Диплом: Первые конституции азиатских государств. Сравнительный анализ

выпуска банкнот; гарантийный фонд был снижен. Обязательство обмена банкнот

этих банков на золото заменялось обязательством обмена банкнот на

правительственные казначейские знаки.

Реформа банковской системы давала бывшему дворянству широкую возможность

создавать банки, основной капитал которых состоял бы из облигаций займов,

полученных взамен пенсий, превращать эти облигации в банкноты и т.д.

Эта реформа была проведена в интересах бывших дайнё и высшего самурайства, с

целью превращения их с помощью правительства в ростовщиков и банкиров, а

также в интересах крупной буржуазии.

В 1880 году министр финансов Мацуката Масаёси приступил к проведению денежной

реформы, которая отвечала интересам той же крупной буржуазии. Правительство

решило изъять из обращения, не обмениваемые бумажные деньги и банкноты,

выкупив и заменив их новыми, полноценными деньгами. Реформа способствовала

укреплению кредитной и денежной системы, поощрению экспорта, ограничению

импорта и накоплению средств для дальнейшего усиления армии и флота.

Накопление средств проводилось повышения некоторых категорий прямых налогов, а

также значительного увеличения косвенных. В 1880 г. был увеличен больше чем

вдвое налог на сакэ. В 1882 г. правительство снова увеличило налог на сакэ,

ввело гербовый сбор, обложило налогом рисоторговцев, биржевые посреднические

предприятия. В 1885 г. был установлен новый налог на соевое масло и

кондитерские изделия. Сумма местных налогов в 1879 г. определялась в 24 млн.

иен, а в 1882 г. – в 35 млн. иен17. «В 1873-1885 гг. налоги

составляли 92,6 % общих доходов государства»18. Правительство

создало специальные валютный Йокогамский банк, развивший активную деятельность

на зарубежных рынках. Также важным звеном в проведении финансовой реформы

явилась организация правительством в 1882 г. Японского банка («Нихон гинко»),

которому предоставлялось монопольное право выпуска новых банкнот.

Образовавшееся превышение государственных доходов над расходами увеличение

золотого резервного фонда позволили правительству изъять около трети бумажных

денег из обращения.

Таким образом, в результате финансовой реформы правительству удалось решить

проблему накопления государственного бюджета, стабилизировать и укрепить

денежную систему.

События 1868-1867 гг. не улучшили положение основной массы крестьянского

населения страны. Правительство убедилось, что без проведения аграрных

преобразований нельзя остановить подъем народного движения. Серьезной

причиной аграрных преобразований была также необходимость создать прочную

финансовую базу.

Цель аграрной реформы заключалась в том, чтобы получить в государственную

казну средства, необходимые для модернизации промышленности и усиления армия.

Первым шагом в этом направлении был отказ дайнё от своих владений. Далее в

феврале 1872 г. был отменен запрет на продажу земли, установленный еще в 1643

году. В этом же месяце правительство приняло решение о проведении кадастра и

закреплении частной собственности на землю за теми, кому она фактически

принадлежала, путем выдачи удостоверений о земельной собственности (тикэн).

Вся земля в государстве разделялась на частную и правительственную (участки,

в отношении которых невозможно было установить собственника).

Реформа имела прогрессивное значение, которое состояло в том, что она

ликвидировала земельную монополию феодального класса и вводила буржуазный

принцип частной собственности на землю.

В 1873 году был принят закон об изменении земельного налога. В извещении

правительства о реформе земельного налога от 28 июля 1873 года говорилось, что

«все прежние постановления относительно поступлений с участков земли и полей

отменяются, и как только обследование, подтверждающее право владений, будет

закончено, будет установлен новый земельный налог в размере 5 процентов от

стоимости земли19.

Таким образом, многочисленные феодальные подати и повинности были заменены

единым налогом в размере 3 % от стоимости земли независимо от урожая. Вместо

кокудака (подати рисом) новый налог выплачивался деньгами. Вследствие

чрезвычайно высокой цены, установленной правительством на землю, он составлял

почти 50 % валового дохода крестьянского двора. Это приводило к закабалению и

потере крестьянином участка.

Поступления от земельного налога составляли почти 80 % государственного

бюджета страны. В результате половинчатой аграрной реформы, сохранившей

помещичье землевладение, и высокого земельного налога не сложились условия

для формирования крепких самостоятельных крестьянских хозяйств

капиталистического типа. Земельные участки, полученные основной массой

крестьянства, как правило, были невелики по размерам. Реформа активизировала

процесс классовой дифференциации. Все возрастающее количество арендаторов,

еще недавно бывших собственниками, противопоставлялось богатой деревенской

верхушке, сохраняющей черты полуфеодального землевладения.

Важным результатом аграрной реформы Мэйдзи явилось создание рынка рабочей

силы – условия, необходимого для развития капитализма.

Правительство взяло курс на развитие современной промышленности, создавая

государственные предприятия и всячески поощряя частную инициативу. Оно

приступало к сооружению первых военных арсеналов, заводов и железных дорог,

железоделательных и судостроительных заводов, крупных бумагопрядильных,

шелкомотальных, ткацких, спичечных фабрик, стекольных, цементных,

пивоваренных и других заводов, значительную часть которых оно передало

частным предпринимателям.

Развитие индустрии Японии было в значительной мере связано с военно-

стратегическими задачами, с проблемой модернизации армии и флота. Основой

современной военной промышленности послужили предприятия, построенные еще в

эпоху Токутава. В 1870 году вступил в строй военный арсенал в Токио,

созданный на базе военного завода Сэкигути, принадлежавшего сёгунату.

Железоделательный и судостроительный заводы сёгуната в Йокосука были

использованы при создании крупной военно-морской базы. С помощью иностранных

специалистов эти предприятия были реконструированы и расширены.

Были расширены горные предприятия, многие из которых ранее находились в

распоряжении сёгуната и княжеств, в частности золотые и серебряные рудники на

острове Садо, медные рудники в Косака, железные рудники в Камаиси.

Правительство предпринимало всевозможные меры для поощрения развития частной

промышленности. Оно строило современные промышленные предприятия, которые

должны были служить образцом капиталистического предпринимательства. Например,

«.В 1872 году правительство с помощью французских специалистов основало

шелкомотальную фабрику-школу в Томиока (префектура Гумма) для обучения новым

методам шелкомотания»20. На государственные средства были сооружены

цементный и стекольный заводы в Синагава, типографии и другие предприятия.

Строительство так называемых образцовых предприятий на государственные

средства также преследовало цель наладить собственное производство тех

товаров, которые ввозились из-за границы, увеличить валютные фонды

правительства путем усиления экспорта японских товаров.

Для руководства строительством правительственных предприятий и управления ими в

1870 году был создал департамент промышленности (кобусё), использовавший

достижения западной науки и техники. «На службе в департаменте промышленности

находилось около 750 иностранных специалистов»21.

Протекционистская политика правительства содействовала накоплению капиталов в

руках крупной буржуазии купеческих домов Мицуи, Коноикэ, Симада и др.

Наиболее ярко государственный протекционизм в первое десятилетие

капиталистической Японии проявился в организации крупной судоходной компании

Мицубиси. Фирма Мицубиси была основана с помощью правительства самураем из

Тоса-Ивасаки Ятаро. Начиная с 1875 года, правительство ежегодно выплачивало

Мицубиси субсидию в размере 25 тыс. иен22.

Политика государственного протекционизма в первые годы нового режима проводилась

также в отношении частнокапиталистической текстильной промышленности. Так, и в

1871 году скупщик хлопка Касина основал «с помощью правительства свою

прядильную фабрику в Токио»23. Большую помощь оказывало государство

частным предпринимателям и в других отраслях промышленности.

Таким образом, вся деятельность первых правительств новой Японии в 70-80-х

гг. минувшего столетия (Арикугава, Ивакура, Сандзе) была направлена на

создание условий для ускорения промышленного развития страны, чтобы

компенсировать ее относительно запоздалый переход к новому обществу и

сократить дистанцию, отделявшую Японию от уровня развития крупных

капиталистических государств Запада.

В конце 1880 г. правительство взяло курс на дальнейшее укрепление и развитие

японского капитализма и военной базы государства. Государство видело средство

достижения этой цели не только в стабилизации курса цены, но и в передаче

государственных предприятий крупной буржуазии.

Государственные предприятия сыграли большую роль в развитии крупной

капиталистической промышленности. Но вскоре положение изменилось. Частные

предприниматели начали вкладывать свои капиталы в промышленность. К тому же

государственные предприятия как источник увеличения государственных доходов

сеть не оправдали. В финансовом отношении правительственные заводы, за

исключением некоторых образцовых текстильных фабрик, работавших на экспорт,

оказались убыточными. Государственная казна не выдерживала дополнительных

расходов по содержанию нерентабельных правительственных предприятий. Поэтому

правительство решило перейти к политике поощрения частнокапиталистической

промышленности и передачи государственных предприятий частным лицам.

Таким образом, к 80-м годам Х1Х в. в Японии создались экономические

предпосылки для быстрого роста крупной частнокапиталистической

промышленности.

Это изменение промышленной политики правительства было ознаменовано изданием

закона «О передаче заводов» (кодзе харай-сагэ гайсоку) от 5 ноября 1880 г. В

преамбуле этого закона правительство следующим образом объясняет причины своей

политики: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время

хорошо организованы и работают на полную мощность; поэтому правительство

отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться

народом»24.

Первыми были переданы невоенные отрасли промышленности. Правительство начало

постепенно передавать частным лицам предприятия горной промышленности и

судостроительные заводы. Правительство продало на весьма выгодных условиях

медные рудники в Асио фирме Фурукава, самый большой в стране судостроительный

завод в Нагасаки, серебряные рудники Икуно и угольные шахты на Хоккайдо –

фирме Мицубиси.

Результатом протекционистской политики государства стали неравномерность и

однобокое развитие промышленности с преобладанием легкой, главным образом

текстильной промышленности. Наиболее быстрыми темпами развивалась

хлопчатобумажная промышленность. Японские исследователи назвали эту отрасль

«ключевой индустрией» («кии сангё»), имея в виду, что она была первой отраслью

промышленности, созданной в Японии. Об этом, в частности, свидетельствует «.

рост количества хлопчатобумажных веретен в течение 1877-1897 гг. с 8 тыс. до

970 тыс., а продукции хлопчатобумажной пряжи – с 2 тыс. до 401 тыс. кан»

25.

Во второй половине 80-х годов в Японии происходит промышленный подъем. В

текстильной промышленности в это время появились такие крупные акционерные

компании, как «Канэгафути босэки», «Токио босэки», «Сэцу босэки», «Одзаки

босэки», «Найгаймэн» и другие, объединявшиеся в первую в Японии картельную

организацию «Босэки рэнгокай». «С 1885 по 1890 гг. число бумагопрядильных

фабрик увеличилось с 20 до 30»26.

Таким образом, все эти реформы по своему значению были прогрессивным явлением

для Японии, потому что они содействовали развитию капиталистических отношений

в стране. Положение буржуазии в правящем дворянско-буржуазном блоке

укрепилось. В то же время самурайство, за исключением привилегированной

феодальной знати, занявшей высокие посты в государственном аппарате, с трудом

находило себе место в новой социально-политической системе. Недовольство

реформами, стремление любой ценой повернуть историческое развитие вспять и

возвратиться к прежним порядкам стало характерной позицией значительной части

самураев.

Проведение буржуазных преобразований, ликвидация феодальных княжеств, роспуск

самурайских дружин в связи с введением всеобщей воинской повинности – все это

привело к тому, что значительная часть низшего самурайства оказалась выбитой

из обычной жизненной колеи. Государственный аппарат в центре и на местах,

хотя он и состоял почти исключительно из самураев, все же не мог обеспечить

работой их всех.

В результате этого неустроенная часть самурайства, а также часть высшего

дворянства стали проявлять все большее и большее недовольство буржуазными

преобразованиями, превращались в противников нового строя.

Часть самураев стала прибегать к террористическим актам против видных

государственных деятелей, к организации заговоров и вооруженных восстаний.

В феврале 1877 года в княжестве Сацума вспыхнуло самурайское восстание под

предводительством Такамори Сайго, в котором приняли участие несколько

десятков тысяч человек. Войска Сайго после нескольких месяцев кровопролитных

сражений с правительственной армией в сентябре 1877 года потерпели поражение.

Для буржуазного правительства поражение самурайства послужило не только

укреплению его позиций, но и было использовано как доказательство

правомерности и необходимости буржуазных преобразований.

Недовольны своим положением были и крестьяне. Размах крестьянского движения

внушал самые серьезные опасения правительству. Так, «в 1868 г. произошло 17

восстаний, в 1879 – 48, в 1870 г. – 31, в 1873 - 36»27. Причем, из

30 с лишнем крестьянских восстаний, происходивших в 1873 году, 12 вспыхнуло в

связи с законом о всеобщей воинской повинности28.

Аграрная реформа в том виде, в каком она была осуществлена, не решила

большинства социальных проблем деревни и не удовлетворила нужды подавляющей

части землевладельцев. Данная реформа еще больше ухудшила положение крестьян,

усилила процесс социального расслоения в деревне, увеличила категорию

совершенно неустойчивых людей, потенциальных батраков и рабочих. В силу этих

обстоятельств крестьяне поднимаются на борьбу. Их выступления носили

стихийный характер, но за ними стоял вполне реальных и обоснованный комплекс

причин.

Таким образом, революция 1867-1868 гг., расчистившая путь для

капиталистического развития Японии, носила незавершенный характер. Буржуазия

в этот период еще не созрела как революционная сила, свержение феодальной

власти происходит под лозунгом передовой части дворянства и под лозунгом

реставрации императорской власти. Значительная часть реформ была осуществлена

в форме компромисса с классом феодалов. Некоторые его наиболее активные

деятели заняли ведущие посты в государственном аппарате и армии.

Вместе с тем были осуществлены коренные социальные и экономические

преобразования: создано централизованное государство, отменены феодальные

сословия, произведена земельная реформа. Многие недовольные реформами

участвовали в 70-е гг. Х1Х в. в самурайских мятежах. Правительство, ставя

цель преодолеть экономическую и военную отсталость, проводило

протекционистскую политику, помогало формированию слоя привилегированной

буржуазии, создавало армию для захвата внешних источников сырья и рынка, так

как внутренний рынок остался узким.

Незавершенность революционных событий 1867-1868 гг. в Японии проявилась во

всех реформах, проведенных дворянско-буржуазным блоком. Она была определена

двойственной позицией буржуазии, не боровшейся за полноту власти, а

пытавшейся уступками удовлетворить своего союзника – феодалов – и отодвинуть,

предотвратить революционные выступления масс, недовольных ограниченностью

реформ.

Тем не менее, буржуазная революция стала важнейшим рубежом, отделившим

феодальную Японию от периода капиталистического развития страны, хотя и

отягощенного множеством феодальных пережитков. Объединение страны

способствовало формированию японской буржуазной нации и созданию

самостоятельного национального государства.

§ 2. Османская империя от реформ танзимата до принятия «Конституции Мидхата»

1839 год открыл новую эпоху в преобразовательной политике верховной власти

империи. Крупный государственный деятель Мустафа Решид-паша подготовил, а

султан Абдул-Меджид утвердил Гюльханейский акт, имевший принципиальное отличие

от предыдущих нововведений29.

Гюльханейский акт открыл целую серию преобразований в области права,

экономики, народного просвещения, получивших общее название танзимата (от

арабского слова «танзим» - упорядочение).

Много внимания уделялось инициаторами Гюльханейского акта реализации его

положения о неприкосновенности жизни, имущества и чести всех подданных. С

этой целью было принято уголовное уложение, выработан коммерческий кодекс,

учреждены Государственный совет и провинциальные конституционные советы –

меджилисы из представителей мусульманской и немусульманской общин. Все эти

меры способствовали известному ограничению произвола и беззаконий в действиях

администрации, уменьшению случаев конфискаций имущества. Однако они никак не

затрагивали самодержавной власти султана и потому не могли радикально

изменить существовавшие порядки. Турецкая правящая верхушка сохранила за

собой монополию на все важнейшие гражданские и военные должности.

Стремясь оздоровить экономику страны, Мустафа Решид-паша обратился к

пересмотру налоговой системы. Были отменены чрезвычайные налоги, барщина,

упорядочено взимание подушного налога с немусульман – джизьи. Вместе с тем

попытка Порты упразднить откупную систему, разорительную для народного

хозяйства, окончилась неудачей. Та же участь постигла проекты организации

ряда металлообрабатывающих, текстильных и бумажных предприятий, мероприятия

по улучшению сельского хозяйства, попытки оздоровить финансы.

В 1853 г. в связи с Крымской войной реформаторская деятельность Мустафы

Решид-паши была прервана.

В 1856 г. начался второй период танзимата. Его основные положения содержались в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты