в действительности лишь кратким эпизодом в жизни Григория Отрепьева. В
посольской справке, составле
нной при Василии Шуйском, сообщалось без осо
бых подробностей о том, что «был он Гришка в черницах в
Суздале в Спасском в
Ефимьеве монастыре и в Галиче у Иоанна
Предтечи и по иным монастырем...». Но в справке не
сказано, сколько времени провел Отрепьев в провин
циальных монастырях. Заполнить этот пробел помогае
т осведомленный современник — а
втор «Повести 1626 года». Он категорически у
т, что до водворения в столичном монастыре Григорий носил рясу очень
недолго. «По мало же
доиде пречистые обители архистратига Михаила
». Если верно то, что пишет названный
не жительствовал в провинциальных монастырях, а б
егал по ним.
позволяют установить глав
нейшие даты в жизни 0
Литву в феврале 1602 года, после того как пробыл
год в Чудове монастыре. Следо
вательно, он обосновался в Чудове в начале
1601 года. Если верно, что Отрепьев прибыл в
Москву «по мало времени» (вскоре) после сво
его пострижения, значит, он постригся в
конце 1600 года. Именно в это время Борис Годунов
разгромил заговор бояр Ромашовых и Черкасоких.
Приведенные факты полностью подтверждают версию, согласно которой Отрепьев
принужден был уйти в монастырь в
связи с гонениями на
1600 года. В то время Отрепье
ву было примерно двадцать лет. По понятиям XVI века молодые люди достигали
совершеннолетия и поступали на службу в пятнадцать лет. Это значит, что до
своего пострижения Григорий успел прослужить на б
оярских подворьях около пяти лет.
РОЖДЕНИЕ ИНТРИГИ
По образному выражению В. О. Ключевского,
Лжедмитрий «был только испечен в польской
печьке, а заквашен в Москве». Царь Борис
считал причиной всех бед боярскую
интригу. По свидетельству царского телохранителя К.
Буссоза, при первых же известиях об успехах
самозванца Годунов сказал в лицо боярам, что это
о оно, чтобы свергнуть его.
Известный исследователь Смуты С. Ф.
Платонов возлагал ответственность на бояр Романовых и Черкасски
х. «...Подготовку самозванца,- писал он,-
можно приписывать тем боярским домам, во дворах которых служивал Григорий
Отрепьев». Но это не более чем гипотеза.
Отсутствуют какие бы то ни было данные о непосредствен
ном участии Романовых в подготовке Лжедмитрия. И все же следует иметь в
виду, что именно на службе у Романовых и Черкасских сформировались
политические взгляды Юрия Отрепьева. Под влиянием Никитичей и их род
ни Юшка увидел в Борисе узурпатора и проникся
ненавистью к «незаконной» ди
настии Годуновых.
Множество признаков указывает на то, что
самозванческая интрига родилась не на подворье
Романовых, а в стенах Чудова монастыря. В то время Отрепьев уже лишился
покровительства могущественных бояр и мог рассчитывать только на свои силы.
Авторы сказаний и повестей о Смутном времени
утверждали, что именно в Чудове монастыре инок Григорий «начал в сердце своем
помышляти, како бы ему
достигнути царскова престола», и сам сатана
щий град поручи». Составитель «Нового
и Чудова монастыря, хорошо знавшими черного
их слов он записал следующе
е: «Ото многих же чудовских старц
ев слышав, яко (чернец Григорий.)
старцев, яко „царь буду на Москве».
Кремлевский Чудов монастырь, расположенный под окнами царских теремов и
правительственных учрежде
ний, давно оказался в водовороте политических страстей. Благочестивый царь
Иван IV желчно бранил чудовских старцев за то,
что они только по одежде иноки, а творят все, как
миряне. Близость к высшим властям наложила особый
отпечаток па жизнь
чудовской братии. Как и в верхах, здесь царил раскол. Среди чудовской братии
можно было встретить и знать и мелких дворян. Были
добровольные иноки. Но большинство
надело монашеский клобук поневоле
катастрофу па житейском поприще. Вступив на порог Чудова монастыря, чер
нец Григорий вскоре же попал в компанию Варлаама
Яцкого и Михаила
Повадьина, которые в
недавнем прошлом владели мелкими поместьями и не
сли службу как дети боярские. Как и Отрепьев, о
ни принадлежали к числу противников выборной земской династии
Годуновых.
Монахи, знавшие Отрепьева, рассказывали, будто в Чудове «окаянный Гришка
многих людей вопрошаше о убиении царевича Дмитрия
и проведаша накрепко». Однако можно догадаться,
что Отрепьев знал об угличских событиях не только
со слов чудовских монахов. В Угличе жил
и его близкие родственники.
Учитывая традиционную систему мышления, господ
ствовавшую в средние века, труд
но представить, чтобы чернец, при
нятый в столичный монастырь «ради бедности и си
ротства», дерзнул сам по себе выступить с прете
нзиями на царскую корону. Скорее всего, он
действовал по подсказке людей, остававшихся в
тени.
В Польше Отрепьев наивно рассказал, как некий
царского сына по осанке и «героическому нраву».
Безыскусность рассказа служит известной порукой его достоверности.
Современники записали слухи о том, что мо
нах, подучивший Отрепьева, бежал с ним в Литву
и оставался там при нем.
Московские власти уже при Борисе об
ъявили, что у «вора» Гришки Отрепьева «в совете» с самого
начала были двое сообщников
других источниках _Мисаил )Повадьин. Из двух
названных монахов Михаил был, кажется, бли
же к Отрепьеву. Они вместе
жительствовали в Чудовом
монастыре, оба числились крылощапами. Вместо р
ешили отправиться за рубеж.
Варлаам, по его собст
шь присоединился к ним.
Наибольшую осведомленность по поводу
ное мирское имя Михаила
—- Михаил Трофимович
Повадьин, сын боярский из
Серпейскп. Автор «Сказания»
неколькими меткими штрихами рису
ет характер Михаила. Когда Отрепь
вернрые украинские
города, Михаил обрадовался, так как был «прост сой
тригу мог затеять Мичаил. Чу-довский чер
нец оказался первым простаком,
поверившим в Отрепьева и испы
ие.
ком совсем иного склада, чем Михаил. Его искусно составле
нный «Извет» свидетельствует об изощренном уме.
Варлаам Яцкий, по его собственным словам,
постригся «в немощи». Отсюда можно заключить, что
он был много старше двадцатилетнего Отрепьева.
Несколько помещиков Яцких служили в
Коломенском уезде, как и отец Юрия Отрепьева.
Вообще члены этой семьи не отличались благонравным поведением. В коломенской
десятке, где записан был Богдан Отре
имени двух Яцких значилась помета: «бегают в
разбое».
неизвестны. Во всяком случае, постригся он не в
Москве, а в провинции. Как и други
е монахи, Варлаам немало исходил дорог, прежде че
м осел в столице. Бродячие мон
ланными гостями, поскольку от
узнавали всякого рода новости, слухи
н пр. Будучи человеком
наследника Дмитрия, захвативших страну.
Бродячее духовенство не слу
чайно стало средой, и которой о
кончательно сформировалась
самозванческая интрига. Монахи знали
настроения народа и в то ж
в боярские дома. В своей челобитной
Варлаам рассказывал, что поз
накомился с Михаилом в доме Ива
на Ивановича Шуйского. В «Извете» царю В
Варлаам по понятным причинам на
звал лишь имя опального
уйского, Кем были другие покровители
Варлаама? Кто из них инс
эти вопросы невозможно. Яс
но, что враждебная Борису знать готова была
с выборной земской династией,
одходящим орудием в их руках. Борис Годунов был