Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

Общими для тех и других неприемлемыми характеристиками являются грубость, вспыльчивость, гневливость, пьянство, наркомания, азартные игры. Кроме того, женщины считают неприемлемыми у мужчин отсутствие или недостаточную сформированность семейных установок, безволие, недостаточность проявления положительных чувств. Мужчины не приемлют у женщин неопрятность во внешнем виде, в быту, неупорядоченный образ жизни, излишние сетования на недомогание. К существенным женским недостаткам мужчины относят также несдержанность, склонность к бурному проявлению эмоций и «взвинченность», несоответствие принятому в обществе эталону женственности, чрезмерную занятость внесемейной жизнью.

Взгляд на то, что дает семья, у женщин и мужчин в среднем возрасте, по данным Кутсар Д. [56] практически одинаковый, что в дальнейшем было подтверждено в исследованиях Л.А. Коростылевой (2000).

Для супругов только вступивших в брак, Кутсар Д. [56] выделил по пять основных потребностей для мужей и жен, исполнение которых супруги ожидают друг от друга. У мужчин это:

1) половое удовлетворение,

2) спутник по отдыху,

3) привлекательность жены,

4) ведение домашнего хозяйства,

5) моральная поддержка женой.


Таблица 6 - Установки на семейную жизнь

Женщины

Мужчины

1. Служит опорой в трудную минуту.

1. Служит опорой в трудную минуту.

2. Избавляет от одиночества.

2. Избавляет от одиночества.

3. Приносит счастье материнства.

3. Налаживает быт, режим питания.

4. Упорядочивает интимную жизнь.

4. Приносит счастье отцовства.

5. Налаживает быт, режим питания.

5. Упорядочивает интимную жизнь.


Следовательно, можно сделать вывод, что с возрастом основные потребности мужей и жен изменяются.

Мужчины меньше были склонны анализировать и осознавать свои потребности, связанные с браком. Молодые мужчины отмечали такие потребности, как сексуальную и моральную поддержки. Потребностей в совместном проведении отдыха с женой и в ее привлекательной внешности не отмечались.

Сложность удовлетворения потребности в сохранении собственного «Я» состоит в том, что в глазах каждого из супругов собственное «Я» выглядит значительно привлекательнее, чем «Я» другого [44].

В.А. Сысенко [44] представил свою классификацию семейных конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей партнеров (супругов):

1.                 Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворения потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение к другой стороне.

2.                 Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих партнеров.

3.                 Психическое напряжение, депрессия, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих партнеров в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

4.                 Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из партнеров к спиртным напиткам, азартным играм т другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.

5.                 Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из партнеров в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6.                 Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворенной потребности партеров в питании, одежде, в устройстве домашнего очага.

7.                 Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, уход за детьми.

8.                 Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Автором данной классификации рассматривается потребность, как основная первопричина конфликта, а также такие области конфликтного взаимодействия, как уважение партнеров, психофизиологическая совместимость, эмоциональная близость, рассогласование норм поведения, расхождения в отношении к деньгам и нарушение ролевых ожиданий.

 

1.3 Жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной сферы супругов


Невозможно уменьшить значение семьи в развитии общества. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи [57], [58].

Аристотель [59], критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы.

Современные социологи определяют брак «как исторически изменяющеюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей» [60].

С той-то поры для большинства людей фраза «семья – ячейка общества» и является истиной в последней инстанции. При этом напрочь забывается, что такое общество, насколько оно сложно и какова его структура. У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815 – 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818 – 1881) «Древнее общество».

Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей жены, то есть отцом, и возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, то есть парная семья. Здесь оба супруга трудились, участвуя в общественном производстве, получали от общества равную долю продукта, в равной степени являлись кормильцами детей. Они были равными во всех отношениях.

Практически существует две модели семьи. В патриархально-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать.

Модель современной семьи качественно иная. Назовем ее эгалитарно-нуклеарной. Основой ее являются супруги (нуклеарность). Именно эти люди, состоящие в браке, определяют стиль жизни семьи, решают все семейные проблемы. Причем оба имеют одинаковые права и обязанности во всех областях семейной жизни (эгалитарность). Такая семья чаще всего двупоколенная – родители и их дети. Родители как экономически самостоятельная часть семьи обеспечивают ее существование и одновременно управляют ей.

В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости. В связи с этим актуальность исследования факторов, влияющих на качество брака, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает.

Анализ литературы показывает, что можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов. Вместе с тем в большинстве работ, посвященных семье, она рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами, организациями и даже группами.

Семья выступает как культурная общность - общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака [61, с. 64]. Семья как малая группа с общностью психологических особенностей является, как и другие малые группы, объектом изучения социальной психологии. Социальная психология, возникающая на стыке социологии и общей психологии, занимается исследованием групповой и массовой психологии, проявляющейся в совокупном поведении, переживаниях и способах психологического общения, изучает особенности поведения личности под влиянием группы, то, что отличает поведение человека в коллективе от поведения его в относительном одиночестве [62], [63, с. 6].

Центром, осью всех социально-психологических явлений оказывается как раз то ближайшее окружение, в котором находится индивид, т. е. микроусловия и непосредственное влияние их на индивида [63, с. 13]. Задачей социальной психологии является раскрытие механизмов функционирования группы, влияния группового сознания на личность, отражение внутренних закономерностей, действующих в той или иной группе.

Знание законов социально-психологического отражения действительности законов влияния микроусловий на личность открывает перед обществом новые возможности научно обоснованного воздействия на поведение человека. Социально-психологическое исследование семьи дает знание той части законов, которые лежат в основе процесса социализации личности и которые наиболее сильно воздействуют на членов семейной общности [2, с. 5].

Наиболее общим является понятие семьи, данное А.Б. Харчевым [51]: «Семья есть связующее звено между физической жизнью и жизнью социального организма. Ее можно определить как группу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом».

Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности [6, с. 6-7].

В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, но долгое время исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму.

Проводимые исследования в отношении качества брака в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т. д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака и попытались вывести составляющие этого понятия (Д.Я. Кутсар, 1985 [56]; Н.Я. Соловьев, 1977 [64]; П.М. Якобсон, 1969,1981 [65]). Но и в этих работах качество брака описано не полностью.

Следует отметить, что с точки зрения психологии наибольший интерес представляет именно внутренняя определенность брака, так как семья как социальная общность выполняет важнейшие функции по воспроизводству населения (простому и расширенному), организации бытового потребления, первичному социальному контролю, формированию и поддержанию ценностных ориентации, морально-этических норм, внешней и внутренней культуры, образцов образа жизни [8, с. 9], [69]; [9, с. 125]. Семья является посредником между индивидуальной и социальной жизнью, она есть «социальный институт, обеспечивающий механизм, через который работает социальное наследство» [9, с. 170].

Если в браке между партнерами осуществляется совместная деятельность; то можно говорить о процессах совместимости и сработанности участников этой деятельности. Сложность состоит в том, что в настоящее время не существует ни единого подхода к проблеме психологической совместимости, ни однозначной трактовки самого понятия «совместимость», ни общепринятых критериев и индикаторов совместимости.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой (1981) выделить три подхода к исследованию психологической совместимости [62, с.98-101].

1. Так, в русле структурного подхода совместимость рассматривается ими как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров.

2. Функциональный подход (А.С. Алексеева, 1981; И.Ю. Дундулите, 1981; А.Н. Волкова, 1979 и др.) рассматривает партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность в социальных и ролевых ожиданиях партнеров.

3. Адаптивный подход авторы характеризуют как исследование результатов совместимости: интеграции, сплоченности, взаимопонимания, которые, как подчеркивают исследователи, поддаются коррекции.

Совместимость - довольно старое понятие в словаре социальной психологии, однако научное изучение явления, обозначаемого этим понятием, заинтересовало социальную психологию сравнительно недавно.

На современном этапе наиболее общим признаком, включаемым в понятие «совместимость», считается взаимное соответствие свойств участников группы. Совместимыми можно считать тех людей, которые в известном смысле ситуативно неделимы и автономны (в смысле внутреннего единства и самоуправления) [18].

Американские исследователи понимают под совместимостью максимальную степень взаимного удовлетворения потребностей и поведения друг друга. Когда личностные свойства членов группы способствуют совместимости их действий, групповая атмосфера благоприятна, в отношениях членов группы отсутствует напряженность и группа функционирует более эффективно (Кричевский Р.Л., 1976) [18].

С аналогичных позиций это понятие рассматривается и в советской социальной психологии: «Совместимость - это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности» [3, с. 325].

Для фактора совместимости в браке наиболее важной является межличностная удовлетворенность установившимися отношениями, совместной деятельностью.

Среди индивидуально-психологических характеристик совместимости выделяют следующие уровни:

1.                 Социологический (социально-экономический статус, профессия, образование).

2.                 Социально-психологический (ценностные ориентации, общность целей и позиций, межличностный статус и т. д.).

3.                 Психологический (характер и другие свойства личности, интеллект и др.).

4.                 Психофизиологический (темперамент эмоциональность, реактивность организма) [31, с. 29].

При рассмотрении совместимости как процесса можно выделить процессы приспособления, «притирки» характеров, потребностей, мотивов поведения. Совместимость как феномен взаимодействия, общения людей может определяться и как результат, и как процесс. В первом случае совместимость есть эффект сочетания и взаимодействия индивидов. Сочетание есть априорно данная совокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия, общения. Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников - условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей, - процесс совместимости [20, с. 101].

Для совместимости наиболее важной является не профессиональная деятельностная согласованность, а межличностная удовлетворенность совместной работой, установившимися отношениями. Основным критерием совместимости является удовлетворенность людей друг другом [37].

Терехин В.А. [67], [68] и Волкова А.Н. [13] делают следующие выводы:

1. Супружеская совместимость выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий - притязаний при реализации семейных функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты