Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

Таким образом, отношение к собственному старению является важной составляющей психической жизни в старости. И если пожилой человек считает физические и психические изменения, которые с ним происходят вполне естественными для данного возраста, это ставит человека на новый уровень самосознания [4,12,26,33].

Итак, из рассмотренных стратегий адаптации в старости становится понятным, что дальнейшая специфика развития личности будет определяться выбранной в процессе кризиса стратегией старения.

Приспособление к старению сопровождается и психологической потребностью вспоминать прошлое, размышлять о прошедших событиях. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться со своим прошлым. Д.Левинсон называет этот процесс "взгляд с моста"[29,33]. Феномен обращенности пожилых людей к воспоминаниям прошлого, их особой эмоциональной окрашенности – существенный момент психической жизни пожилых.

Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной проблему типологии старения. Разные авторы указывают на то, что психическое старение разнообразно[29,с.26;32,33]. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д. Б. Бромлей. В целом выделено 5-ть типов стареющей личности[10,29,31,33]:

-конструктивный;

-зависимый ("кресло-качалка")

- защитный;

-агрессивно-обвинительный;

-самообвинительный.

Конструктивный тип – пожилые люди данного типа более уравновешенны, у них сохраняются способность радоваться жизни, хорошие, теплые отношения с другими людьми. Пожилые люди не драматизируют окончания своей профессиональной деятельности, стараются сохранять оптимистическое отношение к жизни. Самооценка этой группы пожилых людей довольно высока, т.к. они имеют постоянные планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих.

Зависимый тип ("кресло-качалка") – пожилые люди данного типа полагаются не на себя, а на помощь других. В основном они зависят от партнера по браку или от своего ребенка. Не имеют высоких профессиональных претензий, поэтому охотно уходят из профессиональной среды.

Защитный тип (оборонительный) – для пожилых людей данного типа характерны преувеличенная сдержанность, они неохотно принимают помощь от других, их постоянно беспокоит мысль о старости, которую они пытаются заглушить активностью " через силу".

Агрессивно-обвинительный тип – люди данного типа агрессивны, взрывчаты, подозрительны, враждебно относятся к окружающим. Винят в собственных неудачах других, а также обстоятельства.

Самообвинительный тип – пожилые люди с пассивным типом безропотно принимают свои трудности. Свою враждебность они направляют, прежде всего, на самих себя. Они больше подвержены одиночеству, смерть же воспринимают как избавление от несчастного существования.

Ф.Гизе на X психологическом конгрессе в Боне, выделял 3 типа стариков и старости:

1) старик – негативист, отрицающий у себя какие – либо признаки старости;

2) старик – экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности;

3) интровертированный тип, остро переживающий процесс старения[30,33].

И.С.Кон выделяет несколько типов разных социально – психологических типов старости, используя направленность деятельности К позитивным благополучным типам, относятся:

а) активная, творческая старость;

б) энергия направлена на устройство собственной жизни, материальное благополучие, отдых и т.д.;

в) главное приложение своих сил люди данного типа старения находят в семье;

г) смыслом жизни людей данного типа является забота об укреплении собственного здоровья.

Все 4-е типа старости И.Кон считает психологически благополучными, и замечает, что есть и отрицательные типы. К таковым он относит агрессивных старых ворчунов, разочаровавшихся в себе и собственной жизни, одиноких и глубоко несчастных неудачников, критикующих все, кроме себя [14,30,32].

Рассмотренные выше типы личности подтверждают, что психические изменения, касающиеся личностной сферы, зависят от индивидуальных особенностей человека, от всей истории его жизни. Определенно не существует типа личности, который был бы идеален для старости. С другой стороны, некоторые типы личности позволяют людям совладать со старостью лучше, чем другие. "Пожилые люди обычно "получают" личность в начале взрослой жизни и любые более поздние смещения обычно является изменением характеристик относительно тех, что имелись в молодости"[30,с.148].

Таким образом, человек в значительной степени становиться таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал.

Люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. Значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей оказывают негативные социальные стереотипы, о которых говорилось выше. Под воздействием исподволь проникших в сознание негативных мнений, многие пожилые теряют самое главное – веру в себя. Ссылаясь, на многочисленные исследования Г.Крайг пишет о том, что "в любом возрасте мнения о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности субъекта"[15,с.345;18]. Поэтому основной проблемой пожилого возраста является понимание и принятие пожилым и старым человеком своего "Я" во всех его проявлениях.

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что отражается в его "Я-концепции". Прежде чем проанализировать особенности "Я-концепции" пожилых людей, необходимо остановиться на самом понятии "Я-концепции". В литературе дается несколько определений "Я-концепции". Первое определение принадлежит Д. Роджерсу. Он утверждал, что "Я-концепция" складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, его представлений о возможности его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром" [8,с.38]. Второе определение принадлежит Стейнсу. "Я-концепция" формируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду"[8,с.39]. Существующие определения можно дополнить еще двумя:

- "Я-концепция" - обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще можно сказать, "Я-концепция" - это "теория самого себя" [27,с.135];

- "Я-концепция" - восприятие индивидом его личной идентичности" [15,с.845].

В психологии принято выделять 2-е формы Я-концепции" - реальную и идеальную. Понятие реальная не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же "Я-концепция" (идеальное-Я) - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть")[27].

Уильям Джемс подразделяет "Я" на 4-е компонента: духовное "Я" - совокупность психических способностей и склонностей; материальное "Я" - одежда, собственность; социальное "Я" - то, чем признают данного человека окружающие и физическое "Я" - тело, внешность [14,с.33-34;8,с.48].

Американский психолог Майк Розенберг считает, в наших представлениях о себе содержится несколько "Я": это истинное "Я" (представление о личности, которой я мог бы стать при условии принятия определенных моральных норм); будущее или возможное "Я" (представление о личности, которой я могу стать реально) и, наконец, множество показных "Я" - личин, выставленных на всеобщее обозрение, цель которого – скрыть отрицательные, глубоко интимные черты и склонности истинного "Я" [34,с.105].

По Э.Берну "Я-концепция" является совокупностью 3-х составляющих: когнитивная (описательная или Образ – "Я"), эмоционально – оценочная (самооценка), поведенческая [8].

- Когнитивная составляющая (образ – "Я") – представление человека о самом себе, о своей внешности, личностных особенностях;

- Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний;

- Поведенческая составляющая – соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом – "Я" и самооценкой.

Таким образом, "Я-концепция" включает в себя три взаимодействующие составляющие личностных качеств и форм поведения человека.

Важной составляющей "Я-концепция" является самооценка. "Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей" [28,с.367]. Предметом самооценки могут, в частности стать тело человека, возраст, его способности, характер, здоровье, планы, переживания, его социальное окружение и множество других личностных проявлений. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности. Характеризуется по следующим параметрам: 1)уровню (величине) – высокая, средняя и низкая; 2) реалистичности – адекватная и неадекватная (высокая и заниженная); 3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная и др.

Самооценка, по мнению многих авторов (Куперсмит, Розенберг и др.) – позитивная или негативная установка, направленная на "Я", оценка личность себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения. Ощущения собственной ценности, позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности[15,19,20].

Уильям Джемс представил самооценку в виде "дроби, где в знаменателе наши претензии (притязания). А в числителе – наш успех; т.о, самооценка = успех/притязания"[19,с.187].

Данное определение подчеркивает соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. С помощью данной формулы Джемс указал на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби либо уменьшая её знаменатель [8,с.43]. То есть самооценка отсчитывается относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать. Всякая попытка себя охарактеризовать носит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. Почти все наши самооценки соотносятся с ролевыми характеристиками и с социально – групповой принадлежность людей. В числе обстоятельств, существенно влияющих на самооценку в пожилом возрасте, следует указать на степень расхождения между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни. Чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности. По данным исследований пожилые люди в самохарактеристиках отмечают перевес положительных качеств над отрицательными и нарастание некритичности к себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения[16,21]. Зарубежные авторы, например, Комман, обнаружил, что самовосприятие с возрастом возрастает, пожилой человек позитивно оценивает свою внешность, свое поведение и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований у людей старше 60 лет более высокая самооценка, чем у молодых. Комман выделил два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте. Первый фактор связан с уменьшением с возрастом расхождения между реальным и идеальным "Я", т.е. происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению жизнью. Второй фактор связан с появлением умения строить разные отношения с разными людьми. На понижение самооценки влияют отсутствие свободы выбора, возможность самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией[5;19;28]. Существенно влияет на самооценку в пожилом возрасте расхождение между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни, чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности[16].Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, лежат ли в его основе собственные суждения человека о себе или интерпретация суждений других людей. По данным многих авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей, т.е., она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств.

Итак, самооценка, как показывает анализ литературы, относится к базисным качествам личности.

Что касается "Я-концепции" в пожилом возрасте, то имеющие работы по данной проблематике содержат противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что с возрастом "Я-концепция" становится более негативной, самооценка снижается, растет число людей не удовлетворенных своей жизнью, в других отмечаются противоположные данные, отмечается позитивный образ "Я", склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение [16]. В исследованиях Л.В.Бороздиной и О.Н Молчановой по изучению динамики самооценки в зрелости и старости, было обнаружено, что наряду с общим снижением ценности "Я" с возрастом нарастают факторы компенсации, которые поддерживают стабильность "Я – концепции", которые были названы психологическим витауктом [16,20,21]. К таким факторам относятся:

а) наличие у людей пожилого возраста высоких позиций самооценки по шкалам "характер", "отношение с людьми", "участие в труде", а также в среднем умеренный уровень общей самооценки;

б) фиксация на позитивных чертах своего характера (пожилые люди чаще приписывают себе позитивные качества и реже указывают на свои недостатки);

в) снижение идеальных и достижимых самооценок. Сближение "могу" и "идеала" в позднем возрасте говорит о принятии своей позиции, даже если она крайне низка, о тенденции довольствоваться тем, что есть, ощущать свое положение как вполне приемлемое;

г) относительно высокий уровень самоотношения;

д) ориентация на жизнь внуков и детей; данная ориентация сохраняет перспективу личностного развития, способствуют осознанию ценности своего "Я";

е) ретроспективный характер самооценки.

Будущее для лиц позднего возраста нередко представляется угрожающим, ожидаемые изменения – негативными, поэтому характерной чертой "Я-концепции" является обращенность в прошлое. По мнению М.В. Ермолаевой, характерный отлет сознания в прошлое имеет особое значение в старости. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее, они как бы погружены в него. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться с прошлым. Через воспоминания они могут пересмотреть, "переоценить", возможно, принять свою жизнь[11,20,33].

Перечисленные выше процессы рассматриваются в литературе как защитные механизмы, которые позволяют удерживать собственную "Я-концепцию" в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. [9,12,16,21]. Новые теоретические подходы, представленные немецкими учеными Томэ, Браундштадтером, Хекхаузеном, Филиппом и др. подчеркнули, что концепция "Я" отражает ядро личности даже больше, чем субъективное состояние. Их исследования изменили концепцию личности, которая игнорировала возможность роста в поздний период жизни, подчеркивая регрессивные процессы. В конце 90-х гг. Пинктуар провел обширный анализ результатов исследований "Я" в старом возрасте[9,с.39-57]. Он обнаружил следующее:

1) существуют низкие корреляции между глобальными и специфическими самооценками;

2) глобальные самооценки остаются положительными, в то время как уровень специфических (проблемно-зависимых) самооценок падает с увеличением возраста;

3) различные социальные факторы усиливают положительные самооценки.

Данные исследования также выявили существование мощных защитных механизмов, которые поддерживают на относительно высоком уровне психологическое благополучие и положительную самооценку в пожилом возрасте. Действие этих защитных механизмов зависит от индивидуальных особенностей человека, общего стиля и истории жизни пожилого человека [9,11,16,20]. То есть, когда у пожилых людей, несмотря на серьезные жизненные обстоятельства, есть возможность думать, что их действия согласуются с их "Я-концепцией", они в целом чувствуют большое удовлетворение от жизни, а их самооценка повышается.

Несомненно, "Я-концепция" уязвима для событий жизни, изменений здоровья, материального положения, условий жизни, социальных связей, положения в обществе. Серьезные изменения "Я-концепции" могут, в свою очередь, повлиять на чувство собственного благополучия. Тем не менее, сам процесс старения не оказывает прямого влияния на представление человека о самом себе[15,с.764].Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разноплановых тенденциях "Я-концепции" пожилого человека и обуславливает резко выраженные индивидуальные вариации.

Таким образом, "Я-концепция" играет важную роль в формировании целостной личности.

В настоящее время широко декларируются идеи поступательного развития личности в течение жизни, продуктивного старения и счастливой старости. Но процесс развития не сводится к одному поступательному развитию, развитие есть единство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных. Новые исследования в области жизненного пути показывают, что личностное развитие представляет собой двухколейный процесс, который включает в себя перемещение субъекта, его сознания и даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возобновлением поступательного движения. Движение вспять является не регрессом, а механизмом обогащения личности латентными образованиями пройденных стадий, которые оцениваются с позиции настоящего[4,с.265]. Таким образом, развитие личности в пожилом возрасте складывается из личной интерпретации событий и реакции на них, тесно связанных с поведением человека в прошлом.

Согласно теории Э.Эриксона, старение, как завершающая стадия развития – психологический конфликт целостности против безысходности (отчаяния). Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствует отчаяние[4,15]. В многочисленных работах, посвященных старости, подчеркивается, что одновременно с инволюционными процессами на всех уровнях человеческой жизнедеятельности возникают изменения и новообразования прогрессивного характера[11,12]. П.Балтес отмечал: "Любое развитие включает процессы роста (приобретения) и упадка (потерь)" [4,с.384]. Новообразования каждой стадии Эриксон определяет как устойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающий нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе происходит перевес негативных свойств[4,29].В качестве позитивных новообразований Эриксон выделяет доверительное отношение индивида миру и себе, автономию, инициативу, трудолюбие, хорошо организованную идентичность, интегрированность. К негативным характеристикам личности он причисляет недоверчивость, чувство вины, отчаяние[4;18].

Особая ценность теории Э.Эриксона заключается в том, что она охватывает всю жизнь человека, из чего следует, что развитие личности продолжается в течение всей жизни. Только в старости приходит настоящая зрелость, позволяющая оценить предшествующие достижения. Главной задачей заключающей стадии, которую Э. Эриксон назвал Мудростью, является отыскании человеком смысла своей жизни, в обретении целостности своего "Я"[3;5;19].Становление человека мудрым, а, следовательно, способным обеспечить себе благополучную старость, является его позитивное отношение не только к окружающему миру, но и к самому себе. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранить достоинство и целостность "Я" перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти [10]. В возрасте около 60 лет каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. На уровне рефлексии идет процесс осмысления своей жизни и своей "самости".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты