Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В первую группу следует отнести Игоря и Алексея, т.к. эти мальчики показали наилучшие результаты, их средний балл самый высокий. У них по всем параметрам максимальные, для данной группы, результаты. В процессе игр мальчики играли в основном только друг с другом. При организации игр совместных с остальными детьми они выступали явными лидерами. Это проявлялось в том, что каждая из них стремился взять на себя первостепенную роль, они отбирали нужные для игры игрушки, вели ролевой диалог, пытались соблюдать сюжет игры. Вместе с этим направляли и регулировали (на наш взгляд несколько агрессивно) деятельность других детей.

Нужно отметить, что в этой группе только Игорь и Алексей проявляют интерес к игре. Они охотно начинают игру по предложению воспитателя, получают удовольствие от игры и, прежде всего, от выполнения действий с игрушками. Но, как и у остальных детей, их интерес к игре неустойчив, случайные раздражители отвлекают их внимание, приводят к прекращению игры. Также отмечается эмоциональная и содержательная бедность игры.

Инициаторами возникающих в ходе игр конфликтов чаще всего так же выступали Игорь и Алексей. Здесь стремление к лидерству проявлялось уже в отрицательной форме. Дети диктовали условия игры остальным детям, отбирали для себя лучшие игрушки, не давали проявить себя другим детям. Часто решение проблемных ситуаций происходило силовым путем.

Но в целом уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у этих детей значительно выше, чем у остальных детей экспериментальной группы.

Во вторую подгруппу можно выделить двух девочек – Оксану и Ларису. Общие их результаты (средний балл) являются показателем того, что у девочек средний (по экспериментальной группе) уровень развития сюжетно-ролевой игры. Однако в данном случае нельзя ограничится только этим наблюдением. Дело в том, что девочки показали довольно-таки широкий разброс в результатах.

По таким пунктам, как: разнообразие сюжетов, продолжительность самостоятельной игры, интенсивность игрового поведения, контакты со взрослыми эмоциональные реакции во время игры, предпочтения в выборе роли они показывали достаточно высокие результаты, а в других случаях их результаты гораздо ниже средней нормы. Проведенный анализ показателей позволяет выявить сильные стороны Оксаны и Ларисы. Прежде всего, это наличие интереса к игре, их стремление активно участвовать в игре (особенно это проявлялось у Ларисы), на что указывает желание играть первостепенные роли, эмоциональная активность в процессе игры, достаточно продолжительное время игры. Конфликты с мальчиками – лидерами за правообладание игрушками и ролями.

При взаимодействии со взрослым или сверстником обе девочки легко перенимали их способ действия или поведения. Но в силу личностных особенностей, таких как частые агрессии, импульсивность, гиперактивность, эмоциональные вспышки, грубое нарушение речи эти дети часто вступали в конфликты с другими детьми, что значительно затрудняло процесс обучения.

Мы полагаем, что устранение недостатков эмоционально-волевой сферы, а также коррекция речи позволят повысить обучаемость данных детей.

В третью подгруппу мы отнесли Колю, Тиму, Лёню и Валентину. Их результаты в данной группе самые низкие.

Наблюдения и анализ полученных результатов позволил определить, что в их случае отмечается недостаточная сформированность предметных действий. В одних случаях они адекватно действуют с предметами, а в других - манипулируют. Из-за недоразвития образного мышления и воображения, скудного запаса представлений об окружающем мире они не используют в своей игре предметы-заменители. Даже после нескольких разъяснении и показа не знают, как действовать с этим предметом, вертят его в руках и откладывают в сторону.

Они никогда самостоятельно не проявляют интереса к игре, не выступают инициаторами игры. Единственное что им доступно это неосознанное выполнение действий по подражанию.

В этом случае не приходиться говорить о развитии сюжетно-ролевой игры как деятельности, т.к. еще недостаточно развита предметная деятельность и нет целевой установки на игру.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

У большинства детей экспериментальной группы отмечается значительное отставание в формировании сюжетно-ролевой игры как деятельности. В первую очередь у всех детей, участвовавших в эксперименте, не возникает желания самостоятельно поиграть, их игры эмоционально бедны и несодержательны. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя её четкое соблюдение значения не имеет. Роли определяются характером действий и не называются детьми. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра не носит стойкого характера. Дети не используют в своих играх предметы-заменители.

Таким образом, подводя итог констатирующего эксперимента, мы можем выделить следующие особенности сюжетно – ролевых игр дошкольников с интеллектуальными нарушениями это:

1.                 слабое сопровождение самостоятельной игры речью;

2.                 действий с игрушками носят стихийный характер;

3.                 незначительная речевая активность во время совместной игры;

4.                 низкая способность согласовывать свои действия с другими детьми;

5.                 слабый уровень проявления творчества в игре;

Все это определяет необходимость и значение коррекционно-педагогической работы, по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре.

Из выявленных особенностей мы сформулировали направления в работе с умственно отсталыми дошкольниками, при обучении их сюжетно ролевой игре:

·                   оптимальная организация развивающей среды;

·                   адекватный подбор игровых технологий;

·                   а так же использование игровых упражнений направленных на оречевление игровых действий дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Данные выводы будут положены в основу нашего формирующего эксперимента.

2.3 Основные технологии обучение игровым действиям, направленным на формирование основ сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью


Целью формирующего этапа нашего исследования является обучение сюжетно - ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в специально организованной развивающей среде, при подборе адекватных игровых технологий направленных на обучение дошкольников сюжетно – ролевым действиям и оречевление своих действий.

Основная рабочая гипотеза исследования следующая: Процесс обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сюжетно – ролевой игре будет протекать более эффективно в случае учёта трёх основных составляющих:

·                   оптимальной организация развивающей среды;

·                   адекватного подбора игровых технологий;

·                   а так же при использовании игровых упражнений направленных на оречевление игровых действий дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В своей работе мы отмечали высокий уровень организации развивающей среды, а так же наличие развитых игровых технологий, которые используют воспитатели при работе с детьми в ДОУ № 86. Включаясь в экспериментальную работу с детьми – мы учли, опыт работы педагогического коллектива и постарались органично включить свой эксперимент в плановую работу с детьми.

Поэтому, учитывая результаты первого этапа эксперимента и опыт работы педколлектива ДОУ №86, мы решили добавить на втором этапе исследования, в работу с экспериментальной группой, кроме занятий по обучению игровым действиям, в специально организованной среде, упражнения, направленные на оречевление игровых действий. В работу с контрольной группой никаких изменений внесено не было.

Речь является важнейшей психической функцией человека универсальным средством общения, мышления, организации действий. Психические процессы - внимание, память, восприятие, воображение - опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

Одним из необходимых условий обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является процесс дальнейшего речевого развития ребенка. Данный процесс проявляется в создании мотивации общения, формировании стремления рассказать о себе, о своих действиях, о наблюдениях из жизни детского сада.

В процессе индивидуальных, подгрупповых, фронтальных коррекционных занятий, рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили бы ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями от игры, высказать свои претензии к проведению игровых действий. При этом необходимо также создавать в процессе игровых действий благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами можно сказать, что в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Коррекционное обучение по развитию и формированию связной речи в игровой деятельности которое мы предлагаем, включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

·                   Систематичность проведения;

·                   Распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

·                   Подчиненность заданий выбранной цели;

·                   Чередование и вариативность упражнений;

·                   Воспитание внимания к речи.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на коррекционных занятиях, можно выделить следующие:

·                   Показ и называние нового предмета, его признаков или действия.

·                   Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.

·                   Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально.

·                   Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст.

·                   Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

Объяснения происхождения данного слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб; кофейник - посуду, в которой варят кофе и т.д.)

Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний(громадный дом это очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих (это забор высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию.

В своём исследовании мы предлагаем воспитанникам различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данному игровому действию.

При коррекции речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи рекомендуется начинать обучение с оречевления ряда последовательно выполненных действий. Мы считаем возможным, использовать данные приемы и методы работы в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта.

На наш взгляд, первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой игровой ситуацией. Дается задание: «Подойди к набору «Чемоданчик доктора» и возьми стереоскоп» «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» Далее задания усложняются. В своей работе мы использовали следующие задания:

В самом трудном варианте – задание выполняет только один ребенок, дети внимательно следят и рассказывают об увиденном.

Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи в процессе игровой деятельности.

Можно создать игровую ситуацию, когда, например, один ребенок под руководством взрослого выполняет действия с игрушкой, а другой запоминает их и рассказывает об увиденном.

В качестве формирующего исследования нами было разработано 12 коррекционно – развивающих занятий по обучению дошкольников с нарушениями интеллекта сюжетно-ролевой игре. В эксперименте были использованы все три типа игрового материала (игрушек), было задействовано игровое оборудование, наличествующее в группе кушетки из кабинета врача, набор «Чемоданчик доктора», игровых комплектов для игрушек и комплектов медицинской униформы для детей.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Продолжить формирование основных игровые действий сюжетно – ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;

2. С помощью специальных игровых упражнений продолжить формирование опыт оречевления дошкольниками своих игровых действий;

3. Составить систему занятий обучения игровым действиям детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью направленную на обучение сюжетно – ролевым играм.

Основная структура занятия.

Этапы, обозначенные в работе – названы условно. Их количество может меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.

Настройка.

Начало занятий – это настройка на игру. Задачей этого этапа является подготовка каждого участника к организованному игровому действию. На этом этапе мы использовали упражнения направленные на оречевление определённых игровых действий, а так же игры – разминки, которые подводили воспитанников к участию в сюжетно – ролевой игре. При выполнении этих упражнений происходит релаксация детей и, как результат, повышается степень их включаемости в игровое действие.

Ознакомление детей с ролевым диалогом. (Приложение №3)

Данный этап направлен на развитие интереса к сюжетно – ролевой игре. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. Знакомит детей с речевыми стратегиям в общении между персонажами данной игры. Детям объясняются ролевые действия, принципы построение ролевого диалога, их персонажей. Предлагается запомнить несколько расхожих фраз, употребляемых в процессе игрового действия.

Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью элементам сюжетно – ролевой игры. (Приложение №2)

Дети включаются в сюжетно – ролевую игру, в специально организованном игровом пространстве, под руководством экспериментатора. Взрослый постоянно поддерживает интерес детей к игровому действию, создавая новые сюжетные повороты, задавая вопросы по ходу развития игрового действия, мотивируя детей на оречевление своих игровых действий.

а) Индивидуальная работа;

б) Обучение детей игре в парах.

Этап обсуждения игрового действия.

На этом этапе дети включаются в обсуждение прошедшей игры, пытаются формулировать свои впечатления, вспоминают развитие сюжета и правильность выполнения игровых действий друг друга.

Данный этап предполагает наличие безопасной обстановки, доброжелательных высказываний взрослого и детей, атмосферу душевной теплоты и эмпатии.

По данной структуре мы разработали цикл коррекционно - развивающих занятий;

·                   первые три занятия нашей программы – разминочные, в них мы старались выйти на максимальный контакт с детьми, подстроиться под особенности их игровой деятельности дошкольников;

·                   учитывая важность оречевления своих действий дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, в сюжетно – ролевой игре, мы ввели в свою программу – комплексное занятие на оречевление воспитанниками своих действий. (Занятие № 4);

·                   с 5-го по 12-е занятия – мы использовали сюжетно – ролевую игру «Больница», для обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью игровым действиям в соответствии с ролью и сюжетом (Таблица№5).

Представим тематический план, проведенных нами в рамках формирующего эксперимента занятий. Разработки занятий представлены в приложении.


Таблица№5

Приложение №

Название занятия

Цель занятия

Хронометраж

Примечания

1

«Подарим зайке игрушки»

Определение уровня оречевления действий

15-20 минут


2

«Кукла Катя и Зайчик Костя в гостях у детей»

Формирование опыта оречевления действий и умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо.

15-20 минут

Нежелание Ларисы и Игоря включиться в игру

3

"Животные и их детёныши"

Формирование опыта оречевления действий и умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо.

15-20 минут


4

«В гости к бабушке Рассказушке»

Активизировать речь детей, расширять словарный запас прилагательных.

Сформировать у детей игровые действия с фигурками домашних животных

20минут

Конфликт между детьми из-за игрушек

5

«Больница» Занятие №1

Знакомство с основными игровыми действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами

20- минут

Оксана капризничала, не желая включаться в игру. Отсутствие Вали

6

«Больница» Занятие №2

Смена игровых ролей, обживание нового игрового пространства. Привнесение в игру новых игрушек - заменителей

18- минут

Конфликт между детьми из за ролей

7

«Больница» Занятие №3

Смена игровых ролей, активизация речи в процессе игрового действия.

20- минут

Отсутствие Вали

Конфликт между детьми из за ролей

8

«Больница» Занятие №4

Первые попытки планирования игры (предварительное проговаривание своих будущий действий). Подбор игрушек – заменителей.

23- минут

Конфликт между детьми из за игрушек

9

«Больница» Занятие №5

Самостоятельная организация игрового пространства перед игрой.

20- минут

Отсутствие Вали. Нежелание детей включаться в игру

10

«Больница» Занятие №6

Формирование опыта ведения самостоятельных диалогов в парах во время игрового действия

22- минут


11

«Больница» Занятие №7

Закрепление всех полученных навыков в игре

23- минут

Отсутствие Вали

12

«Больница» Занятие №8

Контрольная игра. Фиксация достигнутых в процессе формирующего эксперимента результатов

20- минут


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты