Подобных несоответствий было выявлено достаточно много, это позволило предположить, что профессиональное самоопределение у учащихся сформировано в недостаточной мере. Данное предположение может быть также подтверждено результатами, полученными при обработке ответов детей на следующий вопрос анкеты. Учащимся предлагалось вспомнить, в каком возрасте они сделали свой выбор относительно будущей профессии. Лишь 7% детей сказали, что с детства мечтали только об одной профессии, а более половины детей (59%), напротив, свой выбор до конца еще не сделали. Таким образом, можно предположить, что больше половины учащихся 9А класса до конца еще не определились с выбором профессии и нуждаются в помощи.

Учащимся также предлагалось вспомнить, в каком возрасте ими был сделан выбор будущей профессии.


Таблица 7.Возраст, в котором учащиеся сделали свой выбор будущей профессии

Вариант ответа

1-5 класс

6-8 класс

9 класс

Выбор

до конца

не сделан

Количество учащихся, выбравших ответ

2

4

6

17


Диаграмма 5.Возраст, в котором учащиеся сделали свой выбор будущей профессии

Детям также предлагалось перечислить, какие их предметных направлений будут им необходимы в будущей профессиональной деятельности.

Таблица 8.Выявленные склонности по предметным направлениям

Направления

Предметные направления

Количество выборов


Математика

14


Химия

12


Изобразительное искусство

8

Предметы

Биология

6


Физика

6


Музыка

6


История

4


Иностранный язык

4


Литература

2


География

2


Спорт

18


Техника

12


Педагогика

10


Сценическое искусство

10

Другие направления

Журналистика

9


Право

8


Военные специальности

6


Медицина

6


Радиоэлектроника

5


Экономика

3

(один человек мог выбрать несколько направлений)


В результате лишь 6 учащихся выбрали биологию в качестве профильного направления. В сопоставлении в другими предметами этот рейтинговый показатель достаточно низкий. Наряду с этим 100% опрошенных ответили, что больше всего им нравится выполнять задания творческого плана, предполагающие общение, свободное выражение своих мыслей. Рейтинговая картина учебных предметов выглядит следующим образом:

Диаграмма 6.Рейтинговый показатель учебных предметов

В заключение учащихся просили ответить на вопрос, насколько они уверен в правильности выбора профессии (в своих силах в выборе профессии). 48% детей ответили, что они недостаточно уверены в правильности своего профессионального выбора.


Таблица 9.Уверенность учащихся в правильности выбора профессии

Вариант ответа

Абсолютно уверен

Скорее уверен, чем неуверен

Скорее неуверен, чем уверен

Совсем неуверен

Количество учащихся, выбравших ответ

3

8

12

6


Диаграмма 7.Уверенность учащихся в правильности выбора профессии

Для выявления особенностей мотивационной сферы учащихся, в ходе профориентационной диагностики применялась методика определения преобладающего мотива личности.         Цель методики: определить у учащихся преобладающий мотив в обучении. Для определения группового результата подсчитать процентное отношение выбранных видов мотивов к общему числу учащихся.

Результаты диагностики выглядят следующим образом: анализ полученных результатов показал, что социальные мотивы преобладают у 52% учащихся, моральные - у 10%, самовоспитания - у 18% и познавательные - у 10%.


Таблица 10.Преобладающие мотивы в обучении

Вариант ответа

Социальные

Моральные

Самовоспитания

Познавательные

Количество учащихся, выбравших ответ

17

3

6

3


Диаграмма 8.

Преобладающие мотивы в обучении

В беседе учитель биологии указала, что считает необходимым способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников. Однако ею было указано, что в гимназии практически не реализуются программы и мероприятия, направленные на оказание помощи учащимся в выборе профессии. По возможности опрашиваемый педагог старается включать в содержание урока элементы, способствующие профессиональному самоопределению старшеклассников, помогая им сделать верный выбор будущей сферы деятельности. Однако, педагог сказал, что редко знакомится со специальной литературой по данной теме, и считает, что создание программы элективного курса, способствующего профессиональному самоопределению школьников, и его реализация определенно помогут учащимся сделать свой профессиональный выбор более быстро и качественно.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что большинство учащихся, заканчивающих девятый класс желают продолжить свое образование в дальнейшем, многие из старшеклассников до конца не определились с выбором сферы будущей профессиональной деятельности и нуждаются в психолого-педагогической поддержке, которая в том числе может быть реализована и на уроках общей биологии, и на занятиях элективного курса профориентирующей направленности.

 

3.3 Формирующий этап эксперимента


Целью формирующего этапа эксперимента стала разработка и апробация системы уроков по общей биологии и занятий элективного курса, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Цель определила задачи формирующего этапа эксперимента:

·                   разработать уроки по общей биологии и программу элективного курса, способствующие профессиональному самоопределению учащихся,

·                   осуществить первичное «погружение» в профессии на уроках общей биологии (9 класс),

·                   Организовать и провести занятия по разработанной профориентирующей методике на уроках биологии (10 класс) и элективном курсе «Твои возможности, человек» (10 класс)

На основании выявленных интересов, склонностей и способностей учащихся 9 А класса на данном этапе эксперимента была разработана система заданий естественно-математической и гуманитарной направленностей к урокам курса “Общая биология” (таблица 5, конспекты уроков приведены в приложении), в которой учтены процессы профессионального самоопределения детей. Задания основываются на материал программы Пономаревой И. Н. и др. и учебника “Основы общей биологии” И. Н. Пономаревой, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. После выполнения каждого задания с учащимися были организованы беседы по проверке заданий каждого из профессиональных направлений, внимание учеников акцентировалось на важности конкретного мышления в профессиях естественно-математического характера и абстрактного — в гуманитарных профессиях (в обязательном порядке приводились примеры профессий каждого из направлений), таким образом, осуществлялось первичное погружение учащихся в профессию.


Таблица 11.

Тема урока

Задание естественно-математического характера

Задание гуманитарного плана

Идея развития органи-ческого мира в биологии

Представьте изменение мнений об устройстве живого мира на протяжении веков в виде схемы с конкретными и четкими комментариями.

Познакомьтесь на стр. 141-142 с мнениями о развитии мира разных философов. Проанализируйте, в каком направлении шла эволюция их мысли, какие из ныне отвергнутых положений кажутся вам адекватными и на сегодняшний день.

Современные представления об эволюции органического мира

Предположите, какие изменения в системе органов человека или любого другого млекопитающего позволят ему преодолеть возникающие в организма мутации. Представьте свой ответ в виде схемы строения организма с указанием точных изменений.

Напишите эссе, в котором предположите, каким образом естественный отбор может в будущем направить ход эволюции, в том числе и человека.

Основные направления эволюции

Познакомившись с текстом §42 учебника, составьте краткую, но емкую схему, отражающую основные закономерности биологической эволюции и ее направление.

Прочитайте статью Ю.Белова “Антрополо-гический детектив” и напишите краткий отзыв-эссе, указав согласны вы или нет с мнением автора о направлении эволюции, приведя биологические доказательства своего мнения.

Человеческие расы,

их родство

и происхождение

Прочитав материал §48, на карте мира разработайте и нанесите условные изображения, отражающие географию расселения человеческих рас по планете. Сделайте выводы.

Проанализировав сло-жившуюся на сегодняшний день картину мира с непрекращающимися конфликтами на нацио-нальной почве, напишите небольшое эссе, связав биологические особенности человеческих рас и их психологические характеристики.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

при подготовке урока учащимся предлагалось выполнить одно из следующих заданий:


Составьте таблицу, схему или график, показывающий развитие влияния человека на живую и неживую природу планеты. Отразите на ней положительные и отрицательные стороны взаимодействия.

Письменно ответить на вопрос: “Каким должен быть характер отношений человека и природы, чтобы сохранить устойчивое развитие жизни на планете?”


По результатам 7 предложенных заданий:

·     9 человек всегда выбирали задания естественно-математического характера (30%)

·     8 человек всегда выбирали задания гуманитарного характера (27%)

·     8 человек выбрали 5 или 6 заданий естественно-математического профиля (27%)

·     4 человека выполнили 3 задания гуманитарного и 4 задания естественно-математического характера (13%)

·     1 человек выполнил все 14 заданий и гуманитарного, и естественно-математического характера (3%)

На формирующем этапе также была разработана программа элективного курса по биологии как средство предпрофильной подготовки школьников. Выбор этого направления в экспериментальной работе обусловлен системной организацией предпрофильной подготовки в выпускных классах на базе МОУГ №4. Реализация программы элективного курса будет осуществляться в 2007/2008 учебном году.

В данном параграфе выпускной квалификационной работы предлагаем программу элективного курса по биологии “Твои возможности, человек” (конспекты занятий в рамках данного элективного курса приведены в приложении).

Пояснительная записка

Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие, как найти свое место в жизни. Кто из нас замерял объем собственного внимания, степень эмоциональной устойчивости и т. д. А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума. [10]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты