Особенности представлений студентов о карьере

Особенности представлений студентов о карьере

 














Курсовая работа по теме:

Особенности представлений студентов о карьере












2010

Введение


Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях - одно из ключевых условий профессионального и даже шире - жизненного успеха человека.

К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды [46].

Таким образом, актуальностью работы является проблема социальных представлений студентов о карьере, так как изучение социальных представлений позволяет определить, насколько у студентов спроектирован их профессиональный путь, а также определить динамику социальных представлений о карьере у студентов. Исследование социальных представлений студентов о карьере позволяет определить, каким образом студенты оценивают свое положение на рынке труда, как оценивают свои знания, навыки, возможности карьерного роста, какие видят пути и способы построения карьеры и др.

Исследования, посвященные изучению представлений студентов о карьере, проводились не однократно. Так, Черемис Д.Ю. проводил исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза. Было выяснено, что одни выпускники вузов не знают о способах планирования своей карьеры, не имеют практики планирования, но задумывались о своем карьерном росте. Другие имеют практику планирования своей карьеры и уже делают карьеру. Еще одной проблемой было выявлено и то, что многие студенты по окончании вуза сомневаются в осуществлении карьеры по выбранной профессии. В связи с этим исследования представлений о карьере являются весьма значимыми.

Проблемой исследования карьеры также занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и другие.

Гипотеза исследования: социальные представления о карьере у студентов 1 и 3 курсов различаются.

В связи с этим мы ставим своей целью: изучить социальные представления студентов о карьере.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

- рассмотреть сущность социальных представлений;

- проанализировать карьеру как объект психологического исследования;

- изучить социальные представления о карьере студентов 1 курса;

- изучить социальные представления о карьере студентов 3 курса;

- провести сравнительный анализ социальных представления о карьере студентов 1 и 3 курсов.

Объектом исследования являются социальные представления.

Предметом – социальные представления студентов о карьере.

Новизна данной работы состоит в том, что в работе приводится систематизированный материал по проблемам социальных представлений; в работе рассматривается карьера как предмет психологических исследований; в работе представлен комплекс методов исследования, направленных на изучение социальных представлений о карьере. В целом, работа позволила проанализировать и систематизировать методы и методики исследования представлений о карьере.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранные и проанализированные данные могут быть использованы в ходе прочтения курсов «Психология труда», «Возрастная психология», «Психология профессионального самоопределения», «Психология карьеры» и др. В работе приводится обширный и систематический материал по проблемам социальных представлений, карьеры и методов исследования.

Глава 1. Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке

 

1.1 Сущность социальных представлений

 

1.1.1 Понятие социальных представлений в психологии

Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно.

В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и др.

Идейным источником концепции социальных представлений является социологическая теория Дюркгейма (25, с.23-29). Э.Дюркгейм в своей системе конкретизирует идею «социального реализма»: «Нам нужно, - подчеркивает он, - рассматривать социальные явления сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне, как внешние предметы, так как они предстают перед нами» (19, с.45-54).

Теория социальных представлений была детально разработана С. Московичи. Его книга «Психоанализ, его образ и публика» открыла «эру социальных представлений».

Дюркгеймовский метод изучения общественной жизни через коллективные представления чрезвычайно близок С.Московичи (59, с.49-53). С.Московичи призывает изучать психологические процессы на уровне общества: «Исходным пунктом изучения общества является само общество, хотя большинство социальных психологов до сих пор думают иначе» (60, с.56).

Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия «социальное представление» является трактовка С.Московичи данного феномена как сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Значение термина «представление» в теории Московичи не эквивалентно тому значению, которое традиционно для психологии, где «представление» есть звено в переходе либо от восприятия к мышлению, либо от образа к понятию. Для С. Московичи социальные представления есть осмысленные знания.

Таким образом, социальное представление – это специфическая форма познания социальной действительности, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены.

Согласно С. Московичи, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московичи, открывают доступ к фиксации социальных представлений (88, с.45), это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность (86, с. 27).

Представление – одновременно и образ, и структура изображаемого предмета, то, что обнаруживает смысл вещей, существующих в совокупности, но и то, что в вещах отсутствует или представляется незримым (88, с.90).

Под социальным представлением понимается сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной коммуникации. Социальное представление необходимо человеку для того, чтобы «приручить» новую информацию, преобразовать «странное» и «незнакомое» в «понятное» и «знакомое». Эта необходимость обусловлена тем, что для человека характерна потребность в понимании смысла окружения, в соответствии с которым он выстраивает линию поведения. Только таким путем можно уменьшить опасность разрушения привычного хода вещей и осмыслить социальную реальность (88, с.167).

Понятия и образы, принадлежащие социальным представлениям, фильтруют мотивы, желания, предпочтения, оставляя только те, которыми можно обмениваться и которые можно разделять. Эти представления подготавливают психические содержания к принятию коллективной формы. Представления позволяют мысленно опробовать тот оборот, который примут эти действия; предусматривать формы, которые нужно им придать, и предвосхищать результаты (90, с.80).

Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существуют в определенной культурной группе на протяжении довольно длительного периода времени, существует очень малая вероятность того, чтобы один индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри этой группы. Индивиду или группе нельзя приписать изолированное убеждение или категорию. Любая идея (убеждение) предполагают наличие огромного количества других, вместе с которыми она образует представление (83, с.48).

Социальные представления – основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, структуры. Группа играет определяющую роль в выработке социального представления:

фиксирует определенные аспекты социального представления;

влияет на принятие/отторжение той или иной информации;

определяет частоту использования социальных представлений;

при помощи социальных представлений группа может варьировать способы манипуляции фактами, формировать свою идентичность.

Возникает «двойная» социальная зависимость когнитивного акта: с одной стороны, социальное представление порождается группой, с другой - включается в систему социальных коммуникаций (78, с.612).

Коллективные культурные представления описываются С. Московичи как бессознательные и связанные с навыком, получаемым в процессе социализации.

Коллективное сознание состоит из чувств и убеждений, разделяемых обществом. Они передаются от одного поколения к другому, запечатленные в памяти, языке и в разных типах произведений искусства; проявляются в традициях и пословицах, в предписаниях и запретах, а также в реакциях на попрание общественных или религиозных норм. Все вместе они образуют автономную систему, являющуюся системой сознания, отличного от индивидуальных сознаний и которое можно квалифицировать как коллективное. Предполагается, что такое сознание обеспечивает своего рода заранее установленную гармонию и предварительную общность собравшихся вместе людей (73, с.34.).

Функция коллективного представления состоит в том, что «оно – творение всех и становится стабильным благодаря репродукции и передаче его от одного поколения к другому. И оно становится безразличным в той мере, в какой отделяется от каждого и разделяется всеми посредством понятий и общего языка» (69, с.47).

Психическая энергия, созданная участием людей в групповой жизни, и кристаллизующиеся ментальные категории позволяют коллективным представлениям отделиться, образуя комплекс идей и выводов, который нельзя не назвать рациональным (63, с.67).

Образы и понятия, производимые в каждый момент встреч, разговоров, споров, передачи слухов, имеют широкий резонанс. Он проявляется в том, что, создав эти образы и понятия, индивид в состоянии их объективировать, давать жизнь во внешнем мире тому, что он произвел в мире внутреннем. Следовательно, представления – это не столько продукты ума, имеющие социальные последствия, сколько социальные продукты, созданные умом и становящиеся реальными. Влияние представлений, выработанных в ходе этого медленного процесса, велико, поскольку их не отличают более от мира коллективного опыта, который их реифицирует (62, с.5).

Основные положения теории социальных представлений:

примат представлений или убеждений: люди познают мир природный и мир социальный посредством сенсорного восприятия информации, рассмотренной и объясненной затем в адекватных понятиях;

социальное происхождение восприятия и убеждения: значимые убеждения и знания берут свои истоки во взаимодействии людей и иным способом не образуются;

анализ социальной реальности возможен только через коммуникацию, в ходе которой создаются разделяемые группой представления о действительности, позволяющие конструировать социальную реальность. Здесь С.Московичи исходит из того, что социальные представления как когнитивные образования относятся к той области психического, которая самым непосредственным образом детерминирована социальными условиями жизни индивида(59, с.6.).

Причинная, а иногда принудительная роль представлений и убеждений (62, с.8.).

 

1.1.2 Структура социальных представлений

Социальные представления включают: информацию, поле представления и установку:

- поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содержания, наличествуют образные и смысловые свойства представлений. Содержание поля представления является характерным для определенных социальных групп.

Установка в концепции Московичи в соответствии с общепринятым употреблением термина выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления. Установка отражает готовность субъекта представления высказать то или иное суждение.

Отдельно выделяется ядро, или центральное представление, обнаруживающее наиболее сильную корреляцию с другими. Ядро представления выполняет 2 функции:

функцию порождения смысла (посредством центрального ядра создается или трансформируется значение других элементов представления, благодаря ему другие элементы приобретают смысл, валентность);

функцию организации элементов (центральное ядро определяет характер связей, объединяющих элементы представления, в этом смысле это объединяющий и стабилизирующий элемент представления).

Ядро является наиболее стабильным элементом в представлении (51, с.16.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в социальной психологии под общественными представлениями понимаются представления большинства людей об устройстве общества, окружающего мира. Люди могут превращать незнакомое в знакомое и объяснять сложные вещи более простым и понятным языком. Общественные представления быстро становятся стереотипами, упорядоченными на основе здравого смысла и помогающими лучше понимать окружающий мир. Будучи сформированными, эти представления обретают собственную инерцию и воздействуют на нас с такой силой, что нам бывает трудно противостоять им. Таким образом, общественные представления дают нам стройную картину мира и общества, и мы интерпретируем происходящие события так, чтобы наиболее эффективно действовать в рамках этой картины.

Хотя психология дает много технических объяснений поведения, «обычные» люди излагают упрощенные взгляды на те же события (39, с.33.).

В настоящее время уже существуют не только французская, но также швейцарская и английская школы социальных представлений, у концепции немало последователей в других странах Европы.

В определенной степени можно говорить и о зарождении такой школы в России. В рамках отечественной психологии феномен социальных представлений изучали Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.В. Петровский, и др. В 1997 г. вышла коллективная монография под редакцией К. Абульхановой и А. Брушлинского «Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики», где концепция С.Московичи служит фактически основой исследовательской программы, квалифицируется как практичная, конструктивная, методы – «сверхнадежные и годами отработанные» (23, с.51.).

Таким образом, социальные представления, будучи выработанными посредством интрагруппового взаимодействия и коммуникации, являются своего рода "теориями" или "способами мышления". Представления могут быть также определены как ментальные конструкции, имеющие когнитивную, символическую, образную и аффективную нагрузку, как знания, аттитюды, верования в отношении того или иного объекта. Причем объектом представления могут быть как объекты, события и явления, так и группы.


1.2 Карьера как объект психологического исследования

 

1.2.1 Понятие карьеры

Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т.п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадии развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;

горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);

центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты