Проявление ревности во взаимосвязи с типом темперамента у лиц, состоящих в браке

Сильные нервные клетки, согласно представлениям И.П. Павлова, обладают значительным запасом функционального вещества и они способны работать долго и напряжённо на высоком уровне, т.е. они обладают высокой выносливостью, большой работоспособностью, а также, и высокой динамичностью (основной признак динамичности - лёгкость, быстрота, с которыми нервная система генерирует возбуждение и торможение) [2].

Слабые нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, а расход вещества в этих клетках происходит уже при небольшом напряжении нервных процессов. Эти клетки быстро достигают предела своей работоспособности и даже могут пострадать при непосильной нагрузке. Силу нервных процессов, по мнению И.П. Павлова, можно определить по скорости образования положительного условного рефлекса или по реакции на раздражители разной силы [48, с.500].

И.П. Павлов считал, что по соотношению между собой нервные процессы (возбуждение и торможение) могут быть уравновешенными или неуравновешенными. В первом случае их проявление в какой-то мере одинаково, сбалансировано между собой. Во втором - один процесс превалирует над другим (возбуждение над торможением или наоборот). Например, если положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, а тормозные - с трудом и медленно, то это значит, что возбуждение преобладает над торможением.

Под подвижностью нервных процессов И.П. Павлов понимал скорость (быстроту) и возможность перехода от одного процесса к другому, т.е. от возбуждения к торможению или от торможения к возбуждению, а также скорость изменения поведенческой реакции при изменении внешней среды. В зависимости от этого нервные процессы могут быть подвижными (лабильными) или инертными. Высокая подвижность нервных процессов обеспечивает своевременное приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. По мнению И.П. Павлова, степень подвижности определяется различной способностью нервных клеток к переключению с процесса возбуждения на процесс торможения и наоборот. При этом подвижность нервных процессов обуславливается не только организацией и свойствами нервных клеток, но и состоянием тонуса вегетативной нервной системы и соответствующими гуморальными механизмами. Для определения подвижности нервных процессов вырабатывают два виды условных рефлексов - положительный и отрицательный, затем выясняют степень возможности (лёгкость) замены положительного рефлекса на отрицательный [48, с.501].

Таким образом, И.П. Павлов полагал, что индивидуальные особенности высшей нервной деятельности проявляются в различной скорости образования и упрочнения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения, в различной трудности переделки сигнального значения условных раздражителей, в различной работоспособности корковых клеток, а также в различных поведенческих реакциях организма, его общем тонусе, работоспособности и продуктивности. При этом для каждого индивидуума характерна своя комбинация основных свойств корковой деятельности, чем и определяется особенность ВНД. Такую определённую совокупность основных свойств нервной системы Павлов назвал типом ВНД. При этом И.П. Павлов полагал, что сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов являются результатом унаследованных и приобретённых индивидуальных качеств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма и среды, проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма и прежде всего самой нервной системы, её высших "этажей", обеспечивающих высшую нервную деятельность [48, с.502].

Ганс Юрген Айзенк предложил концепцию базисной и факторной структуры личности, в том числе концепцию о трёх базисных свойствах личности - об экстра/ и интроверсии, о нейротизме и психотизме.

По Г. Айзенку, экстраверт - это открытый, общительный, социабильный, активный, импульсивный, оптимистичный субъект, для которого характерен слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверт - это спокойный, необщительный, замкнутый, застенчивый, пассивный человек, который планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под особым контролем. Эта характеристика напоминает параметр активности в классификации В.Д. Небылицына.Г. Айзенк считает, что экстра-интроверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации и передних отделов новой коры [48, с.501-502].

Большой вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внёс Борис Михайлович Теплов. Его работы, посвящённые изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на эту проблему, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.

Б.М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

2) Возбудимость внимания - это свойство темперамента обуславливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

3) Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Б.М. Теплов видел в "энергизации деятельности" в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

4) Тревожность. Под тревожностью Б.М. Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причём он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путём преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

7) Пластичность - ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

8) Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

9) Субъективизация. Функцию данного свойства Б.М. Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями [21].

Из приведённых выше характеристик свойств темперамента, предложенных Борисом Михайловичем Тепловым, следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью.

Отличительной чертой школы Вольфа Соломоновича Мерлина является рассмотрение темперамента как особого "психодинамического" уровня в структуре индивидуальности. Под темпераментом он понимает "энергетическую" характеристику психических свойств и относит к нему только те психологические свойства, которые представляют собой определённую "динамическую систему". По мнению Мерлина, "в качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: эмоциональная возбудимость; возбудимость внимания; сила эмоций; тревожность; реактивность непроизвольных движений (импульсивность); активность волевой, целенаправленной деятельности; пластичность-регидность" [23, с.360-366].

Известный психофизиолог Владимир Михайлович Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы Петра Кузьмича Анохина, включающей четыре блока - хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи - выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряжённости взаимодействия организма со средой), лёгкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального действия с его акцептором [21, с.559].

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров - активности и чувствительности - были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены.

С точки зрения выше описанной концепции В.М. Русалова, темперамент - это психобиологическая категория в том смысле, что его свойства не являются полностью ни врождёнными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой "системное обобщение" генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые "включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщённую, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств" [21, с.560].

Все выше описанные положения имеют развитие и в последующих исследованиях отечественных, а также зарубежных учёных.


1.3.2 Темперамент и личность

Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности.

Темперамент является одним из психических свойств личности, но люди и с одинаковым темпераментом оказываются очень разными. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и далеко не всегда можно отнести его к тому или иному типу темперамента. Личность большинства людей обладает признаком не одного, а двух и более типов. Чаще всего личность - это носитель психических свойств, принадлежащих разным типам темперамента [6].

Борис Михайлович Теплов и Владимир Дмитриевич Небылицын, изучая проблемы индивидуальных различий, высказывали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов [4]. Приёмы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента [15]. Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события, эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности. Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении ещё до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи [36].

Сочетание выше описанных свойств и создаёт тот индивидуальный для каждого тип темперамента. Те его проявления, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания человека, от культуры, обычаев, традиций и многого другого [26].

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И.В. Дубровиной [9], одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие - быстро, но не всегда правильно, третьи - медленно и правильно, четвёртые - медленно и с ошибками. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учёта типов темперамента школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей.

Представители холерического типа темперамента отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает [36, с.34].

Представитель сангвинического типа темперамента - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, он весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения [36, с.35].

У меланхоликов психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у меланхоликов замедленную деятельность, а затем и прекращение её. Они быстро утомляются, но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояние у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются у них слабо [36, с.36].

Флегматики медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать [36, с.37].

Свойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности [27].

Своеобразны проявления темперамента в общении. Типы темперамента, как отмечает Грановская Р.М. [7, с.385-386], накладывают свой отпечаток на способы общения, определяя степень активности в налаживании контактов.

Таким образом, на основании проанализированной психологической литературы, посвященной феномену темперамента можно сделать выводы о том, что это явление интересовало людей со времен древности, и было предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что, во всяком случае, в отечественной психологической науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Однако, вместе с тем, следует отметить, что даже в современной психологической науке до сих пор существуют несколько неоднозначные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент генетически обусловленным явлением, однако существуют и другие точки зрения на природу темперамента, суть которых сводится к первостепенной роли среды [16].

Итак, знания о темпераменте как свойстве личности, позволяют человеку взглянуть по-новому на себя, понять, как особенности темперамента влияют на характер, и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, взаимоотношений, изменить отношение к себе.


1.4 Психологическая типология темперамента


Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определённого темперамента в конкретных жизненных ситуациях.

Древнейшее описание темпераментов, как уже отмечалось ранее, принадлежит Гиппократу. Он считал, что в организме человека имеется четыре основных жидкости: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Эти жидкости смешиваются в каждом человеке в определённых пропорциях и составляют его темперамент [4].

Исходя из учений Гиппократа, самый знаменитый после него врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате "De temperamentum" (лат. temperamentum - "соразмерность", "правильная мера"). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одной из жидкостей. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвинистический (от лат. sangius-кровь); холерический (от греч. chole-желчь); флегматический (от греч. phlegma-слизь); меланхолический (от греч. melaina chole-чёрная желчь) [39].

Примечательно, что эта концепция имела огромное влияние на многих учёных на протяжении столетий. О влиянии учения последователей Гиппократа и Галена на дальнейшее развитие типологии темпераментов, можно судить, хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании нервной системы.

Прежде чем перейти к рассмотрению типов темперамента, следует сразу подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны. Как говорил Вильгельм Вундт" "В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении принятых решений - флегматиком" [32, с.92]. Именно поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно в силу генетической обусловленности последнего), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней. Темперамент подчиняется общим закономерностям развития психики, так как он является её формально динамической особенностью [35].

Деление учения о темпераментах Иммануила Канта было таким: на темпераменты чувства и темпераменты деятельности, которые в свою очередь, подразделяются на два вида и в совокупности дают четыре темперамента. К темпераментам чувства Иммануил Кант причислял сангвинистический темперамент и его противоположность - меланхолический; а к темпераментам деятельности - холерический и флегматический [13, с.313-317].

Вплоть до конца ХIХ в. считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. Лишь в начале ХХ в. произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. Огромную роль в этом сыграли работы Эрнста Кречмера, который предпринял попытку связать особенности темперамента с особенностями строения тела человека [14].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты