Межличностное взаимодействие супругов в условиях семейного конфликта

Анализ поведения клиентов в ситуации семейного конфликта, который в разнообразных вариантах обычно предстает в ходе психологической консультации, позволил нам изучить динамику развития конфликтной ситуации

Конфликт проходит 5 основных этапов: I - «зарождение конфликта»; II - «латентная защита»; Ш - «аккумуляция эмоционального напряжения»; IV - «эмоциональный взрыв»; V - «разрешение конфликта».

I этап - «зарождения конфликта» актуализирует стереотип «непонимания». Сталкиваясь с непониманием, воспринимаемым как угрозу своему «Я» и мирному сосуществованию в семье, и переживая при этом сложный комплекс негативных эмоций, человек неосознанно ищет защиты. Функцию защиты и выполняет стереотип «непонимания». Отказываясь что-либо понимать, человек не хочет соглашаться с тем, что его прежние представления о себе и любимом партнере могут быть разрушены. Страх потерять любовь и любимого снижает возможность осознать конфликтную ситуацию на этапе ее зарождения и побуждает человека искать защиту в стереотипных реакциях, унаследованных от семьи и социума.

Именно поэтому на II этапе конфликтной ситуации человек выбирает и актуализирует стратегию защитного поведения - подавления или подчинения. Одни прибегают к стереотипу доминирования (активно-оборонительная стратегия), другие - к стереотипу подчинения «сильному» (пассивно-оборонительная стратегия). Эмоциональные реакции здесь протекают в скрытой форме, поэтому мы называем эту стадию конфликтной ситуации «латентная защита».

На III этапе конфликта происходит накопление эмоциональной напряженности. Здесь актуализируются стереотипы поиска «виновного» («козла отпущения») и пристрастного отношения к «своим» и «чужим». Есть люди, которые изначально признают виновными самих себя, но стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим» («мы лучше - они хуже») помогает им трансформировать чувство вины в обиду и мысленно направить агрессию против обидчика. Другие, с самого начала, обвиняют во всем других членов семьи. Сомнения, зарождающиеся по мере осознания собственной вины, снимаются стереотипом пристрастного отношения к «своим» и «чужим» («мы лучше - они хуже»). Таким образом, защищая себя, человек трансформирует неосознанное чувство вины в раздражение и агрессию, направленную против другого.

К IV этапу конфликтной ситуации - «эмоциональному взрыву» - обе стороны приходят с накопившимся комплексом интенсивных негативных чувств. При этом одни прибегает к стереотипу «жертвы», другие используют стереотип агрессивного подавления «слабого».

На V этапе происходит разрешение конфликта. Наступает «разрыв контактов», обе стороны используют стереотип «ухода».

Следует заметить, что на разных этапах ситуации семейного конфликта стереотипы выполняют защитную функцию. Стереотипные реакции защищают личность от саморазрушения в условиях конфликтных болезненных длительных взаимоотношений. Однако при этом нарушается адекватное восприятие ситуации, и блокируются возможные позитивные - стабилизирующая и развивающая функции семейного конфликта, которые позволяют вскрыть существующие разногласия, побуждают к поиску общих взглядов и позиций, способствуют осознанию и актуализации личностных и межличностных ресурсов, согласованию и взаимному принятию противоположных ценностей и интересов. Обе указанные функции включают в себя необходимость и возможность осознания. Но именно рефлексивные потенциалы человека блокируются интенсивными негативными эмоциями, которые актуализируют в ситуации конфликта стереотипные неконструктивные защитные реакции.

Зависимость стереотипных реакций от личностных особенностей и принадлежности к социальной группе.

Сопоставляя данные, полученные при изучении конфликтных семейных стереотипов в разных социальных группах, мы обратили внимание на то, что стереотипы, проявляющиеся в разных социальных группах, имеют свою специфику. В табл. 5 представлены результаты этого анализа.

Мы видим, что для всех групп испытуемых характерны стереотипы «непонимания», поиска «виновного», пристрастного отношения к «своим» и «чужим», «ухода». Для бизнесменов и учителей при этом характерно использование стереотипов доминирования («хозяин дома») и агрессивного подавления «слабого». А для служащих государственных учреждений и студентов Социального университета, ориентированных на помощь нуждающимся в социальной защите, характерны стереотипы подчинения «сильному» и «жертвы».

Проиллюстрируем вышеуказанные различия анализом наблюдений за поведением клиентов из сферы бизнеса, обращавшихся к нам за помощью.

 

Таблица 5 - Стереотипные реакции, преобладающие в разных социальных группах

№ п/п

Социальная группа

Число испытуемых

% от выборки

Стереотипы, преобладающие в указанных социальных группах

1

Бизнесмены

20

23,3

«Непонимание», доминирование, поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», агрессивное подавление «слабого», «уход»

2

Учителя

20

23,3

«Непонимание», доминирование, поиск «виновного», агрессивное подавление «слабого», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», «уход».

3

Служащие государственных учреждений

22

25,6

«Непонимание», подчинение «сильному», поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», «жертва», «уход».

4.

Студенты Социального университета

24

27,8

«Непонимание», подчинение «сильному», поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», «жертва», «уход».

У людей, преуспевающих в бизнесе, обычно вместе с успехом появляются семейные конфликты. Это касается и мужчин, и женщин. У мужчин при конфликтном взаимодействии обычно проявляется стремление уйти из семьи (стереотип «ухода»). Былое чувство любви и близости проявляется в редких случаях.

Мужчины обычно ищут и находят сексуальные контакты вне дома. Измена супруга создает дополнительное напряжение в семье. В обостряющихся конфликтных ситуациях актуализируется стереотип поиска «виновного»: мужчина стремится обвинить жену в постоянно возобновляющихся семейных проблемах. Идя на супружескую измену, он оправдывает себя: жена стала неинтересной, и он, якобы, стремится узнать что-то новое (стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим»). При этом мужчины склонны к проявлению агрессии, насилия по отношению к женщине (стереотип агрессивного подавления «слабого»), у которой актуализируется стереотип «жертвы», не способной противостоять агрессивному мужчине (что тоже является распространенным стереотипом, фиксирующим различие полов).

Бизнесмены, которые не могут найти устойчивости в семье, начинают отдавать предпочтение друзьям. Друзья, а не семья создают группу, выступающую стабилизирующим фактором в хаосе окружающего мира. В этом случае семья превращается в помеху получению сексуальных удовольствий. Мужчина часто остается в семье из-за отцовских побуждений. Жену он обычно терпит, хотя чувствует несуразность сложившейся ситуации, скуку при контактах с ней. Появляются мысли о том, что «женщина - это неизбежное зло», «все беды от женщин» и т.п., которые являются своеобразным проявлением стереотипа поиска «виновного».

Женщины, занимающиеся бизнесом, также попадают под власть стереотипов поиска «виновного» и «ухода». Они ощущают недостаток мужской поддержки, поэтому беспрерывно жалуются, что их мужья «не тянут», «не дают им того, что хочется», либо уходят из семьи. Замужние женщины вместо того, чтобы конструктивно использовать и совершенствовать семейную ситуацию, мечтают о других партнерах. Однако при этом сами себя женщины ощущают неинтересными и непривлекательными для тех мужчин, которых они считают интересными. Этот стереотип пристрастного отношения к «своим» и «чужим» («Мы лучше, они хуже; мы хуже, они лучше») проявляется и в сексуальных отношениях.

Некоторые женщины начинают копировать мужчин, у них появляется стремление купить себе сексуального партнера как игрушку, как развлечение, как момент для удовольствия (стереотип доминирования). Однако в таких контактах женщины испытывают стеснение, чувствуют себя неспособными реализовать свое исконное женское предназначение помощницы мужчины (стереотип подчинения «сильному»). Ситуация часто представляется безвыходной и приносит страдания (стереотип «жертвы»).

Дети, как правило, остаются единственным связующим и скрепляющим звеном в семье, однако, как представляется, это очень уязвимый элемент. На нынешнем этапе развития бизнеса в России, вопрос о наследовании, о передаче богатства неактуален. Более того, он специально снимается в силу понимания самими «новыми русскими» сомнительной основательности столь быстрого приобретения своего богатства в стране, где «все люди были равны» еще несколько лет назад. Вопрос о наследовании в скрытом виде присутствует только в желании дать детям образование за границей, нечто такое, чего нельзя лишить ни при какой ситуации. Необходимость продолжения бизнеса детьми не осознается. Поэтому дети в ситуации семейного конфликта могут и не справиться с функцией сохранения семьи.

Семья в современном мире бизнеса - самый уязвимый элемент. С одной стороны, если когда-то кто-то задумывает сводить счеты, то опасности подвергается, в первую очередь, семья. С другой стороны, при конфликтах в самой семье человек, занимающийся бизнесом, теряет область, где он может чувствовать себя защищенным. Приведение в норму семейных отношений поэтому, ведет к более успешному ведению бизнеса.

Анализ данных, полученных психобиографическим методом, показал, что практически все испытуемые - представители различных социальных групп на I этапе ситуации семейного конфликта используют стереотипы «непонимания». На II этапе большинство испытуемых используют стереотипы доминирования («хозяин дома») и подчинения «сильному». На III этапе разворачивания конфликтной ситуации наиболее типичны стереотипы поиска «виновного» и пристрастного отношения к «своим» и «чужим». На IV этапе преобладают стереотипы агрессивного подавления «слабого» и «жертвы». И, наконец, на V, завершающем этапе - стереотип «ухода».

Различия в использовании стереотипов испытуемыми различных социальных групп наблюдаются на промежуточных - II, III, IV этапах. На II этапе испытуемые из группы бизнесменов и учителей используют преимущественно стереотипы доминирования («хозяин дома»), а из группы служащих и студентов Социального университета - стереотип подчинения «сильному». На III этапе испытуемые всех исследуемых социальных групп используют сначала стереотип поиска «виновного», а затем пристрастного отношения к «своим» и «чужим». Но у испытуемых из группы служащих и студентов поиск «виновного» начинается, преимущественно, с обвинения себя, а у испытуемых из группы бизнесменов и учителей - с обвинения другого. И, наконец, на IV этапе испытуемые из группы бизнесменов и учителей предпочитают стереотип агрессивного подавления «слабого», а испытуемые из группы служащих и студентов - стереотип «жертвы».

Дальнейшие различия в предпочтении стереотипов в разных социальных группах стали более явными, благодаря данным, полученным в результате анализа сказок.

Обобщенные данные об основных неконструктивных стереотипах межличностного взаимодействия супругов представлены в табл. 6.

Таблица 6 - Ведущие неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия супругов

№ n/n

Ведущий стереотип

Число испытуемых

% от выборки


«Непонимание»

15

17,1%

2

«Уход»

14

16,1%

3

«Жертва»

13

14,9%

4

Подчинение «сильному»

13

14,9%

5

Поиск «виновного»

10

11,5%

6

Пристрастное отношение к «своим» и «чужим»

10

11,5%

7

Доминирование («хозяин дома»)

6

6,9%

8

Агрессивное подавление «слабого»

6

6,9%


Всего испытуемых

87

100%


Из табл. 6 видно, что у студентов Социального университета ведущими оказались стереотипы «непонимания» (17,1%) и «ухода» (16,1%). Этот факт подчеркивает сходство установок студентов Социального университета и их будущих клиентов - людей, нуждающихся в социальной защите, утративших понимание жизненных ситуаций, ориентацию на их активное изменение, ушедших в свои болезни или несчастья.

Вторыми по значимости стали стереотипы «жертвы» (14,9%) и подчинения «сильному» (14,9%), указывающие, что профессиональная ориентация на социальную работу определяет важность для личности позиции жертвы, характерной для слабых, нуждающихся в поддержке людей, склонных к подчинению, подавлению своих желаний. Эти стереотипы могут также отражать личностную позицию студентов - будущих социальных работников, которые озабочены положением «жертвы», вынужденной покорно подчиняться жизненным обстоятельствам. Далее, однако, студенты раскрывают свои собственные тенденции к пристрастному отношению к «своим» и «чужим» (11,5%) и поиску «виновного» (11,5%), которые сочетаются с менее выраженными при этом стереотипами доминирования (6,9%) и агрессивного подавления «слабого» (6,9%).

Содержание эмоциональной составляющей неконструктивных стереотипов в ситуации семейного конфликта.

Анализ материалов, полученных методом «Рефлексия на семейный конфликт», показал, что в сказках зачастую в символически-образной и метафорической форме представлен своеобразный генезис эмоционального становления неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия супругов, своего рода проекция хранящихся в памяти человека негативных эмоций, принятых на их основе решений и закрепившегося стереотипа. Обратимся к непосредственному анализу имеющихся данных.

В табл. 7. представлена обобщенная картина комплекса эмоциональных переживаний и чувств, наполняющих выделенные мною неконструктивные стереотипы взаимодействия.

Мы видим, что в сказках стереотипы межличностного взаимодействия супругов сопряжены с переживанием сложного комплекса негативных эмоциональных состояний и чувств.

 

Таблица 7 - Эмоциональные переживания и чувства, сопутствующие неконструктивным стереотипам взаимодействия

п/п

Эмоциональные переживаний и чувства

Число испытуемых

% от выборки

1

Страх потери любви и признания

58

66,7

2

Чувство беспомощности, жалости к самому себе

57

65,5

3

Чувство одиночества

51

Г 58,6

4

Чувство самоуничижения

49

58,6

5

Стыд

49

58,6

6

Чувство недоверия

35

40,2

7

Чувство враждебности

34

39,1

8

Гнев, раздражение

39

44,7

9

Вина

30

34,5

10

Обида

28

31,2

11

Печаль

25

28,7

12

Отчаяние

24

27,6


Наиболее выраженными оказались страх потери любви и признания, чувство беспомощности, жалости к самому себе, чувство одиночества, стыд и чувство самоуничижения. При этом страх потери любви и признания (66,7%) встречается почти столь же часто, как и чувство беспомощности, жалости к самому себе (65,5%). Стыд (58,6%), чувство одиночества (58,6%) и чувство самоуничижения (58,6%) проявляются с одинаковой частотой.

Чувство недоверия (40,2%) встречается почти столь же часто, как и чувство враждебности (39,1%). Гнев и раздражение по совокупной выраженности (44,7%) соотносится с чувством недоверия (40,2%) и с эмоциональным состоянием враждебности (39,1%). Чувство вины (34,5%) можно соотнести с чувством обиды (31,2%). Печаль (28,7%) и отчаяние (27,6%) по совокупной выраженности (56,3%) соотносятся с чувством одиночества (58,6%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты