Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Отношения между детьми в игре:

1.                 взаимоотношения не возникают, дети играют рядом;

2.                 дети играют рядом, но начинают вступать в реальные взаимоотношения;

3.                 существуют только реальные отношения между детьми в игре;

4.                 преобладают реальные отношения между детьми, но иногда возникают и ролевые;

5.                 преобладают ролевые отношения между участниками игры.

Наличие конфликтов в совместной игре:

1.                 ребенок постоянно конфликтует со сверстниками по любому поводу (обладание игрушками, распределение ролей, соблюдение правил и др.);

2.                 ребенок часто конфликтует по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;

3.                 ребенок иногда конфликтует по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;

4.                 ребенок очень редко конфликтует по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;

5.                 ребенок играет со сверстниками практически без конфликтов.

Способы поведения во время конфликтных ситуаций:

1.                 ребенок часто провоцирует конфликты, проявляет излишнюю настойчивость, не уступает, часто агрессивен, дает бурные эмоциональные реакции ( кричит, плачет, топает ногами и т. п. );

2.                 ребенок иногда провоцирует конфликты, проявляет излишнюю настойчивость, иногда уступает, агрессии не проявляет, эмоциональные вспышки редкие;

3.                 ребенок конфликты не провоцирует, но проявляет настойчивость, хотя часто уступает, агрессии не проявляет, эмоциональные вспышки очень едкие;

4.                 ребенок конфликты не провоцирует, в конфликтной ситуации чаще всего уступает, эмоционально уравновешен;

5.                 ребенок конфликтных ситуаций избегает, проявляет стремление успокоить конфликтующих.

Эмоциональные реакции во время игры:

1.                 во время игры положительных эмоциональных реакций ребенок не проявляет;

2.                 ребенок иногда выражает чувство удовольствия от игры;

3.                 ребенок часто выражает чувство удовольствия от игры;

4.                 ребенок очень часто выражает радость и удовольствие от игры;

5.                 ребенок свободно выражает радость и удовольствие во время игры, не стесняется в их выражении.

Отношение к роли во время игры:

1.                 ребенок роли не понимает и не выделяет, словом её не обозна -

чает;

2.                 ребенок роль понимает, с помощью взрослого может обозначить её до начала игры, но не соотносит себя с персонажем игры;

3.                 ребенок роль понимает, может обозначить её самостоятельно до начала игры, но в игре забывает о ней;

4.                 ребенок роль понимает, может обозначить её самостоятельно до начала игры и во время игры, хотя не всегда следует ей до конца игры;

5.                 ребенок роль понимает, может обозначить её самостоятельно до начала игры и во время игры , следует её до конца игры.

Особенности ролевого диалога:

1.                 нет ролевого диалога;

2.                 наличие кратких высказываний по отношению к кукле или играющему рядом (сверстнику или взрослому), но не связанных ролью;

3.                 наличие кратких высказываний и реплик, по отношению к кукле или в ответ на обращения партнера (сверстника или взрослого), связанных с ролью;

4.                 достаточно продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик;

5.                 продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращенных к реальному партнеру.

Предпочтения в выборе роли:

1.                 предпочтений нет , ребенок выполняет любые предложенные роли;

2.                 ребенок предпочитает второстепенные роли и только их выполняет;

3.                 ребенок предпочитает второстепенные роли, но соглашается и на первостепенные;

4.                 ребенок предпочитает первостепенные роли;

5.                 ребенок имеет любимые роли, но готов выполнять различные, ожидая их выполнения.

Участие ребенка в распределении ролей под руководством взрослого:

1.                 ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему;

2.                 ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли;

3.                 ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия не принимает; высказывает свое согласие или несогласие относительно полученной роли;

4.                 ребенок иногда активно включается в процесс распределения ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;

5.                 ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.

Участие ребенка в распределении ролей без участия взрослого:

1.                 ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему;

2.                 ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли;

3.                 ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия не принимает; высказывает свое согласие или несогласие относительно полученной роли;

4.                 ребенок иногда активно включается в процесс распределения ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;

5.                 ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.

Выполнение правил во время игры со сверстниками:

1.                 ребенок правила не выполняет, не понимая их;

2.                 ребенок понимает правила, старается их выполнять, но по ходу игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников;

3.                 ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу её нередко их забывает, сразу реагирует на замечания сверстников;

4.                 ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания сверстников по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимание сверстников на несоблюдение ими правил игры;

5.                 ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и

партнеры им следовали.

Выполнение правил во время игры со сверстниками при участии взрослого:

1.                 ребенок правила не выполняет, не понимая их;

2.                 ребенок понимает правила, старается их выполнять, но по ходу игры часто забывает, слабо реагирует на замечания взрослого;

3.                 ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу её нередко их забывает, сразу реагирует на замечания взрослого;

4.                 ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания взрослого по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимание взрослого на несоблюдение ими правил игры;

5.                 ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.

Уход от реальности:

1.                 нет ухода от реальности, ребенок выполняет только реальные действия с реальными предметами и игрушками, в реальной ситуации;

2.                 ребенок иногда использует в игре, наряду с реальными, предметы- заменители;

3.                 ребенок часто использует в игре, наряду с реальными, предметы- заменители, иногда воображаемые предметы или жест вместо реального действия, иногда появляются условные ролевые действия;

4.                 в игре преобладают ролевые действия, в которых ребенок использует воображаемые предметы; жесты и слова заменяют игрушки и действия;

5.                 ребенок играет в воображаемой ситуации, перевоплотившись в роль персонажа игры, требует небольшого количества игрового оборудования.

Проявления творчества в игре:

1.               ребенок выполняет только заученные действия в соответствии с каким-то одним сюжетом (например, кормление куклы, укладывание куклы спать и т. п.);

2.               ребенок иногда вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученные сюжет игры (действия, их сочетания, предметы - заменители, реплики), например одевание куклы и катание её в коляске и т. п.;

3.               ребенок часто вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученные сюжет игры (действия, их сочетание, предметы-заменители, жесты, реплики), делает попытки логически объединять игровые действия из разных сюжетов, например купание куклы и укладывание спать и т. п.;

4.               ребенок часто вносит какие-то новые элементы в игру (действия, их сочетания, предметы-заменители, жесты, реплики), использует знание, полученные из реальных наблюдений или из литературы;

5.               ребенок очень часто вносит какие-то новые элементы в игру (действия, их сочетание, предметы-заменители, жесты, реплики), часто использует знания, полученные из реальных наблюдений или из произведений детской литературы (рассказы, сказки и т. п.).

Предпочитаемые виды игр:

1.                 нет предпочитаемого вида игр, ребенок одинаково безразлично относится ко всем играм;

2.                 ребенок предпочитает двигательные игры;

3.                 ребенок предпочитает предметные игры;

4.                 ребенок предпочитает игры с дидактическими игрушками ;

5.                 ребенок предпочитает сюжетные игры.


2.2 Результаты констатирующего эксперимента


Общие результаты в контрольной и экспериментальной группах, выглядят следующим образом (См. Диаграмма №1):


Диаграмма №1


Сравнивая обе группы детей, мы отметили практически одинаковый уровень владения сюжетно – ролевой игрой.

Анализируя полученные данные по параметрам обследования игры в экспериментальной и контрольных группах, мы постарались, вначале, выделить самые высокие значения, полученные при исследовании. Были получены следующие результаты:

1.                 Адекватность самостоятельных действий с игрушками

а) экспериментальная группа - 3

б)контрольная группа – 2,8

2.                 Продолжительность самостоятельной игры;

а) экспериментальная группа – 2,8

б)контрольная группа – 2,9

3.                 Отношения между детьми в игре.

а) экспериментальная группа – 2,8

б)контрольная группа – 2,7

(См. Диаграмма №2):


Диаграмма №2


Как видно из приведённой диаграммы, самые лучшие результаты были получены при исследовании: адекватности самостоятельных действий с игрушками, продолжительности самостоятельной игры, отношений между детьми в игре.

Анализ самых низких показателей по констатирующему эксперименту, показал, что таковыми оказались:

1)                сопровождение самостоятельной игры речью,

а) экспериментальная группа – 1,4

б)контрольная группа – 1,45

2)                действий с игрушками,

а) экспериментальная группа – 1,5

б)контрольная группа – 1,5

3)                речевая активность во время совместной игры,

а) экспериментальная группа – 1,4

б)контрольная группа – 1,38

4)                способность согласовывать свои действия с другими детьми

а) экспериментальная группа – 1,5

б)контрольная группа – 1,55

5)                 проявления творчества в игре.

а) экспериментальная группа – 1,4

б)контрольная группа – 1,5

Полученные результаты выглядят следующем образом (См. Диаграмма № 3)


Диаграмма № 3


Таким образом, анализ обеих групп приводит нас к следующим выводам:

·                   Дошкольники, принимавшие участие в констатирующем эксперименте, в общем и целом продемонстрировали второй уровень сформированности игровых действий. Основное содержание их игр составляют действия с предметами. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий чаще всего соответствует их последовательности в реальной действительности. Правило ещё явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребёнка). Основные сюжеты игр - бытовые.

Остановимся на детальном анализе результатов, воспитанников экспериментальной группы.

Их можно условно разделить на три подгруппы:

1.           Дети с относительно высоким (для данной группы) уровнем развития сюжетно-ролевой игры;

2.           Дети со средним (для данной группы) уровнем развития сюжетно-ролевой игры;

3.           Дети с низким (для данной группы) уровнем развития сюжетно-ролевой игры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты