Особенности представлений студентов о карьере

Критические значения: *** при p<0,001; ** при p<0,01; * при p<0,05.

Общими характеристиками карьеры являются следующие: тяжелый, радостный, сильный, хороший, большой, активный, приятный, горячий, шершавый, сложный, напряженный, влажный, родной, твердый, жизнерадостный, любимый, свежий умный, острый и чистый. Несмотря на схожесть большинства характеристик часть из них являются разными по степени.

Так, в результате использования t-критериального анализа Стьюдента. Нами было установлено 9 различий в характеристиках карьеры между студентами 1 и 3 курса по показателям: «Легкий» (t=-4,11***), «Радостный» (t=0,004**), «Плохой» (t=0.004**), «Темный» (t=0,003**), «Активный» (t=0,005**), «Хаотичный» (t=0,000***), «Простой» (t=0,002**), «Дорогой» (t=0,000***), «Быстрый» (t=0,000***), «Злой» (t=0,005**) и «Чистый» (t=0,004**).

Так студенты 1 курса представляют карьеру менее тяжелой и менее сложной, чем студенты 3 курса. Студенты 1 курса представляют карьеру как более радостную, более хорошую, более активную и более чистую. Студенты 1 курса характеризуют карьеру как светлую, дешевую, злую и упорядоченную, а студенты 3 курса как темную, дорогую, добрую и хаотичную.

Контент-анализ как метод первичной обработки текстовых данных позволил выделить категории исследования особенностей представлений студентов о карьере.

Соотнесение категорий и эмпирических индикаторов текста в ответах студентов 1 и 3 курса на вопросы опросника представлены в Приложении 6.

«Расширение возможностей» - первая выделенная нами категория, содержит в себе подкатегории «деньги», «престиж», «статус», «признание» и присутствует как в описаниях студентов 3 курса, так и в описаниях студентов 1 курса (73% и 67% соответственно.

Подкатегория «Статус» обнаружила значимые различия (при p<0,001) в показателях студентов 3 курса (36%) и студентов 1 курса (10%): студенты 3 курса чаще говорят о положении, статусе, высокой должности при описании карьеры. Соответственно для студентов 1 курса статус не является значимым фактором при построении карьеры.

Подкатегория «Деньги» не обнаружила достоверных различий, однако ее наполненность у студентов 3 курса и студентов 1 курса можно охарактеризовать как высокую (65% и 67% соответственно), что свидетельствует о значимости этого фактора для студентов в целом.

Подкатегория «Престиж» не обнаружила различий, ее наполненность в обеих группах достаточно низкая (12% и 4%), что свидетельствует о незначимости данного фактора для студентов.

Подкатегория «Признание» обнаружила значимые различия (при p<0,05) в ответах студентов 3 курса (24%) и студентов 1 курса, что говорит о том, что студенты 3 курса больше, чем студенты 1 курса связывают с карьерой признание.

Категория «Личностные характеристики» представлена в ответах студентов 3 курса на 95%, в ответах студентов психологов 1 курса на 91%. Это самые высокие показатели по всей категориальной сетке, что объясняется формулировкой задания, где предлагалось перечислить качества, необходимые для построения карьеры. Она включает в себя следующие подкатегории «Ответственность», «Активность», «Целеустремленность», «Уверенность», «Коммуникабельность», «Ум», «Наглость». «Работоспособность», «Трудолюбие» и «Упорство».

Остановимся на подкатегории «Ответственность». Ее наполненность у студентов 3 курса составляет 34%, у студентов 1 курсов 20%, что говорит о среднем уровне важности этой характеристики для студентов. Однако значимые различия (p<0,05) свидетельствуют о том, что ответственность при построении карьеры все же более важна для студентов 3 курса.

Подкатегория «Целеустремленность» отличается от других высокой наполненностью: студенты 3 курса 67% и студенты 1 курса 53%. Значимых различий не обнаружено. Можно сказать, что стремление к цели важно для обоих курсов при построении карьеры.

Подкатегория «Коммуникабельность» не обнаружила значимых различий, однако в ответах студентов 3 курса (51%) и студентов 1 курса (40%) встречается часто: студенты упоминают коммуникативные навыки, общительность, высокие социальные навыки как необходимые для построения карьеры, что можно объяснить тем, что в современном обществе приходится работать непосредственно с людьми.

Подкатегория «Уверенность» не обнаружила значимых различий между ответами студентов 3 курса (34%) и студентами 1 курсов. Однако средняя частота ее упоминаний студентами свидетельствует о необходимости данной личностной характеристики для построения карьеры, с точки зрения студентов.

Подкатегория «Трудолюбие» также не обнаружила значимых различий, однако ее наполненность (28% в ответах студентов 3 курса и 26% в ответах студентов 1 курса) показывает нам важность данного качества для обоих курсов студентов при построении карьеры.

Показатели студентов 3 курса и студентов 1 курса по подкатегориям «Активность» (22% и 14%), «Ум» (24% и 14%), «Наглость» (по 6%), «Работоспособность» (8% и 8%), «Упорство» (18% и 20% соответственно) не обнаружили значимых различий. Средняя наполненность этих категорий свидетельствует о меньшей важности этих личностных характеристик по сравнению с другими, но о необходимости наличия их у человека для построения карьеры. В тоже время следует отметить сам факт того. Что некоторые респонденты отметили «Наглость», т.е. качество с негативным оттенком, как необходимое для построения карьеры.

Категория «Самореализация» представлена в ответах студентов 3 курса и студентов 1 курса на 63% и 44% соответственно. Она включает в себя такие подкатегории как «Самореализация» (55% и 36%), «Развитие» (по 8%), «Самосовершенствование» (12% и 4%), «Личностный рост» (14% и 6%). Высокая наполненность подкатегории «Самореализация» в рамках одноименной категории: студенты 3 курса 55%, студенты 1 курса 36%. Можно предположить. Что для студентов обоих курсов возможность самореализовываться неотделима от карьеры. По данной категории обнаружены значимые различия с уровнем значимости p<0,05, что говорит о высокой важности данной категории для студентов 3 курса. Это подтверждают результаты, полученные в исследовании Любимовой представлений психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности. По остальным подкатегориям не обнаружено значимых различий в ответах, и их невысокая наполненность свидетельствует о том, что они одинаково важны при упоминании студентов о карьере, однако есть более важные факторы.

Категория «Работа» представлена в ответах студентов 3 курса на 48% и в ответах студентов 1 курса на 59% и включает в себя такие подкатегории как «Работа» (2% и 3%), «Интересная работа» (2% и 16%). Следует отметить. Что трудолюбие студенты обоих курсов отмечают как достаточно важное для построения карьеры качество. В то же время по подкатегории «Интересная работа» обнаружены значимые различия с высоким уровнем значимости (p<0,001), что говорит о том, что личная заинтересованность в работе играет важную роль при построении карьеры для студентов 1 курса, в то время как из студентов 3 курса по данной подкатегории получено всего 2% ответов.

В ответах студентов 3 курсов и студентов 1 курсов по категориям «Карьерный рост» (10% и 6%), «Будущее» (14% и 6%), «Профессиональная подготовка» (20% и 24%), «Успех» (24% и 20%), «Цель» (20% и 22%). «Профессиональная лестница» (22% и 24%) значимых различий не наблюдается, их наполненность приближена к средней, что говорит о примерно одинаковой их значимости при построении карьеры как для студентов 3 курса. Так и для студентов 1 курса. Можно проследить тенденцию одинаковой внимательности студентов обоих курсов к ним как к составляющим карьеры.

Таким образом, мы можем в равной степени говорить как о различиях, так и о сходствах в описании студентами 3 курса и студентами 1 курса.

Заключение

 

Анализ психологической литературы подтвердил актуальность темы исследования, заключающаяся, в проблеме исследования представлений населения о страховании.

Теоретический анализ показал, что

Исходя из этого, если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными особенностями человека, он испытывает удовлетворение; в противном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям.

Перед студентом-выпускником, на момент выпуска из учебного заведения, на момент начала профессиональной деятельности, остро встают вопросы выбора своего уникального пути «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?»… Необходимость реализации себя переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Столкновение выпускника с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Также нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за «детскую позицию», ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.

В дальнейшем мы планируем изучить представление о карьере у студентов 5 курсов, это позволит нам исследовать динамику представлений о карьере на протяжении всего периода обучения.

1. Социальные представления, будучи выработанными посредством интрагруппового взаимодействия и коммуникации, являются своего рода "теориями" или "способами мышления". Представления могут быть также определены как ментальные конструкции, имеющие когнитивную, символическую, образную и аффективную нагрузку, как знания, аттитюды, верования в отношении того или иного объекта. Причем объектом представления могут быть как объекты, события и явления, так и группы.

2. Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей. Все вышеперечисленное способствует тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.

3. Для студентов 1 курса ведущими ценностями при построении карьеры являются ценности служения на благо других людей и профессиональная компетентность. Студенты 1 курса характеризуют карьеру как активную, хорошую, упорядоченную, напряженную и умную.

4. Для студентов 3 курса ведущими ценностями при построении карьеры являются ценности стабильности работы и интеграция стилей жизни. Студенты 3 курса характеризуют карьеру как напряженную, трудную, сложную, сильную и умную.

5. И студенты 1 и студенты 3 курсов демонстрируют высокую готовность к смене места жительства при построении карьеры, а также низкую направленность на предпринимательскую деятельность. Различия в представлении о карьере у студентов 1 и 3 курсов зафиксированы по шкалам «Менеджмент» и «Служение». Так, показатели по шкале «Менеджмент» выше у студентов 1 курса, чем у студентов 3 курс. Это свидетельствует о стремлении первокурсников познать несколько функциональных областей. Также студенты 1 курса ориентированы в большей степени на принесение пользы людям, обществу, чем студенты 3 курсов. Студенты 1 курса представляют карьеру менее тяжелой и менее сложной, чем студенты 3 курса. Студенты 1 курса представляют карьеру как более радостную, более хорошую, более активную и более чистую. Студенты 1 курса характеризуют карьеру как светлую, дешевую, злую и упорядоченную, а студенты 3 курса как темную, дорогую, добрую и хаотичную.

Общими при описании карьеры студентами обоих курсов является их заинтересованность в высоком материальном положении, признании, высоком статусе, для них важна возможность самореализовываться, развиваться в личностном плане. Также важны возможность сделать карьеру, успешность деятельности, достижение цели. При этом небольшой процент студентов относит карьеру к категории «Будущее», что говорит оо важности карьеры еще на этапе обучения.

Литература


1.           Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - с. 10-75 - 524 с.

2.           Александров И.О., Максимова Н.Е. Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания/ Психол. журнал, 2003. том. 24, № 6. С. 55-76.

3.           Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. - М.: Педагогика, 1982. С. 114-119.

4.           Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Ананьев Б.Г. Избр. Психол. Труды: В 2 т. М., 1990. Т.1.

5.           Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания. / Мир психологии. 1999. № 3. С.15-23.

6.           Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е издание, исправленное и дополненное. Издательство “Аспект Пресс”. Москва. 2002.

7.           Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. – Вопросы психологии. – 1978. №1. С.33-40.

8.           Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 2005.

9.           Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 1994.

10.      Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 463 с.

11.      Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Издательство: М.: ЧеРо; 2005 г.

12.      Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации./Перевод с английс. К.И. Бабицкого. Предисловие и общая редакция А.Р. Лурия. Москва. 1977. 412 с.

13.      Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. В 2-х т.

14.      Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994.

15.      Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Норма, 2007. - 448 с.

16.      Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988. – 300 с.

17.      Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

18.      Дьяченко, М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. - Мн., 1996. - 399 с.

19.      Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

20.      Емельянова Т. Социальное представление как инструмент коллективной памяти // Психологический журнал. 2002. № 4.

21.      Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001, том 22, № 6. С. 31-38.

22.      Жданова С.Ю. Интегральная индивидуальность как объект и субъект познания / Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология. № 1-2. 2004. С.3-11.

23.      Жданова С.Ю. Понимание как один из уровней познания индивидуальности /Молодежь России и Пермского края на рынке труда Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, Пермь, 28 марта, 2006. Пермь, 2006. С. 69-76.

24.      Жданова С.Ю. Особенности представления детей об индивидуальности родителей в зависимости от возраста // Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей междунар. науч. конф., Москва, 16-18 окт. 2007.

25.      Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. – Перм. гос ун-т. Перм. гос. пед. ун-т; Ин-т психологии. - Пермь, 2005.

26.      Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. – 1 и 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; фонд «Мир», 2005. - 336 с.

27.      Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000 - 512 с.

28.      Каткова Е. Н. Профессиональный рост личности: Методическое пособие для специалистов по профессиональной ориентации безработных и ищущих работу граждан в службе занятости / Елена Николаевна Каткова. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2007. - 215 с.

29.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 304 с.

30.      Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). - М.: МПСИ, 2003. – 320 с.

31.      Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

32.      Кроль Л., Белокурова М. Карьера, карьера, карьера // Работа сегодня. - 2006г. - №28.

33.      Крягдже С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. - 196 с.

34.      Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Кухарчук, В В. Лях, А.Б. Широкова. - Минск: Соврем, слово, 2006. - 544 с.

35.      Леонова,А.В. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. – М.: Радикс, 1995. -249 с.

36.      Ли Якокка. Карьера менеджера. – СПб.: Попурри, 2002. - 416 с.

37.      Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 188 с.

38.      Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.

39.      Молл Е. Управленческая карьера в России //Проблемы теории и практики в управления. - 1996. - №6. – С.7-9.

40.      Мордвинцев Л. Планирование карьеры. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 208 с.

41.      Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Союз, 2000.- 571 с.

42.      Новиков Д.А. «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.

43.      Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. – Киев.: Радзянська школа, 1980. - 144 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты