Москве : самозванец терпел
том бою, но посланная против него
многочисленная армия не могла изгнат
которого пьянство и воровство довели до мо
настыря, никого больше не могли убедить.
Дипломатическая ложь рушилась сама собой.
Патриаршие дьяки принуждены были более строго
следовать фактам. Патриарх Иов известил паству о том, что О
трепьев «жил у Рома
новых во дворе и заворовался, спасаясь от
смертные казни, постригся в чернецы и был по
многим монастырям», позже служил у него, патриарха, «а после того сбежал в
Литву с товарищами своими, с
чюдовскими черницы».
Власти не настаивали на первоначальной версии,
будто Отрепьева постригли из-за его без
образного поведения и восстания против
родительской власти. Юшка
заворовался, живя на дворе у Романовых. Как
видно, патриарх умышленно не называл имени
окольничего Михаила: он хотел бросить тень разом и
на старших Романовых! Но подобные побужде
ния имели все же второстепенное значение. Царские опалы, казалось бы,
навсегда покончили с могуществом Романовых: старший из братьев принял
монашество и сидел под стражей в глухом монастыре, т
рое других погибли в ссылке. Никто
один из уцелевших сыновей Никитичей взойдет со времен
ем на трон.
Посольский приказ старался скрыть от иноземцев
определенную связь между пострижением Отрепьева и
службой его опальным Романо
вязь.
После смерти Годунова и гибели Лжедмитрия I царь
извел новое дознание по поводу
самозванца. Его следователи имели одно важное
преимущество перед Борисовыми
нца наяву. Новый царь опубликовал результаты
расследования с большими подробностями, чем Борис.
Его разъяснения при польском дворе отличались
сдержанностью. Любые неточности могли быть легко
опровергнуты в Кракове. Между тем самый
.
В инструкциях дипломатам Посольский приказ больше не скрывал факта службы
Отрепьева у Романовых. На этот раз царские дьяки
льше, чем Патриаршая канцелярия. Юшка, писали о
ни, «был в холопах у бояр у Микитиных детей
Романовича и у князя Бориса
Черкаскова и, заворовався, постриг
ся в чернцы...». Точности ради дьяки должны
были указать, что Отрепьев служил окольничему Михаи
лу и не имел отношения к Филарету и другим Никитичам, в то время вер
нувшимся в Москву. Заявления насчет связи самозванца со всей романовской
семьей имели политическую подоплеку. Едва приверженцы
Шуйского выкрикнули на площади имя нового царя,
ик заговор. К нему примкнули Никитичи, не остав
ившие надежды занять трон. Тогда на их голову
посыпались удары. Филарет Романов, которого нар
екли в патриархи, лишился сана. Царская
немилость обрушилась
и на ближайших родственников Филарета — князей Камских.
В царских наказах Отрепьев
назван боярским холопом. Можно ли верить этому
?. Юрий Отрепьев поступи на службу к Михаилу
Романову как добровольный
слуга. Однако царское уло
жение о холопах 1597 года
предписывало всем господам в принудительном
порядке составить кабальные грамоты на всех добровольных «холопов»,
прослуживших у них не мене
е полугода. Боярин Черкасский стоял в боярс
кой иерархии значительно
выше молодого окольничего Михаила Романова.
Поэтому Юрий Отрепьев имел причи
ны для перехода во двор к Ч
еркасскому. Там он, возмо
жно, и дал на себя кабальную запись.
етописи предпочитали умалчивать о службе Отреп
ьева у Романовых и их родни. В царствова
ние Романовых было небезопасно или
этот факт из биографии вора и богоотступника.
Поэтому история пострижения Юрия
Отрепьева получила совершенно превратное
истолкование в поздних летописных сочине
сочинил романтическую ска
зку о том, как четырнадцатилетний
Юшка случайно повстречал в Москве
душеспасительной беседы с
ним принял схиму.
0тзвук подлинных событий находим в одном
компилятивном сказании, автор которого изложил причины
пострижения Юрия следующим образом. Царь Борис
послал в заточение и на смерть великих бояр
Федора Никитича Романова и Бориса
Камбулатовича Черкасского. Юшка часто приходил
в дом к Черкасскому и был у него в
чести «и тоя ради вины па
него царь Борис негодова, той
же лукав сын вскоре избежа
в от царя, утаився во еди
».Автор сказания усердно
пытался смягчить неприятные для повой ди
настии факты. 0н умалчивает о то
м, что Юшка служил Михаилу Никитичу Рома
нову и его шурину Черкасскому. Юшка
будто бы лишь захаживал на двор к боярину Борису
Черкасскому и от него «честь приобретал». Как бы то ни было,
но в намеках сказания все же
а. Юшка не зат
ерялся среди многочисленной
холопской дворни,а сделал карьеру при дворе
боярина Черкасско вошел у
него «в честь». При боярских дворах дети боярские
такого ранга и происхождения служили обычно
ими, воеводами в боярских городах.
После ареста Романовых и Черкасского их слуга
Юрий Отрепьев, не желая разделить участь своих го
спод, постригся в
монахи и взял имя Григорий. За пострижением
жизни чернеца Григория Отрепьева стал предметом
Поздние летописи противоречат друг другу, едва
только начинают перечислять
обители, в которых побывал новоиспеченный мо
не знали толком, где постригся Юшка Отрепьев.
Автор «Нового летописца»,
близкий к Филарету Романову, откров
енно признается, что Юшка «во младости пострижеся
расследовавший дело по свежим следам, не мог
добиться истины. При Шуйском
установили только, что постригал
Юшку «с Вятки игумен Трифон». Обряд был
совершен, как видно, в спешке на каком-нибудь мона
Посольский приказ был лучше всего осведомлен о
столичном периоде жизни Григория. Имея под рукой
множество свидетелей, приказ смог установить
неца в кремлевском Чудове монастыре. Отепьев,
значилось и посольской справке, был «в Чюдове
онех з год». Это
известие следует прин
ять единственной достоверной хро
ческой вехой ранней биографии Отр
епьева.
Если теперь обратиться к сказа
ниям современников, то увидим, каки
етаморфозы претерпевали в
них сведения о
изни Отрепьева. Один
из летописцев сообщал, будт
о Гришка «пребыва
ша и безмолствоваше в Чудове года два». Те же
данные приводит поздняя «
история о первом патриарх
е Ионе», оставленпая после 1652 года. Троицк
ий монах Авраам Палицын считал, что чернец
Григорий два лета стоял на клиросе в
Чудовском монастыре, а потом служил во дворе у
патриарха более года. Тенденция
приведенных свидетельств очевидна. Летописцы
продлили срок пребывания Отрепьева в столичном монастыр
е с одного года до двух лет. Аналогичным
образом современники описывали
«житие» монаха Григория в п
ровинциальных обителях. По свидетельству
-Ефимьеве монастыре и еще
в соседнем монастыре на
Куксе. По словам другого ле
прибыл «во обитель Живоначальные Троицы на
ко Иякову святому и в том
монастыре постризается, и
пребыша ту три лета». Летопис
монастырь на Железном Борку Троицким . На самом
деле то был монастырь Иоанна Предтечи. Ошибка
выдает малую осведомленно
сть автора летописи.
Пребывание в провинциальных монастырях явилось