Диплом: Первые конституции азиатских государств. Сравнительный анализ

власть и создать основу возрождения национального престижа государства”1

. И весь народ — “... гражданские и военные, высшие и низшие — будет участвовать

в общественном обсуждении”2.

6 апреля того же года была провозглашена знаменитая Пятистатейная клятва,

которая определила основные направления дальнейшей деятельности правитеьства

3.

Коренной переворот, изменивший целиком весь социально-политический строй

Японии, совершился не в один год, хотя его и принято называть переворотом

1868 года. В 1868 г. произошло лишь окончательное низложение сегуна. Начало

его нужно отнести к тому времени, года дайне (феодальные князья) стали

впервые открыто проявлять неповиновение сегуну, т.е. к концу 50-х гг.

Окончание же его произошло лишь к 1889 г., когда утверждением конституции был

завершен новый государственный строй Японии.

Таким образом, с падением сегуната Токугава власть в стране переходит к

императору, а имя сегун исчезает из японской истории.

Революция 1867-1868 гг., расчистившая путь для капиталистического развития

Японии, носила незавершенный характер. Буржуазия в этот период еще не созрела

как революционная сила, поэтому свержение феодальной власти происходило под

руководством передовой части дворянства и под лозунгом реставрации

императорской власти.

1868 год положил начало ряду реформ, приведших к коренным изменениям в

области экономики, политики и социальных отношений. Они носили буржуазный

характер и способствовали превращению Японии из феодальной страны в

капиталистическую.

Реформы осуществлялись под лозунгом “богатая страна — сильная армия”. При

этом использовались любые средства, как традиционно японские, так и

заимствованные европейские.

В начале эпохи Мэйдзи важную роль во всей политической жизни страны играла

группа молодых государственных деятелей, происходивших из знатных дворянских

семей. Они заняли наиболее ответственные посты в руководстве страны и

формировали основные принципы политики государства в это время. Это Кидо

Такамаса, Окубо Тосимито, Сайго Такамори, Ивакура Тономи и др.

Молодые политические деятели согласились возглавить предстоящие реформы

потому, что хорошо понимали, что их власть может быть эффективной и

длительной лишь в том случае, если они окажутся в состоянии решить сложные

проблемы, накопившиеся за многие десятилетия эпохи Токугава. Поэтому они

решились на оздоровление общества путем реформ. В условиях полного краха

политики изоляции и усилившейся политической и экономической экспансии со

стороны капиталистического Запада перед Японией встала дополнительная сложная

и острая проблема сохранения своей государственной независимости. И лидеры

Мэйдзи уже достаточно хорошо понимали, что в этих условиях они не могут

ограничить лишь незначительными внутренними реформами. Единственный способ

противостоять нажиму Запада — быстрое усиление Японии.

Таким образом, новая международная ситуация стала дополнительным стимулом

политики преобразований.

Роль Запада, мировой капиталистической системы во внедрении в Японии

буржуазной структуры была огромной.

Сразу же после событий 1867-1868 гг. за границу были направлены

многочисленные специализированные миссии, которым было поручено изучить

организацию и технологию промышленного производства и банковского дела в США,

судостроение в Англии, медицины и военного дела в Германии и т.д.

Государственные деятели “обновляющейся” Японии оказались перед альтернативой:

или верность традиции или буржуазные преобразования. Ими было принято

компромиссное решение — провести буржуазные реформы, учитывая национальные

особенности, “... чтобы открыть государство духу нового времени...”4

.

“В 1870 году началась эра коренных реформ, которые изменили строй японской

государственной и общественной жизни согласно европейским формам”5,

- вспоминал И. Лаутерер, очевидец тех событий.

Насущной мерой была реформа государственной системы, проводившаяся с января

по май 1868 г. Бакуфу было ликвидировано, а столица была перенесена в город

Эдо, который переименовали в Токио.

17 мая 1868 г. был издан декрет о государственном устройстве «Сэйтасе», который

иногда называют «первой конституцией правительства Мэйдзи»6. Он

предусматривал создание под эгидой императора государственного совета

(дадзёкан), облеченного законодательной, исполнительной и судебной властью. В

этом декрете указывалось, что все ответственные посты в правительстве должны

предоставляться высшей придворной знати и дайне; средние и низшие должности

должны предоставляться самураям.

Эти мероприятия были направлены на осуществление основной задачи нового

правительства – централизации государственного управления, объединения страны

под властью абсолютной монархии.

Пост председателя государственного совета занял председатель придворной знати

Сандзе Санэтоми. Этому органу подчинялись консультативный совет, состоящий из

верхней и нижней палат, управление председателем и пять департаментов: по

делам религии синто, финансов, военный, иностранных дел и юстиции.

В круг обязанностей верхней палаты входила выработка, пересмотр и издание

законов, осуществление высшей судебной власти, назначение высших должностных

лиц и решение всех политических вопросов. В работе верхней палаты принимал

участие и император.

Нижняя палата, созданная в соответствии с клятвенным обещанием императора,

представляла собой чисто совещательный орган при правительстве. Она состояла

из представителей княжеств, городов и префектур, назначаемых правительством

на неограниченный срок.

Таким образом, происходило становление новой политической системы.

Сам император Муцухито не обладал всей полнотой государственной власти.

Неограниченными правами в решении государственных дел пользовалась

правительственная бюрократия. Фактически государственный аппарат находился в

руках представителей лишь 4 % от общего числа домов знати и самурайства.

Главным образом это были выходцы из княжеств Сацума и Тёсю. Правительство

Японии тех лет с полным основанием может быть названо правительством

«клановых фракций».

5 апреля 1868 года правительственным указом был провозглашен возврат к

древнему принципу синтоизма – «единства отправления ритуала и управления

государством». Религиозный обряд в императорском дворе должен был

продемонстрировать непосредственную связь между религией и политикой.

В области внутренней политики главная цель состояла в ликвидации сепаратизма

княжеств и объединении страны вокруг императора. Но первые декреты,

провозглашенные новым правительством в 1868-1868 гг., еще не разрешали основной

задачи – политического объединения Японии, поскольку вооруженные силы и

экономические ресурсы страны продолжали оставаться в руках феодальных князей. В

1868 г. правительство конфисковало «. владения 22 из 273 княжеств,

существовавших в стране, и подчинило себе восемь городов.»7, ранее

находившихся в управлении сёгуната. На земли остальных княжеств власть нового

правительства почти не распространялась.

Проблема упразднения феодальных княжеств стала одной из важнейших задач

правительства. Однако распространение прерогатив центральной власти на

территории княжеств осуществлялось постепенно и весьма осторожно. В мае 1868

г. в каждом княжестве были созданы местные органы правительства Мэйдзи,

выступавшие в качестве посредников между центральным правительством и местной

администрации. В конце 1868 г. в каждое княжество были назначены

правительственные уполномоченные. Кандидат на пост уполномоченного выдвигался

самим дайне из числа представителей местной классовой бюрократии, но подлежал

утверждению центральным правительством.

Проведение этих мер, преследовавших цель укрепить центральную власть,

упрочить финансовую базу страны, правительство начало с переговоров с

князьями и наиболее влиятельными советниками.

Правительству удалось заручиться поддержкой ведущих княжеств в осуществлении

намеченных мероприятий. Было достигнуто соглашение о том, что три княжества –

Тёсю, Сацума и Тоса – отправят значительные контингенты своих войск в

распоряжение токийского правительства в качестве основного пополнения

создаваемой императорской армий.

В марте 1869 г. феодальные князья кланов Сацума, Тёсю, Хидзэн и Тоса

опубликовали совместное обращение, в котором заявляли о своем отказе от всех

прав на княжества и призывали других князей следовать их примеру.

За этим последовал декрет правительства, предлагавший феодальным владельцам,

которые еще не отказались от своих прав на княжества, сделать это. Таким

способом центральному правительству формально удалось распространить свою

власть на территории всех княжеств. Феодальные князья были оставлены во главе

своих прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи) с

выплатой им государственной пенсии.

Так называемое возвращение дайнё своих жалованных грамот императору,

осуществленное в 1869 г., явилось лишь первым шагом на пути к ликвидации

феодальной раздробленности. Даймё фактически, как и раньше, оставались

владыками княжеств в силу укоренившихся феодальных традиций.

Решающий удар по феодальному сепаратизму был нанесен лишь в августе 1871 г.,

когда были полностью уничтожены княжества и вместо них созданы префектуры

(«хайхан тикэн»). В стране были образованы 72 префектуры (КЭН) и три

столичных префектуры (ФУ): Токио, Киото и Осака.

Ликвидация господства дайне нанесла новый сильный удар по феодальному строю.

Административная система была перестроена в соответствии с интересами

капиталистической экономики.

Стремясь сохранить привилегии дворянства, правительство установило для дайме

денежную пенсию, примерно равную 10 % прежнего валового дохода их владений.

Размеры пенсии установленных «. 318 428 дайне и самураям, были следующими: 16

человек получало 70 тыс. и больше иен в год; 8 человек – от 5 до 70 тысяч; 15

человек – от 30 до 50 тысяч; 80 человек – от 10 до 30 тысяч; 74 человека – от 5

до 10 тысяч; 393 человека – от 1 до 5 тысяч; 15 484 человека – от 100 до 1

тысячи; 175 474 человека – от 25 до 100 иен; 127 184 человека – менее 25 иен»

8.

В 1878 г. государственный совет (дадзёкан) был разделен на три ведомства:

центральную палату (сэйин), правую палату (УИН) и левую палату (саин),

которая должна была играть роль и представительного органа».

Верховная власть сосредоточилась в центральной палате. Правая палата

выполняла в основном административные функции.

Должности начальников департаментов, которые до этого замещались почти

исключительно князьями или кугэ (придворная императорская знать), теперь

перешли к представителям низшего самурайства. В этом заключалась суть

реорганизации. Низшее самурайство после ликвидации княжеств открыто взяло

власть в свои руки.

Левая палата являлась исключительно консультативным органом; ее членов

назначал император.

Таким образом, в результате реформы было уничтожена крупная феодальная

собственность, произошло объединение страны в соответствии с интересами

развития капиталистической экономики.

В марте 1872 г. были учреждены три новых сословия (вместо прежних четырех –

самураев, крестьян, ремесленников и купцов): высшее дворянство (кадзоку), в

которое вошли бывшие дайне и кугэ; дворянство (сидзоку) – самурайство; простой

народ (хэймин) – остальное население. По переписи 1887 г. к «. высшему

дворянству принадлежало 3 400 человек, к сословию сидзоку – 1,9 млн. и к народу

– 36,2 млн. человек, что в общем, составляло 38,1 млн.»9.

Фактически самурайство не потеряло привилегированного положения. Кадры

чиновников пополнялись преимущественно из среды самурайства. Было провозглашено

равенство всех сословий. «Все жители Японии теперь подчинены одним и тем же

законам, всем людям разрешено заниматься какими угодно профессиями, в том числе

всеми отраслями торговли и промышленности»10 – писал в 1905 году Т.

Богданович. Была также проведена серия актов по уничтожению регламентации

жизни. Разрешались браки между лицами разных сословий. Простому народу

предоставлялось право иметь фамилии.

Таким образом, весь этот комплекс реформ привел к уничтожению феодальной

сословной системы, открыл путь для развития капитализма.

Самурайство стремилось к модернизации страны по европейскому образцу.

В тоже время преобразования правительства носили половинчатый характер.

Лидеры новой Японии, стремившиеся к тому, чтобы их страна заняла видное место

среди колониальных держав, главное внимание уделяли укреплению военной мощи

страны.

Дворянству были предоставлены офицерские посты создаваемой армии:

представителям княжества Тёсю – в сухопутных войсках, представителям

княжества Сацума – во флоте. Однако, в остальном, армия создавалась на основе

всеобщей воинской повинности.

В феврале 1870 г. правительство издало приказ о мобилизации в армию лиц

самурайского сословия в возрасте от 17 до 35 лет и произвело реквизицию

вооружения и военных материалов в княжествах. «В апреле 1871 г. из отборных

войск княжеств Тёсю, Сацума и Тоса была создана 10-тысячная императорская

гвардия»11.

Правительство с большой осторожностью, постепенно проводило реорганизацию

своих вооруженных сил на современный лад. Вначале обязательная воинская

повинность была введена в порядке опыта лишь в пяти префектурах, закон о

всеобщей воинской повинности был издан только в декабре 1872 г.

Согласно этому закону все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего

возраста, подлежали призыву в регулярные войска, резерв или в территориальные

войска. Вся страна была разделена на шесть военных округов с управлениями в

городах Токио, Сэндай, Нагоя, Осака, Хиросима и Кумамото.

Несмотря на то, что новая японская армия создавалась по европейскому образцу,

она унаследовала многие черты старой феодальной военщины. В основу

идеологической пропаганды в армии были положены самурайский кодекс чести

«бусидо», синтоизм с его культом предков и верой в божественное происхождение

императора, патернализм («офицер – отец солдата»).

К 1883 году численность японской армии была доведена до 200 00012.

В 1870 году был создан военно-морской флот Японии.

В 1871 г. японское правительство решило направить в США и европейские страны

большую дипломатическую делегацию (так называемая миссия Ивакура) с тем,

чтобы познакомить эти страны с достижениями Японии и начать предварительные

переговоры по вопросу о пересмотре неравноправных договоров.

Однако правительство США не только отвергло предложения Ивакура, но и

предъявило новые требования, в частотности предоставления американцам права

беспрепятственно путешествовать по всей Японии и вести там торговлю, владеть

недвижимым имуществом, при полном сохранении права экстерриториальности

(согласно договорам иностранцы могли жить и торговать в Японии только в

открытых для торговли портах).

Не добившись никаких результатов в США, Японская делегация отправилась в

Европу, где посетила Англию, Францию, Бельгию, Голландию и Германию. Но и эти

поездки оказались безуспешными.

Таким образом, первая попытка Японии добиться пересмотра неравноправных

договоров с западными державами не увенчалась успехом. Однако миссия Ивакура

впервые официально продемонстрировала перед всеми странами настойчивое

стремление Японии к восстановлению своей независимости.

Япония продолжала проводить преобразования внутри страны. Ею были предприняты

меры для развития транспорта и создания современных средств связи – почты,

телеграфа, телефона. В 1872 г. с помощью английских специалистов была проведена

первая телеграфная линия Токио-Иокогама, а в 1873 г. – линия Токио–Нагасаки.

Началось строительство железных дорог на средства, полученные от иностранного

займа. В 1872 г. была проложена первая в Японии железная дорога Токио-Иокогама,

протяженностью в 28,8 км. Затем были построены «линии Осака-Кобэ (32,5 км) в

1874 г. и Киото-Осака (38,5 км) в 1877 г»13.

Более интенсивное железнодорожное строительство развернулось с 1882 г. в

результате привлечения частного капитала в 1881 г. Создается японская

железнодорожная компания «Нихон тэцудо», получавшая щедрые правительственные

субсидии и кредиты. «К 1890 г. была создана сеть железных дорого общей

протяженностью 2200 км»14.

В течение 1887-1889 гг. появились четыре частные железнодорожные компании,

которым вместе с компанией «Нихон тэцудо» принадлежала большая часть всех

железных дорог страны.

В финансовой сфере новое правительство также проводит ряд важных мероприятий.

В 1871 г. была введена единая для всей страны финансовая система. Но эта мера

не разрешила всех финансовых проблем.

Правительство из-за финансовых затруднений было вынуждено пойти на

капитализацию пенсий самураям. В 1873 г. оно предложило всем дайне и самураям

в добровольном порядке капитализировать свои пенсии, обязавшись выплатить им

определенную сумму в размере пенсии за несколько лет – половину наличными,

половину облигациями государственного займа.

В августе 1876 г. была проведена принудительная «капитализация пенсий», т.е. «.

замена их единовременной государственной компенсацией в размере 5-14-летней

суммы пенсий, подлежащей выплате правительством частично наличными, частично

облигациями государственного займа из 5-7 % годовых, в зависимости от размера

пенсии»15. По этому закону выплата компенсаций окончательно

прекращалась в 1882 году.

В результате капитализации пенсий общая сумма единовременной правительственной

компенсации дайнё и самураям достигла 173 185 тыс. иен16.

Огромные денежные средства, полученные из государственной казны бывшими дайнё

и самураями высших рангов взамен аннулированных пенсий, были вложены отчасти

в промышленность и сельское хозяйство, а главным образом в так называемые

«национальные банки» (кокурицу гинко). Фактически эти танки были не

государственными, а частными. В задачу «национальных банков» входило

финансирование коммерческих предприятий, налаживание системы денежного

обращения и т.д.

В июле 1873 г. торговые дела Оно и Мицуи создали в Токио первый такой банк с

капиталом в 2,5 млн. иен. Вслед за токийским банком возникли «национальные

банки» в Осака, Йокогамо и Ниигата.

Правительство в 1876 г. пересмотрело принятое ранее положение о «национальных

банках». Последним была предоставлена еще большая самостоятельность в области

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты