Особенности представлений студентов о карьере

2.2 Описание методик


Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой) (28)

Цель: оценить свои карьерные ориентации.

Инструкция: используя систему оценок от 1 (совершенно неважно) до 10 (исключительно важно), укажите насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений.


Таблица 2 - Обработка результатов производится в соответствии с ключом

Карьерная ориентация

Номера вопросов

Кол - во вопро-сов

Профессиональная компетентность

1

9

17

25

33

5

Менеджмент

2

10

18

26

34

5

Автономия (независимость)

3

11

19

27

35

5

Стабильность работы места жительства

4 20

12 18

36 41



3 3

Служение

5

13

21

29

37

5

Вызов

6

14

22

30

38

5

Интеграция стилей жизни

7

15

23

31

39

5

Предпринимательство

8

16

24

32

40

5


По каждой из восьми карьерных ориентации подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентации, кроме «Стабильности»). Таким образом, определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Метод «Семантического дифференциала»

При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому явлению.

Характеристика метода семантического дифференциала описана в книге Петренко В.Ф. [55]. В.Ф. Петренко пишет, что метод семантического дифференциала был предложен в 1995 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом как метод измерения прагматического значения. «Тот вид значения, который мы пытаемся измерять, - это те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя, и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами» [55]. Таким образом, под прагматическим значением понимается поведенческая реакция на слово, которое условно-рефлекторно связано с общей реакцией на объект, обозначенный этим словом, то есть психологическое значение идентифицируется с репрезентативными опосредованными процессами. Такое понимание значения, как отмечает Кэрролл, ставит его в зависимость от индивидуального знания и опыта. Сам Кэрролл полагает, что оценка понятий по технике семантического дифференциала является на самом деле оценкой опыта индивидуума, относящегося к материальным референтам этих понятий: оценка делается по ряду параметров, соответствующих обобщённым качествам опыта.

СД – это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа к исследованию значений. Как отмечает Осгуд, семантический дифференциал является в основном комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методике семантического дифференциала процесс описания исследуемого объекта может рассматриваться как помещение его в экспериментальный континуум, определяемый парой антонимичных терминов. Многие экспериментальные континуумы фактически эквивалентны и могут быть сведены в одно измерение. Ограниченное число континуумов используется для построения семантического пространства, в котором можно оценивать значения любого объекта. В исследования Осгуда таким пространством оказалось декартово трёхмерное пространство, где его координаты образовывали выделенные в факторном анализе ортогональные факторы: «Оценка», «Сила», «Активность». Последующие эксперименты показали универсальность выделенных факторов по отношению к испытуемым. Так, была показана идентичность факторных структур у представителей разных языковых культур, у испытуемых с разным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми.

Метод применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Психосемантические методы переводят информацию с когнитивного уровня (а исследовательская задача всегда сформулирована в его понятиях), на аффективный уровень, где эта информация закодирована не языковыми формами, а разнообразными ощущениями.

Метод семантического дифференциала основывается на явлении синестезии (мышления по аналогии, когда одни чувственные восприятия возникают под воздействием других) и является операциональным способом «улавливания» эмоциональной стороны смысла, воспринимаемых индивидом в объектах. СД позволяет выявить бессознательные ассоциативные связи между объектами в сознании людей, а также найти систему латентных факторов, в рамках которых индивид оценивает объекты. По существу, семантическое пространство исследовательская модель структуры индивидуального сознания, и задача состоит в определении того, где в этом пространстве находится изучаемый объект.

Оценка результатов

Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов.

Данный метод был выбран нами в соответствии с тем, что позволяет изучить социальные представления о карьере с опорой на количественную методологию.

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, свою карьеру с помощью приведенных ниже пар прилагательных. Эти пары прилагательных выражают качественно противоположные характеристики оцениваемого понятия. Обведите цифру в кружок (из ряда 3210123), которая по-вашему мнению наиболее точно определяет степень выраженности каждой конкретной характеристики карьеры, при условии что 0 – качество не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – средне выражено, 3 – сильно выражено».

Бланк методики представлен в Приложении 1.

Анкета

В основу создания анкеты положен принцип свобожных высказываний, ассоциаций, который является одним из важных методов анализа социальных представлений, разрабатываемых в русле французской концепции социальных представлений. Участникам опроса предлагалось выполнить 3 задания для изучения социальных представлений о карьере. Задания включали в себя метод определений и метод ассоциаций.

В первом задании – метод определений – респондентам предлагалось закончить фразу: «Я считаю, что для большинства студентов карьера – это…». Ссылка в вопросе на мнение большинства использовалась нами с учетом известного в социальной психологии механизма разделенной ответственности за групповое решение. Данная форма вопроса могла бы способствовать более открытому и свободному выражению субъективной позиции испытуемого.

Второй вопрос анкеты был направлен на выявление у респондентов ассоциативного ряда, связанного со словом-стимулом «Карьера». Респонденты должны были указать любое число ответов, фиксируя их в порядке поступлении и не заботясь об их логичности.

В третьем вопросе испытуемым было предложено перечислить качества, необходимые для построения карьеры.

Сконструированная таким образом анкета (см. Приложение 1) помогла исследовать семантическое поле испытуемых и выделить наиболее устойчивые и чаще повторяющиеся его элементы, или, иначе говоря, центральное ядро социальных представлений студентов о карьере.

2.3 Обработка данных


Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой) (28) обрабатывался нами в соответствии с ключом. В ходе исследования был получен массив данных, который был сведен нами в таблицу первичных данных. Таблица первичных данных представлена в Приложении 2 и 3.

Методика «Семантический дифференциал» обрабатывалась нами посредством подсчета средних значений по шкалам. В ходе исследования был получен массив данных, который был сведен нами в таблицу первичных данных. Таблица первичных данных представлена в Приложении 4 и 5.

Анкета обрабатывалась нами с помощью контент-анализа (англ. Content analysis; от Content - содержание) – формализованный метод изучения текстов и графической информации в количественных показателях и ее статистической обработке. Метод контент-анализа широко применяется в психологии, социологии и других науках.

«Контент-анализ – это метод исследования документов, рассматриваемых как сообщения для изучения в социально-психологическом плане различных видов социальной коммуникации и их субъектов, а также отражаемой в сообщениях действительности посредством надежной регистрации и количественной обработки определенных единиц содержания».

Новизна контент-анализа заключается в том, что впечатления исследователя, которые зависят от его личных качеств, заменяются более стандартизированными процедурами, которые часто предполагают изменения и выражают материал в виде данных, которые могут быть рассмотрены научно.

Применение контент-анализа позволяет формализовать, структурировать большие массивы информации и выявить интересующие исследователя психологические особенности автора текста.

Нами был выбран сегментарный вариант количественного контент-анализа, использование которого констатирует сам факт наличия или отсутствия в массиве информации какой-либо категории.

Суть данного метода заключается в том, что фиксируется сам факт наличия или присутствия во всем массиве информации какой-либо категории. После выявления смысловой единицы, отнесенной к определенной категории, дальнейшие случаи встречи в том же тексте идентичных по семантической нагрузке единиц не учитываются, не фиксируются.

В данном случае научную ценность представляет то, встречается в тексте данная категория или нет.

Сегментарный контент-анализ позволяет несколько иначе, нежели сплошной моделировать смысловую картину текста. В данном случае на первый план выступает то, насколько широко или узко представлены у респондента те или иные смысловые блоки, насколько широк диапазон, затрагиваемых им тем.

Метод контент-анализа применялся в ходе обработки данных, полученных с помощью анкеты. Матрица контент-анализа текстов анкет приведена в Приложении 6.

Глава 3. Результаты исследования социальных представлений студентов о карьере

3.1 Социальные представления о карьере у студентов 1 курса


Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики.


Таблица 3 - Результаты описательной статистики

Показатели

Кол-во респон.

Сред

нее

Меди

ана

Мода

Мин

имум

Макс

имум

Станд. откл.

Профессиональная компетентность

30

8,0

8

8

5

10

1,2

Менеджмент

30

6,1

6

6

2

10

2,0

Автономия (независимость)

30

6,1

6

8

3

9

2,0

Стабильность работы

30

7,5

8

10

2

10

2,4

Стабильность места жительства

30

4,9

4

Multiple

1

9

2,8

Служение

30

8,1

8

8

4

10

1,5

Вызов

30

5,9

7

8

1

10

2,8

Интеграция стилей жизни

30

7,1

7

8

3

10

1,9

Предпринимательство

30

3,6

3

3

1

8

2,4


Анализ средних значений позволил нам выявить ведущие ценностные ориентации при построении карьеры. Так, было установлено, что для студентов 1 курса ведущими ценностными ориентациями при построении карьеры является мотив служения. Можем предположить, что данный факт обусловлен тем, что в выборку вошли студенты-психологи, основная цель профессиональной деятельности которых – это помощь людям. Соответственно, студенты 1 курса ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Студенты 1 курса стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей будущей деятельности, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать собственные таланты и опыт для реализации общественно важной цели.

Второй по значимости явилась ценностная ориентация – профессиональная компетентность. Студенты 1 курса ориентированы на развитие своих способностей и навыков в областях, непосредственно связанных с психологией. Важнейшими критериями карьеры для студентов 1 курса является постоянное совершенствование собственного опыта и знаний. Студенты 1 курса считают себя талантливыми и любят, что к ним относятся как к знатокам своего дела, студенты 1 курса стараются развивать и совершенствовать свои навыки. Такая ситуация на наш взгляд вызвана тем, что студенты 1 курса сменили статус школьника на статус студента ВУЗа, что придает им ощущение собственной значимости (рис. 1).


Рисунок 1 - Выраженность ценных ориентаций при построении карьеры для студентов 1 курса: 1 – служение, 2 – профессиональная компетентность, 3 – стабильность работы, 4 – интеграция стилей жизни, 5 – менеджмент, 6 – автономия, 7 – вызов, 8 – стабильность места жительства, 9 - предпринимательство

Наименьшую значимость при построении карьеры для студентов 1 курса имеют ценности – «Стабильность места жительства» и «Предпринимательство». Таким образом, студенты 1 курса, представляя будущую карьеру, демонстрируют собственную мобильность. Низкое значение предпринимательства в ценностных ориентациях, может быть, на наш взглядом, обусловлено тем, что на 1 курсе есть страх быть независимым и организовывать собственное дело в силу недостаточной компетентности.

Далее рассмотрим результаты, полученные с помощью семантического дифференциала. Посредством подсчета средних показателей мы выделили характеристики, присущие понятию карьеры в представлении студентов 1 курса.


Таблица 4 - Выраженность характеристик карьеры

Характеристика

Балл

Активный

-2,97

Плохой

2,8

Хаотичный

2,73

Расслабленный

2,73

Умный

-2,57

Слабый

2,53

Большой

-2,43

Мягкий

2,33

Быстрый

2,33

Чистый

-2,2

Радостный

-2,13

Любимый

-2,1

Противный

1,97

Свежий

-1,73

Горячий

-1,7

Дорогой

1,53

Легкий

1,47

Острый

-1,43

Гладкий

1,43

Простой

1,33

Родной

-1,13

Темный

0,67

Злой

-0,57

Жизнерадостный

-0,5

Влажный

0,37

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты