Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет

Кафедра социологии и политологии

Специализация социальная психология








Дипломная работа

Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов













Самара


Содержание


Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое изучение мотивационно-потребностной сферы супругов

1.1 Понятие мотивов и потребностей в психологии

1. 2 Особенности мотивационно-потребностной сферы супругов      

1.3 Жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной сферы супругов

Глава 2. Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов

2.1 Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Заключение

Список использованных источников

Приложение



Введение


Актуальность проблемы исследования. Россия переживает в настоящее время сложнейший период своей истории, характеризующийся кризисными процессами во многих сферах жизнедеятельности. Не является исключением и семья, являющаяся основной ячейкой общества в государствах с любым экономическим, политическим укладом. Она претерпевает колоссальные изменения, относящиеся к сферам правового регулирования, социального и общественного статуса. Изменяется ее ценностное восприятие, мотивы образования, стиль жизни, взаимоотношения и ролевое взаимодействие ее членов. Семья, кроме того, нуждается в настоящее время в дополнительной защите и помощи. Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме [1].

Жизнь и процессы, происходящие в обществе, сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей и специфику взаимоотношений членов семьи, т.е. через психологические факторы. Как показывают социологические и психологические исследования Голод С.И. и Клецина А.А. [2, с.14], именно психологические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жизнью, прочность брака.

В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях. Укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно в молодой семье, является одним из ведущих направлений в практической психологии. Для того чтобы эффективно осуществлять помощь супругам, психолог-консультант должен иметь четкое представление об особенностях межличностных, а особенно супружеских отношений в семье.

Трудности и их последствия, с которыми сталкивается семья, вызывают значительный интерес социологов, психологов. Исследования в этой области отчетливо сосредотачиваются на двух направлениях.

Первое - исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного действия различных социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Эти вопросы наиболее широко представлены в предвоенных и послевоенных работах американских исследователей.

Второе - изучение «нормативных стрессоров», т.е. трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также проблемы, возникающие в случае, если что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи и др. [3, с.22]. Данные обстоятельства приводят к сложным и многочисленным последствиям в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи, с другой - повышение усилий семьи, направленных на сохранение и возрастание сопротивления трудностям.

Стабилизация семейных отношений - одна из важнейших задач социальной практики и психологической науки.

Решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практического консультирования остро требуют незамедлительных и серьезных психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования и функционирования брака и семьи, в том числе и глубокого изучения мотивационно-потребностной сферы супругов на различных этапах семейной жизни, так как благоприятно складывающиеся отношения в начале семейного пути являются залогом построения успешного брака вообще.

Оптимальный путь стабилизации семьи связан с организацией системы психологического консультирования супружеских пар как в момент их образования, так и в процессе их нормального или конфликтного функционирования.

Проблема мотивационно-потребностной сферы супругов в настоящее время привлекает все более пристальное внимание. Семья преломляет всю совокупность общественных отношений: социально-экономических, морально-правовых, идеологических, политических, национальных и др. Поэтому изучение мотивационно-потребностной сферы супругов позволяет уточнить развитие семьи во всех ее аспектах и более общие закономерности общественного развития.

Степень изученности. Теоретической основой исследования стали работы следующих авторов, в которых раскрываются:

·                   научные основы психологии семьи (Алешина Ю.Е. [4], Бодалев А.А. [5], Дружинин В.Н. [6], Ковалев С.В. [7], Левкович В.П. и Зуськова О.Э [8],[9]);

·                   психологии личности (Бодалев [5], Выготский Л.С. [6], Леонтьев А.Н. [10], Петровский А.В. [11]);

·                   мотивационные особенности современной семьи (Голод С.И.[2], Дружинин В.Н. [6], Шнейдер Л.Б. [12]);

·                   распределение супружеских ролей в семье (Алешина Ю.Е.[4], Волкова А.Н. [13], Ковалев С.В. [7], Левкович В.П. и Зуськова О.Э [8],[9], Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. [14], [15]);

·                   общение в семье, эмоциональные и межличностные отношения (Алешина Ю.Е. [4], Бодалев А.А. [5], Обозова А.Н. [16], Торохтий В.С.[17-20]).

·                   Инструментарий диагностики мотивационно-потребностной сферы супругов в виде частных методик (Антонов А.И. [21], Левкович В.П. и Зуськова О.Э. [8, 9], Карелин А.А. [22], Райгородский Д. Я. [23],[24], Торохтий В.С.[17-20]).

Высоко оценивая вклад отечественных, зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты в области мотивационно-потребностной сферы супругов, необходимо отметить, что в настоящее время проблема мотивационно-потребностной сферы супругов недостаточно изучена.

Объект исследования: супружеские пары с разным стажем совместной жизни.

Предмет исследования: мотивационно-потребностная сфера супругов.

Несоответствие между потребностью семьи в психологической помощи и практическом консультировании и степенью разработанности в научной литературе мотивационно-потребностной сферы супругов определило цель исследования.

Цель исследования - на основе изучения теоретико-методологических основ и подходов в осмыслении специфики мотивационно-потребностной сферы супругов исследовать формирование и развитие данной сферы супружеских пар с разным стажем совместной жизни на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:

1.                 Изучить психологическую природу мотивов;

2.                 Выделить характерные особенности мотивационно-потребностной сферы супругов;

3.                 Рассмотреть жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной сферы супружеской пары;

4.                 Провести эмпирическое исследование по рассматриваемой проблеме;

5.                 Проанализировать полученные результаты исследования;

6.                 Обозначить выводы по проделанной работе.

В процессе анализа теоретико-методологических основ по проблеме исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1.                 Базовые потребности в мотивационно-потребностной сфере не идентичны у супругов, а во многом и противоречивы.

2.                 Структура базовых потребностей со стажем семейной жизни претерпевает значительные изменения.

3.                 Наблюдается устойчивая зависимость одинаковых базовых потребностей супругов от стажа совместного проживания.

4.                 Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность семейных ценностей.

5.                 Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность функциональных ролей.

Методами исследования являлась совокупность методов и методик исследования, включающих в себя использование:

·                   Методологии социологического исследования (Антонов А.И. [22], Девятко И.Ф. [25], Наследов А.Д. [26], Татарова Г.Г. [27], Ядов Д.Я. [28],[29]).

·                   специального эксперимента в рамках изучения и консультирования членов семей с разным стажем совместной жизни, их анкетирования по методике иерархии потребностей Мюррея;

·                   анкетирования на основе оригинальной методики, предложенной Торохтий В.С. [18] для определения семейных ценностей и функционально-ролевой согласованности.

Данная постановка задач и гипотез определяет логическую структуру работы.

Структура работы включает в себя введение, две главы (теоретическая и практическая часть), заключение, список использованных источников и приложения.



Глава 1. Теоретико-методологическое изучение мотивационно-потребностной сферы супругов

 

1.1 Понятие мотивов и потребностей в психологии


История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности человека в пище, в жилье, одежде, отдыхе.

В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия «нужда», «потребность», «желание», «мотив» [30, с.31].

Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие нужды и потребности. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врождены органические потребности.

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности [31]. Опредмеченная потребность есть мотив или желание.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый …предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом» [10, с. 134].

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Потребности - форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.

Определения потребностей представим в виде Таблицы 1.


Таблица 1 - Определение индикаторов

Определение

Источник

(Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.:

Олма-пресс, 2004 [32].

Форма проявления интенциональной природы психики. Первично биологической формой потребности является нужда. Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных.

Кондаков И. Психологический словарь, 2000 [33].


(NEED VALUE) - относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей.

Глоссарий по политической психологии. – М.: РУДН, 2003 [33].

 

Биологические потребности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, хорошо известны - это потребности в пище, воде, оптимальных экологических условиях (содержание кислорода в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.). Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.

Социальные и идеальные потребности. Социальные потребности в качестве первоосновы включают следующие их виды:

·                   потребность принадлежать к определенной социальной группе;

·                   потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;

·                   потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

·                   потребность в новизне;

·                   потребность в компетентности;

·                   потребность преодоления.

С точки зрения эволюционной физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

Физиологические условия возникновения потребностей - проблема недостаточно разработанная, и некоторая определенность в настоящее время существует только в отношении таких витальных потребностей, как потребность в пище и воде. С точки зрения психологии голод и жажда - это гомеостатические влечения - драйвы, направленные на получение организмом достаточного для обеспечения выживания количества воды и пищи. Эти драйвы относятся к врожденным, и не требуют специального научения, однако в течение жизни могут модифицироваться разнообразными влияниями среды.

Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем, в т.ч. человечества в целом как родовой общности. Высшие потребности человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это относится как к потребностям социальных групп и общества в целом, так и к потребностям каждой отдельной личности, в которых выражается ее социальная сущность.

Тем не менее, вопрос о природе человеческих потребностей остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (например, 3. Фрейд [35], [36]). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). С этой точки зрения потребности человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных потребностей, которые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества [37].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты