Диплом: Социально-экономическое положение СССР 1945-1953 г

"История западно-европейской философии" (автора объявили в терпимости к

идеалистической, буржуазной и д

екадентской философии, отсутствии должной полемичности) и другие философские

дискуссии.

Экономические дискуссии, начало которым было положено еще в годы войны

работами академика Е.С. Варги (по проблемам развития мирового капитализма),

завершились с выходом в свет работы Сталина "Экономические проблемы

социализма в СССР" (1952 г.), отвергавш

ий любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей еще большее

огосударствление экономической жизни в СССР.

Таким образом, если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи

были сведены, по сути, к выполнению функции очередного "приводного ремня" в

обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и

к тому, чтобы обеспечи

ть решение оборонных задач и добиться "партийной направленности" не только

гуманитарных, но и естественных наук.

Глава 4. Ужесточение внешней политики

4.1У истоков «холодной войны».

Победоносное окончание войны значительно изменило международное положение

Советского Союза, который стал играть роль одного из признанных лидеров

мирового сообщества. Официальным закреплением этого статуса стало участие

СССР в создании ООН, где ему было определено место одного из постоянных

членов Совета безопасности. Изменилось не только положение в мире, но и сам

климат международных отношений. Казалось, что межгосударственные отношения,

сложившиеся у великих держав, начинают носить иной, партнерский характер.

Конечно, взаимное недоверие временами давало о себе знать. Были на то и свои

причины: СССР был обеспокоен ядерной монополией США, американцы и англичане

опасались Советской Армии - крупнейшей и самой мощной в мире. Беспокоило их и

то, что в гла

зах мировой общественности СССР терял традиционный стереотипный облик врага,

его решающий вклад в победу вызвал рост симпатий к нашей стране на западе.

Это проявилось и в росте численности компартий (с 1939 по 1946 г. число

коммунистов в Западной Европе выросло почти втрое).

Однако новое положение СССР, расширение его границ, наличие мощной армии,

рост влияния в мире породили у Сталина стремление к дальнейшим

территориальным притязаниям, реанимации, казалось, забытой идеи мировой

революции. Уже на Потсдамской конференции (17

июля - 2 августа 1945 г.) Сталину удалось добиться установления польско-

германской границы по Одеру-Нейсе и больших репараций с Германии (включая и

ее западную зону).

Тогда же советские представители внесли предложения об изменении режима

черноморских проливов (включая создание там советских военно-морских баз),

возвращении СССР отошедших к Турции в 1921 г. Карского и Ардаганского

округов, необходимости совместного уп

равления (с участием СССР) Танжером (Северная Африка), заявили о своей

заинтересованности в изменении режима управления Сирией, Ливаном, бывшими

итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 г. Сталин потребовал

подкрепить статус великой державы про

текторатом СССР над Триполитанией (Ливия). В феврале 1946 г. Молотов заявил,

что теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия

СССР. Лишь под серьезным давлением Запада советские войска покинули в 1946 г.

Иран.

Обеспокоенные ростом аппетитов Сталина, США и Великобритания стали всерьез

задумываться о сдерживании "советской экспансии". В марте 1946 г. бывший

премьер-министр Англии Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии

президента США Трумэна речь, в кото

рой прямо заявил, что Советский Союз стремится к "безграничному

распространению своей силы и своих доктрин" в мире. По его мнению, это

представляло большую опасность для "великих принципов свободы и прав

человека". Силе СССР он предложил противопоставить

силу англосаксонского мира. При этом допускался ядерный шантаж СССР. Один из

планов, одобренных военным и политическим руководством США, предусматривал

использование 196 атомных бомб для уничтожения 20 крупнейших советских

городов.

В феврале 1947 г. президент США Трумэн в своем послании конгрессу развернул

конкретную программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии

("доктрина Трумэна"). Предполагалось оказать широкомасштабную экономическую

помощь европейским странам, образ

овать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал блок

НАТО, созданный в 1949 г.); разместить вблизи советских границ сеть военных

баз США (в первую очередь в Греции и Турции); поддерживать внутреннюю

оппозицию в странах Восточной Евр

опы; при необходимости использовать вооруженные силы против СССР и его

союзников. Все это должно было способствовать решению двух главных задач: не

допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической

идеологии (доктрина сдерживания соц

иализма); по возможности, заставить СССР уйти в свои прежние границы

(доктрина отбрасывания социализма).

Эти меры и публично высказанные планы советское руководство объявило призывом

к войне против СССР, что сразу осложнило и без того непростую ситуацию в

мире.

Летом 1947 г. Европа оказалась окончательно разделенной на союзников США и

союзников СССР. Оформление соответствующих военных и экономических альянсов

становилось лишь делом времени.

Апогей "холодной войны". Кульминацией "холодной войны" стали 1949-1950 гг. В

апреле 1949 г. была создана Организация Североатлантического договора (НАТО).

В том же году СССР произвел первое испытание ядерного оружия.

Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х гг. стал корейский

конфликт. Он показал, что "холодная война" легко может перерасти в

вооруженное столкновение. В конфликте. с согласия ООН, приняли участие

американские войска. Американское военное коман

дование намеревалось применить атомное оружие, и только опасение, что СССР

примет аналогичные ответные меры, удержало его от этого. Кроме СССР, помощь

КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. С установлением линии

фронта на 38-й параллели кон

фликт утратил прежнюю остроту и приобрел позиционный характер. Начатые же США

массированные бомбардировки КНДР (в том числе напалмовыми бомбами) не

принесли им военного успеха, зато способствовали нарастанию антиамериканских

настроений в Азии, что активн

о использовало в своей внешней политике сталинское руководство. Начались

мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано

соглашение о перемирии.

Центральное место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские

проблемы. Летом 1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские

войска полностью блокировали западные зоны в Берлине. США и их союзники были

вынуждены снабжать Запад

ный Берлин при помощи "воздушного моста" в течении года. В мае 1949 г. была

создана ФРГ, после чего советская сторона не возражала против образования ГДР

(7 октября 1949 г.), передав ей все гражданские правомочия. После срыва

парижских переговоров о закл

ючении мирного договора с Германией (март-июнь 1951 г.) лидеры НАТО приняли

план перевооружения Европы, в первую очередь ФРГ (1952 г.).

В этих условиях обе стороны проявили неуступчивость в поисках шагов, ведущих

к ослаблению противостояния в Европе.

К концу жизни Сталина наметилась некоторая эволюция его позиции в оценке

международной обстановки. Если раньше он исходил из идеи непримиримости

противоречий между социализмом и капитализмом, то теперь (возможно, из

тактических соображений) заявил, что и

ногда межимпериалистические противоречия могут оказаться сильнее и привести к

острому конфликту между капиталистическими странами.

Что это означало, какой ход намечал Сталин, осталось неясным - он вскоре

умер. Правда, в одном из своих последних интервью - в декабре 1952 г. - он

заявил, что СССР желает прекращения войны в Корее, а сам он готов встретиться

с новым президентом США Д. Э

йзенхауэром для налаживания советско-американских отношений.

Главным уроком корейского противостояния, как и в целом отношений Восток-

Запад в 1945-1952 гг., стало осознание того факта, что от жесткой внешней

политики не выиграет никто, а в случае ее продолжения "холодная война" может

перерасти в "горячую". Пониман

ие этого закладывало предпосылки корректировки внешнеполитической доктрины

наследниками Сталина.

4.2Внешняяя разведка.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны для

Советского Союза сложилась новая политическая ситуация на

международной арене. СССР вышел из войны политически окрепшим

государством. В Европе и Азии сложилась система дружественных СССР

социалистических государств, которые являлись своего рода буфером

между нашей страной и странами Запада. Были ликвидированы очаги

военной угрозы в Европе и Азии. Однако США, обладавшие к окончанию войны

монополией на атомное оружие, и их союзники не могли мириться с возросшим

авторитетом и влиянием СССР на международной арене. Президент США Г. Трумен

заявил о необходимости проведения в отношении СССР политики с "позиции

силы". Курс Запада на "холодную войну" в отношении СССР и его

союзников был открыто провозглашен в речи У. Черчилля в Фултоне в

1946 г.

Следует отметить, что подобный поворот событий не был сюрпризом

для советской внешней разведки, которая еще в годы военного лихолетья

информировала политическое руководство страны о планах Запада в отношении

послевоенного устройства в Европе и Азии. В частности, Центру было известно,

что США, проводившие в довоенные годы политику самоизоляции, выйдя из войны

практически не пострадавшими, получившие в свое распоряжение атомное оружие,

стремятся навязать всему миру свою гегемонию и рассматривают СССР

как потенциального противника.

Великобритания, значительно ослабленная в результате войны,

стремилась восстановить утраченные позиции в Европе и любой ценой

сохранить свою колониальную империю. Поэтому все разговоры западных

политических деятелей о свободе и демократии были лишь данью

риторике.

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки

Коренные изменения, происшедшие после Второй мировой войны на

международной арене, поставили перед внешней разведкой новые задачи.

среди них наиболее важными были задачи по вскрытию секретных военно-

политических планов США и их союзников в отношении СССР, особенно в военной

области.

Разведку, в частности, интересовали:

- возможные действия США и Англии в случае военного столкновения

с СССР,

- планы перевооружения армий США и Великобритании, в том числе по

их оснащению ядерным оружием,

- планы создания НАТО и других антисоветских агрессивных

группировок,

- планы послевоенного устройства в Европе, в том числе германская

проблема,

- проблемы мирного договора с бывшими союзниками гитлеровской Германии,

- будущее государственное устройство в Польше, Чехословакии,

- устремления США в Китае и Корее, а также другие задачи.

Структура внешней разведки в послевоенный период. В 1947 году внешняя

разведка подверглась в очередной раз реорганизации, которая диктовалась не

соображениями целесообразности, а скорее желанием Сталина в очередной раз

перетасовать "колоду КГБ". Постановлением Совета министров СССР от 30 мая

1947 года был создан Комитет информации при СМ СССР, на который возлагалось

осуществление политической, военной и научно-технической разведки. Он

объединил 1 Управление бывшего МГБ, созданное в марте 1946 года, или внешнюю

разведку органов безопасности, и Главное разведывательное

управление Генштаба Советской армии. Внешняя контрразведка

оставалась в руках МГБ и подчинялась Л.Берии. Фактически

внешняя разведка стала подчиняться МИД СССР, а в 1949 году она была

подчинена ему напрямую и во главе КИ стал Молотов. В систему функционирования

внешней разведки был введен институт главных резидентов, которыми

назначались послы и посланники. Комитет информации при СМ СССР в

послевоенный период состоял из линейных подразделений (американский,

английский, французский, германский отделы, отдел Скандинавских стран,

китайский отдел и т.п.), отдела научно-технической разведки, управления

стратегической разведки, а также подразделений по обеспечению

разведывательной деятельности (отдел оперативной техники, связи, шифровальный

и т.п.)

Во главе Комитета информации стоял его Председатель (Молотов,

Зорин) , а фактически работой КИ руководил его заместитель.

Руководители разведки. В 1946 - 1949 г.г. во главе 1 Управления МГБ СССР, а

затем Комитета информации при СМ СССР стоял Федотов Петр Васильевич.

В 1949 - 1952 г.г. внешней разведкой руководил Савченко Сергей

Романович. В январе 1952 Комитет информации, показавший нецелесообразность

соединения под одной крышей политической и военно-стратегической разведок,

был расформирован. Военная разведка вновь возвратилась в Генштаб, который не

мог обходиться в своей деятельности без стратегической

информации. Во главе Первого Главного управления МГБ СССР встал Рясной

Василий Степанович. В 1953 г. внешнюю разведку органов безопасности возглавил

профессиональный разведчик Питовранов Евгений Петрович.

Организация разведывательной работы. В довоенный период в разведке не

существовало понятие "главный противник". Разведка работала против тех стран,

со стороны которых исходила угроза непосредственного военного нападения. Во

время войны главным противником считалась Германия и ее союзники.

После войны стала прорисовываться картина возможного ядерного

нападения со стороны США, которые ежегодно обновляли планы нанесения

ядерных ударов по СССР, увеличивая количество бомб, необходимых для

уничтожения экономического и военного потенциала нашей страны. В феврале и

сентябре 1950 года Комитет информации принимает принципиально важное решение

"считать разведку против США одной из главных задач всех оперативных

управлений". В марте 1951 г., в новом решении, США рассматриваются как

главный противник СССР, а разведка против США - как важнейшая задача

внешнеполитической разведки. Разработка американских учреждений с целью

агентурного проникновения в них вменялась в обязанность всех резидентур, а

не только в США.

В связи с обострением агентурно-оперативной обстановки в странах Запада,

вызванной "холодной войной" США и их союзников против СССР и

социалистических стран, разведывательная деятельность "легальных" резидентур

в Европе и особенно на американском континенте была серьезно затруднена. К

тому же из-за предательства источника американской резидентуры Элизабет

Бентли агентурная сеть внешней разведки в этой стране в послевоенный период

была разгромлена ФБР США. С большинством источников информации связь была

прекращена. Многие из них были арестованы и заключены в тюрьму.

В апреле 1951 г. Коллегия Комитета информации приняла решение об

усилении нелегальной разведки против США с учетом ужесточения

контрразведывательного режима в этой стране. Поскольку наряду с резидентурами

КИ за рубежом одновременно действовали контрразведывательные резидентуры

министерства госбезопасности, что приводило к ненужному параллелизму в

работе, 1 ноября 1951 г. в зарубежных странах были воссозданы единые

резидентуры. Комитет информации как разведывательное подразделение прекратил

существование.

Кадры внешней разведки. В послевоенный период и до 1947 г. аппарат внешней

разведки в численном отношении практически оставался прежним. В некоторых

странах, например, Англии и США, количество оперработников даже

снизилось в связи с необходимостью комплектования резидентур в ряде

других стран и нехваткой подготовленных кадров. После объединения с военной

разведкой Комитет информации превратился в мощную организацию с разветвленной

сетью резидентур и многочисленным центральным аппаратом. Он включал пять

управлений и шесть самостоятельных отделов. С созданием Комитета информации

в разведку,наряду с сотрудниками органов госбезопасности, стали приниматься

работники внешнеполитических органов МИД, МВТ), выпускники высших учебных

заведений, прошедших войну. К концу второй мировой войны

внешняя разведка сумела создать мощный агентурный аппарат, превративший ее в

самую эффективную разведывательную службу мира. Она была способна

выполнять задачи, которые ставило политическое руководство страны

по получению важной секретной информации. Агентурный аппарат в

основном состоял из лиц, завербованных на идейно-политической или

патриотической основе. По занимаемому положению агенты в подавляющем

большинстве принадлежали к средним слоям общества ( чиновники, партийные

функционеры, ученые круги). Лишь некоторые из них принадлежали к

высшим правящим кругам. Важную роль в послевоенный период

играли т.н. "агенты-документалисты", т.е. лица, способные добывать ценную

документальную информацию. Их вклад в деятельность разведки был определяющим.

Поток информации от этих агентов был настолько велик, что не вся она

оперативно обрабатывалась из-за недостатка опытных кадров.

4.3 Экспорт сталинской модели.

В 1945 г. коммунистические режимы были установлены в Югославии и Северном

Вьетнаме, а в 1946 г. - в Албании. С 1947 г. в новую фазу вступил и процесс

создания просоветского блока восточноевропейских стран. На смену возникшим в

1944-1948 гг. коалиционным

правительствам к власти приходили коммунисты. Еще в ноябре 1946 г. в Болгарии

Г. Димитровым было сформировано коммунистическое правительство, а летом 1947

г. принята почти скопированная с советской Конституция. В январе 1947 г.

президентом Польши стал ко

ммунист Б. Берут. В августе 1947 г. коммунисты победили на выборах в Венгрии.

В декабре того же года румынский король Михай под давлением со стороны

советского военного командования отрекся от престола и передал власть

коммунистам. В феврале 1948 г. комм

унистический режим был установлен в Чехословакии. В 1948 г. просоветский

режим был установлен в Северной Корее. В 1949 г. коммунисты пришли к власти в

Китае.

Эти страны были отгорожены от остального мира все тем же "железным

занавесом". Опираясь на военную силу, Сталин диктовал лидерам этих стран

линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней

политике. Однако их послушность объяснялась н

е только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства

социализма, но также огромной материальной помощью со стороны СССР. За 1945-

1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила

15 млрд. руб. (3 млрд. долла

ров). Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с

образованием Совета Экономической Взаимопомощи, а военно-политическое

единство было достигнуто уже после смерти Сталина - в мае 1955 г. с созданием

Организации Варшавского Догово

ра.

В рамках этого содружества не допускалось никакой "самодеятельности". Так, по

причине "излишней самостоятельности" югославского руководства (маршал И. Броз

Тито), предлагавшего, в частности, идею создания балканской федерации и ее

собственного пути к соц

иализму, в 1948 г. последовал громкий советско-югославский разрыв. И. Броз

Тито был назван "гитлеровско-троцкистским агентом" и изображался в советской

печати неизменно в карикатурном виде, обагренный кровью коммунистов. В

октябре 1949 г. Сталин разорвал

дипломатические отношения с Югославией и способствовал ее изоляции среди

стран социализма.

С 1949 по 1952 г. в "социалистическом лагере", по инициативе и при прямом

участии сталинских "советников", прошли две волны чисток, в ходе которых к

власти пришло новое поколение лидеров, безоговорочно преданных Сталину.

Прежние руководители во всех стра

нах народной демократии были посажены в тюрьмы или расстреляны.

Воспроизведение в этих странах сталинской модели развития социализма во всем

многообразии ее проявлений (включая репрессии) еще более сплотило их

руководство вокруг кремля. О различных путях к социализму (о чем писал в свое

время Г. Димитров) больше никт

о не вспоминал. Оставался реальным только советский вариант.

Заключение

Сладкая эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду по

восстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имела

такую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирное строительство.

По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и

превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным

меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза

превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизни

разрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия.

Но нельзя забывать о том, какой ценой достигался этот рост. Война усилила

контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городах проводилось за счет

ухудшения жизни сельского населения. Неадекватная оплата за напряженный

производительный труд не давала возможности поднять уровень благосостояния

народа. В ответ, как бы в вознаграждение народу за перегрузки двух

десятилетий, принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя

бы и скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные

в государственной идеологии (и укрепляющие государство) специфические

стереотипы советского массового сознания: уверенность в завтрашнем дне и

убеждение, что жизнь может только улучшаться. Народ же со своей стороны, в

очередной раз предоставил государству, власти огромный кредит доверия -

мирился с теми невзгодами, которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил в

«светлое будущее».

Библиография

Кара-Мурза С. История советского государства и права.

Хоскинг Джеффри. История Советского Союза. 1917-1991. – М., 1994.

Хрущев Н. С. Воспоминания. Любое издание.

История СССР. Под редакцией Островского В. П. – М., 1990.

История Отечества. Краткий очерк. - М., 1992.

История Отечества: люди, идеи, решения. – 1991.

Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. – М., 1994.

[1] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 – М., 1991, с.427

[2] Шмелев Н.П., Попов В.В. На переломе.

Экономическая перестройка в СССР. – М., 1989, с.81

[3] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти.

История Советского Союза от 1917 г. до наших дней. Кн. 2. – М., 1995, с.35

[4] Геллер М, Некрич А. Утопия у власти.

История Советского Союза от 1917 г. до наших дней. Кн. 2. – М., 1995, с.120

[5] Там же, с.114-115

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты