На основе результатов методики "Самооценка личности" можно сделать следующие выводы:
- одинокие пожилые люди имеют высокий уровень самооценки по параметрам "характер", "авторитет у сверстников", "умелые руки", что может объясняться защитными механизмами;
- имеют низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний по шкале "здоровье", т.е. наблюдается некоторое расхождение между "могу" и "хочу", что может привести к проблемам в самовосприятии;
- имеют средний уровень самооценки и притязаний по параметру "внешность", что свидетельствует о критичном отношении к себе.
В целом, одинокие пожилые люди имеют адекватно высокий уровень самооценки и притязаний, стараются ставить перед собой достижимые цели, тонко настраивают свои предпочтения и сосредотачивают внимание на том, что им доступно, а не на том, чего они более уже не могут делать. Довольствуются тем, что есть, ощущают свое положение как вполне приемлемое.
Важным выводом нашей работы является то, что у одиноких пожилых людей существует организованная, целостная система представлений о самом себе, и даже не смотря на одинокое проживание, их действия согласуются с их "Я-концепцией".
Таким образом, перечисленные выше особенности полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Анализ результатов исследования дает представление об особенностях "Я-концепции" одиноких пожилых людей. Естественным становится учет этих особенностей при осуществлении социальной работы с данной категорией граждан.
В деятельности социальных работников в работе с пожилыми людьми необходимо учитывать следующие рекомендации:
- учитывая низкую социальную заинтересованность одиноких пожилых людей, необходимо выстраивать пути оптимизации их отношений с ближайшим окружением;
- необходимо найти полезные формы применения опыта пожилых людей, их умений, знаний, т.е. необходимо стимулировать их деятельность, которая помогает ощущать себя нужным, востребованным;
- не следует освобождать их от посильных нагрузок в личностно бытовом уходе, выполнении каких-либо дел, полезных другим людям или уходе за животными (растениями) с пользой для себя и общества;
- учитывая заниженные самооценки по параметрам "здоровье", "внешность" необходимо повышать геронтологическую грамотность пожилых людей, информировать их о том, что ухудшение физического состояния и связанные с этим изменения внешности являются результатом нормального процесса старения, т.е. соответствуют их возрасту и положению;
- не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, например, нужно помочь им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих;
- в ходе общения с пожилыми людьми необходимо руководствоваться правилами этики;
- важной установкой в работе с одинокими пожилыми людьми является принятие их не только как объекта, но и как субъекта. Это поможет подключить их внутренние ресурсы, способствующие их самореализации, самоподдержке, самозащите, такой метод послужит импульсом для улучшения их физического и духовного самочувствия.
Заключение
В данном исследовании была попытка изучить особенности "Я-концепции" одиноких пожилых людей. Цель работы была достигнута посредством реализации задач исследования.
В теоретической части исследования был представлен анализ проблемы одиночества, описано влияние одиночества на ход личностного развития в пожилом возрасте, рассмотрены особенности развития личности, характерные для пожилых людей. В процессе теоретического изучения проблемы одиночества было установлено, что одиночество является социальным феноменом, свойственным различным слоям населения. В рассмотренных теоретических подходах к понятию "одиночество" подтверждается тот факт, что одиночество является сугубо индивидуальным, психологическим переживанием, которое не может быть идентифицировано с фактической изоляцией (одиноким проживанием), и, как и все сложные чувства, обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов. Рассмотрев влияние одиночества на ход и результаты личностного развития в пожилом возрасте, причины его возникновения, мы пришли к выводу, что в пожилом возрасте одиночество является социальной проблемой, может привести к эмоционально-волевым расстройствам личности, изменить самовосприятие пожилого человека, понижая его самооценку. Одиночество в старости связано не только с особенностями общения, но и со свойствами личности и наиболее существенным является не одинокое проживание, а социально-психологические аспекты, приводящие к одиночеству. Наиболее подробно мы рассмотрели особенности личностного развития в пожилом возрасте. Изучая материал по данному вопросу, отметили, что в литературе содержатся противоречивые сведения об изменениях и постоянстве личности пожилого человека. Все же, мы можем сделать вывод о том, что развитие личности в пожилом возрасте продолжается, и определяется различными видами изменений, как негативного, так и позитивного характера. Главным особенностью пожилого возраста является мудрость, которая поднимает пожилого человека на новую ступень развития, позволяет сохранить целостность "Я". Процесс личностного развития носит индивидуальный характер и обусловлен выбором стратегии адаптации к старости. Выбирая конструктивную модель развития, пожилой человек способен прогрессивно развиваться как личность. На успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы, способность к рефлексии, сохранение свое позиции субъекта жизни, способность противостоять негативным стереотипам.
В практической части работы были реализованы следующие этапы: проведение различных методик для изучения склонности пожилых людей к одиночеству, а также различных аспектов "Я-концепции" одиноких пожилых людей, провели анализ результатов и их обощение. Изучение склонности пожилых людей к одиночеству показало, что одиночество не является обязательным спутником старения, большинство пожилых людей не испытывают данного чувства, не смотря на одинокий образ жизни. Изучение различных аспектов "Я-концепции" показало, что для пожилых людей характерно снижение социальной заинтересованности, невысокая степень дифференцированности "Я", стирание индивидуальных черт, а также хорошо организованная идентичность. Изучение базовой составляющей "Я-концепции" - самооценки личности одиноких пожилых людей показало, что пожилые люди имеют адекватно высокий уровень самооценки и притязаний по ряду параметров по ряду параметров, имеют организованную, целостную систему представлений о самих себе. Изучив особенности "Я-концепции" одиноких пожилых людей можно сделать вывод о том, что знание и учет данных особенностей поможет воспринять и понять мир одинокого пожилого человека, будет способствовать формированию благоприятного образа старости, даст возможность выбрать оптимальные технологии социальной помощи.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. вузов.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский Центр "Академия", 1999.- 320с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-СПб.: Питер, 2001.-288с.- (Серия "Мастера психологии").
3. Ануфриев А.Ф.// Психологические методики изучения личности: Практикум/ Под ред. проф. А.Ф. Ануфриева., Барабанщикова Т.А., РыжковаА.Н. - М.: Ось-89.2008.-304 с.
4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.-М.: Изд-во "Институт психологии РАН", издание 2-е, исп. и доп.,2006.-512с. (Достижения в психологии).
5. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия "Учебники и учебные пособия"- Ростов н./Д. Феникс, 1997 – 576с.
6. Бахур В.Т. Это неповторимое "Я". М., Знание, 1996.-192с.
7. Бердяев Н.В.Я, одиночество и общество//Философия свободного духа.-М.: Республика.1994.-480с.(Мыслители XX века)
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Перевод с английского. Общая редакция и вступительная статья кандидата педагогических наук В. Я. Полиповского. Москва. "Прогресс",1986.
9. Валь Х.В. Психологическая геронтология в Германии: недавние находки и социальное применение // Психология зрелости и старения. [Текст] Ежеквартальный научно-практический журнал. /Учредитель РОО " Центр Геронтолог", Е.В.Сатарова.-2005,ISSN 0236-4999 2005,№2 (30) лето.- стр. 39-57,-455 экз.
10. Душков Б.А.Психология типов личности. - Екатеринбург: Деловая книга. М.: Академический проект,1999.-504с.
11. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. – М.: Изд-во
ЭКСМО Пресс,2002.-320с.
12. Ермолаева М.В. Психология развития.- 3-е изд. стереотип – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2006.- 376с. - (Серия "Библиотека психолога").
13. Ермолаева М.В. Значение жизненного опыта в старости//Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/ учредитель РОО "Центр геронтолог", Е.В.Сатарова.-2007, ISSN 0236-4999.2007,№2(38) лето,-580 экз., стр.58-81
14. Кон И.С. Открытие и "Я". М., Политиздат,1978 г.367 с. (Над чем работают, о чем спорят философы)
15. Крайг Г. Психология развития // Крайг. Г., Бокум Д.- 9-е изд.- СПб.: Питер, 2006.- 940.:ил.
16. Краснова О.В. Социальная психология старения // Краснова О.В, ЛидерсА.Г,Учебное пособие для студ.высш. учеб.заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2002,-288с.
17. Краснова О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/учредитель РОО "Центр Геронтолог", Е.В.Сатарова.-1998,апрель. - М.: ISSN 0236-4999. №30(1), весна.- 650 экз.
18. Краснова О.В. Круглый стол "Социально-психологические проблемы пожилых людей"// Журнал практической психологии. №3, 1998.
19. Лабиринты одиночества. Пер. с анг./Сост, общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского.- М.: Прогресс, 1989.-624с.
20. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте.// Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/учредитель РОО "Центр Геронтолог", Е.В. Сатарова.- ISSN 0236-4999 №3 (38) лето, 1999-600экз.
21. МолчановаО.В. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/учредитель РОО "Центр Геронтолог", Е.В.Сатарова.- ISSN 0236-499928.1999, №1 (28)-550экз, с.24.
22. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе соц. работы: Учебные пособия для студ. высш. учеб.заведений. / Никишина В.Б., Василенко Т.Д. - М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-208 с. - (социальная работа).
23. Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. -М.: Изд-во Московского университета, 1987.-с206.
24. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг/ Сост. Н.С.Дегаева, Г.В.Сабитова.-М.: ГосНИИ семьи и воспитания,2003.- Вып.4. – 192с. тираж 1000экз. Информационно-методическое издание ISBN 5-900072-28-9.
25. Психологический словарь / авт. сост. В.Н.Копорултна, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабаева; Под общей ред. Ю.Л. Неймера.- Ростов н/Д: Феникс, 2003, 660с.
26. Проблемы пожилых людей и пути совершенствования геронтологической помощи: Сборник статей 2 Межрегиональной конференции и " Проблемы пожилых людей и пути совершенствования геронтологической помощи." Ярославль 2003.-152 с.
27. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика./А.АРеан,А.Р.Кудашов,А.А.Баранов.-СПб.:прайм ЕВРОЗНАК,2006.-479.[1]с.- (Психология-лучшее).
28. Современный психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.-СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2006.-490,[6] c.-(Научный бестселлер).
29. Стюарт – Гамильтон Я. Психология старения.- СПб.: Питер, 2002.- 256.- (серия "Мастера психологии").
30. Толстых А.В. Возрасты жизни.- М.: Молодая гвардия,1988.-233[1]с., ил.- (Эврика).
31. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских, социальной работы.- Самара.: Издательский Дом БАХРАХ – М., 2004.,736с.
32. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.,М.: Медицина,1996.
33. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004.- 349с.
34. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: Соц.- психол. проблема. - К.: Изд-во "Украiна", 1991.-270 с. : ил .- Библиогр.: с. 265-268
35. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К", 2006.- 348с.
Приложение 1
Восемь подходов к одиночеству [19,с.163]
Теория |
Психодинамическая |
Феноменологческая |
Экзистенциа-листская |
Социологческая |
Интеракционистская |
Когнитивная |
Интимистская |
Системная |
База теории |
Клиническая практика |
Клиническая практика |
Клиническая практика |
социальный анализ |
Клиническая практика |
теоретические исследования |
чисто теоретическая |
чисто теоретичес- кая |
Природа одиночества положительная |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
нормальная или патологическая |
патологическая |
патологическая |
универсальная |
нормативная |
нормальная |
нормальная |
нормальная |
нормальная |
Причины: в личности Или в ситуации |
в личности |
в личности |
в условиях человеческого бытия |
в обществе |
и то и другое |
и то и другое |
и то и другое |
и то и другое |
Исторические и в детстве |
в детстве |
в настоящем |
на протяжении всей жизни |
и то и другое |
в настоящем |
в настоящем |
в настоящем |
в настоящем |
Приложение 2
Методика "Склонность к одиночеству" [22].
Цель Изучение склонности к одиночеству, степени ее выраженности.
Инструкция. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением на бланке для ответа ставится знак "плюс" ("да"). При несогласии – знак "минус" ("нет")
Вопросы |
"+" |
"-" |
1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива. |
|
|
2. В одиночестве я чувствую себя лучше |
|
|
3. Я не переношу одиночества и стремлюсь быть среди людей. |
|
|
4. Временами мне лучше среди людей, временами предпочитаю одиночество. |
|
|
5. В одиночестве я скучаю по людям |
|
|
6. В большинстве случаев я хочу быть среди людей |
|
|
7. Я не боюсь одиночества. |
|
|
8. Я боюсь одиночества, и, тем не менее, получается так, что нередко я оказываюсь в одиночестве. |
|
|
9. Я люблю одиночество |
|
|
10. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями |
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10