Межличностное взаимодействие супругов в условиях семейного конфликта

1. Стереотип «непонимания» проявляется в том, что членам семьи не понятны поведение и мотивы друг друга, что вызывает эмоциональное напряжение и стремление прервать семейные отношения.

2. Стереотип доминирования («хозяин дома») проявляется в стремлении взять бразды правления в свои руки, управлять семейными отношениями, нести ответственность за членов семьи, занимающих подчиненный статус, доказывать свое превосходство, более значимую по сравнению с супругом роль в семье.

3. Стереотип подчинения «сильному» проявляется в склонности подавить свои желания и в угоду супругу, родителю или ребенку отказаться от права быть самим собой, жить своей собственной жизнью, принадлежать не только семье, но и самому себе.

4. Стереотип поиска «виновного» проявляется в склонности к критике, осуждению, сплетням, жалобам, обвинениям, злословию; при этом одни считают виновным себя, другие - своего партнера.

5. Стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим» проявляется в склонности оправдывать «своих» (родственников, себя самого или ребенка) и обвинять «чужих» (супруга, его родственников, а иногда и ребенка), или наоборот, в зависимости от типа личности.

6. Стереотип агрессивного подавления «слабого» проявляется в агрессивных нападках на более слабых членов семьи: крике, скандалах, оскорблениях, рукоприкладстве, драках и т.п.

7. Стереотип «жертвы» проявляется в склонности быть объектом агрессивного подавления или нападения, быть безысходно зависимым от неблагоприятных обстоятельств, переживать обреченность на несчастье, бедность, боль и т.п.

8. Стереотип «ухода» проявляется в стремлении уйти от болезненных контактов: в семью родителей, к друзьям, в другую семью, в работу, или в себя (в переживаемые при этом негативные чувства, например, в обиду), в алкоголь, в болезни и др.

II. Предпосылки формирования неконструктивных стереотипов взаимодействия, как показало исследование, коренятся в прошлом опыте личности. В памяти взрослого человека, вовлеченного в семейные конфликты, эмоционально насыщенная информация о значимых ситуациях, пережитых в детстве в родительской семье, присутствует в виде эмоционально насыщенных установок: «недоверия к себе», «недоверия к другому и миру в целом», «обреченности на одиночество».

Установка «недоверие к себе» переживается как чувство собственной несостоятельности; проявляется в неуверенности, недовольстве собой, самоуничижении, а иногда в аутодеструктивных тенденциях, склонности к суициду. Установка «недоверие к людям и миру в целом» переживается как ощущение враждебности окружающего мира; проявляется в склонности «бороться за справедливость», желании скрыть от окружающих свои истинные чувства. Установка «обреченность на одиночество» переживается как ощущение собственной ненужности, заброшенности; проявляется в склонности к эмоциональной разъединенности с близкими, отстранении.

Указанные установки обусловливают склонность личности к переживанию тревожности, неуверенности, подозрительности, собственной ненужности. Специфическим образом наполняя выявленный в исследовании комплекс неконструктивных стереотипов на разных стадиях развития конфликта, они служат источником критики, раздражительности, а также ряда других эмоциональных пассивных и активных оборонительных реакций. Выделенные установки и сопутствующие им эмоции обнаружены у тех клиентов, кто прошел в своем развитии через опыт отчуждения в семейных или социальных взаимоотношениях.

III. Содержание эмоциональной составляющей неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия супругов представлено сложным комплексом негативных переживаний, состояний и чувств. Доминирующими эмоциями выступают: страх потери значимых ценностей, в том числе - любви и признания, а также чувства стыда, вины и обиды, гнева, раздражения и агрессии, жалости и сожаления, уныния, печали и т.п. Этот сложный эмоциональный комплекс, часто неосознаваемый, выступает интегральным фактором, дестабилизирующим семейные отношения: вызывает состояние эмоциональной напряженности, скованности, аффективной отгороженности, недоверия, враждебности, уход в себя и свои проблемы.

Каждый из выделенных стереотипов имеет специфическое эмоциональное наполнение.

Стереотип «непонимания» наполнен страхом потери любви и признания, страхом быть понятым и/или непонятым; сопровождается эмоциональной напряженностью, а также чувствами стыда, сожаления, грусти, обиды, раздражения.

Стереотип доминирования («хозяин дома») наполнен страхом потери любви и признания, неосознаваемым чувством стыда; сопровождается эмоциональной напряженностью, а также эмоциональной неустойчивостью и напряженностью, неосознанными чувствами вины, обиды, гнева, раздражения.

Стереотип подчинения «сильному» наполнен страхом потери любви и признания, чувством стыда по поводу собственной неполноценности; сопровождается эмоциональной напряженностью, а также страхом одиночества, страхом перед будущим, чувствами вины, обиды, неудовлетворенности, грусти, жалости, протеста, самообвинением.

Стереотип поиска «виновного» наполнен страхом потери любви и признания, неосознаваемым чувством вины; сопровождается эмоциональной напряженностью, а также страхом ошибки, осуждения и чувствами обиды, гнева; враждебностью, склонностью к обвинениям, критике, иронии.

Стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим» наполнен страхом потери любви и признания, чувствами вины, сомнения; сопровождается эмоциональной напряженностью, а также страхом одиночества и чувством обиды; недоверчивостью, настороженностью, раздражением.

Стереотип агрессивного подавления «слабого» наполнен страхом потери любви и признания, гневом; сопровождается эмоциональной напряженностью, а также страхом одиночества и чувствами вины, обиды; недоверчивостью, настороженностью.

Стереотип «жертвы» наполнен страхом потери любви и признания, неосознанным или подавленным, скрываемым от других раздражением; сопровождается эмоциональной напряженностью, а также страхом перед будущим, беспокойством, пессимистическим, минорным настроением, чувствами жалости, уныния, многочисленными обидами.

Стереотип «ухода» насыщен страхом потери любви и признания, обидой, сопровождается эмоциональной напряженностью, а также страхом пережить новую боль, снова оказаться непонятым, беспокойством; чувствами сожаления, стыда, раздражения.

Стереотипные эмоционально насыщенные реакции, актуализирующиеся в ситуации семейного конфликта, выполняют защитную функцию, но при этом блокируют рефлексивные потенциалы человека: мешают осознать существующие разногласия, находить общность взглядов и позиций, понимать и с уважением относиться к ценностям и интересам друг друга. При этом усиливается ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность, ведет к переживанию бессилия, недоверия, враждебности, одиночества, потере веры в свои возможности.

IV. Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта представлена как нелинейное чередование пяти основных этапов: I - «зарождение конфликта»; II - «латентная защита»; III - «аккумуляция эмоционального напряжения»; IV- «эмоциональный взрыв»; V- «разрешение конфликта».

Следует заметить, что, обращаясь к психологу, клиент реально находится на одном из выделенных этапов. Однако при анализе ситуации семейного конфликта другие этапы просматриваются в очевидной или скрытой форме. Признавая известную условность представленной динамики, мы считаем правомерным использовать эту схему для системного представления полученных результатов.

В исследовании показано: уже на I этапе, переживая страх потери любви и признания, индивид неосознанно ищет защиты. Такую функцию выполняет, в первую очередь, стереотип «непонимания».

На II этапе развития конфликта к страху добавляется неосознанное чувство стыда, что побуждает индивида использовать стереотипы доминирования и/или подчинения «сильному» как латентную защиту.

На III этапе происходит накопление эмоциональной напряженности: в переживаемом аффективном комплексе начинает доминировать чувство вины. При этом один индивид изначально признает виновным себя, другой с самого начала обвиняет во всем партнера. Зарождающиеся сомнения снимаются стереотипом пристрастного отношения к «своим» и «чужим», в котором неосознанное чувство вины трансформируется в раздражение и агрессию, направленную против другого.

К IV этапу конфликта обе стороны приходят с накопившимся комплексом негативных чувств. Переживая «взрыв эмоций», одни прибегают к стереотипу агрессивного подавления «слабого», другие используют стереотип «жертвы».

На V этапе разворачивания конфликтной ситуации наступает «разрыв контактов»: обе стороны, переживая обиду, используют стереотип ««ухода»».

V. Специфика проявления стереотипов в ситуации семейного конфликта зависит от качеств личности и ее социальной принадлежности. В исследовании обнаружена связь неконструктивных стереотипов взаимодействия и их эмоциональной составляющей со склонностью к экстрапунитивным и интропунитивным реакциям.

В стереотипах доминирования («хозяин дома») и агрессивного подавления «слабого» эмоциональная напряженность сочетается со склонностью к эктрапунитивным реакциям. В стереотипах «жертвы», подчинения «сильному» эмоциональная напряженность сочетается со склонностью к интропунитивным реакциям. В стереотипах: «непонимания», пристрастного отношения к «своим» и «чужим», поиска «виновного» и «ухода» - значимых различий в экстрапунитивных и интропунитивных реакциях не наблюдается; эмоциональная напряженность при этом устойчиво фиксируется в каждом из названных стереотипов.

В исследовании показано: специфика проявления неконструктивных стереотипов зависит от социальной принадлежности личности.

На I этапе ситуации семейного конфликта большинство клиентов, независимо от их личностных качеств и социальной принадлежности, используют стереотип «непонимания».

На II этапе клиенты из группы бизнесменов и группы учителей используют, преимущественно, стереотип доминирования («хозяин дома»), а из группы служащих и группы студентов социального университета - стереотип подчинения «сильному».

На III этапе представители всех исследуемых социальных групп используют стереотипы поиска «виновного» и пристрастного отношения к «своим» и «чужим».

Но у бизнесменов и учителей поиск «виновного» сводится, преимущественно, к обвинению других членов семьи, а у служащих и у студентов социального университета - к обвинению самих себя.

На IV этапе разворачивания конфликта бизнесмены и учителя используют стереотип агрессивного подавления «слабого», а служащие и студенты социального университета предпочитают стереотип «жертвы».

На V этапе доминирующим у клиентов является стереотип ««ухода»». Формы ««ухода»» отличаются разнообразием. Индивидуальные и социальные различия при этом неустойчивы.

В целом, ситуация семейного конфликта указывает на существование аффективного комплекса отчуждения, который разъединяет партнеров и начинает существовать как «третья сила», привлекающая к себе внимание, блокирующая адекватное восприятие ситуации, снижающая возможности отрефлексировать ситуацию и разрешить конфликт. Осознание аффективного комплекса отчуждения, существующего в неконструктивных стереотипах межличностного взаимодействия супругов, побуждает человека подняться над конфликтом и переживаемыми при этом негативными эмоциями, поставить перед собой цели, избыточные по отношению к имеющейся ситуации, которые могут так или иначе изменить отношения в семье к лучшему.

Список литературы


1.           Абалакина М.А. Межличностное восприятие и динамика предбрачных отношений: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.

2.           Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. - М.: Фонд «За экон. грамотность», 2007.

3.           Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра, 2008.

4.           Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

5.           Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Изд-во Питер, 2008.

6.           Андреева Г.А. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2006.

7.           Анохин П.К. Эмоции //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2008.

8.           Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов. - М., 2007.

9.           Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

10.       Бергсон А. Смех //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2008.

11.       Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. - М.: Прогресс, - 2009.

12.       Бодалев А.А. Личность и общение // Проблемы психологии личности: -М., 2008.

13.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

14.       Булыгина И.С. О динамике ролевых и межличностных отношений в семейном общении// Семья и личность: - М., 2008.

15.       Буянов М.И. В кабинете детского психиатра. - Киев: Здоровье, 2000.

16.       Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2009.

17.       Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М.: Нов. Москва, 2003.

18.       Варга А.К. Структура и типы родительского отношения: Дис. ...канд. пси-хол. наук. - М., 2007.

19.       Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. - М.: Проспект, 2007.

20.       Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.- М.: Изд-во МГУ, 2009.

21.       Василюк Ф.Е. Автобиография и личность // Наука и техника. - 2006. - №2.

22.       Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций/Я психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.-М., 2005.

23.       Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. унта, 2008.

24.       Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дис. ... канд. психол.наук. - СПб., 2006.

25.       Вудвортс Р. Экспериментальная психология. - М.: Изд-во иностр. лит., 2005.

26.       Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2006. - Т. 3.

27.       Выготский Л.С. Учение об эмоциях: Историко-психологическое исслед. // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2008. - Т. 6.

28.       Гаврилова Т.П., Светлова Е.Г. Эмпатические отношения в благополучных и неблагополучных супружеских парах//Семья и личность: Тез. Докл.конф. - М., 2008.

29.       Гельгорн Э, Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: Нейрофизиолог. Исслед.: Пер. с англ. - М.: Инфра, 2006.

30.       Генисаретский О.И. Поводы и намеки / Центр гуманит. исслед. (Путь). -М., 2007.

31.       Голдстейн М., Голдстейн И. Ф. Как мы познаем: Исслед. процесса на-уч.познания. - М.: Знание, 2007.

32.       Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - М.: Наука, 2008.

33.       Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006.

34.       Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб: OMS, 2008.

35.       Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. -Спб., 2007

36.       Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт, определения и проблемы исслед. -М.: Владос, 2008.

37.       Демин А.И. Информационная теория экономики: Макромодель. - М.: Палев, 2009.

38.       Джайнотт X.Дж. Родители и дети: Пер. с англ. - М.: Знание, 2007.

39.       Джемс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2003.

40.       Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. -М.: Экономика, 2004.

41.       Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2008.

42.       Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 2005. - Т. 1.

43.       Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психологии. - 2008. - № 6.

44.       Калмыкова Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психологический журнал. - 2004. - Т. 15. № 3.

45.       Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М., 2006.

46.       Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Дис.... канд. психол. наук. - М., 2007.

47.       Корсаков А.В. Эмоциональная напряженность семейных отношений. М., Посткриптум, 2003.

48.       Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М., 1994.

49.       Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль: Акад. развития, 2006.

50.       Къеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. - М., 2006.

51.       Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 2004.

52.       Лобок A.M. Антропология мифа. - Екатеринбург, 2007.

53.       Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 2006.

54.       Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. - М., 2006.

55.       Майерс Д. Социальная психология.М.,Посткриптум, 2003.

56.       Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М., 2004.

57.       Мишин Г.И. Как преодолеть стрессы: Неврозы. Навязчивые страхи, состояния. Сексуал. неудачи. О заповедях псих. здоровья. Половые и семейн. дисгармонии. Расстройства сна. Алкоголизм Г.И. Мишин. СПб.: Союз, 2003.

58.       Мухина B.C. Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М., 2006.

59.       Обозов Н.Н. Психология межличностного взаимодействия супругов: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2008.

60.       Ожегов С.И. Словарь русского язьжа. - 20-е изд., стереотип. - М., 2005.

61.       Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. - М.; .СПб, 2007.

62.       Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. - СПб., 2007.

63.       Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 2008.

64.       Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. и др. - М., 2001.

65.       Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений. - М., 2007.

66.       Сафонов В.С. Особенности доверительного общения: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

67.       Селли Д. Очерки по психологии детства / Пер. с англ. - 2-е изд. - М., 2008.

68.       Сеченов И.М. Психология поведения. - М., 1995.

69.       Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: Методическое руководство. - М., 2006.

70.       Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов //Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., Посткриптум, 2002.

71.       Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. СПб., 2006.

72.       Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 2007.

73.       Философская энциклопедия: В 5 т. - М., 2007. - Т. 5.

74.       Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 2006.

75.       Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Пер. с англ. / Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.

76.       Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исслед. и применение. - Спб., 2007.

77.       Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 2006.

78.        Эллис Альберт. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002.

79.       Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. - М., 1994.

80.       Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2008.

81.       Bettelheim В. The Uses of Enchantment. -New-York, 2009.

82.       Ferenczi S. Contra-indications to the ‘Active’ Psycho-analytical Technique. // The Theory and Technique of Psychoanalysis II. - N.Y., Basic Books, 2007.

83.       Gray, Jeffrey A. The psychology of fear and stress / J.A. Gray.- N.-Y., 2005.

84.       Kernberg О. Les troubles limites de lapersanalite. - Tauluse, Private, 2006.

85.       Russel В. The analyses of matter. -N.Y., 2008.

86.       Russel В. The analyses of matter. -N.Y., 2007.

87.       Sartr J.P. Being and Nothingness. - New York; Philosophical Library, 2004.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты