25. Гиро П. Частная школа а Англии. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2005.
26. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред.Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 2003.
27. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. // Народное образование. - 2010. - № 9. -53-87.
28. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего // Народное образование. - 2010. - № 8. -244-269.
29. Дюрант В. Жизнь Греции / Пер. с англ. В. Федорина. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2007.
30. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 1999.
31. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -М., 1986.
32. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя детсада. – М.: Просвещение. 2006.
33. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 2005.
34. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.
35. Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях // Народное образование. -2009. -№10.-С.228-240.
36. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра в нравственном развитии дошкольников: Учеб. пособие: Изд. Центр «Академия», 2000.
37. Классики игры. А.В. Луначарский // Академия игры: Ежегодник, 1998. -М., 1998.-61-63.
38. Копылова Р.Д. Открытый экран: Телевизионные зрелища и диалог. - СПб.: РИИИ, 1992.
39. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: Кн. для воспитателей детсада и родителей. - М.: Просвещение, 2006.
40. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 11 тт. - М.: АПН РСФСР, 1959.
41. Ларкин В.Р. Особенности развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воспитывающихся в семье // Дефектология. – 2006. – № 3. С. 51–54
42. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1990.
43. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. Изд. 2-е.- М., 1965.
44. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и предметных действий в раннем детстве. - М., 1949.
45. Локк Д. Мысли о воспитании // Дефектология. – 2006. – № 5. С. 24–49
46. Луговской Ю. Электронная смерть и живые дети // Дефектология. – 2007. – № 4. С. 51–54
47. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. -М.: Педагогика, 2002.
48. Макаренко А.С. Больше активности в игре / Пед. соч.: В 7-т.- М.: Педагогика, 1984.-Т.4.
49. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: Учпедгиз, 1940.
50. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2007.
51. Менджерицкая Д.Б. Игра // Дошкольная педагогика, 2006.
52. Миллер С. Психология игры. - СПб., 1999.
53. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве. - СПб., 2005.
54. Мишина Г. А. Особенности организации предметно-игровой деятельности ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология, № 5, 2009.-С. 28-40
55. Монтень М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост. и вступ. ст., примеч. В.П. Яковлев. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2008.
56. Неверович Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте. - М.,1948.
57. Очерки школы и педагогики за рубежом: В 2-х ч. - М.: АПН СССР, 1988.
58. Паулъсен Ф. Педагогика/Пер. с нем.; под ред. Г.К. Вебера.-М.: Мир, 1913.
59. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1981.
60. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения - М.: АПН РСФСР, 1953.
61. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / (Михайленко Н.Я., Подъяков Н.Н., Короткова Н.А. и др.): Под ред. Михайленко Н.Я., Подьякова Н.Н. - М.: Педагогика, 1987.
62. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2006.
63. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца и А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1966.
64. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. - М., 2003.
65. Рубинштейн ММ. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой.
66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. -М., 2006.
67. Рудзитак Ф.А. Игры детей и их педагогическое значение. - М., 2000.
68. Смирнова А. Н. Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы. // Дефектология. – 2008. – № 2. С. 73–97
69. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие: Изд. центр «Академия», 2000.
70. Соколова Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников.- М., 1993.
71. Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1973.
72. Спивакова А.С. Игра - это серьёзно. - М.: Педагогика, 1981.
73. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир: Кн. для воспитателя детсада.-М.: Просвещение, 1991.
74. УрунтаеваА.П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими // Учёные записи ЛГПИ им. Герцена. -1947.
75. Фразина М.И. Психология игры в раннем детстве. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.
76. Черкасов Г.И. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов-на-Дону, 2002.
77. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.
78. Шевченко С. Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно – педагогические аспекты. – М., 2001.
79. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб., 2004.
80. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М.: Новая школа, 1995.
81. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. – М., 2003.
82. Эльконин Д.Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей //Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. С. 73–97
83. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Набор игровых материалов используемый в эксперименте
Материалы для сюжетно-ролевой игры
Тип материала |
Наименование |
Количество на группу |
Игрушки-персонажи |
Куклы крупные (35-50 см.) |
5 разные |
Куклы средние (25-35 см.) |
5 разные |
|
Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) |
8 разные |
|
Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см) |
15-20 разные |
|
Звери надувные крупные |
2-3 разные |
|
Игрушки-предметы оперирования |
Набор чайной посуды (крупной) |
2-3 |
Набор кухонной посуды (крупной) |
2-3 |
|
Миски (тазики) |
3 |
|
Молоток пластмассовый |
1 |
|
Набор врача – игрушечный стереоскоп, термометр и т.д. |
1 |
|
Комплект парикмахерской; фены, помады, зеркала… |
1 |
|
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) |
2 |
|
Тележка-ящик (крупная) |
2 |
|
Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком) |
5 разные |
|
Автомобили с открытым верхом (крупные, средние) |
5 разные |
|
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) |
2 |
|
Телефон |
2 |
|
Ведёрки |
5 |
|
Маркеры игрового пространства |
Кукольный стол (крупный) |
1 |
Кукольный стул (крупный) |
4 |
|
Кукольная кровать |
2 |
|
Кукольный медицинский топчан |
1 |
|
Шкафчик для кукольного белья |
1 |
|
Парикмахерское место (соразмерное ребёнку) |
1 |
|
Мягкий уголок (соразмерный ребёнку) |
1 |
|
Ширма-остов замка |
1 |
|
Складной остов машины (автомобиля) |
1 |
|
Полифункциональные материалы |
Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды) |
6 |
Ящик с мелкими предметами-заместителями |
|
Приложение №2
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Ролевые действия персонажей
Роли |
Ролевые действия |
Главный врач |
Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
Врач-специалист |
Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист. |
Медсестра |
Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты. |
Санитарка |
Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль) |
Регистратор |
Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту. |
Пациент |
Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача. |
Шофёр |
Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует. Помогает больным доехать из дома до больницы |
Приложение №3
Построение ролевого диалога
|
Главный врач |
Медсестра |
Пациент |
Врач-специалист |
Организует работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием |
Выполняет указания, назначения врача. Помогает врачу. |
Приходит на приём с жалобами. Просит назначить лечение. Благодарит. |
Санитарка |
Контролирует работу. |
Организует работу |
Принимает улов. Раскладывает улов в ящики, упаковывает. Контролирует работу рыбаков |
Регистратор |
Организует работу. Контролирует |
Приносит мед. карты больных из регистратуры |
Записывается на приём к врачу. |
Пациент |
Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. |
Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения |
|
Шофёр |
Даёт
указания о доставке медикаментов и оборудования. |
Выполняет указания. |
Помогает больным доехать из дома до больницы |
Приложение №4
СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО—РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИХ КОРРЕКЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОУ № 86:
Занятие №1 (разминочное)
«Подарим зайке игрушки»
Примечание: Первые задания – имеют значение разминочных, в них активно формируется опыт оречевления действий. Кроме того дети привыкают к присутствию экспериментатора, а экспериментатор старается скорректировать основные упражнения обучающей программы.
Цель занятия: Определение уровня оречевления действий
Задачи первого занятия:
1. Активизировать речь детей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек.
2. Закрепить знания детей об основных цветах и оттенках.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: игрушка-заяц, шорты и бантики разного цвета, мелкие игрушки тех же цветов, машинка.
Ход:
Экспериментатор: Посмотрите, дети, кто к нам приехал на красивой машине! Какой красивый у меня зайка, он пришёл к вам в гости. Зайчик работает шофёром. Кто такой шофёр? (вопрос вызвал затруднения у детей)
Какие у зайки ушки? (длинные, пушистые). Зайка наш любит наряжаться в красивую одежду. А ну – ка, давайте посмотрим, какая одежда для зайчика у нас есть? (Дети называют одежду и её цвет). У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем Зайку в одинакового цвета одежду. (При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета)
- Но ведь зайка пришёл к нам в гости, давайте подберём ему в подарок игрушки. У меня есть Чудесный мешочек, в котором очень много интересного. (Рассматривают содержимое мешочка). Поищите в мешочке игрушки такого же цвета, как у Зайки Штанишки и бантик. (При этом воспитатель спрашивает, что это за игрушка, и какого она цвета)
Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.
Закончить занятие можно игрой "Зайка серенький сидит"
Примечание : в ходе игры выяснилось, что некоторые дети слишком громко говорят в процессе игры, а некоторые – слишком тихо. Кроме того детей необходимо познакомить с новыми словами «шофёр», «кузов» и «кабина». Данные слова будут активно использоваться в игре «Больница». Исходя из этого, нами было разработано второе занятие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12