Диплом: история села Кольчугино

Колывано-Воскресенских заводов в 1834 г, между прочим указывал на желательность

использования каменного угля в интересах сбережения лесов. В 1851 г. Алтайский

округ приступил к систематическому обследованию Кузнецкой каменноугольной

котловины. Главным горным начальником в эти годы был полковник Соколовский,

взявшийся за каменноугольные разведки с большой энергией и много сделавший для

популяризации кузнецкого каменного угля в ряде статей в “Горном журнале”. Он

был горячим сторонником широкого использования каменного угля и видел перед ним

блестящее будущее. Разведчики шли по естественным геологическим обнажениям,

которые прослеживались по течениям р. Томи и Ини. На Кольчугинском

месторождении на правом берегу Ини, у деревни Кольчугиной были прослежены 4

параллельных пласта, мощностью в 10 вершков, 1 Ѕ аршина и 8 вершков. В 1857 г.

Горный Совет Алтайского округа уже высказывал надежды, что “обширность

серебрянных месторождений Салаирского края и открытие вблизи Салаирских

рудников месторождений каменного угля в помощь имеещемуся в этом крае запасу

лесов могли бы упрочить выполнение нынешнего наряда 1000пудов бликового серебра

на продолжительное время[85].

В 1883 г. развернулась стройка у северной поскотины села Кольчугино. Вскоре

пошел первый уголь Кольчугинской копи. Шахте дали название “Успех”. Как все

горнозаводские предприятия Кузнецкого края, первая кольчугинская шахта была

собственностью царского двора. Она вошла в ведомство Алтайского горного

округа. Среди тех, кто первыми закладывал шахту и начинал на ней работать,

были семьи Широкорядовых, Филатьевых, Юдиных, Чарухиных и других

потомственных горнорабочих, направленных сюда с салаирских рудников.

О залежах каменного угля в районе Кольчугино было известно давно. Первый

управляющий салаирских рудников Шангин во время поездки по Ине в 1791 г.

неоднократно наблюдал выход его у берегов и следы угольных пожаров, в

частности, у деревни Меретской.

Но прошло около 100 лет, прежде чем началась разработка Кольчугинского

месторождения. Одним из первых его разведчиков был горный инженер Брусницын,

работавший здесь в 70-х гг. XIX в. уже в 1882 г. в отчете руководителя

“высочайше командированной” в Алтайский горный округ комиссии Ржевского оно

было отнесено к наиболее обращающим на себя внимание при оценке запасов угля

Салаирского края. Возможно, именно эти сведения дали толчок к открытию в

Кольчугино первой шахты.

На Гурьевском металлургическом заводе с 60-х гг. XIX в. стал применяться

каменный уголь Кузнецких копей[86]. В

1883г. каменный уголь Кольчугинского месторождения стал применяться на

Гурьевском железоделательном заводе[87].

А в 1884 г. с Кольчугинской копи уголь стал поступать и на Гавриловский завод

[88]. На следующий после открытия шахты год её добыча составила около 150

тысяч пудов. Ещё через шесть лет было добыто за год более полумиллиона пудов.

Кольчугинская копь обходит по добыче соседнюю - Бачатскую, которая приходит в

упадок из-за высокой газообильности.

В 90-е гг. XIX в. каменный уголь в Кузнецком бассейне добывался вручную,

поднимался на поверхность земли конным воротом и перевозился на заводы

лошадьми. В 1894 г. на Кольчугинских копях действовало 3 шахты с тремя

конными воротами при подъеме угля из шахт. На этой копи работало 137 рабочих.

Они добывали 831тыс. пудов угля.

С мая 1894 г. вся угледобыча в округе сосредоточилась на Кольчугинской копи.

Здесь, как сообщалось в отчете по Алтайскому горному округу, обнаружено

несколько рабочих пластов, по анализам содержащие уголь прекрасного

качества... Здесь имеется уже 2 шахты, из которых по смете 1895 г.

предположено вынуть 1200000 пудов, как для потребностей Гурьевского и

Гавриловского заводов, так и на вольную продажу по цене 6 коп. за пуд В

отчете упоминались шахты “Успех”, “Николаевская” и штольня “Журинская”.

Технический арсенал шахты состоял из эстакад, ручных сортировок для отсева

угля на коксование, конных и ручных воротов для подъема угля на поверхность.

Единственный паровой насос Ворингтона мощностью в 5 л.с. - последнее слово

техники - был на шахте “Успех”. Коксование угля проводилось тут же. Шесть

примитивных коксовых печей, стоявших на территории нынешней мебельной

фабрики, выдавали 12-13 тысяч пудов кокса в год.

Источниками пополнения рабочих кадров угольной промышленности Западной Сибири

являлись сыновья бывших мастеровых рудокопщиков, местных крестьян старожилов,

ссыльнопоселенцев и крестьян-переселенцев из Европейской части России.

Рабочие-шахтеры занимались в основном добычей угля, в то же время не порывали

связей с сельским хозяйством. Летом, в стадную пору, они прекращали работу в

шахтах и уходили на сенокос.

Все имущество и оборудование копи в 1897 г. оценивалось в 24310 руб.

С 1895 г. активизируется обследование Кольчугинского месторождения. Этим

занимаются геологи Поленов, Толмачев. В их честь были названы первые

изученные угольные пласты рудника. Журинские пласты, например, названы в

честь царского сановника начальника Алтайского горного округа тайного

советника Журина, управлявшего округом в начале 80-х гг. XIX в., при нем и

была открыта шахта “Успех”.

Но первоначально угля на Кольчугинской копи добывалось немного, т.к. Гурьевский

завод имел 1 домну, что же касается пароходов, горных и фабрично-заводских, то

они пользуются угольным отоплением в ничтожных размерах

[89].

Развитие горной промышленности шло очень медленно, можно предположить, что

это было результатом того, что предприятия Сибири принадлежали царской

династии Романовых, которые не хотели вкладывать свой капитал в развитие

промышленности Кузбасса.

Ситуация начала меняться только к концу XIX века. Тогда при определе­нии новых

экономических планов, правительство начинало учитывать геогра­фическое

положение России. Впервые в Кузбассе было разрешено развитие горной

промышленности. Несмотря на ряд различных запретов, горное дело принесло свои

результаты. С 1850-1900 гг. в Кузбассе было добыто 100 т. тонн угля. Развитию

угольной промышленности Кузбасса способствовало строи­тельство Транссибирской

железнодорожной магистрали, которая с 1891 года стала активным потребителем

угля, именно с ней “были связаны быстрый рост каменноугольной промышленности

[90]”. Ажиотаж вокруг угольных богатств Кузбасса с особой силой разгорелся с

сооружением сибирской железнодорожной магистрали. С железной дорогой были

связаны возникновение и быстрый рост каменноугольной промышленности

[91]. Решение российского правительства о строительстве Сибирской железной

дороги определялось не экономическими, а стратегическими мотивами – возможность

ускорения переброски войск на Дальний Восток по Сибирской магистрали

[92]. В конце XIX в. горная промышленность Сибири находилась на

мануфактурной стадии капиталистического производства. Природно-географические

условия данных территорий (богатейшие запасы полезных ископаемых и древесины,

небольшое удаление от Транссиба, наличие посевных площадей) делало Кузнецкий

бассейн районом возможного вложения капиталов, в том числе и иностранных в

развитие его промышленности[93]. После

проведения железной дороги началось её техническое переоснащение. Водяные

двигатели почти полностью были заменены более совершенными и экономичными –

паровыми и электрическими. С другой стороны существенно возросло переселение

крестьян из европейской России в Сибирь. “Население Кузнецкого и Мариинского

уездов, составлявшее еще в 1903 г. всего 355,3 тыс. человек, за 10 лет – к

январю 1914 г. возросло почти в 2 раза – до 630,8 тыс. человек

[94]”. Перспективы освоения угольных ресурсов Кузбасса в связи с проведением

Транссиба воодушевили частных предпринима­телей. Но сложная работа была многим

не под силу.

Уголь как дешевый товар мог выдержать перевозку только по дешевым путям

сообщения, да и для создания угольной промышленности требовалась перевозка

массы тяжелых и громоздких товаров.

В конце XIX в. горная промышленность вступила в полосу упадка, который

испытывали все отрасли, за исключением угледобычи. Данные горной статистики,

приведенные в таблице, свидетельствуют о падении выплавки металлов и добычи

всех полезных ископаемых, за исключением угля, с 1895 по 1905 гг. (см.

таблица 1).

Таблица 1

Добыча основных полезных ископаемых и выплавка металлов в Сибири в 1895 - 1917

гг.[95]

Показатель

1895 г.1905 г.1913 г.1917 г.
Золото, кг.21840149002204819317
Каменный уголь, тыс. т.19,91250,41809,4393,2
Чугун, тыс. т.9,44,25-6,78

Каменноугольные копи в это время нельзя определить как чисто мануфактурное

предприятие, т.к. в них широко применялись машины, механизировалась часть

производственных процессов. Но основная операция – отбойка руд – совершалась

вручную, а также наблюдалась “сложность в складывании постоянного контингента

шахтеров[96]”.

В конце XIX - начале XX вв. накопившийся в ведущих капиталистических странах

“избыток капитала” требовал новых районов приложения.

“В этот период времени каменный уголь добывался преимущественно на Кольчугинской

копи Кузнецкого округа, насчитывавшей 310 рабочих”

[97].

В январе 1896 г. она была сдана в аренду “Обществу восточно-сибирских

чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов”, организованному

Мамонтовым. С 1896 г. “Общество Восточно-сибирских заводов” заключило с

Кабинетом два предварительных договора на аренду Кольчугинской Каменноугольной

копи и постройку металлургического завода в Кузнецком бассейне. Согласно

первому договору до 1 января 1903 г. Кабинет не мог предоставить другим лицам

право на устройство каменноугольных копей в кузнецком бассейне, но в течение

1897 и 1898 гг. обществом должно было быть добыто не менее 2 млн. пудов угля

ежегодно, в 1899 - 1901 гг.– не менее 3 млн., а с 1902 г. – не менее 5 млн.

пудов ежегодно, уплачивая по 1 копейке за каждый пуд добытого угля

[98]. Срок действия договора 60 лет. 30 января 1897 г. заключение

окончательного контракта по аренде Кольчугинских Каменноугольных копей. Но уже

в самом начале деятельности перспективы разработки кольчугинских копей

компанией Мамонтова оценивались неблагоприятно, т.к. до железной дороги от них

было 150 верст. Был составлен проект строительства нового Гурьевского завода и

новой железной дороги, которая должна была дать возможность не только расширить

развитие кузнецкой металлургии, но и увеличить сбыт каменного угля

[99]. “Общество Восточно-Сибирских заводов” за 3 года не приступило ни к

строительству металлургического завода, ни к прокладке железной дороги до

Транссибирской магистрали, не увеличило добычу угля на Кольчугинской копи

[100]. Летом 1899 г. Мамонтов обанкротился.

С 1889 по 1909 гг. при Кольчугинской копи действовало до 9 стойловых печей,

производилось в среднем по 58 тыс. пудов кокса

[101]. Но невозможность дешевой доставки кокса на предприятия не помогала

развитию коксохимической промышленности в Кузбассе.

В 1900 г. вся Сибирская магистраль была сдана в эксплуатацию. Командированный

в Сибирь французским министерством торговли экономист Клод Олиньон в своей

книге “Сибирь и её экономическая будущность” анализировал возможности

приложения в Сибири иностранных капиталов. Условия для создания промышленных

предприятий в Сибири были достаточно неблагоприятными (громадность

пространств, незначительность населения, суровый климат, отсутствие путей

сообщения), поэтому для создания необходимой инфраструктуры требовались

огромные средства, найти которые без привлечения иностранного капитала было

очень сложно.

В 1900 г. угледобывающая промышленность и металлургия центра и юга кузнецкого

бассейна, не попавшие непосредственно в зону влияния Транссиба, переживали

кризис. Добыча угля на Бачатской, Кольчугинских, Кемеровских копях, не имевших

прямого выхода на Транссиб, в период с 1900 по 1912 гг, колебалась от 2,5 до 9

тыс. тонн в год[102].

“Незначительный удельный вес Кузбасса в угледобыче страны отражал характерную

для эпохи капитализма неравномерность распределения промышленности на

территории России. Эта неравномерность, возникшая в результате постепенного

распространения капитализма из центра на окраины, усугублялась политикой

царизма. Могущественная монополия Продуголь при поддержке правительства сумела

обеспечить за собой угольный рынок Европейской России, закрыв кузнецкому углю

дорогу за Волгу”[103].

После того как недолгое время Кольчугинские копи были сданы в аренду “Обществу

Восточно-Сибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов”,

которое в результате мирового экономического кризиса обанкротилось, угольные

копи были возвращены царскому Кабинету. Дальнейшие перспективы Кузнецкого

бассейна все в большей степени определялись успехами развития железнодорожного

транспорта. “Первоначальная модель индустриальной экономики России, связанная с

преимущественным развитием западных приграничных территорий, ориентированных на

европейские рынки, постепенно сменялась другой, более широкой и эшелонированной

программой, связывающей будущее России с восточными территориями”

[104].

Интерес к богатому угольному месторождению не угас. Уже с 1903 г. вновь

заговорили о строительстве рельсового пути, немного другой направленности

нежели, который планировал и С.И. Мамонтов. Известный инженер, строитель КВЖД

Югович выдвинул, например, проект железной дороги Семипалатинск - Барнаул -

Кольчугино - Поломошная. А.П. Субботин в 1903 г. заявил о потребности России

иностранных капиталах, без которых российская промышленность и сельское

хозяйство неминуемо оказались бы не только отрезаны от новых рынков сбыта, но и

развития внутрироссийского производства оказалось бы парализовано давлением

промышленности и сельского хозяйства других государств

[105]. О том же говорил и Соболев, который ввиду явной недостаточности

капиталов и малой подвижности имеющихся капиталов считал желательным приток

иностранных капиталов в Сибирь для создания примеров для местных промышленников

[106].

Наибольший интерес в эти годы проявил к Кольчугину управляющий делами

“Товарищества Черемховских каменноугольных копей” Маркевич. Вместе с

отставным подполковником Ивановым он направляет 21 мая 1903 г. прошение

министру финансов, в котором, в частности, говорится: “Мысль о сооружении

подъездного пути от станции Поломошная до г. Барнаула явилась у нас, имея в

виду возможность доставки удобным путем на сибирскую дорогу и далее каменного

угля из Кольчугинских копей, разработкой которых мы желаем заняться”. В июне

того же года Иванов просит разрешения на осмотр копей. Не скоро последовал им

ответ. Долгой оказалась по своему стажу волокита вокруг этого прошения.

Заинтригованный растущими притязаниями частных предпринимателей, интересуется

состоянием копей и царский кабинет, в ведении которого они находятся. В записке

исполняющего дела начальника Алтайского горного округа Кублицкого-Пиоттуха,

адресованной Кабинету от 3 марта 1904 г., в частности говорится: "...среди всех

отраслей... промышленности совершенно особое место занимает Кольчугинское

каменноугольное дело, которое при более широкой его постановке может дать

блестящие результаты в будущем, для чего, однако, непременным условием было бы

соединение этого месторождения рельсовым путем с сибирской магистралью".

Отмечая богатство запасов кольчугинского угля, его высокое качество, далеко

превосходящее все сибирские угли, его дешевизну, автор записки делает вывод:

“При падении Алтайского горного промысла трудно указать другое, более выгодное,

в смысле солидности и постоянства, предприятие, как Кольчугинское”

[107]. “Несмотря на то, что в Кольчугине были обнаружены большие запасы

прекрасных коксующихся углей, кабинет не сумел развернуть угледобычу.

Кольчугинские копи снабжали углем и коксом Гурьевский завод. После того как

Гурьевский завод был законсервирован в 1908 г., сошла на нет работа

Кольчугинских копей. Оборудование рудников и проведение железнодорожных веток

для доставки угля на магистраль требовали значительных капиталовложений, на

которые кабинет не пошел. Кабинет предпочел сдать угольные месторождения в

концессии”[108].

В начале XX в. не конкурентоспособность уральской металлургии основанной на

древесном угле, который вследствие постепенной вырубки лесов вокруг заводов

приходилось доставлять из все более отдаленных районов. Кабинетская

промышленность имела опыт производства кокса из углей кузнецкого бассейна.

Однако его невозможность дешевой поставки до места потребления не позволяли

развивать коксохимическую промышленность в Кузбассе.

В 1912 г. была одобрена постройка на иностранные капиталы железной дороги

Кольчугино-Барнаул-Павлодар с целью снабжения каменным углем Алтайской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты