Диплом: история села Кольчугино

железной дороги, но реализован этот проект не был.

Но в районе Кольчугинского рудника были не только месторождение угля, но и

месторождения известкового камня. 21 августа 1910 г. был заключен договор с

Товариществом известкового завода “З.М. Джуричь и М.Г. Головин” на шестилетний

срок 9 месторождений известкового камня в пределах Кольчугинского участка,

Кузнецкого уезда для ломки и пожега на известь, для выработки цемента и прочее

[109].

Таким образом можно отметить, что первый интерес со стороны государственных

структур к кузнецкому каменному углю появился ещё в 30-е гг. XIX в. но

отсутствие наиболее быстрого и выгодного применения угля привело к тому, что,

в частности, Кольчугинский рудник начинает разрабатываться только в конце XIX

в. в дальнейшем интерес к данному месторождению подстегивало проведение

Сибирской магистрали, но отсутствие достаточных капиталов привело к тому, что

в начале XX в. Кольчугинский рудник вернулся к царскому Кабинету.

Глава 3.

Село Кольчугино и “Копикуз”.

Развитие добывающей промышленности в районах нового освоения, к которым

относилась Сибирь, требовало более значительных капиталовложений, чем на

экономически освоенном, густо населенном юге Европейской России. Отдельные

предприятия могли успешно действовать лишь в составе крупных территориально-

производственных комплексов, включающих рудники, заводы, различные подсобные

и смежные предприятия, железную дорогу для поставки руды и топлива к заводам,

а готовой продукции к Сибирской магистрали. Для этого требовались крупные

финансовые вложения, которых в России, а особенно в Сибири, не хватало.

“Для того чтобы на почве богатой природы и дешевого труда могла вырасти широкая

и могучая промышленность, необходимы деятельные капиталы, которые предприняли

бы трудную устроительную работу. К несчастью, именно капиталами, скопленными

сбережениями, и не богато наше отечество. При нашей бедности капиталов внутри

страны . необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может

совершаться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных

капиталов”[110].

В 1909 г. на имя Николая Семеновича поступил Билль, автор которого писал о том,

что “кольчугинское месторождение 55 верст от деревни Шевелевой на Томи в своих

четырех пологопадающих пластах 7-15° Майеровском (2,4 %), Болдыревском,

Брусницинском и Журинском, из которых последний доходит до двух саж. мощностью,

заключает в себя на столько значительный запас угля, что его хватило бы на

многие годы для потребностей края. Северо-восточная часть Алтайского Округа

действительно весьма богата углем и если он за последнее время добывался, можно

сказать, в ничтожном количестве, то это следует приписать удаленности

главнейших месторождений как от реки Оби, так и от железной дороги. Не могу не

отметить одного прискорбного факта: Кабинет его Величества на все наше горное

дело махнул рукой и уделяет весьма мало внимание развитию каменноугольной

промышленности, не желая расходовать значительных капиталов. Вся надежда на

частную предприимчивость”[111]. Данное

письмо лишь подтверждает то, что было сказано ранее, о положении дел в

сибирской промышленности. Вероятно такие соображения появлялись у многих

сибирских деятелей. “Из различных отраслей промышленности, которых в ближайшем

будущем должна здесь коснуться предпринимательская деятельность, первое место,

несомненно, принадлежит горному делу. Исключительные и по своему разнообразию,

и по богатству ископаемые Сибири давно уже составили ей славу

[112]”.

В 1912 - 1914 гг. усилился интерес предпринимателей к кузнецкому углю. “Угольный

голод, созданный в России усилиями Продугля, сулил большие прибыли вновь

возникающим угольным компаниям благодаря повышению цен на уголь”

[113]. А на территории Западной Сибири угольный кризис был создан владельцем

Судженских копей Л.А. Михельсоном[114]

. Михельсон поднял цены на уголь придержанный им на складах. Таким образом

сложились предпосылки для развития угледобывающей, коксохимической

промышленности в Кузнецком бассейне.

“Иностранные промышленные разведчики, появлявшиеся в Кузбассе в эти годы,

проявляли особое внимание к его угольным ресурсам. В Кузбассе по поручению

французской оружейной фирмы Шнейдер-Крезо побывали инженеры Громье и Барильон.

В 1912 г. они опубликовали в Париже отчет о своей поездке “в частные владения

его величества императора России”. Поездка Громье и Барильона была связана с

организацией Акционерного общества каменноугольных копей, в котором участвовал

французский капитал”[115]. В

организации Копикуза приняли участие и русские капиталисты в лице

Международного коммерческого и Русско-Азиатского банков

[116].

Инициативу освоения природных богатств нашего края взяли на себя тайный

советник В.Ф. Трепов и его компаньон С.С. Хрулёв - председатель

Ме­ждународного банка.

Кабинет Его Величества заключил с ними договор на организацию добычи угля при

условии, что они в течение 3 месяцев создадут об­щество Кузнецких копей и

получат разрешение на постройку железной дороги в Алтайском округе от

Кольчугинского месторождения дo станции Юрга Сибирской Железной дороги. Договор

был заключен 19 октября 1912 г. “Кабинетом его Величества с учредителями

“Общества Кузнецких каменноугольных копий””. КОПИКУЗу предоставлялось право

добычи каменного угля “местности в части Алтайского округа, ограниченной с

запада и севера- течением р. Оби, с востока границами округа и с юга – широтою

с. Ильинскаго на р. Томи, а также местности в части округа – южнее широты с.

Ильинскаго, но не южнее течения р. Бии, за исключением тех отводов в последней

части, которые будут признаны необходимыми для предполагаемого

железоделательного завода близь г. Кузнецка”. Причем сперва они должны были,

т.е. учредители “Общества”, получить “разрешение правительства на утверждение

общества под наименованием “Общество Кузнецких каменноугольных копий””, и

передать ему права, вытекающие из данного договора. Так же “Общество должно

было получить разрешение на строительство “ширококолейной железной дороги в

Алтайском Округе от Кольчугинского месторождения каменного угля до станции Юрга

Сибирской железной дороги”. “Обществу” давалось право “до 1 января 1917 г.

проводить изыскания угля в данном районе и принимать отводы каменноугольного

месторождения для эксплуатации”. Но и в дальнейшем государство, если это

входило в интересы “Общества” отдавало предпочтение ему в праве аренды данной

местности. “За каждый пуд добытого и извлеченного на поверхность угля

учредители обязаны уплачивать Кабинету по пол копейке. За каждую десятину земли

по 2 рубля ежегодно”[117].

В начале своей практической деятельности Копикуз вынужден был приступить к

строительству железной дороги, позволившей завозить на его предприятия

материалы и оборудование. Для этого было создано “Общество Кольчугинской

железной дороги”.

“С 1913 г. стал формироваться новый отряд горняков Кузбасса – на разведки

угольных и железорудных месторождений, на строительство шахт Копикуза в

Кольчугине требовалось все больше проходчиков, плотников, слесарей, машинистов.

В июле 1913 г. на проходке Капитальной и Николаевской шахт, строительстве

надшахтных зданий и рабочего поселка при Кольчугинском руднике было занято 294

рабочих, в том числе 205 плотников. “Главным строительным материалом был лес и

главным строительным рабочим – плотник. Плотники рубили деревянные венцы для

крепления ствола шахты, возводили деревянные копры, ставили бараки с общими

нарами для рабочих, четырех – восьмиквартирные дома для служащих. Углубка

Капитальной шахты началась 18 сентября 1913 г. Вначале породу поднимали конным

воротом, воду откачивали бадьями. С 25 сентября начали бетонирование ствола.

Бетонирование продвигалось медленно, так как не запасали цемент, щебень. Цемент

подвозили на лошадях с пристани Кобылино. Управляющий рудником в письме к

директору Копикуза Федоровичу от 5 октября 1913 г. жаловался на медленную

подвозку цемента”[118]. В 1914 г. на

Кольчугинском руднике числилось уже 1493 рабочих, происходивших из 24 разных

губерний”[119]. В 1914 г. всего было

на Кольчугинском руднике зафиксировано 34 несчастных случая

[120], из них на “Капитальную” шахту приходилось 10

[121], на “Николаевскую” - 10[122],

“Вентиляционную” - 1[123]. По мимо

несчастных случаев на шахтах увечья получали при постройке здания под контору,

здания для больницы, в слесарной мастерской,, при укладке рельсов, при

постройке дома №№ 30, 31, 32, 36, 39, при постройке казармы № 40. В 1913 г.

КОПИКУЗ, получивший в октябре 1912 г. монопольные права на разведку и

строительство шахт в Алтайском горном округе, начал строитель­ство железной

дороги Юрга-Тельбесс и уже к 15 сентября 1915 г. линия в 191 км была доведена

до Кольчугино, получив название кольчугинской. После выявле­ния группой

геологов под руководством Л.И. Лутугина в 1914 - 1915 гг. огромных запасов угля

и металла в южном Кузбассе и выбора профиля железной дороги Кольчугино -

Тельбесс предприниматели КОПИКУЗа Федорович и Фитингоф не медлили с их

освоением. Разработка мощных и легкодоступных пластов, недорогая рабочая сила

сулили большие дивиденды, подъем акций, т.к. в военное время резко возрос спрос

на уголь. “Для изучения большой территории было организовано четыре

поисково-геологические партии. Итогами исследования было установлено, что

Кузбасс располагает запасами 250 миллиардов тонн угля”

[124]. Позже Л.И. Лутугин предпо­ложил, что запасы могут превышать 400

миллиардов тонн угля. Группа Лутугина составила геоло­гическую карту бассейна и

ряд карт выходов по отдельным месторождени­ям. Во время обследования Кузбасса

17 августа 1915 г. Л.И. Лутугин скон­чался на Кольчугинском руднике. Геологи,

вышедшие из школы Л.И. Лутугина, и после 1917 г. успешно продолжали

исследования, начатые в 1914 - 1915 гг., способствова­ли становлению угольной

промышлен­ности в Кузбассе. Остальными партия­ми были произведены разведки на

Осиновском, Ерунаковском, Кемеровском, Кольчугинском и других месторожде­ниях.

Лучшими для коксования оказа­лись угли Осиновского месторождения, затем угли

Кемеровского рудника. С Кольчугинского рудника кокс получал­ся плохой, так как

уголь оказался очень жирный, но он был незаменим для смешивания с более тощими

углями.

Война 1914 – 1918 гг. повысила спрос на металл, химические продукты;

значительно повысился грузооборот железнодорожного транспорта и, таким

образом, резко возросла потребность в угле и, в частности, в кузнецком.

В связи с этим добыча угля в Кузбассе в военные годы увеличилась и составляла

в 1917 г. 1256,4 тыс. тонн против 773,1 тонн в 1913 г. Это наблюдалось и в

кольчугинском районе (см. таблица 2).

Таблица 2

Добыча угля по районам Кузбасса[125](тыс. т.).

1913 г.1914 г.1915 г.1916 г.1917 г.
Кольчугинский- 6.629,5126,1168,7
Кемеровский9,842,642,673,7114,7

По дороге доставляли стройматериалы, а вывозили уголь. Продукты и товары

транспортировались на лошадях.

Война 1914 г. оказала глубокое влияние на все отрасли промышленности Кузбасса.

Продуголь уже не справлялся с возросшими потребностями военного времени, и это

привело к повышению спроса на кузнецкий уголь. Копикузу пришлось развернуть

строительство нескольких шахт. Но рост добычи угля сдерживало начавшееся в

связи с войной сокращение поставок на шах­ты механизмов, закупленных

преиму­щественно у германских фирм. В этих условиях Копикузу пришлось

ориен­тироваться на подержанные механиз­мы, которыми после ремонта стали

оснащать Кольчугинские копи. Такое оборудование не обеспечивало необходимый

рост добы­чи угля. Наряду с промышленным строительством на Кольчугинском

руднике в 1914 – 1916 гг. были возведены и жилые дома для семейных рабочих,

служащих, учителей и фельдшеров, казармы для рабочих, барак для военнопленных,

мост через реку Иню, устроено водоснабжение рудника

[126]. В 1915 г. рабочие кольчугинского рудника размещались в 20 казармах, а

для квартир семейных рабочих было специально построено 12 домов. В 1 полугодии

1916 г. ещё 4 деревянных казармы и 1 барак для военнопленных и начата постройка

5 домов для служащих и большой каменной казармы на 100 человек рабочих

[127]. Уже в 1913 г. на Кольчугинской копи была начата, а в 1914 г.

закончена постройка больницы сначала на 10

[128], а к 1915 г. на 20 кроватей с заразным отделением на 12 кроватей и

аптекой. В 1915 г. построена школа на 200 учащихся с залом для собраний. В 1916

г. для перевозки угля и кокса с кузнецких копей построена ширококоленая

Кольчугинская железная дорога, соединяющая копи со станцией Юрга Томской

железной дороги[129].

В годы войны на Кольчугинском руднике возводились железный копер, железобетонное

надшахтное здание, железные эстакады, каменные здания электростанций, машинной

и котельной при шахте “Капитальной”. Были установлены деревянные копры и

временные деревянные здания при шахтах “Вентиляционной”, “Николаевской”,

“Журинской”. В 1914 г. на Кольчугинском руднике было при подготовительных

работах было добыто до 429000 пудов угля. В 1916 г. на Кольчугинском руднике

было занято уже 2432 рабочих, из них половина военнопленных; было добыто

76661000 пудов угля главным образом на подготовительных работах

[130]. В том же году отчуждалась земля для сооружения железнодорожных линий

от станции Кольчугино, Кольчугинской железной дороги, через город Кузнецк до

Тельбесса и от Кузнецка до станции Баюново, Бийской ветвиАлтайской железной

дороги[131]. В 1916 г. здесь добывали

пламенный, паровичный кузнечный хорошо спекающийся уголь

[132]. За годы войны в Кузбассе возникают новые рабочие поселки при угольных

копях и станциях Кольчугинской железной дороги. В частности по переписи 1917 г.

на Кольчугинском руднике (с поселком Пеньки, железнодорожной станцией и

Журинской шахтой) – 4907 человек[133].

Исходя из того, что в Кузбассе в 1916 – 1917 гг. по приблизительным подсчетам

было занято в угольной промышленности 15000 человек

[134]. Заработная плата отставала от роста цен на продукты, особенно мало

платили женщинам и подросткам. В 1916 г. на Кольчугинском руднике средняя

поденная плата рабочему мужчине была рубль 80 копеек, женщине –70 копеек,

подростку – 60 копеек. Зарплата подземных и поверхностных вспомогательных

рабочих была в несколько раз меньше заработка забойщиков

[135]. В годы первой мировой войны переселенческий поток в Кузбасс иссякает.

Это было связано с тем, что правительство запретило переселение в условиях

военного времени. В итоге переселенческое движение уже не играло существенной

роли в пополнении численности рабочих рук и сельского населения Кузбасса.

Правовое положение рабочих сибирской промышленности во второй половине XIX в.

базировалось на старых нормах и традициях. Права и обязанности рабочих

определяли не юридически обоснованные законы, а своеволие и почти

неограниченная власть предпринимателей

[136].

К 1917 г. на Кольчугинском руднике действовало 4 крупных шахты:

Вентиляционная, Николаевская, Капитальная, Журинская. Для людей связанных с

данными копями были созданы все условия для проживания. Если в 1913 г.

числилось 294 рабочих, то уже в 1916 г. их было 2432 человека.

Таким образом как в XIX в. так и в XX в. как государственные структуры, так и

частные замечали необходимость развития разработки ископаемых Кузнецкого

бассейна, в частности Кольчугинского рудника, при этом уделяя внимание

необходимости привлечения частных капиталов. В итоге можно говорить, что

своему дальнейшему развитию в XX в. Кольчугинские копи обязаны иностранному

капиталу. И если первое десятилетие XX в. месторождение практически не

использовалось вследствие того, что не было потребности в угле,

правительство, которому принадлежал Кольчугинский рудник не было

заинтересовано в разработке данных копей. Одним из наиболее ощутимых толчков

для проявления значительного интереса к данному руднику стал угольный голод

1912 г. В результате создаются предпосылки для наиболее удачного развития

угледобывающей промышленности в Кузнецком бассейне, и в частности на

Кольчугинских копях. Но как отмечалось ранее для этого требовались слишком

большие средства, которых у местных предпринимателей не было. В результате

идет привлечение иностранных капиталов. Первая мировая война подстегнула

дальнейшее развития рудника.

Заключение

В результате постепенного освоения Сибири как закономерность шло увеличение

населения и появление новых территориальных образований. Одним из таких

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты