колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не
распространялись оплата по временной нетрудоспособности, пенсионное
обеспечение. Оргнаборы деревенского населения на стройки и заводы усиливали
отток крестьян в город.
Но несмотря на выкачивание сил и средств из деревни, крестьяне продолжали
кормить страну как могли. У многих из них сохранялась любовь к земле, тяга к
труду, унаследованная от многих поколений предков.
Поразительная цепкость, жизнелюбие многонационального крестьянства давали
себя знать. Это был подвиг, на котором лежал отпечаток трагедии.
После страшной засухи 1946 г. следовали неплохие по погодным условиям 1947 и
1948 гг. В руководстве возникло убеждение, что стоит провести комплекс работ,
которые бы снизили воздействие природно-климатических условий на сборы
урожаев, и значительная часть проблем окажется решенной. Так в 1948 г.
возник широко разрекламированный «сталинский план преобразования природы».
Предусматривалось провести лесозащитные мероприятия, развивать оросительные
системы, строить пруды и водоемы. В дальнейшем этот план дополнился решениями
правительства о строительстве крупных каналов. В начале 50-х гг. выдвигаются
грандиозные проекты строительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и
Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания
лесозащитных насаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти проекты
отвлекали огромные ресурсы, истощая и без того скудную казну государства,
привнося новое напряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых
людей. И в это же время не хватало средств на минимальные капиталовложения,
которых требовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин
всеми правдами и неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города
на новостройки.
По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности
несло сельское хозяйство, которое вышло из войны крайне ослабленным. В 1945
году производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с
1940 годом почти на 50%. Руководство страны старалось не замечать глубокого
кризиса в аграрном секторе экономики, и даже осторожные рекомендации по
смягчению командного давления на деревню неизменно отвергались. Вновь
усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС и их политотделов. МТС
опять получили право распределять плановые задания между колхозами.
Вышестоящие организации через систему МТС диктовали хозяйствам сроки посева,
уборки и других агротехнических работ. А председатели колхозов, которые
нарушали эти сроки, исходя, например, из погодных условий, могли получить
строгое наказание. МТС также производили обязательные заготовки
сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за
выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х годов
было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процесса
механизации сельскохозяйственного производства. В действительности,
укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через
МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 году до 93
тыс. в 1953 году.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское
1946 года постановление “О мерах по ликвидации нарушений Устава
сельскохозяйственной артели в колхозах”, направленное на закрепление за
колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих
земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава
сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле
1948 года принимается другое постановление правительства “О мерах по
улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты
труда в колхозах”, упразднившее такую структурную производственную единицу
колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве
основной формы организации труда в колхозе. [2, c.409-410]
Сельское хозяйство развивалось очень медленно. Даже в относительно
благоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 года, а
урожайность в 1949-1953 годах составила всего 7,7 ц/га (в 1913 году - 8,2
ц/га). В 1953 году поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916
году, а население за эти годы выросло на 30-40 млн. человек, т.е.
продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных
городов снабжалось с перебоями. [8, с.296]
После смены политического руководства страны одной из самых главных задач
оставалось решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из
глубокого и затяжного кризиса. А поскольку все резервы народного энтузиазма
были уже исчерпаны, надо было использовать материальные стимулы. Проходивший
вслед за сессией Верховного Совета Пленум ЦК КПСС в сентябре 1953 года принял
постановление о неотложных мерах по подъему сельского хозяйства. Еще нельзя
было открыто признаться в полной неэффективности полукрепостной колхозной
системы. Поэтому было решено ослабить государственное давление на работников
сельского хозяйства, найти пути повышения рентабельности колхозного
производства.
Одним из первых мероприятий нового руководства страны было снижение
сельскохозяйственного налога (на 1954 год - в 2,5 раза по сравнению с 1952
годом), списание недоимок по налогам за прошлые годы, увеличение размеров
личных подсобных хозяйств колхозников и приусадебных участков рабочих и
служащих в городах и поселках. Были снижены нормы обязательных поставок
государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию
колхозов и совхозов, расширены возможности развития колхозных рынков. Так,
заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты к
концу 1950-х годов выросли в три раза. С середины 1950-х годов сельское
хозяйство впервые за долгие годы стало рентабельным. Заметно увеличились
государственные ассигнования на развитие аграрного сектора. Доля расходов
государственного бюджета на сельское хозяйство увеличилась с 7,6% в 1950 году
до 18% в 1955 году. А всего за 1953-1954 годы капиталовложения в сельское
хозяйство увеличились в четыре раза.
Увеличился поток тракторов, комбайнов, автомашин, отправляемых на село. Из
различных учреждений и научных институтов в колхозы и совхозы было направлено
120 тысяч специалистов-аграрников для оказания реальной помощи сельскому
хозяйству. Была отменена практика проведения сельскохозяйственных работ по
указанию “сверху”, из центра. Теперь решение о том, где, когда и что сеять
принимали в районах, но все же не сами хозяйства. Разрешенное государством
право увеличивать личные подсобные хозяйства, держать в них домашний скот и
птицу значительно улучшило материальное положение не только крестьян, но и
жителей городов. Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства были совсем
небольшими, их продуктивность была довольно высокой. Количество коров в личном
владении составляло в 1959-1965 годах 42-55% общего поголовья в стране, свиней
- 31-37%, овец - 20-22%[4].
На Пленуме ЦК в феврале - марте 1954 года программа поднятия целинных и залежных
земель была принята, и в том же году началось массовое освоение целины.
Первыми туда были отправлены заключенные из многочисленных лагерей, а вслед за
ними прибыли по комсомольским путевкам отряды молодежи. На целинных землях
стали создавать совхозы. К середине 1956 года распахано и засеяно 33 млн. га
новых земель в Заволжье, Оренбургской области, в Северном Казахстане, Западной
Сибири, на Алтае и в других районах страны. А всего в сельскохозяйственный
оборот было вовлечено почти 42 млн. га пашни. Это позволило в значительной
степени решить продовольственную проблему. Так, если в 1954 году в Советском
Союзе всего было собрано 85,5 млн. т. зерна, из них 27,1 млн. т. - на целинных
землях, то в 1960 году - соответственно 125,5 и 58,7 млн. т.
[5]
Однако это новое грандиозное начинание в первые же годы столкнулось с обычной
бесхозяйственностью, беспечностью. Не были построены зернохранилища, не было
железных дорог, не хватало автомашин, чтобы вывозить хлеб на элеваторы. Все
это требовало значительных расходов, и стоимость зерна на целине в 1954-1964
годы была на 20% выше, чем в основных зерносеющих районах. На освоение новых
земель были направлены огромные государственные ресурсы, которые забирались
у традиционных зерновых районов, оказавшихся из-за этого в тяжелом
положении.
В области колхозного права в марте 1955 г. новым постановлением правительства
“Об изменении практики планирования сельского хозяйства” отменялся старый
порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком,
колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только
общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование
своего производства стали осуществлять сами колхозы.
В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление “Об
Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы
колхозников в организации колхозного производства и управления делами
артели”. Сами колхозы теперь могли определять размеры приусадебных участков,
количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум
трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы
Устава (не делимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С
1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки
сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки
сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы
оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и
форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда. [2, c.409-410]
Желание Хрущева побыстрее догнать Америку вело к авантюризму в центре и на
местах. Повсюду создавалась видимость небывалых успехов, широко
практиковались приписки, рождались “рекорды” и “почины”. В каждой области,
крае, республике появились “маяки”: образцовые хозяйства (колхозы, бригады,
звенья) и отдельные работники (доярки, комбайнеры), на которых следовало
равняться остальным. При этом все понимали, что для таких “маяков” созданы
особые условия, что их достижения не что иное, как показуха.
Исходя из тезиса о временном, преходящем характере колхозно-кооперативной
собственности, во второй половине 1950-х годов руководство страны начало
проводить политику массового преобразования колхозов в совхозы, превращения
колхозников-крестьян в сельскохозяйственных рабочих. Число совхозов
увеличилось с 4857 (1953) до 10078 (1964). [8, c.314-315]
Одновременно стал изживаться достаточно своеобразный сектор экономики,
оставшийся еще со времен нэпа - промысловая кооперация, на долю которой в
1955 году приходилось 8% всей промышленной продукции. Промартели выпускали
разнообразные изделия повседневного быта, выполняли различные услуги. В 1956
году в государственную собственность переведены наиболее крупные промартели.
В 1958 году было принято решение ликвидировать МТС, а технику продать
колхозам. Но так как в это же время резко поднялись оптовые цены на технику,
МТС стали распродавать ее по возросшим ценам. Однако у колхозов не было
средств для приобретения этой техники. Многие механизаторы, работавшие в МТС,
не хотели вступать в те колхозы, чьи поля они обрабатывали, и стремились
найти работу в других местах. Сельское хозяйство сразу потеряло половину
квалифицированных рабочих кадров. Эксплуатация техники в колхозах ухудшилась
из-за низкого уровня обслуживания.
Поскольку поспешные “шараханья” чаще всего не давали быстрых положительных
результатов, то государственные руководители частенько возвращались к
прежним, привычным для них методам управления. При этом никто не хотел
признаться, что все провалы советской экономики зависят не от конкретных
исполнителей, а заложены внутри самой командной системы.
Всего через несколько лет после начала реформы стали “буксовать”,
откатываться назад. Уже к 1959 году были изъяты многие объявленные ранее
льготы. Горожанам снова запрещалось иметь в своих хозяйствах скот, который
следовало продать в колхозы и совхозы. Были введены ограничения на продажу и
заготовку кормов для личных подсобных хозяйств, началась кампания против
“спекулянтов” на колхозных рынках.
1.6 Недостатки административно-командных методов управления
народным хозяйством .
Этапы развития советской экономики - это этапы развития административно-
командной системы управления народным хозяйством (АКС). Элементы АКС
появились еще в Первую мировую войну. Можно выделить следующие этапы:
1913-1928 гг. - переход от рыночной экономики к планово-централизованной
модели (АКС);
1928-1940 гг. - период становления основ АКС;
1950-1970 гг. - расцвет АКС;
1970-1989 гг. - период упадка АКС;
1990-93 гг. - период ликвидации АКС.
Административно-командная система - это способ организации экономики и
общественной жизни, характерный для прошедших через пролетарские революции
стран с запоздалой индустриализацией. Основные черты:
жестко-централизованное управление на базе государственной собственности;
использование в управлении не столько экономических, сколько политических и
идеологических регуляторов.
По мнению многих экономистов альтернативы АКС не было в тот исторический
период развития нашей страны. Дело в том, что, одним из факторов является
преобладающий тип работника. Сама система приспосабливается к типу
работника, формирует его, но в то же время тип работника в значительной мере
определяет характер системы. Работник при АКС - это по преимуществу,
работник, для которого характерен дотоварный индивидуализм. Бывает
индивидуализм буржуазный, мелкобуржуазный, товарный, когда человек хочет
выделиться из коллектива, чтобы превзойти других в экономическом отношении.
При дотоварном индивидуализме человек стремится не переработать больше
других. В 30-х г. преобладавшим типом работника были люди, которые в свое
время ушли из деревни, экономика НЭПа была им не по душе (разорившиеся
крестьяне, крестьяне - бедняки, безлошадные крестьяне). АКС как модель
хозяйствования приспосабливала к себе массового работника, а массовый
работник приспосабливался к ней. И товарный мелкобуржуазный индивидуализм
был, в конце концов, заменен примитивным коллективизмом, истоки которого - в
распавшемся общинном сознании.
Периоды развития АКС можно проследить по данным экономического развития
России. 1861-1913 гг. - темпы прироста ВНП составили, по мнению американского
ученого Абрама Бергсона, 2,65% в год.. В переходный период от рыночной к
планово-централизованной системе ВНП упал до 0,5-0,7% в год. В период
становления основ административно-командной системы (1928-1940) ВНП возрос
до 5,1% в год. Западная статистика отличается от советской тем, что ее данные
очищены от инфляционных компонентов. В период расцвета АКС ВНП составил
примерно 5% в год. В период упадка АКС ВНП - 2% в год. В период ликвидации
АКС ВНП падал на 5% в год (т.е. темпы роста были отрицательными). Эти данные,
конечно, ниже данных советской статистики. Например, по данным советской
статистики в 1928-55 гг. ВНП рос на 10,4% в год, а по западным источникам
этот показатель составил 4,6% в год, хотя это все равно очень высокий темп
роста ВПН для того времени.
В сталинский период темпы экономического роста и по данным западной
статистики оказываются очень высокими. АКС могла обеспечить темпы прироста
ВНП 6% в год, т.е. в 1,8 раза выше, чем дореволюционная рыночная экономика.
Но на основании этих данных нельзя сказать, что АКС эффективнее рыночной
системы, т.к. нужно брать темпы роста ВНП за весь период существования, а по
этим данным темпы роста АКС оказываются ниже. Обеспечение темпов роста ВНП в
условиях АКС было небезупречным (ГУЛАГ, трагедия российского крестьянства и
др.).
В условиях административно-командного управления экономика имела
распределительный характер, государство брало на себя все права и обязанности
по производству и распределению товаров и услуг. То есть управление народным
хозяйством характеризовалось строгой централизацией и распределением. Однако
такая система на деле показала свою неэффективность.
С экономической точки зрения идеальную модель социализма, с теми или иными
вариациями, можно свести к следующим положениям:
все права собственности принадлежат государству. Это - так называемая
"общенародная собственность". Частная собственность ликвидируется;
хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как и Для
Кого производить;
рыночный механизм как децентрализованная система связи на основе ценовых
сигналов уничтожается.
Предполагается, что такая система хозяйственного устройства способна
устранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномерным
распределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежными
отклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система, поэтому,
полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанным,
рациональным планированием. Осуществима ли реализация социалистических
теоретических моделей?
Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к практике административно-
командного управления в эпоху строительства социализма и коммунизма в СССР,
странах Восточной Европы, на Кубе и вообще бывшем социалистическом лагере.
Однако теоретическая несостоятельность такой системы была раскрыта еще в
конце XIX - начале XX века в работах многих экономистов. Огромный вклад в
развенчание идей о возможности построения социализма внесли ученые
австрийской школы Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек.
Административно-командная система предполагает единый Центр, который должен
сконцентрировать огромное количество информации, с тем, чтобы спустить вниз
плановые задания. Однако сама концентрация информации в едином плановом
органе оказывается неразрешимой задачей. Действительно, в условиях
ограниченных ресурсов общества необходимо осуществлять многочисленные выборы
- Что, Как и Для Кого производить. В рыночной экономике проблема выбора