: Становление Великой Руси

основании, что царевич, рожденный в шестом браке ,был , по тогдашним

представлениям незаконнорожденным. Но в годы Смуты об этом забыли.

Смерть Дмитрия вызвала многочисленные толки в на­ро

ды. Но в Москве правил

законный царь, и династиче

­ский допрос никого не

занимал. Но едва царь

Федор умер и династия

Калиты пресекл

ась, имя Дмитрия вн

овь появилось на устах.

В период короткого междуцарствия после смерти

Федора литовские лаз

утчики подслушали в Смоленске и записали молву, в

которой можно было угадать все последующие события

Смутного времени. Толки были па редкость

противоречивыми. Одни говорили, будто в Смоленске были подобраны письма от

Дмитрия, известившие жителей, (то «он у

же сделался великим князем» на Москве. Другие

толковали, что появился не царевич, а самозва

нец, во всем очень похожий на покойного князя

Дмитрия». Борис будто бы хотел выдать самозванца

за истинного царевича, чтобы добиться его избрания

па трон, если не захотят избрать его самого.

Молва, подслушанная в Смоленске, носила

недостоверный характер. Боярин Нагой, говоря о смерти Дмит­

рия, будто бы сослался на мнение своего соседа

«астраханского тиуна» (слуги) Михаила Битяговского.

«Тиуна» вызвали в Москву и четвертовали после того,

как он под пыткой

признался, будто сам убил Дмитрия .

Лазутчики записали, скорее всего, толки

простонародья, имевшего самые смутные представлени

я о том, что происходило в столич

ных верхах. Низы охотно

верили слухам, порочившим правителя Бориса Годунова

проникнутым живым сочувствием к Романовым.

Может быть, их распускали сами Романовы или близкие к ним люди? Ответить на

этот вопрос трудно. В

народных толках о младшем сыне Грозного невозможно

уловить никаких похвал в его адрес. О том, что царевич

жив, говорили как бы мимоходом, без упоминаний о

его достоинствах, закон

ных правах и пр. Куда подробнее обсуждали втору

ю версию, согласно которой «Дмитрий» был

самозванцем и пешкой в политической игре

правителя.

Итак, борьба за обладание троном и вызванные ею

политические страсти, а не крестьянская утопическая

идея о «добром царе» оживили тень Дмитрия. После из

брания Бориса на трон молва о самозва

нном царевиче смолкла. Зато слух о спасении

истинного Дмитрия — доброго царя» — в народе получил самое широкое

распространение. Служилый

француз Я. Маржарет,

прибывший в Москву в 1600 году , отметил в своих записках : « Прослышав в

1600 году молву , что некоторые считают Дмитрия Ивановича живым , он (Борис) с

тех пор целые дни только и делал , что пытал и мучил

по этому поводу ». Оживление толков о Дмитрии

едва ли следует связы­вать с заговоро

м Романовых. Эти бояре пытались

запо­лучить корону в качестве бли

жайших родственников по­следн

его законного царя Федора. Поя

вление «законного»

наследника могло помешать осуще

ствлению их планов. Совершенно очевидно, что в

1600 году у Романовых было столь же мало ос

нований готовить самоз

ванца Дмитрия, как у Бори

са Годунова в 1598 году.

Если бы слухи о царевиче распространял тот или

иной боярский круг, покон

чить с ними для Годунова бы­ло бы нетрудно. Трагизм

положения заключался в том, что мол

ва о спасении младшего сына Грозного

проникла в народную

толпу, и потому н

икакие гонения не могли искоренить ее. Народные

толки и ожидания создали поч­ву для появления

самозванца. В свою очередь, деятель­ность

самозванца оказала огромное воздействие на дал

ь­нейшее развитие народных утопий.

Самозванец объявился в пределах Речи

Посполитой в 1602—1603 годах. Им немедленно

заинтересовался По­сольский приказ. Не позднее

августа 1603 года Борис обратился к первому покро

вителю самозванца

князю Острожскому с

требованием выдать «вора». Но «вор» уже пе

реселился в имение Адама Вишневецкого.

Неверно мнение, будто Годунов назвал самозванца

первым попавшимся именем. Разоблачению

предшествовало самое тщательное рассл

едование, после которого в Москв

е объявили, что имя царевича принял беглый

чернец Чудова монастыря Гришка, в миру - Юрий

Отрепьев.

Московским властям нетрудно было установить исто­рию беглого

чудовского монаха. В Галиче жила вдова

Варвара Отрепьева, мать Григория, а родной дядя Смир­ной Отрепьев служил в

Москве как выборный дворянин. Смирной преуспел при нов

ой династии и выслужил чин стрелецкого головы. Наканун

е бегства племянника он

был «голова у стрельцов».

Как только в ходе следствия всплыло имя

Отрепьева, царь Борис вызвал Смирного к себе.

Власти использовали показания Смирного и прочей родни Отрепьева и в ходе

тайного расследования, и при публичных

обличениях «вора». Как

значилось в Разрядных книгах, Борис по

сылал в Литву «в гонцех на

обличенье тому вору

ростриге дядю ево родного

галеченина Смирного

Отрепьева». Современник

Отрепьева тро­ицкий монах Авраам

ий Палицын определенно

знал, что Гришку обл

ичали его мать, родные брат и дядя и, нако­нец, «.

род его галичане вси ».Моско

вские власти сконцентриров

али внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном

пострижении и соборном осуждении «вора» в моско

вский период его жизни. Но в их объясне

ниях по этим пунк­там были серьезные неувязки. Одна версия и

злагалась в дипломатических наказах,

адресованных польскому дво­ру. В них значилось букваль

но следующее: Юшка От­репьев

«як был в миру, и он по своему злодей

ству отца своего не

слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в

зернью, и бражничал, и

бегал от отца многажда, н

заворо

вался, постригсе у

черницы..,».

Нетрудно

установить, с чьих слов был составлен

этот убийственный отзыв о Юрии

Отрепьеве. Незадолго до посылки

наказа в Польшу в Москву вернулся Смирной

Отрепьев, ездивший

за рубеж по заданию Посольского приказа для

свидания с Гр

игорием-Юр

ием. С его слов, очевидно, и была

составлена назидательн

ая новелла о беспутном

дворянском сынке.

Юшка отверг сн

ачала родительский авторитет, а потом

авторитет самого бога. П

осле пострижения он «от

­ступил. от бога, впал в

ересь и в чорнокнижье, и призывал духов нечистых

и отреченья от бога у

него выня­ли». Узнав об этих престу

плениях, патриарх осудил его на пожизненное

заключение в тюрьму.

Посольский приказ

фальсифицировал биографию От­репьева в

двух самых важных пунктах. Цели фальсифи

­кации предельно ясны. Посол

ьскому приказу важно было представ

ить Отрепьева как од

иночку, за спиной

которого не было никаких серьезных сил

., а заодно изобразить его изобличенным

преступником, чтобы иметь основание п

о­требовать от поляков выдачи

«вора».

С дружеским венским двором царь поддерживал куда более доверительные

отношения, чем с польским. Поэто­му в письме к

императору Борис позвол

ил себе некото­рую откровенн

ость по поводу Отрепьева. Русский ориги­

нал послания Бориса австрийскому императору 1604 года хранится в Венском

архиве и до сих пор не опубликован.

Приведем здесь полностью разъяснения царя по

поводу личности Отрепьева. До своего пострижения, утверждал Борис,

Юшка «был в холопях у дв

орянина нашего у Ми­хаила Романова и, будучи у него,

учал воровати, и Михаил

за его воровство велел его збити

з двора, и тот страдник учал пуще прежнего воровать, и за то его во­ровство

хотели его повесить, и он от тое смерт

ные казни сбежал, постригся в дальних

монастырях, а назвали его в

чернецех Григорием».

Почему царь Борис решился связать имя Отрепьева с име

нем Романовых? Быть может, он желал скомпроме­ти

ровать своих противников? По почему Годунов не

на­звал имя старших бр

атьев — знаменитых бояр Федора и Александра

Никитичей Романовых, а указал на млад­шего брата Михаила, которого мало кто з

нал даже в России и который двумя годами ранее умер в царской тюрьме? В

венском наказе видно

то же настойчивое стремление, что и в польском.

Царские дипломаты ста­рались ра

ссеять подозрения

относительно возможной поддержки самозва

нца влиятельными боярами. От поля­ков вовс

е скрыли, что Отрепьев служил Романову. Авст­рийцев уб

еждали в том, что Романов не был пособ

ником «вора», а напротив, изгнал его за вор

овские проделки.

Внутри страны появ

ление самозванца долго з

амалчи­валось. Толки о н

ом пресекались бес

пощадным образом. Наконец Лжедмитрий вторгся в

проделы страны, и мол­чат

ь стало невозможно.

Тогда с обличением Отрепьева выступила церковь.

Жиз

неописа

ние Отрепьева, составленное в патриар­

шей канцелярии, поразитель

но отличалось от версии По­сольского приказа.

Враг оказался гораздо опаснее, чем думали в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты