4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии и др.
Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак [43, с. 32].
Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.
Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис [14],[15]. Им удалось выявить следующие мотивы:
· бегство от родителей,
· долженствование (вступление в брак из чувства долга),
· одиночество,
· следование традициям (инициативе родителей),
· любовь,
· престиж,
· поиск материальных благ,
· месть.
На взгляд Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала [43].
Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании - сходстве или взаимодополнительности - ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей.
Психологическая совместимость субъектов - явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя:
1. психофизиологическую совместимость;
2. личностную совместимость, в том числе:
· когнитивную - осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом,
· эмоциональную - переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека,
· поведенческую - внешнее выражение представлений и переживаний;
3. совместимость ценностей, или духовную совместимость.
Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:
· эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
· сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;
· сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;
· сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
· общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов [31, с. 44].
Рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой - насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным, кроме того, от внешней и внутренне организованной мотивации. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся, и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями [43, с. 47].
Под внешне организованной мотивацией Сысенко В.А. [44] понимает такой процесс формирования человеком мотива, который происходит под значительным влиянием извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы).
Внутренне организованная мотивация - это процесс формирования мотива, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения.
Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины, о чем подробно говорится в работе Ильина Е.И. [45]. Мотивация лиц женского пола более внешне организована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола - более внутренне организована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.
Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен [46] тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая).
Так, по данным казанских психологов потребность в достижениях у женщин несколько выше, чем у мужчин (соответственно 13,3 и 12,8 балла).
Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин.
1. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины (половые различия в мотиваторах).
2. Вторая - что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях.
3. Третья - мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности.
При мотивации своего поведения человек часто руководствуется теми ценностями, которые у него сформированы в процессе его жизни и воспитания. В ряде работ выявлены различия в значимости тех или иных ценностей у субъектов мужского и женского пола. Однако полученные данные весьма разноречивы и с трудом укладываются в какую-то схему.
Было выявлено, что женщины на первое место ставят эстетические, социальные и религиозные, т. е. духовные ценности. Для мужчин наиболее важными являются теоретические, экономические и политические ценности, что можно связать с их интересом к абстрактным знаниям, потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти.
Другие ценности и другая их значимость для мужчин и женщин выявлены в работе Т. В. Андреевой [47] (таблица 2).
Среди сфер жизни, наиболее способствующих реализации доминирующих смыслов и ценностей, мужчины выбрали общественную и семейную жизнь, а профессиональная жизнь и сфера развлечений оказались менее значимыми. У женщин ведущими сферами жизни были обучение и образование, увлечения. Общественная и профессиональная жизнь имеют меньшую значимость.
Если для девушек выше, чем для юношей, значимость любви, материально обеспеченной жизни, друзей, счастливой семейной жизни, уверенности в себе, то для женщин, по сравнению с мужчинами, - материально обеспеченная жизнь, интересная работа, свобода и продуктивная жизнь.
Таблица 2 - Ценности мужчин и женщин (по данным Т. В. Андреевой,1998 [47])
Мужчины |
Женщины |
Творчество |
Познание |
Работа |
Друзья |
Познание |
Равенство |
Любовь |
Творчество |
Друзья |
Свобода |
Свобода |
Любовь |
Удовольствие |
Семья |
|
Материальная обеспеченность |
Возрастные изменения ценностей у мужчин и женщин выявлены К. Хорни [48], [49]. Как видно из таблицы 3, в зрелом возрасте семья становится главной ценностью, как для мужчин, так и для женщин.
Таблица 3 - Десять невротических потребностей (ценностей), по К. Хорни
Мужчины |
Женщины |
||
20-23 года |
30-33 года |
20-23 года |
30-33 года |
Творчество |
Семья |
Творчество |
Семья |
Интересная работа |
Здоровье |
Интересная работа |
Здоровье |
Любовь |
Материальная обеспеченность |
Любовь |
Материальная обеспеченность |
Семья |
Продуктивная жизнь |
Семья |
Продуктивная жизнь |
Хорошие друзья |
Твердая воля |
Хорошие друзья |
Твердая воля |
Свобода |
Жизнерадостность |
Свобода |
Жизнерадостность |
Несмотря на разнобой в полученных данных, можно выделить некоторые половые различия в ценностях, встречающиеся в большинстве исследований. Для мужчин главными ценностями являются здоровье, интересная работа, друзья и свобода; для женщин - семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность.
По результатам исследования, проведенного на большом контингенте взрослых А.К. Канатовым (2000) [42], представленного в таблице 4 различия в широте интересов (познавательной потребности) между мужчинами и женщинами не выявляются.
Таблица 4 - Широта познавательной потребности у мужчин и женщин, баллы
Пол |
До 25 лет |
26-40 лет |
41-55 лет |
Старше 55 лет |
Мужчины |
4,1 |
3,5 |
3,1 |
3,6 |
Женщины |
4,2 |
3,6 |
3,4 |
3,4 |
Мужчины имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают женщинам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.
Различия в интересах определяют некоторые преимущества мужского пола: большую широту мышления, более широкий кругозор, лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений, большую объективность обобщения, но вместе с тем и недостатки: меньшую бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного, т. е. меньшую, по сравнению с женщинами, прагматичность.
К. Хорни [46] отмечает, что существуют различия в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.
Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми, что проявляется и в большей для женщин значимости общения. Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.
И.В. Грошев [50] тоже выявил, что мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать. Во время ссоры, как отмечает И. В. Грошев, женщины чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом в прошлом. Мужчины же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.
Начиная с К. Юнга, некоторые ученые высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения, они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты, которые принято считать женскими. Чем старее они становятся, тем больше продвигаются от активного к пассивному стилю, названному Д. Гутманном (D. Gutmann, 1975) «магическая власть»; при этом стиле они отбивают атаки реальности с помощью множества приемов, таких как проекция и искажение. Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять «мужские» черты: властность, агрессивность и практичность.
По данным А.К. Канатова (2000) [42], мужчины обладают более гибким поведением, чем женщины (таблица 5). Правда, с возрастом это различие уменьшается.
Таблица 5 - Гибкость поведения мужчин и женщин, баллы
Пол |
До 25 лет |
26-40 лет |
41-55 лет |
Старше 55 лет |
Мужчины |
5,5 |
5,1 |
4,3 |
3,7 |
Женщины |
5,0 |
4,4 |
4,0 |
3,5 |
Считается, что при выборе партнера женщины проявляют себя более разборчивыми, чем мужчины.
Женщины воспринимают мужчину, прежде всего, как зрелую личность, ценят в них ум, культуру, интеллигентность, доброту, порядочность. По данным исследования А. Г. Харчева [51], [52] на вопрос: «Что вы больше всего ценили в своем муже до вступления в брак?». Ответы женщин были такими: ум (64 %), серьезность (58 %), любовь к работе (46 %), силу и мужественность, а также веселый нрав (по 44 %), общественный почет, уважение к нему других (40 %).
Мужчину же, прежде всего, привлекает в женщине природное начало: ее внешность, фигура, походка и т. д. Вследствие этого нередки случаи, когда умные, образованные мужчины влюбляются в недалеких и красивых «пустышек».
По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране в 1980-х гг., материальную обеспеченность как мотив брака назвали всего 3,1 % женщин, тогда как общность взглядов, интересов - около 30 %, любовь - около 50 % (В. Т. Лисовский, [53], [54]).
По исследованиям Кирилловой М.А. существенным моментом, затрудняющим женщинам вступление в брак, является их высокий уровень образования и зарплаты. Сказывается то обстоятельство, что некоторые мужчины начинают ощущать свою неполноценность и чувствуют себя некомфортно с женщинами более образованными, особенно с теми, кто имеет ученую степень [55]. В то же время более низкий образовательный уровень женщины мужчину не смущает. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень образования у мужчин, вступивших в брак, значительно выше, чем у женщин. То же можно сказать и в отношении зарплаты женщин: среди вступивших в брак мужчин их зарплата чаще более высокая, чем у женщин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10