Особенности представлений студентов о карьере

Из Таблицы 2 мы видим, что студенты 1 курса характеризуют карьеру как активную, хорошую, упорядоченную, напряженную и умную.

 

3.2 Социальные представления о карьере у студентов 3 курса


Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования была составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики.


Таблица 5 - Результаты описательной статистики

Показатели

Кол-во респон.

Сред

нее

Меди

ана

Мода

Мин

имум

Макс

имум

Станд. откл.

Профессиональная компетентность

30

7,2

8,0

8

3

10

1,8

Менеджмент

30

5,0

5,0

3

2

8

1,7

Автономия (независимость)

30

5,9

6,5

8

2

9

2,4

Стабильность работы

30

7,7

7,5

6

5

10

1,6

Стабильность места жительства

30

4,5

4,5

2

1

10

2,6

Служение

30

6,6

7,0

6

2

10

2,4

Вызов

30

5,8

6,0

7

2

9

2,0

Интеграция стилей жизни

30

7,3

7,0

7

4

10

1,6

Предпринимательство

30

3,6

3,0

2

1

8

2,1


Анализ средних значений позволил нам выявить ведущие ценностные ориентации при построении карьеры. Так, было установлено, что для студентов 3 курса ведущими ценностными ориентациями при построении карьеры является мотив стабильности работы. Можем предположить, что желание иметь стабильное рабочее место вызвано потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования. Так как именно с третьего курса студенты начинают искать способы подработки и сталкиваются с первыми трудностями трудоустройства. Потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Также именно с середины обучения к студентам приходит осознание того, что карьеру невозможно сделать сразу и какой-то период времени придется выполнять низкооплачиваемую работу. Поэтому выбор стабильного места работы является для студентов началом карьерного пути. Студенты 3 курса ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке.

Второй по значимости явилась ценностная ориентация – интеграция стилей жизни. Для студентов 3 курса карьера ассоциируется с общим стилем жизни, согласуется с потребности студентов, с представлениями о будущей семье карьере. Студенты 3 курса хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к ним как к личностям. На 3 курсе для студентов становится важным поддерживание определенного образа жизни, чем добиваться успеха в карьере. Для студентов 3 курса важно, чтобы все было уравновешено - карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно. Скорее всего преобладание данной стадии является временным и в дальнейшем мы можем прогнозировать смену ценностей в построении карьеры (рис. 2).

Рисунок 2 - Выраженность ценных ориентаций при построении карьеры для студентов 3 курса: 1 – стабильность работы, 2 – интеграция стилей жизни, 3 - профессиональная компетентность, 4 – служение, 5 – автономия, 6 – вызов, 7 – менеджмент, 8 – стабильность места жительства, 9 - предпринимательство


Наименьшую значимость при построении карьеры для студентов 3 курса имеют ценности – «Стабильность места жительства» и «Предпринимательство». Таким образом, студенты 3 курса, представляя будущую карьеру, демонстрируют высокую мобильность. Низкое значение предпринимательства в ценностных ориентациях, может быть, на наш взглядом, обусловлено тем, что на 3 курсе присутствует страх быть независимым и организовывать собственное дело в силу ощущения недостаточной компетентности. Это ощущение недостаточной компетентности может быть обусловлено кризисом «третьего курса» - ощущением того, что половина обучения завершена, а профессиональных знаний не много.

Далее рассмотрим результаты, полученные с помощью семантического дифференциала. Посредством подсчета средних показателей мы выделили характеристики, присущие понятию карьеры в представлении студентов 3 курса.

Таблица 6 - Выраженность характеристик карьеры

Характеристика

Балл

Расслабленный

2,73

Легкий

2,67

Простой

2,63

Слабый

2,43

Умный

-2,3

Дорогой

-2,3

Хаотичный

-2,1

Плохой

2,03

Активный

-1,9

Большой

-1,9

Мягкий

1,87

Гладкий

1,67

Противный

1,27

Свежий

-1,3

Горячий

-1,1

Любимый

-1,1

Острый

-1,1

Темный

-1,1

Злой

1,2

Быстрый

-1

Жизнерадостный

-0,9

Чистый

-0,8

Радостный

-0,7

Родной

-0,4

Влажный

0,27


Из таблицы 6 мы видим, что студенты 3 курса характеризуют карьеру как напряженную, трудную, сложную, сильную и умную.


3.3 Сравнительный анализ социальных представлений о карьере у студентов 1 и 3 курсов


Для выявления значимых различий нам необходимо использовать методы математико-статистической обработки. Для выбора метода обработки нами была проведена процедура проверки данных на нормальность распределения (рис. 3).


Рисунок 3 - Результаты проверки данных на нормальность (по шкале «Менеджмент»)


Так как данные подчиняются нормальному распределению, для установления различий между двумя независимыми выборками нами был использован t-критерий Стьюдента.


Таблица 7 - Результаты t-критериального анализа

Показатели

Ср.зн. по 1 к.

Ср.зн. по 3 к.

t-критерий

Ур-нь знач.

Профессиональная компетентность

8,00

7,20

1,99

0,051

Менеджмент

6,10

5,00

2,28

0,026*

Автономия (независимость)

6,10

5,90

0,35

0,727

Стабильность работы

7,50

7,70

-0,38

0,705

Стабильность места жительства

4,90

4,50

0,58

0,563

Служение

8,10

6,60

2,88

0,006**

Вызов

5,90

5,80

0,16

0,873

Интеграция стилей жизни

7,10

7,30

-0,44

0,663

Предпринимательство

3,60

3,60

0,00

1,000

Критические значения: *** при p<0,001; ** при p<0,01; * при p<0,05.

В результате использования t-критериального анализа были установлены различия по шкалам «Менеджмент» (t=2,28*) и «Служение» (t=2,88**).

Так, показатели по шкале «Менеджмент» выше у студентов 1 курса, чем у студентов 3 курса. Это дает нам основание говорить, что студенты 1 курса признают, что важно знать несколько функциональных областей. Можем предположить, что с одной стороны, это является оправданием разноплановости предметов ВУЗовского обучения, а с другой стороны, свидетельствует о том, что студенты не определились со специализацией обучения. При этом студенты обоих курсов уделяют большое внимание наемному труду, нежели, чем сами стремятся создать собственный бизнес.

Также различия зафиксированы по шкале «Служение». Так, студенты 1 курса более ориентированы на служение, чем студенты 3 курса. То есть студенты 1 курсы ориентированы в большей степени на принесение пользы людям, обществу, чем студенты 3 курсов. Для студентов 1 курса видение результатов труда более важно, чем для студентов 3 курса. Можем предположить, что студенты 3 курса понимают, что результат профессиональной деятельности психолога не всегда явен, но это не умаляет ценности профессиональной деятельности психолога.

Далее мы установили различия в характеристиках карьеры в представлениях студентов 1 и 3 курсов. Различия были установлены с помощью t-критерия Стьюдента.


Таблица 8 - Результаты t-критериального анализа

Показатели

Ср.зн. по 1 к.

Ср.зн. по 3 к.

t-критерий

Ур-нь знач.

Легкий

1,5

2,7

-4,11

0,000***

Радостный

-2,1

-0,7

-2,98

0,004**

Слабый

2,5

2,4

0,50

0,619

Плохой

2,8

2,0

2,98

0,004**

Большой

-2,4

-1,9

-1,26

0,213

Темный

0,7

-1,1

3,09

0,003**

Активный

-3,0

-1,9

-2,95

0,005**

Противный

2,0

1,3

1,54

0,130

Горячий

-1,7

-1,1

-1,00

0,320

Хаотичный

2,7

-2,1

21,81

0,000***

Гладкий

1,4

1,7

-0,56

0,579

Простой

1,3

2,6

-3,22

0,002**

Расслабленный

2,7

2,7

0,00

1,000

Влажный

0,4

0,3

0,17

0,866

Родной

-1,1

-0,4

-1,19

0,239

Мягкий

2,3

1,9

1,67

0,101

Дорогой

1,5

-2,3

10,42

0,000***

Быстрый

2,3

-1,0

6,56

0,000***

Злой

-0,6

1,2

-2,93

0,005**

Жизнерадостный

-0,5

-0,9

0,60

0,552

Любимый

-2,1

-1,1

-1,93

0,058

Свежий

-1,7

-1,3

-0,83

0,411

Умный

-2,6

-2,3

-0,99

0,325

Острый

-1,4

-1,1

-0,59

0,556

Чистый

-2,2

-0,8

-3,03

0,004**

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты