Диплом: Первые конституции азиатских государств. Сравнительный анализ

48. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии (экономические

и политические проблемы периода Мэйдзи): Пер. с англ. – М.: Восточная

литература,1961. – 285 с.

49. Петров Д.В. К вопросу о мануфактуре в Японии // Ученые записки института

востоковедения. – Т.XV. Японский сборник. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – С.48-

70.

50. Светлов Г. (Г.Е. Комаровский) Колыбель японской цивилизации: Нара.

История, религия, культура. – М.: Искусство, 1994. – 271 с.

51. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, реальность, доктрины,

политика. – М.: Наука, 1990. – 206 с.

52. Совастеев В.В. Японская буржуазная историография революции Мэйдзи //

Вопросы истории. – 1981. - № 9. – С.64-76.

53. Ханин З.Я. Парии в японском обществе (очерк социальной истории XVII-XIX

вв.). – М.: Наука, 1980. – 246.

54. Щетинина Е.В. Либерально-буржуазная интеллигенция и формирование

идеологии экспансионизма в Японии // Народы Азии и Африки. - 1985. - № 1. -

С.34-42.

55. Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. Краткий

очерк. - М.: Наука, 1968. - 223 с.

56. Япония/Отв. редактор Г.К. Войтоловский и С.А. Дийков. - М.: Международные

отношения, 1990. - 160 с.

Турция

57. Борисов Ф.Б. Обсуждение проблем типологии развитого феодализма в странах

Востока// Народы Азии и Африки. - 1977. - № 2. - С.35-51.

58. Внешнеэкономические связи Османской империи в новое время (конец XVIII -

начало XX вв.). - М.: Наука, 1989. - 230 с.

59. Гасанова Э.Ю. К истории проникновения левых идей в Турцию//Проблемы

истории Турции. - М.: Наук, 1978. - С.67-82.

60. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции - М.:

Наука, 1983. - 292 с.

61. Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Решид-паша. - М.: Наука, 1984. - 187 с.

62. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы (Очерки о Турции и турках). - М.:

Наука, 1980. - 238 с.

63. Желтяков А.Д. К вопросу о вестернизации Турции в новое

время//Историография и источниковедение истории стран Азии и

64. Африки. Вып. 2. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. - С.127-131.

65. Киреев Н.Г. Вопросы государственной и частной собственности в турецких

конституциях // Турция. История и современность. - М.: Наука, 1988. - С.35-

45.

66. Клейман Г.А. Армия и реформы: Османский опыт модернизации. - М.: Наука,

1989. - 156 с.

67. Миллер А.Ф. Краткая история Турции. - М.: ОГИС. Государственное

издательство политической лит-ры, 1948. - 299 с.

68. Миллер А.Ф. Пятидесятилетие младотурецкой революции. - М.: Знание, 1958.

- 48 с.

69. Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории: Сборник

статей. - М.: Главная редакция восточной лит-ры, 1983. - 273 с.

70. Новичев А.Д. История Турции: в 4-х тт. - Л.: Изд-во Ленинградского

университета, 1968. - Т.2. - 278 с.; 1973. - Т.3. - 205 с.: 1978. - Т.4. -

261 с.

71. Орешкова С.Ф. Османская империя и ее место в мировой истории // Проблемы

истории Турции. - М.: Наука, 1978. - С.102-115.

72. Петросян И.Е., Петросян Ю.А. К вопросу о движущих силах реформаторского и

конституционного движения в Османской империи "Некоторые процессы социальной

трансформации" // Тюркологический сборник. 1879. - М.: Наука, 1985. - С.110-

126.

73. Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и реформаторы

"конец XVIII - начало XX вв.". - М.: Наука, 1993. - 186 с.

74. Петросян Ю.А. Древний город на берегах Босфора. Исторические очерки. -

М.: Наука, 1986. - 240 с.

75. Петросян Ю.А. Младотурецкое движение "Вторая половина XIX - начало XX

вв.". - М.: Наука, 1971. - 317 с.

76. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические

очерки. - М.: Наука,1990. - 280 с.

77. Попова А.А. Политика Турции и национально-освободительная борьба

болгарского народа в 60-х гг. XIX в. // Вопросы истории. - 1953. - № 10. - С.

53-59.

78. Сафрастян П.А. Отражение доктрины османизма в законодательных актах Порте

"50-60-е гг. XIX в." // Турция. История и современность - М.: Наука, 1988. -

С.196-202.

79. Старченков Г.И. Современная Турция. - М.: Знание, 1989. - 64 с.

80. Тодорова М.Н. Европеизация Османской империи (постановка проблемы и ее

освещение в современной западной и турецкой историографиях) // Народы Азии и

Африки. - 1977. - № 2. - С.28-41.

81. Фадеева И.Е. Характеристика общественно-политических взглядов Ахмеда

Мидхат-паши // Арабские страны: Турция. Иран. Афганистан (история,

экономика). - М.: Наука, 1973. - С.147-157.

82. Фадеева И.Е. Мидхат-паша. Жизнь и деятельность. - М.: Наука, 1977. – 168 с.

83. Фадеева И.Л. Идейно-политическая борьба вокруг Османского Халифата в

последней четверти 19 в. // Вопросы истории. - 1986. - № 10. - С.52-61.

84. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем востоке. Средневековье и новое

время. - М.: Наука, 1993. - 284 с.

85. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской

империи (Османизм - панислаимизм). - 19 - начало 20 вв. - М.: Наука, 1985. -

270 с.

86. Феномен восточного деспотизма: структура и власть. - М.: Наука, 1993. -

392 с.

87. Шеремет В.И. Османская империя и Западная Европа (вторая треть 19 века).

- М.: Наука, 1986. - 309 с.

Приложения

Конституция Японской империи

Глава I

Император

§1. Японская империя находится под верховной властью и управлением единой

династии императоров, не превышавших отведенных времен.

§2. Императорский трон переходит потомкам императора мужского пола по

правилам учреждения об императорском доме.

§3. Личность императора священна и неприкосновенна.

§4. Император глава государства, соединяющий в своем лице все права верховной

власти. Он осуществляет эти права в таких пределах и теми способами, какие

указаны в настоящей конституции.

§5.Император осуществляет законодательную власть совместно с парламентом.

§6. Император утверждает законы и издает указы, касающиеся их опубликования и

исполнения.

§7.Император созывает императорский парламент, открывает, закрывает и

отсрочивает его сессии и распускает палату представителей.

§8.Император, в случае неотложной необходимости, для сохранения общественной

безопасности или для предотвращения общественных бедствий может в промежутках

между сессиями парламента издавать императорские указы, имеющие силу закона.

Такие императорские указы должны быть внесены ближайшую сессию парламента, и,

если парламент не одобрит их, правительство обязано объявить их лишенными

силы на будущее время.

§9. Император издает или приказывает издавать указы, необходимые для

использования законов, для поддержания общего спокойствия и порядка или для

развития благосостояния подданных. Но ни один указ, не должен ни в каком

отношении изменять ни одного из существующих законов.

§10. Император устанавливает организацию различных отраслей управления,

вознаграждение всех гражданских и военных чинов, назначать или смещать их.

Исключения, специально предусмотренные в настоящей конституции или в других

законах, должны быть соблюдаемы в соответствии с надлежащими постановлениями.

§11. Императору принадлежит верховное начальствование над армией и флотом.

§12. Император определяет организацию и состав армии в мирное время.

§13. Император объявляет войны, заключает мир и вступает в международные

отношения.

§14. Император объявляет осадное положение. Условия и последствия от

объявления осадного положения определяются законом.

§15. Император жалует дворянские звания, чины, ордена и другие знаки отличия.

§16. Император дарует амнистии, помилования, смягчения наказаний и

восстановление в правах.

§17.Регенство учреждается согласно постановлениям учреждения об императорском

доме. Регентство осуществляет императорскую волю именем императора.

Глава II

Права и обязанности граждан

§18.Условия, необходимые для того, чтобы быть японским подданным,

определяется законом.

§19.Японские подданные, удовлетворяющие условиям, указанным в подлежащих

законах и указах, могут быть допускаемы ко всякой гражданской и военной

службе и ко всем другим общественным должностям.

§20.Японские подданные обязаны служить в армии и флоте согласно требованиям

закона.

§21.Все японские подданные обязаны платить подати согласно постановлениям

закона.

§22. Все японские подданные могут свободно избирать и переменять место

жительства, подлежат только ограничениям, указанным в законе.

§23. Ни один японский подданный не может быть арестован, задержан, допрошен

или подвергнут наказанию иначе, как постановлением закона.

§24.Ни один японский подданный не может быть лишен права судиться

определенными законом судьями.

§25.За исключением случаев, предусмотренных в законе, никто не может войти в

жилище японского подданного или производить там обыск без его согласия.

§26.Тайна переписки каждого японского подданного должна быть неприкосновенна,

за исключением случаев, предусмотренных законом.

§27.Право собственности каждого японского подданного должно быть

неприкосновенно. Меры, необходимые в общественных интересах, могут быть

принимаемы не иначе как в согласии правилами, установленными законом.

§28.Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку это

не нарушает общественного спокойствия и порядка и не препятствует исполнению

гражданских обязанностей.

§29.все японские подданные пользуются в границах, установленных законом,

свободой слова, устного, письменного и печатного, общественных собраний и

союзов.

§30. Японские подданные могут представлять петиции, соблюдая должную

почтительность в выражениях и сообщениях с установленными на этот предмет

правилами.

§31.Постановления, изложенные в этой главе, не могут, однако, препятствовать

осуществлению прав, принадлежащих императору во время войны или в периоды

общественных волнений.

§32.Все постановления, изложенные в предыдущих параграфах главы, поскольку

они не противоречат правилам и требованиям дисциплины, применяются к офицерам

и ко всем чинам армии и флота.

Глава III

Императорский парламент

§33.Императорский парламент состоит из двух палат - палаты господ и палаты

представителей..

§34. Палата господ представляется, согласно узаконению о палате господ, из

членов императорской фамилии, из членов титулованного дворянства и из лиц,

непосредственно назначаемых императором.

§35.Палата представителей состоит из членов, избираемых народом, согласно

постановлениям избирательного закона.

§36.Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

§37.Законы могут быть издаваемы только с согласия парламента.

§38.Обе палаты должны голосовать проекты законов, предложенные им

правительством, и вместе с тем имеют право предлагать проекты законов.

§39.Проект закона, отвергнутый этой или другой палатой парламента, не может

быть вносим снова в ту же сессию.

§40.Обе палаты могут делать правительству представления, касающиеся законов,

а также других предметов. Но если эти представления не будут приняты, они не

могут быть сделаны вторично в течение той же сессии.

§41.Императорский парламент созывается каждый год

§42.Сессия императорского парламента должна продолжаться три месяца. В случае

необходимости сессия может быть продолжена по указу императора.

§43.В случаях неотложной необходимости, сверх обыкновенной сессии может быть

созвана чрезвычайная сессия. Продолжительность чрезвычайной сессии должна

быть определена императорским указом.

§44.Открытие, закрытие, продление или отсрочка сессий императорского

парламента должна иметь место одновременно для обеих палат. В случае

распущения палаты представителей палаты господ должна быть одновременно

отсрочена.

§45.В случае, если палата представителей распускается, одновременно должны

быть обжалованы новые выборы, и новая палата должна быть созвана в течении 5

месяцев со дня распущения парламента.

§46.Для открытия прений и законности постановлений каждой палаты, требуется

присутствие не менее 1/3 всех ее членов.

§47.В обеих палатах решения принимаются абсолютным большинством. При

разделении голосов, голос президента считается решающим.

§48. Прения обеих палат публичны. Но по требованию правительства или по

разрешению самой палаты могут быть назначаемы закрытые заседания.

§49.Каждая из обеих палат императора может подать адреса императору.

§50.Каждая из обеих палат может принимать петиции от подданных.

§51. Помимо постановлений настоящей конституции и других законов, относящихся

к палатам, порядок внутреннего делопроизводства в каждой из них определяется

наказом, изданным самой палатой.

§52.Ни один член, ни одной из палат не может подлежать вне палаты какой-либо

ответственности за какое бы то ни было мнение или голос, поданный в палате.

Если, однако, член палаты сам оглашает свое мнение в публичной речи, на

письме или в печати, или другим подобным образом, то в этом случае он

подлежит действию общих законов.

§53.Члены обеих палат в течение сессии не могут подлежать задержанию иначе,

как с согласия парламента случаи задержания и место преступления или же за

преступные деяния, находящиеся в связи с внутренними волнениями или с внешней

войной.

§54.Министры и уполномоченные правительства могут во всякое время заседать в

каждой палате и имеют там право голоса.

Глава IV

Государственные министры и Совет при императоре

§55. Министры помогают императору своими указаниями и несут за них

ответственность. Все законы, императорские указы или императорские рескрипты

всякого рода должны иметь подпись подлежащего министра.

§56.Совет при императоре, должен, согласно с постановлениями относительно его

организации, совещаться по поводу важных государственных вопросов, преданных

на обсуждение императором.

Глава V

Суд

§57.Суд отправляется судебными установлениями, согласно закону, именем

императора. Устройство судебных установлений должно быть определено законом.

§58. Судьи должны быть назначаемы из числа лиц, удовлетворяющих указанным

законом условиям.

Ни один судья не может быть смещен иначе, как по приговору уголовного или

дисциплинарного суда.

Правила о дисциплинарных взысканиях должны быть определены законом.

§59.Судебные разбирательства происходят, и приговоры выносятся публично.

Если, однако, существует основание предполагать, что такая гласность может

быть опасна для общественного порядка и спокойствия или для общественной

нравственности, публичность заседания может быть отменена законом или

постановлением суда.

§60. Все дела, которые подлежат ведению какого-либо специально суда, должны

быть наперед указаны законом.

§61. Дела, возникающие по жалобам на незаконные распоряжения исполнительной

власти, подлежащей ведению специально установленного законом суда по

административным делам, изымаются из компетенции общих судебных установлений.

Глава VI

Финансы

§62.Введение нового налога или изменение нормы одного из существующих должно

быть установлено законом.

Однако все такие поступления в казну, которые имеют характер оплат или

возмущений, изымаются из этого правила.

Государственные займы и другие обязательства, падающие на государственные

казначейства, исключая предусмотренные в бюджете, должны получить одобрение

парламента.

§63.Налоги, существующие в настоящий момент, пока они не изменены новым

законом, должны быть взимаемы по-прежнему.

§64. Доходы и расход государства принадлежат утверждению парламента в форме

годового бюджета.

Всякий расход, превосходящий норму, указанную в параграфах бюджета или не

предусмотренный в бюджете, должны непременно быть представлены на утверждение

парламента.

§65. Бюджет должен быть сначала в палату депутатов. Бюджет должен быть

сначала внесен в палату депутатов.

§66.Расходы императорского дома должны быть ежегодно покрываемы из

государственного казначейства в пределах суммы, употребляемой на этот предмет

в настоящий момент, и не требует каждый раз утверждения императорского

парламента, исключая тех случаев, когда оказывается необходимость увеличить

их.

§67. императорский парламент не может без согласия правительства отменить или

уменьшить расходы, определяемые согласно конституции властью императора, или

расходы, проистекающие из использования законом или возникающие из законных

обязательств правительства.

§68.В случаях специальной надобности, правительство может требовать у

парламента утверждения постоянной суммы на определенное заранее число лет.

§69.На предмет покрытия дефицитов или непредвиденных в бюджете расходов,

которые не могут быть устранены, должен быть утверждаем особый запасный фонд.

§70.Если по причине каких-либо внутренних или внешних вмешательств, имперский

парламент не может быть созван, правительство может в случае неотложной

необходимости, вынужденной требованиями общественной безопасности, вводить

необходимые финансовые меры посредством императорских указов.

В случае, указанном в настоящем параграфе, указ должен быть предоставлен

императорскому парламенту в ближайшую сессию и, получить его одобрение.

§71.Если бюджет на данный год не будет вотирован императорским парламентом

или не может быть составлен, правительство должно руководствоваться бюджетом

предыдущего года.

§72.Отчет о пополнении сметы государственных доходов и расходов должен быть

проверен и утвержден контрольной палатой, и правительство должно представить

его в парламент вместе с отзывом контрольной палаты.

Организация и компетенция контрольной палаты должна быть узаконена особым

законом.

Глава VII

Дополнительное правило

§73.Если в будущем окажется необходимым внести изменение в статьи настоящей

конституции, то проект этого изменения должен быть внесен по указу императора

в имперский парламент.

В таком случае ни одна из палат не может приступить к прениям по этому

вопросу, если в ней присутствует не менее 2/3 всех ее членов, и никакая

поправка не может быть принята иначе, как большинство присутствующих членов.

§74. Изменения в учреждении об императорском доме не требуют предварительного

рассмотрения в императорском парламенте.

Ни одна статья настоящей конституции не может быть изменена учреждением об

императорском доме.

§75. Никакое изменение не может быть внесено в настоящую конституцию или

учреждение об императорском доме в период регентства.

§76. Все существующие законодательные постановления, каково бы ни было их

наименование, как- то законы, указы, постановления, остаются в силе, если они

не противоречат настоящей конституции.

Все существующие договоры и обязательства, включая и такие, которые связаны с

расходами, подчиняются правилам, содержащимся в параграфах 66 и 67.

Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего

Японии. - С-Пб. 1905. С. 430-439.

Конституция Оттоманской империи

Об Оттоманской империи

Ст.1.Отоманская империя заключает в себе нынешние страны и владения и

привилегированные провинции. Она составляет одно нераздельное целое, от

которого никогда не может быть отделена никакая часть по какому бы ни было

поводу.

Ст.4. Его величество султан, в силу звания халифа, есть покровитель

мусульманской религии. Он повелитель и падишах всех оттоманов.

Ст.5. Его величество султан неответственен; личность его священна и

неприкосновенна.

Ст.7. Его величество султан, в числе своих верховных прав, пользуется

следующими прерогативами: он назначает и сменяет министров; он жалует чины,

должности и знаки своих орденов; он дает инвеституру к главам

привилегированных провинций, согласно содержанию предоставленных им

привилегий; он повелевает чеканить монету; имя его произносится в мечети во

время общественной молитвы; он заключает договоры с державами; он объявляет

войну; он заключает мир; он начальствует над сухопутными и морскими армиями;

он распоряжается движениями войск; он повелевает приводить в исполнение

постановления священного закона; он издает постановления об общественной

администрации; он милует или изменяет наказание лиц, осужденных уголовными

судами; он созывает и закрывает национальные собрания; он распускает, если

признает это нужным, палату депутатов, под условие назначения новых выборов

депутатов.

О государственном праве оттоманов

Ст.8. Все подданные империи безразлично называются оттоманами, какова бы ни

была исповедываемая ими религия. Качества оттомана приобретается и теряется в

случаях, определенных законом.

Ст.9. Все оттоманы пользуются личною свободою, под условием не наносить

ущерба свободе других.

Ст.10. Личная свобода вполне неприкосновенна. Никто, ни под каким предлогом,

не может быть подвергнут какому-нибудь наказанию, помимо случаев,

определенных законом и согласно предписываемым им формам.

Ст.11. Ислам есть государственная религия. Держась этого принципа,

государство, тем не менее, покровительствует свободному отправлению всех

исповеданий, признанных в империи, и сохраняет религиозные привилегии,

предоставленные разным общинам, при том условии, чтоб не наносилось никакого

ущерба общественному порядку и добрым нравам.

Ст.15. Преподавание свободно. Каждый оттоман может устраивать публичные или

частные курсы, под условием сообразоваться с законами.

Ст.17. Все оттоманы равны перед законом. Они имеют одинаковые права и

одинаковые обязанности по отношению к стране, без нарушения того, что

относится до религии.

Ст.18. Допущение к общественным должностям обусловлено знанием турецкого

языка, который составляет официальный язык государства.

Ст.19. Все оттоманы допускаются к общественным должностям, смотря по их

способностям, заслугам и познаниям.

Ст.21. Недвижимая и движимая собственность, законно закрепленная,

гарантирована. Не может быть никакого отчуждения собственности иначе, как

только для общественной пользы, должным образом удостоверенной и после

предварительной уплаты, согласно закону, стоимости отчуждаемой недвижимости.

Ст.22. Жилище неприкосновенно. Общественная власть не может силою проникать в

жилище кого бы то ни было, иначе, как в случаях, определенных законом.

Ст.25. Никакая сумма денег не может быть взимаема в виде налога, или пошлины,

или под всяким другим наименованием, иначе как в силу закона.

Ст.26. Пытки и пытания, под каким бы то ни было видом, совершенно и,

безусловно, воспрещены.

О министрах

Ст.27. Его величество султан вверяет должности великого везира и шейх-уль-

ислама тем лицам, которых его высокое доверие признает нужным призвать к

исполнению этих должностей. Назначение остальных министров производится

императорским ирадэ.

Ст.28. Совет министров собирается под председательством великого везира. Круг

ведения совета министров обнимает собою все важные внутренние и внешние

государственные дела. Решения совета долженствующие быть представленными на

утверждение его величества султана, подлежат исполнению в силу императорского

ирадэ.

О национальном собрании

Ст.42. Национальное собрание состоит из двух палат: палаты господ, или

сената, и палаты депутатов.

Ст.44. Его величество султан может, смотря по требованиям обстоятельств,

ускорить время открытия палат и сократить или продолжить их сессию.

Ст.50. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

Ст.54. Проекты законов, изготовленных государственным советом, вносятся

сначала в палату депутатов, а потом в сенат. Проекты эти имеют силу закона

только тогда, когда, будучи приняты обеими палатами, они получают утверждение

императорского ирадэ. Всякий проект закона, окончательно отвергнутый одной из

палат, не может быть внесен на рассмотрение в течение той же сессии.

Ст.60. Председатель и члены сената назначаются непосредственно его

величеством султаном.

Ст.61. Для того чтобы иметь право быть назначенным в сенаторы, необходимо

сделаться достойным, своими действиями общественного доверия или оказать

государству отменные услуги и иметь не менее сорока лет от роду.

Ст.64. Сенат рассматривает проекты законов и бюджет, переданные в него

палатою депутатов. Если при рассмотрении какого-нибудь проекта закона, сенат

усмотрит распоряжение, противное державным правам его величества султана,

свободе, конституции, территориальной целостности империи, внутренней

безопасности страны, интересу защиты отечества или добрым нравам, то

окончательно отвергает его мотивированным решением, или возвращает его,

вместе со своими замечаниями, в палату депутатов, требуя исправления или

изменения оного в смысле его замечаний. Проекты законов, принятые сенатом,

должны быть обличены его одобрением и переданы великому везиру. Сенат

рассматривает представленные ему петиции: он пересылает великому везиру те из

этих петиций, которые он признает заслуживающими этой пересылки, сопровождая

их своими замечаниями.

О палате депутатов

Ст.67. Полномочия депутатов несовместимы с занятием государственной

должности, исключая министров. Всякий другой государственный чиновник,

выбранный в депутаты свободен принять или отказаться от этого звания; но, в

случае принятия его, он должен оставить свою службу.

Ст.68. Не могут быть избраны депутатами: 1) не принадлежащие к подданным

Оттоманской империи;

2) те, которые, в силу действующего особого положения, временно пользуются

преимуществами, связанными с исполняемою ими иностранной службою;

3) не знающие турецкого языка;

4) не достигшие 30-летнего возраста;

5) лица, состоящие на службе частного лица;

6) не восстановившие своей части несостоятельные должники;

7) лица, открыто предосудительного поведения;

8) лица, на которых наложено судом задержание, пока оно не снято с них;

9) не пользующиеся гражданскими правами;

10) лица, претендующие на принадлежность к чужой национальности.

По истечении первого четырехлетнего периода одним из условий для избираемости

в депутаты будет знание читать по-турецки, и, насколько возможно, писать на

этом языке.

Ст.76. Каждому депутату будут ассигнованы казною 20 000 пиастров за каждую

сессию и возмещение путевых издержек за проезд. Цифра этих издержек будет

установлена согласно положению о возмещении путевых расходов гражданским

государственным чиновникам и исчислена на основании ежемесячного жалования в

размере 5 000 пиастров.

Ст.78. Заседание палаты депутатов публичны. Однако палата может иметь и

тайные заседания, если предложение об этом будет сделано министрами или

пятнадцатью членами, и если предложение это будет принято в непубличном

заседании.

Ст.79. Никакой депутат не может быть, в течение сессии подвергнут задержанию

или преследованию судом, кроме случаев поимки с поличным, иначе, как по

решению, принятому большинством палаты, дозволяющему начать расследование.

Ст.80. Палата депутатов обсуждает внесенные в нее проекты законов. Она

принимает, изменяет или отвергает постановления, касающиеся финансов или

конституции. Она подробно рассматривает общие расходы государства,

заключающиеся в бюджетной смете, и определяет общую сумму по соглашению с

министрами. Она, также по соглашению с министрами, определяет свойство, общую

сумму и способ распределения и реализации доходов, назначенных на покрытие

расходов.

О судебной власти

Ст.81. Судьи, назначаемые согласно с особым о них законом и снабженные

бератом, несменяемы, но могут подавать в отставку. Повышение судей в

иерархическом порядке, перемещение их, отставка, отрешение их от должности по

судебному договору подчинены постановлениям того же закона. Законом этим

определяется условие и качество, требуемые для исполнения должности судьи или

других должностей судебного ведомства.

Ст.82. Заседания всех судов публичны. Опубликование судебных приговоров

дозволено. Однако, в случаях, указанных законом, заседание суда может

происходить при закрытых дверях.

Ст.86. Никакого постороннего вмешательства не может быть в судах.

Ст.87. Дела, касающиеся шери, подлежат ведению судов шери; разбирательство

гражданских дел подлежит гражданским судам.

Ст.90. Никакой судья не может совмещать должность судьи с другими

должностями, оплачиваемыми государством.

О финансах

Ст.96. Никакой налог в пользу государства не может быть устанавливаем,

распределяем и взимаем иначе, как в силу закона.

Ст.97. Бюджет есть закон, заключающий в себе предположение о государственных

доходах и расходах. Налоги в пользу государства определяются этим законом в

том, что касается их размера, распределения или взимания.

Ст.100. Никакой сверхсметный расход не может быть произведен из

государственных сумм иначе, как в силу закона.

Разные постановления

Ст.113. В случаях проявления фактов или признаков, заставляющих предвидеть

волнения на каком-нибудь пункте территории империи, Императорское

правительство имеет право объявить в этом пункте осадное положение.

Последствия осадного положения состоят во временном прекращении действия

гражданских законов. Способ управления местностями, подверженными осадному

положению будет установлен особым законам. Его величество султану принадлежит

исключительное право изгонять из пределов территории империи тех лиц,

которые, на основании сведений, заслуживающих доверия и собранных полицейским

управлением, будут признаны наносящими ущерб безопасности государства.

Убичини А., Куртейль П. Современное состояние

Оттоманской империи. – С-Пб., 1877. – С.214-234

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты