Межличностное взаимодействие супругов в условиях семейного конфликта

Дальнейший сюжет сказки приводит нас к тому, что обнаружить свои достоинства, ощутить признание и собственную значимость, испытать чувство превосходства герой может только в ситуации несчастья, когда он выступает «спасителем». Таким образом, стереотипы «непонимания», «жертвы» и «ухода» сочетаются в воображении героя со стереотипами доминирования, агрессивного подавления «слабого», большей, по сравнению с другими, значимости своей собственной персоны.

Обобщенный анализ сказок.

Обобщенный анализ данных, полученных методом «Рефлексия на семейный конфликт», показал: чувство одиночества, переживаемое человеком, сопровождается комплексом негативных эмоций, таких, как заброшенность, ущербность, ненужность другим. У личности, склонной в межличностном взаимодействии к стереотипам «непонимания», «жертвы» и ««ухода»», эти эмоциональные состояния сочетаются с переживанием чувства страха, стыда и вины. Компенсация отсутствия внимания окружающих, выход из невыносимого состояния одиночества вызывает стремление к доминированию, выраженному в избираемой роли «спасителя» (а по сути, агрессивного подавления «слабого»), как средству получения любви и внимания («Моя мама была очень строгая, но я чувствовал, что она меня любит»).

Таким образом, стремление избежать одиночества побуждает личность жертвовать собой для получения внимания, признания и любви. Постоянное стремление быть любимым, значимым, ценным вынуждает быть «гордым», «сильным». Но сила и собственная значимость обретаются только в ситуации, где необходимо пожертвовать собой, подставить себя ради спасения других, чьей любви и признании личность лишена, но, тем не менее, остро нуждается.

Исполнение роли спасителя предполагает наличие «врага», «чужого», который изначально сильнее «своих», в чьей любви так нуждается наш герой, но при этом «враг» слабее самого героя. Победив «врага», герой обретает статус «сильного», становится сильнее всех - и «чужих», и «своих», т.е. проявляет себя в стереотипах доминирования и агрессивного подавления «слабого». Таким образом, стыд - это «враг», слабее самого героя. Победив «врага», герой обретает статус «сильного», становится сильнее всех - и «чужих», и «своих», т.е. проявляет себя в стереотипах доминирования и агрессивного подавления «слабого». Таким образом, стыд и беспомощность, переживаемые в стереотипах «непонимания» и жертвы, побуждают к поиску «виновного», «злого», «обидчика», «чужого».

В качестве еще одной иллюстрации вышесказанного приведем сказку 19-летнего студента 2 курса Социального университета Георгия А.

«Жил-был злой король. И были у него дочери и сын. Дочерей отец очень любил, а сына - нет. Оно и понятно: сын был его преемником, а дочери - куриный сор - выйдут замуж, и разъедутся кто куда. И была у короля молодая жена - добрая мачеха этих детей...

До такой степени невзлюбил король своего сына, что еще в раннем детстве отдал его на воспитание местному пастуху. Мальчик был очень красивый и умный, а рос как пастуший сын...

Он стал лучшим пастухом в округе, поэтому распорядитель позвал его на королевскую службу. И вот получилось так, что его увидела королева и полюбила всем сердцем, так как совершенно не любила старого короля.

...Королева решила сбежать из замка вместе с пастухом. Но когда пастух узнал, что его возлюбленная не прачка, а королева, он понял, что мести короля не избежать, и не осмелился на эту дерзость... Он вернулся к себе домой и собирался постричься в монахи. Но тут ему открылась тайна его происхождения. Недолго думая, он вернулся во дворец, убил короля, женился на своей мачехе. Были они очень счастливы».

Итак, мы снова видим, что изначально герой, с которым идентифицирует себя автор, чувствуют себя в семье чужим, непризнанным, нелюбимым. Для героя сказки свойственны такие эмоциональные состояния, как невозможность противостоять обстоятельствам, обида, ощущение несправедливости. Все это позволяет говорить о стереотипах подчинения «сильному» и «жертвы».

Ответственность за возникновение проблем автор приписывает королю-отцу. Именно его он обвиняет в агрессивном отторжении сына-соперника и несправедливости, обрекающей сына на бедность и социально низкое положение (стереотип поиска «виновного»). Самому герою сказки свойственно не только враждебное отношение к отцу, но и стремление быть лучше других, которое находит свое подтверждение в любви к королеве (стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим»).

В третьем эпизоде сказки преобладающие эмоции - чувство вины и страх наказания за нарушение сословных границ (не случайно употребляется слово «дерзость»). Глагол «не осмелился» свидетельствует о стереотипе подчинения «сильному» и переживаемых при этом чувствах неуверенности, самоуничижении, которые углубляются и переходят в стереотип «ухода», избегания контакта с людьми.

Внезапное осознание своего социального статуса (происхождения) резко изменяет выбор способа разрешения конфликтной ситуации. На смену стереотипам подчинения «сильному» и жертвы приходят полярные стереотипы доминирования и агрессивного подавления «слабого». Можно предположить, что снятие социального барьера (типа разделения «выше - ниже»; «лучше - хуже») устраняет и нравственные запреты: от подчинения и самоуничижения герой переходит к возложению вины на короля (стереотип поиска «виновного»), ненависти и жестокому инфантильному разрешению конфликта - убийству (стереотип агрессивного подавления «слабого»).

Говоря о стереотипах доминирования и агрессивного подавления «слабого» необходимо заметить, что они (не только в представленном примере, но и в большинстве (2/3) проанализированных мною случаев) сочетаются со стереотипами поиска «виновного» и «жертвы». Их сопровождают такие эмоциональные состояния, как страх потерять любовь и признание, чувство несправедливости, страх наказания, стремление унизить соперника и др.

Эти выводы совпадают с известным в психологии положением о том, что агрессия представляет собой попытку, часто бесполезную, достичь фрустрированной цели. Если взглянуть на проявление стереотипа агрессивного подавления «слабого» под этим углом зрения, то нетрудно понять закономерность столь несовместимого (на первый взгляд) сочетания установок: первичная установка «жертвы» (с характерными для нее чувствами бесправия, униженности, невозможности противостоять обстоятельствам, подавленности) постепенно приводит к протесту и поиску «виновного во всех несчастьях». Как правило, это тот, кого боится жертва, и кто, по ее мнению, мешает достичь желанной цели (враг). А готовясь отразить врага, человек сам становится жестоким и агрессивным, оскорбляющим и причиняющим боль другим.

Обобщенный анализ сказок позволяет сделать вывод о том, что для молодых людей, склонных к работе в сфере социальной защиты, ведущими в ситуациях семейного конфликта являются стереотипы «непонимания», подчинения «сильному», поиска «виновного», «жертвы», «ухода». При этом ответственность за происходящее приписывается внешним факторам: лицам или обстоятельствам, на которые человек старается возложить вину за то, что произошло. Разрешение конфликтной ситуации связывается с идеей понимания другого человека и сознательным добровольным выбором позиции жертвы и жертвенности как платы за внимание к себе.

Анализ эмоциональной составляющей, представленной в сказках, показал, что типичные для студентов стереотипы «непонимания», подчинения «сильному», «жертвы», «ухода» переплетаются со страхом потери любви и признания, чувством беспомощности, стыдом и чувством самоуничижения, виной и обидой, печалью и отчаянием. А встречающиеся реже стереотипы доминирования, поиска «виновного», пристрастного отношения к «своим» и «чужим», агрессивного подавления «слабого» наполнены переживаниями чувства недоверия и враждебности, гневом и раздражением. Дальнейшее исследование позволило выявить еще более тонкие различия в предпочтении стереотипов испытуемыми разных социальных групп.


2.5 Анализ данных, полученных комплексом вспомогательных методов исследования


Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик) и метод цветовых выборов (модифицированный вариант цветового теста М. Люшера) позволили изучить специфику проявления стереотипов межличностного взаимодействия супругов в ситуации семейного конфликта и ее связь с качествами личности испытуемых. Обобщенная характеристика эмоциональной составляющей стереотипов межличностного взаимодействия супругов и соответствующих качеств личности может быть представлена следующим образом.

Стереотип «непонимания» характеризуется недоверием, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, экстрапунитивными и интропунитивными реакциями. Завышенный уровень притязаний, неустойчивая демонстративно высокая самооценка сочетаются с пассивно-оборонительной позицией, побуждающей к противодействию внешним влияниям среды.

Стереотип доминирования («хозяин дома») характеризуется переживанием оптимизма наряду с эмоциональной неустойчивостью, неосознаваемой тревожностью, напряженностью, агрессивностью, преобладанием экстрапунитивных реакций. Повышенный уровень притязаний сочетается с неустойчивой самооценкой, демонстративностью, недоверчивостью, сверхчувствительностью к критическим замечаниям, импульсивностью реакций, конфликтностью, активно-оборонительной позицией.

Стереотип подчинения «сильному» характеризуется страхом одиночества и страхом будущего, тревожностью, беспокойством, нервозностью и мнительностью. Преобладают интропунитивные реакции. Склонность к самообвинениям сочетается с реакциями раздражительности, подозрительности, обидчивости. Низкий уровень притязаний и неустойчивая завышенная или заниженная самооценка сочетаются с чувством неудовлетворенности, неуверенности в себе.

Стереотип поиска «виновного» характеризуется враждебностью, склонностью к обвинениям, экстрапунитивными и интропунитивными реакциями. Высокий уровень притязаний и неустойчивая самооценка в ситуации конфликта вызывают склонность к критике, гневу, иронии и другим активным оборонительным реакциям.

Стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим» характеризуется недоверчивостью, настороженностью и обидчивостью, экстрапунитивными и интропунитивными реакциями. Высокий уровень притязаний и неустойчивая самооценка в ситуации конфликта вызывают обиду, раздражительность и другие пассивные оборонительные реакции.

Стереотип агрессивного подавления «слабого» характеризуется агрессивностью, носящей защитный характер, легко зарождающимся чувством враждебности, повышенной обидчивостью, преобладанием экстрапунитивных реакций. Неустойчивая самооценка сочетается с болезненным чувством самолюбия и собственного достоинства, повышенной ранимостью.

Стереотип «жертвы» характеризуется высоким уровнем тревожности, беспокойством, мнительностью, страхом перед будущим, чувством опустошенности, усталости, пессимистическим настроем, преобладанием интропунитивных реакций. Неустойчивая самооценка тесно связана с неуверенностью в себе, со склонностью к разочарованиям. Ранимость, преобладание минорного тона настроения сочетаются со склонностью к вытесненному чувству обиды и гнева.

Стереотип «ухода» характеризуется высоким уровнем тревоги, ранимостью, сензитивностью, беспокойством, раздражительностью, экстрапунитивными и интропунитивными реакциями. Агрессивность носит защитный характер и может принимать аутоагрессивные формы. Высокий уровень притязаний и неустойчивая самооценка, неуверенность в себе и недоверчивость обусловливают склонность к пассивному жесткому противодействию, уходу от социальных контактов.

Проанализируем результаты исследования 86 испытуемых (руководителей малого бизнеса, учителей, служащих государственных учреждений и студентов Социального университета). Индивидуальные показатели фрустрационной толерантности и эмоциональной напряженности (ситуативной тревожности) по каждой социальной группе испытуемых приведены в Приложении 7. Обобщенные данные (среднеарифметические показатели по каждой социальной группе) представлены в табл. 8.

Как показано в табл. 8, большинство испытуемых, занятых в сфере образования и бизнеса, имеют высокие показатели экстрапунитивных реакций, направленных на окружающих, в форме требований к другим: в группе бизнесменов это 15 человек из 20 (75%), а в группе учителей - 13 человек из 20 (65%). Средние показатели экстрапунитивных реакций у учителей составляют 47,4, а бизнесменов 46,1. Различия между экстралунитивными реакциями, с одной стороны, и интропунитивными и импунитивными, с другой, статистически значимы по критерию «Х-квадрат». Табличные значения у бизнесменов X0,01=7,21 - при сравнении экстрапунитивных и интропунитивных реакций; X0,01=7,41 - при сравнении экстрапунитивных и импунитивных реакций); у учителей X0,01=7,31 - при сравнении экстрапунитивных и интропунитивных реакций; X0,01=7,33 - при сравнении экстрапунитивных и импунитивных реакций.

В группах служащих и студентов мы имеем несколько иную картину. Большая часть служащих и студентов Социального университета имеют высокие показатели интропунитивных реакций, направленных на самого себя как на виновника происходящего: в группе служащих это 16 испытуемых из 22 (72,7%), а в группе студентов Социального университета - 15 из 24 (62,5%). Средние показатели интропунитивных реакций у служащих составляют 48,0 а у студентов 44,4. Различия между интропунитивными реакциями, с одной стороны, и экстрапунитивными и импунитивными, с другой, в этих группах также оказались статистически значимыми по критерию «Х-квадрат».

Таблица 8 - Направленность фрустрационных реакций (по методу С. Розенцвейга), эмоциональная напряженность (ситуативная тревожность по Ч. Спилбергеру) и преобладающие стереотипы испытуемых разных социальных групп

п/п

Социальная принадлежность (число испытуемых)

Реакции (средние показатели)

Тревожность (средние показатели)

Стереотипы, преобладающие на II, Ш и IV этапах ситуации семейного конфликта (по данным психобиографического метода)



Экстра-пунитивные (число испытуемых)

Интро-пуни-тивные (число испытуемых)

Импунитивные (число испытуемых)



1

Бизнесмены (20)

46,1

27,4

26,5

10,8

Доминирование, агрессивное подавление «слабого», поиск «виновного» в других

2

Учителя (20)

47,4

26,4

26,2

13,6

Доминирование, агрессивное подавление «слабого», поиск «виновного» в других

3

Служащие (22)

28,9

48,0

23,1

15,4

Подчинение «сильному», поиск «виновного» в себе, «жертва»

4

Студенты (24)

29,5

44,4

26,1

14,5

Подчинение «сильному», поиск «виновного» в себе, «жертва»


Табличные значения у служащих X 0,01= 7,41 - при сравнении экстрапунитивных и интропунитивных реакций; X 0,01= 3,24 - при сравнении экстрапунитивных и импунитивных реакций; у студентов социального университета X 0,01= 5,85 - при сравнении экстрапунитивных и интропунитивных реакций; X 0,01= 2,91 -при сравнении экстрапунитивных и импунитивных реакций.

Одновременно у испытуемых, принадлежащих к разным социальным группам, наблюдаются различия и по параметру эмоциональной напряженности («ситуативная тревожность» по Ч. Спилбергеру). Согласно тесту (шкале Ч. Спилбергера) эмоциональную напряженность у учителей, служащих и студентов Социального университета мы можем считать высокой. При этом средние показатели эмоциональной напряженности («ситуативной тревожности») у служащих и студентов социального университета (14,5) оказались выше, чем у бизнесменов (10,8) и учителей (13,6). Самые высокие показатели эмоциональной напряженности оказались у служащих (15,4), самые низкие - у бизнесменов (10,8).

Сопоставляя данные теста С. Розенцвейга, Ч. Спилбергера, с одной стороны, и предпочтительный выбор стереотипов взаимодействия, с другой, мы видим, что в группах бизнесменов и учителей высокие показатели экстрапунитивных реакций, т.е. реакций, направленных на окружающих, в форме требований к другим, и эмоциональная напряженность (средние показатели у бизнесменов и высокие у учителей) соотносится с предпочтительным выбором стереотипов доминирования и агрессивного подавления «слабого». В стереотипе «поиск виновного» усилия бизнесменов учителей направлены преимущественно на то, чтобы увидеть виновника конфликта в другом, а не в себе.

В группах служащих и студентов высокие показатели интропунитивных реакций, т.е. реакций, направленных на самого себя как на виновника происходящего, и высокая эмоциональная напряженность соотносятся с предпочтительным выбором стереотипов подчинения «сильному» и «жертвы». А в стереотипе поиск «виновного» усилия служащих и студентов социального университета направлены преимущественно на то, чтобы увидеть виновника конфликта, прежде всего, в самом себе.

В связи с этим мы можем говорить о том, что эмоциональная напряженность ограничивает способность испытуемых: к импунитивным реакциям, мешает занимать примиренческую позицию во взаимодействии с членами семьи.

Заключение


Проведенное исследование позволило выявить: I - комплекс основных неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия супругов; II - предпосылки их формирования; III - содержание эмоциональной составляющей исследуемого комплекса стереотипов; IV - динамику разворачивания ситуации семейного конфликта; V - специфику проявления стереотипов, в зависимости от динамики ситуации, качеств личности и ее социальной принадлежности.

I. Комплекс неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия супругов включает в себя следующую совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стереотипов: «непонимание»; доминирование («хозяин дома»)/подчинение «сильному»; поиск «виновного»/пристрастное отношение к «своим» и «чужим»; агрессивное подавление «слабого»/«жертва»; «уход». Указанные стереотипы проявляются в ситуациях семейного конфликта у подавляющего большинства клиентов, их родителей, прародителей и других членов семьи (тетушек, дядюшек, сестер, братьев, детей). Краткое описание указанных стереотипов может быть представлено следующим образом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты