Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимоотношения индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. [19,33,35].

Последняя из трех указанных выше основных измерений, по которым проводятся различия типологий одиночества, касается временной перспективы одиночества, его продолжительности. Социологи Дж. Янг (1978)и его коллеги различали 3 типа одиночества:

- хроническое одиночество, развивающееся тогда, когда индивид в течении

длительного времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи.

- ситуативное одиночество, наступающее в результате значительных стрессовых событий жизни, таких как смерть близких, разрыв брачных отношений.

- преходящее одиночество, являющееся наиболее распространенной формой этого состояния, относящегося к кратковременным приступам одиночества[19,с.304-305;35,с.75]. Дж. Янг и его коллеги полагали, что люди, чье одиночество носит хронический характер, обычно имеют меньше е близких и интимных отношений, чем те, у кого одиночество носит ситуативный характер.

Таким образом, каждый тип одиночества является особой формой самосознания, свидетельствующей о разрыве основной сети взаимоотношений, составляющих жизненный мир личности. Существующие типы и степени одиночества, некоторые его формы могут стимулировать развитие одиночества и усугублять его, в других же его формах ярко выражен разрушительный эффект данного явления.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели феномен одиночества. Одиночество рассматривается:

1) как осознанная депривация социальных контактов, когда человек имеет потенциальную возможность взаимодействовать с другими людьми, но не делает этого;

2) как несоответствие актуальных и желательных взаимодействий с другими людьми;

3) как болезненное переживание дефицита социальных связей;

4) как сугубо индивидуальное переживание, выражающее особую форму самосознания, самовосприятия;

5) как внутреннее и субъективно психологическое переживание, которое не может быть идентифицировано с фактической изоляцией.

Ряд исследователь данного феномена (Д.Перлман, Э.Пепло, Зилбург, К.Роджерс, Д.Рисмен, Мустакас и др.) отмечают, что одиночество связано не только с особенностями общения, но и со свойствами личности.

Анализ литературы показал, что существует ряд теоретических подходов к пониманию одиночества (психодинамический, феменологический, экзистенциально – гуманистический, социологический, интеракционистский, когнитивный, теоретико-системный), в которых рассмотрены факторы среды и внутрииндивидуальные факторы, способные привести к одиночеству. Описаны различные виды (космическое, культурное, социальное, межличностное) и типологии одиночества Кельбеля, С.Вейса, Дж. Янга, которые объясняют многосторонность переживания данного чувства. Некоторые его формы могут стимулировать и усугублять чувство одиночества, в других ярко выражен разрушающий эффект этого явления.

Данные теоретические подходы подтверждают тот факт, что одиночество, как и все сложные чувства, обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов.

Одиночество является феноменом, свойственным самым различным слоям населения.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития личности в пожилом возрасте, обратим особое внимание на развитии "Я – концепции" пожилых людей.


1.2 Особенности личностного развития в пожилом возрасте


Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Именно старость очерчивает перспективу развития личности.

Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на представление пожилых о себе и их удовлетворенностью жизнью. Общая проблема – довлеющее влияние стереотипов "типичного" пожилого человека. Существует множество описаний особенностей, характеризующих личность пожилого человека. Согласно исследованиям, проведенным О.В.Красновой, представители различных возрастных групп выделяли такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Но вместе с тем отмечаются и негативные их характеристики: эгоистичность, жадность, упрямство, безразличие ко всему, интеллектуальная деградация, консерватизм, критическое отношение к молодым людям[12,17].

Большое разнообразие в оценке одних и тех же характерологических черт старого человека создают противоречивую картину. Многие характерные черты пожилых людей обусловлены распространенными в обществе стереотипами, которые оказывают значительное влияние на формирование отношений пожилого человека к себе[13,14]. Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальной и вербальной форме поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений пожилые люди обесценивают себя, теряют самоуважение, у них падает мотивация и как следствие снижается, социальная активность [4,5,15]. Негативные стереотипы характеризуют пожилого человека, как склонного к болезням, консервативного, ворчливого и недовольного жизнью; т.е. в целом абсолютно несчастного. И если пожилой человек не научился дистанцироваться от мнений окружающих, он начинает "приглядываться" к себе, контролировать автоматически выполняемые действия, т.е. по сути, он занимается саморазрушением, тем самым, подтверждая пониженную социальную оценку[4]. Иначе говоря, старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве.

Совсем иные "техники" жизни используют люди, сохранившие в старости "упорство духа". Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки[4,5].

Таким образом, успешность личностного и социально- психологического развития человека, во все периоды жизни, и особенно в поздние годы, зависит, от того насколько он сам выступает созидателем своей жизни.

Большинство современных психологов рассматривают развитие, как явление сопутствующее всей жизни. Тем не менее, ученые расходятся во мнении относительно непрерывности и изменений в период старения. Говорится как об изменениях, так и о постоянстве личности в старости. Как пишет Н.Х.Александрова: "О личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояниях, самооценке, содержании "Я-образа" в этом периоде жизни человека не существует полных и достоверных данных" [4,с.291]. В лонгитюдных исследованиях, например П.Батчер и др., которые использовали традиционные измерения личности - Миннесотский многофакторный личностный опросник, не обнаружили кардинальных изменений в структуре личности связанных с возрастом, наоборот, данные свидетельствуют о постоянстве личности в старости, подобно определению Уильяма Джеймса: " У большинства из нас к 30 годам характер затвердевает как гипс и не изменяется уже никогда"[15,с.763]. По мнению Н.Ф.Шахматова, нормальным проявлением старения естественно считать те случаи, когда в старости не происходит каких-либо изменений характера и до конца жизни пожилые остаются теми же людьми, какими были и раньше[32,с.254].

В одном из исследований Пол Коста и Роберт Мак-Крайг, в котором оценивались 3 аспекта личности: невротическое состоянии "Я" (величина беспокойства, депрессии, самосознания, ранимости, импульсивности и враждебности), экстра - и интроверсии, открытость опыту, также было выявлено выраженное постоянство личности в целом[15]. Подобные исследования свидетельствуют о том, что личность не изменяется, а скорее подстраивается под окружающий мир. В старости редко вырабатывается новая жизненная позиция, скорее это заострение уже имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собой[32,33].

Все же многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют об изменении личности в старости и отдельных ее диспозиций. Из чего следует, что проблема сохранности личности в старости остается открытой.

Согласно данным этих исследований старческому возрасту сопутствует нарастание беспокойства, тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность, неуживчивость, раздражительность, черствость. Изменения при старении происходят на биологическом уровне. Изменяется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем,- слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно. То есть, основу состояния, и динамики личностных изменений составляют, прежде всего, естественные физиологические процессы старения организма, что с неизбежностью вызывает изменения эмоционально – волевой сферы личности. Изменяется темперамент, пожилой человек больше обращает внимание на себя, снижается инициативность, возрастает пассивность [2,5,17]. В характере пожилых происходит заострение некоторых специфических черт. На первый план начинают выступать повышенная раздражительность, ворчливость, угрюмость, развивается педантизм, скупость, мелочность. Наблюдается эгоизм, подчеркнутая забота о своем благополучии, питании, здоровье. Характерологические изменения, свойственные нормальному старению рассматриваются, как происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте [13,33,16]. Другими словами, в старости за счет возрастных изменений происходит сдвиг в негативную сторону присущих ранее человеку черт характера. Но наряду с указанными ущербными сдвигами характера у многих пожилых людей наблюдаются и положительные изменения. Наблюдается умиротворенность, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, переоценку своих возможностей, сглаживание противоречивых черт характера. Вероятно, что изменения характера в пожилом возрасте также объясняются некоторыми неизбежными органическими процессами[1,5]. Такие основные аспекты, характеризующие личность старого человека, как интро - и экстравертированность, невротические состояния (стабильность), психотизм (сила суперэго) изменяются, когда люди становятся старше.С возрастом мужчины и женщины становятся более интровертированными, т.к. по мере старения общество меньше реагирует на их нужды, это заставляет, в свою очередь пожилых людей уходить в себя, из-за чего и наблюдается сдвиг в сторону интроверсии. Также для обоих полов существует снижение нейротизма, но в любом возрасте женские показатели остаются более высокими, чем у мужчин [2,24,29].

В эмоциональной сфере появляются неконтролируемые усиления аффективных реакций (сильное нервное возбуждение со склонностью к грусти, слезливости). Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать положительные эмоции, например, счастье и радость. Отрицательные эмоции, напротив, не становятся менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Кроме того, у пожилых людей реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции[2,15,18]. Согласно новым представлениям, пожилой возраст – один из этапов продолжения эмоционального роста; т.е. эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, " в точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека" [15,с.780]. В пожилом возрасте происходят когнитивные изменения, которые в научной литературе понимаются как психологические процессы, под средством, которых человек косвенным или прямым способом познает себя и свое окружение. В старости снижается функция внимания, которое выражается в уменьшении его объема, затруднении к сосредоточению, переключению внимания, появляется рассеянность.

Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей пожилого возраста также различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. С возрастом у пожилых снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Восприятие становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, что может привести к "обману чувств" [33,34]. Происходят довольно интересные изменения памяти. Чем старше становиться человек, тем лучше он помнит события 30-50 летней давности и совсем не помнит, что было вчера. В пожилом возрасте особенно велико снижение тех функций памяти, которые осуществляют активное восприятие и долгосрочное хранение информации. Способность же к пассивному краткосрочному удержанию, напротив, с возрастом ослабевает незначительно. Социально – психологические факторы, этому способствующие: прекращение профессиональной деятельности, отсутствие заменяющих ее занятий, которые требовали бы напряжения мысли. [17,26]. Происходит перестройка мышления, оно становиться более инертным, малоподвижным со склонностью застревать на мелочах, деталях, т.е. замедляются процессы абстрактно-логического мышления. Отличительным признаком такого изменения является критическое отношение к содержанию переживаний человека, появляются идеи самообвинения в никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни [2,31]. Уровень интеллекта у большинства людей пожилого возраста, начинает снижаться после 50 – летнего возраста. Флюидный интеллект (способность приобретать совершенно новые знания) начинает снижаться с возрастом, в то время как кристализированный интеллект (умение анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний) развивается и прогрессирует на протяжении всей жизни [4,5]. Интеллект пожилого человека скорее можно расценивать, как мудрость. Мудрость – когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, связанный с опытом и личностью. Согласно определению Грэс Крайг "мудрость – экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам" [15,с.749].Формирование мудрости – положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практической стороне жизни и поможет человеку понять существующую действительность.

В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, которая была связана с постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Это определено всем образом жизни человека. В мотивационно – потребностной сфере в пожилом возрасте происходит изменение потребностей. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, Кароль Рощак выявил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых людей по сравнению с людьми зрелого возраста.[31,32]. По данным исследования, изменяется структура потребностей, т.е. потребности пожилых людей смещены в определенном направлении, прослеживается выдвижение в центр потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психологических проявлений. В то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребности в творчестве, любви, в самоактуализации и чувстве общности [1,31,33]. То есть в группе "ведущих потребностей" доминирует потребность в избегании страданий. Также в работе К. Рощака были выявлены гендерные различия в характеристике потребностей у пожилых мужчин и женщин. Основной потребностью для женщин является потребность в охране и заботе о других. Кроме того, женщины имеют достаточно стабильный, жесткий взгляд на жизнь. У мужчин выделяется потребность в личной и материальной автономии, независимости, у них ярче проявляется тенденция к авторитаризму и эгоцентризму.

Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуются таким образом, что происходит как бы "децентрализация" ее отдельных звеньев, движущейся потребность, является стремление утвердить свою индивидуальность.

В социальной сфере в старости происходит нарушение социальных связей, сужение круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением, ухудшаются процессы социальной адаптации. Общение происходит в основном с людьми своего возраста, с членами семьи. По данным исследований П.Балтеса и Лонга умышленное сокращение социальных контактов в старости является компенсаторным и защитным механизмом. В пожилом возрасте могут наблюдаться даже отрицательные последствия социальных отношений (например, гиперопека укрепляет зависимость).[15,22,24,26,33]. Психологически личность настраивается на анализ прожитых лет и подведения итогов жизни, из-за чего может возникать состояние неудовлетворенности, специфические для пожилого возраста психологические реакции: боязнь физической немощи, ненужности родным.

Таким образом, изменения в пожилом возрасте происходят в различных сферах жизнедеятельности человека. Данные, описанные выше, свидетельствуют об изменении личности в старости.

Противоречивость данных различных исследований, касающихся личности пожилого человека объясняются широким диапазоном индивидуальных различий, которые предположительно заостряются на этапе поздней взрослости[4].

В отечественной психологии проблема сохранности личности в старости рассматривается в контексте отношения людей к своему старению. Так, различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражает особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, также как и новое восприятие окружающего. Как отмечает Н.Ф.Шахматов, отношение к собственному старению – активный элемент психической жизни в старости[32,с.231]. В оформлении этого чувства определяющим является моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к продолжающимся выявляться новым изменениям в физическом статусе находятся уже под воздействием сформировавшейся новой жизненной по позиции, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от его самого[4,16,31,33]. При этом отсутствует депрессивная проекция на прошлое, отсутствуют попытки найти виноватого или винить себя в неправильной (с сегодняшней точки зрения) прожитой жизни. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с естественным ходом событий и с неминуемостью завершения собственной жизни. По мнению Н.Ф.Шахматова, такая активная позиция в отношении собственной старости в большей мере способствует сохранности личности в позднем возрасте.[32,с.233].

В то же время в отечественной геронтологической литературе описаны варианты неадекватных установок в отношении к собственной старости, вплоть до полного ее неприятия. В качестве таких вариантов описывают регрессию (возвращение к прошлым формам поведения, проявляющихся в форме "детского" требования помощи независимо от состояния), добровольную изоляцию от окружающих (пассивность и минимальное участие в общественной жизни), бунт против процессов старения (отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость). При неадекватном отношении к старости у пожилых людей возникает ощущение неудовлетворенности жизнью, оскудение чувств, что вместе с хроническим недомоганием и прогрессирующей утратой интереса к окружающему провоцирует негативные изменения личности в форме "заострения" личностных черт. Эта новая позиция в большей мере зависит от самого пожилого человека[20,31,с.348].

По мнению М.В. Ермолаевой разброс мнений относительно личности в старости объясняется как индивидуальными различиями в проявлении признаков старения, так и различными стратегиями адаптации личности к старости [11,12,13]. Существует 2-е стратегии адаптации к старости: сохранение себя как индивида (стратегия "по замкнутому контуру" или деструктивная) и сохранение себя как личности (конструктивная). Они и определяют факт и характер личностных изменений. В соответствии с первой стратегией происходит сокращение социальных связей с окружающим миром, которое проявляется в системе поведенческого контроля. При ослаблении данного контроля нарастает эгоцентричность, и, как следствие обидчивость, нетерпимость к возражениям, мнительность. При данной стратегии происходит разрыв временной связи между прошлым, настоящим и будущим, эмоциональные переживания направлены на защиту пожилого человека от реальной жизни. У пожилых людей, избравших в старости цель сохранения себя, как личности сохраняется система социальных связей. Пожилой человек при данной стратегии считает необходимым для себя и важным для других передачу своего жизненного опыта [11,12,20,31]. Данные стратегии различны и обеспечивают разное качество и удовлетворение жизнью. Деструктивная стратегия отличается необходимостью сбережений эмоциональных ресурсов, конструктивная – на их трату.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты