Реферат: Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке

обозначает односторонность в мышлении, отрицание диалектики.

[6] Фатеев А.В. Образ врага в советской

пропаганде. 1945-1954. М., 1999. С. 157. Электронный вариант книги можно

заказать, например, в Исторической библиотеке по адресу: www.shpl.ru. -

доставка документов.

[7] Об определении термина «сталинизм»

читайте ниже, а также: Фатеев А.В. Сталинизм – мелкобуржуазный коммунизм

новейшего времени // Проблемы конституционного развития России на современном

этапе. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (18-19 марта

1993 г.). Рязань. 1994.

[8] Даниленко В.П. Глобалистская картина мира // www. russ. ru.

[9] Маркс К. К критике политической

экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 5.

[10] Хантингтон С. Революционный путь

модернизации // Цивилизации. Вып. 4. М., 1997. С. 34.

[11] Тоффлер О. Метаморфозы власти. М., 2001. С. 498.

[12] Тоффлер О. Указ. соч. С. 497.

[13] Зюганов Г.А. Глобализация и судьба

человечества. М., 2002. С. 164-167, 147, 52-59, 365, 375, 381; Он же. Россия –

Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М., 1996. С. 192; Даниленко

В.П. Глобалистская картина мира // www. russ. ru.

[14] Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней... С. 237-238.

[15] О системном методе, структурализме и

структурно-функциональном методе: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и

сущность системного подхода. М.,1973; Каган М.С. Системный подход и

гуманитарное знание. С. 46, 47.

[16] Гуревич А.Я. Исторический синтез и

Школа «Анналов». М., 1993. С.282, 283; а также: Семенов Ю.И. Философия истории

от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999. С. 224.

[17] Гуревич А.Я. Указ. соч. С.282.

[18] Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М., 1992. С.241.

[19] Гуревич А. Я. Подводя итоги.// ХХ.

Методологические проблемы исторического познания. В 2-х частях. Часть 1. М.,

2001. С. 55.

[20] См., например: Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 1. С. 159; Т. 29. С. 194.

[21] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 8.

[22] Тош Джон. Указ. соч. С. 205.

[23] Следзевский И.В. Эвристические

возможности и пределы цивилизационного подхода // Цивилизации. Вып. 4. М.,

1997. С. 19.

[24] Ерасов Б.С. Цивилизации... С. 62.

[25] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8, 9.

[26] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 3.

[27] См.: Майбурд Е. М. Введение в

историю экономической мысли. М., 1996. С. 287; а также: Семенов Ю.И. Указ. соч.

С. 188.

[28] Ерасов Б.С. Цивилизации.С. 113; а также: С. 50, 52, другие.

[29] Поппер Карл. Открытое общество и его

враги. Т. 2. М., 1992. С. 211, 216-218; Фукуяма Ф. Конец истории?

[30] Поппер Карл. Указ. соч. Т. 2. С. 211, 216-218.

[31] «Материя есть философская категория

для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его,

которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя

независимо от них». «.махисты – субъективисты и агностики, ибо они недостаточно

доверяют показаниям наших органов чувств, непоследовательно проводят

сенсуализм. Они не признают объективной, независимой от человека реальности,

как источника наших ощущений. Они не видят в ощущениях верного снимка с этой

объективной реальности, приходя в прямое противоречие с естествознанием и

открывая дверь для фидеизма (поповщина, религиозность – А.Ф.). Напротив, для

материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг

развития науки открывает в нем новые стороны». Ленин В. И. Материализм и

эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 18. С. 130, 131.

[32] Крылов В.В. Общество и личность // Указ. соч. С. 82.

[33] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 268, 295, 467, 468.

[34] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ

век. С. 291; Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. С. 222.

[35] Постмодернистская чувствительность –

отрицание идеи целостности, иерархической структурности, центрированности. «Мир

превратился в хаос» (Делез и Гваттари). «Мир смысла имеет проблематический

статус» (Делез). Социальная реальность – «дезорганизованный капитализм» (С.

Лаш). «Нить традиции оборвана.Что утрачено, так это непрерывность прошлого» (Х.

Арендт) // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 600, 601;

Ильин И. Указ. соч.

[36] См., например: Игрицкий Ю.И.

Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР.

1990. № 6. С. 177-179.

[37] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма. // Там же. С. 179-180, 185.

[38] См., например: Култыгин В.П. Теодор

Адорно и его концепция авторитарной личности // Адорно Теодор и др.

Исследование авторитарной личности. М., 2001. С. 8.

[39] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма. // Там же. С. 185, 186.

[40] См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

[41] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 476. Л.

169, 174, 177; Д. 503. Л. 39-48; Правда. 1947. 11 августа, 22 октября, 9

декабря; XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). 10-21 марта 1939

г. Стенографический отчет. М., 1939. С. 26.

[42] Поляков А.Н. К проблеме общественных

формаций // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 4.

[43] Ленин В.И. Великий почин // Ленин

В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 13, 17, 24; о крахе СССР: Смирнов В.С.

Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. №

6. С. 100, 105.

[44] Утопический социализм. М., 1982;

Утопический социализм в России. М., 1985; Маркс К. Экономическо-философские

рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42; Маркс К., Энгельс Ф.

Манифест коммунистической партии // Там же. Т. 4; Ленин В. И. Полн. Собр. Соч.

Т. 2. С. 216, 532, 539; Т. 3. С. 540.

[45] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 2. С. 532.

[46] Там же. С. 539.

[47] Там же. Т. 2. С. 216.

[48] Социальная психология классов.

Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М.,

1985. С. 241.

[49] «В бреду и хмельном азарте/отдаться

лихой игре/стоять за Родзянку в марте,/за большевиков в октябре» // М.Волошин.

«Красногвардеец» (1917 год). Итальянский вариант мелкобуржуазного интеллигента

дал Л.Сальваторелли: «Сущность мировоззрения мелкой буржуазии, получившей

гуманитарное воспитание, исчерпывается одним-единственным словом – риторика.

Она, эта общая культура, заключается в весьма поверхностных

историко-литературных познаниях. Поэтому у мелкой буржуазии, воспитанной в

таком духе, наблюдается тенденция к догматизму, к легковерию в.(авторитеты),

стремление заменить живое дело и глубокую мысль одними словами да позой, слепая

вера в раз и навсегда установленные и неоспоримые истины». В итоге мелкий

буржуа «выдумывает некий фантастический абстрактный идеальный мир и игнорирует

действительные ценности современного мира;.экономической реальности

производящих и борющихся классов он противопоставляет миф об абстрактной и

трансцендентной нации, думая таким путем утвердить – вопреки ненавистным ему

производительным классам – свое нравственное превосходство. Исходя из своего

аполитичного морализма, он считает преступниками, предателями и врагами

отечества всех тех, кто не признает этого самого отечества в той безжизненной и

бесформенной кукле, какую он прижимает к груди» // Цит. по: Бессонов Б. Фашизм:

идеология, политика. М., 1985. С. 177.

[50] Исторический опыт и перестройка. М., 1989. С.25-26.

[51] Маркс К. Экономическо-философские

рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114-116.

[52] Бордюгов Г.А., Козлов В.А. «Военный

коммунизм»: ошибка или «проба почвы»? // История отечества: люди, идеи,

решения. Очерки истории советского государства. М., 1991.

[53] Вопросы истории КПСС. 1990. № 2. С. 25.

[54] Деникин А.И. Поход на Москву. «Очерки русской смуты». М., 1989. С.62, 63.

[55] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 45. С. 60-61, 376-377, 390-391, 404-405.

[56] Суханов Н.Н. Записки о революции. В 3-х томах. Том 2. М., 1991. С. 22.

[57] Коэн С. Бухарин. Политическая

биография. 1888-1938. М., 1988. С. 265; Рабинович А. Большевики приходят к

власти. Революция 1917 года в Петрограде. М., 1989. С. 234; Карр Э. Книга 1.

Большевистская революция 1917-1923. Том 1, 2. М., 1990. С. 96, 97. Троцкий Л.

Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 403.

[58] Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая

экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991. С. 67,

68.

[59] Документы свидетельствуют. Из

истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг. М., 1989. С.

240.

[60] Клямкин И.М. Марксизм и сталинизм //

Драма обновления. М., 1990. С. 286, 287.

[61] См.: Жуков Юрий. Иной Сталин. М., 2003. С. 476, 477.

[62] Адорно Теодор и др. Исследование

авторитарной личности. М., 2001. С. 181, 238, 240.

[63] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114, 115.

[64] См. подобное: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 184.

[65] См.: Хлевнюк О.В. Советская

экономическая политика на рубеже 1940-1950-х годов и «дело госплана» //

Отечественная история. 2001. № 3. С. 82, 87, 88.

[66] Фатеев А.В. Образ врага.С. 182-186.

[67] Сравните: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д.

237. Л. 116; Литературная газета. 1949. 23, 26 февраля, 2 марта; и “Вехи.

Интеллигенция в России”. М., Молодая гвардия. 1991, с. 23, 74, 76—79, 188; См.:

Фатеев А.В. Образ врага.С. 159.

[68] Симонов К. Глазами человека моего поколения. М., 1988. С.133.

[69] Аппарат ЦК КПСС и культура.

1953-1957. Документы. М., 2001. С. 572; подобное на С. 557, 558.

[70] Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М., 1987. С. 53.

[71] См.: Август – 91. М., 1991. С. 257, 260, 270, 271.

[72] Барг М.А. Цивилизационный подход к

истории. Дань конъюнктуре или требование науки? // Коммунист. 1991. № 3; Он же.

Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования //

Указ соч.

[73] Барг М.А. Категории и методы исторической науки. С. 63.

[74] Коммунист. 1991. № 3. С. 35.

[75] История СССР. 1991. № 5. С. 72.

[76] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 1.

[77] Коммунист. 1991. № 3. С. 34.

[78] Ахиезер А.С. «Россия: критика

исторического опыта». М., 1991; Новосибирск. 1997.

[79] Ахиезер А.С. «Россия: критика

исторического опыта». Т. 1. Новосибирск. 1997. С. 51, 52, 55, 66,163, 170,

281-286, 789.

[80] Он же. Указ. соч. С. 289, 288, 282.

[81] Он же. Указ. соч. С. 286, 287.

[82] Он же. Указ. соч. С. 285, 286, 333.

[83] Он же. Указ. соч. С. 290.

[84] Он же. Указ. соч. С. 297, 298.

[85] Он же. Указ. соч. С. 392, 406.

[86] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 35. С. 27.

[87] Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 494.

[88] Он же. Указ. соч. С. 630, 631.

[89] Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М.,

1951. С. 41; Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 495.

[90] См. например: Дедков Н.И. «Как я

документально установил» или «Смею утверждать». О книге Д.А.Волкогонова

«Ленин». // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М.,

1996; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные

проблемы и концепции. М., 1999. С. 218; Бордюгов Г.А., Козлов В.А. Послушная

история, или новый публицистический рай. Грустные заметки. // Бордюгов Г.А.,

Козлов В.А. История и конъюнктура. М., 1992.

[91] Волкогонов Дмитрий. Ленин.

Политический портрет. В двух книгах. Книга 1. М., 1994. С. 62.

[92] Волкогонов Дмитрий. Там же. С. 13,

51, 52, 72, 85, 127, 140, 141, 148, 173, 180, 199, 224, 274, 294, 308, 388.

[93] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 36. С. 189.

[94] «Вот в одной из работ и основателя

Советского государства – Владимира Ильича Ленина – есть такая фраза: «Русский

человек – плохой работник». Конечно же, я не согласен с такой формулировкой. По

политическим соображениям, так или иначе, люди возвращаются к этой

проблематике, но нужно прямо сказать, что в российской экономике всегда были

определенные ограничения, связанные с ограничениям свободы. Это было и во

времена царизма, это было и во времена плановой экономики..» // Стенограмма

прямого теле- и радиоэфира («Прямая линия» с Президентом России). 18 декабря

2003. www.kremlin.ru.

[95] Включение в методические сборники

подобных казусов с начальниками поможет учителям формировать демократическое

мышление учащихся, в частности, право на обоснованную, культурную критику любых

должностных лиц. Это лежит в русле либеральной европейской мысли, рекомендаций

Совета Европы о необходимости развивать у учащихся «умение замечать ошибки и

проявления предвзятости в суждениях и не поддаваться воздействию тенденциозной

информации» // Преподавание истории в школе. 1995. № 7. С. 40.

[96] Волкогонов Дмитрий. Там же. С. 41.

[97] См., например: Фатеев А.В. Образ врага... С. 106-113, 158-159, 184-185.

[98] Волкогонов Дмитрий. Указ. соч. С. 23.

[99] Селдес Д. Говорят факты // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 245.

[100] Малиа Мартин. Советская трагедия.

История социализма в России. 1917-1991. М., 2002.

[101] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 510.

[102] Малиа М. Размышления о «Манифесте

коммунистической партии» // Россия и мировая цивилизация. М., 2000. С. 504,

507.

[103] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 512.

[104] См., например: Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т.38. С. 62, 63.

[105] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 100.

[106] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 99.

[107] ХVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). С. 26.

[108] Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М., 1951. С. 39.

[109] Малиа М. Размышления о «Манифесте

коммунистической партии» // Указ. соч. С. 512.

[110] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 332.

[111] Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке. Том 1. М., 1992. С. 603.

[112] Семенов Александр. Чем был

Советский Союз и что означает его распад. Дискуссии западных историков //

www.nlo.magazine.ru.

[113] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 513-514.

[114] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 504, 533, 534.

[115] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 528.

[116] Кинофильм «Dogville». 2003. Режиссер Ларс фон Триер.

[117] Малиа М. Размышления о «Манифесте

коммунистической партии» // Указ. соч. С. 524.

[118] Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970. С. 6,7.

[119] См., например: Рубан М.В. В.И.

Ленин о бдительности и боевой готовности. М., 1984; ХХУII съезд партии о

возрастании руководящей роли КПСС и перестройке партийной работы: методические

материалы в помощь лектору. Ответственный редактор Рубан М.В. М., 1986;

Московская партийная организация во главе совершенствования народного

образования, проведения школьной реформы. Ответственный редактор М.В. Рубан.

М., 1989.

[120] Рубан М.В. Введение // История

России и мировые цивилизации. М., 1997. С.3.

[121] История России и мировые цивилизации. С. 2.

[122] См.: Ерасов Б.С. Указ. соч. С. 95, 100, 436, 437.

[123] Рубан М.В. Заключение // История России и мировые цивилизации. С. 321.

[124] О критике Тойнби: Хачатурян В.М.

Проблема цивилизации в «Исследовании истории» А. Тойнби в оценке западной

историографии // Новая и новейшая история. 1991. № 1.

[125] История России и мировые цивилизации. С. 312.

[126] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая

идеология. I, 4; III, 1. Маркс К. К критике политической экономии.

Предисловие.

[127] Смирнов И. Наука в сослагательном

наклонении // www. russ. ru; См. также: Тарасов Александр. Молодежь как объект

классового эксперимента. Статья вторая. “Обновление гуманитарного образования”:

молодым “промывают мозги” и навязывают новую идеологию //

www.saint-juste.narod.ru.

[128] Плоткин Григорий, Заслуженный

учитель России. «Натаскивание» неизбежно // Учительская газета. 2003. 9

сентября. С. 10; Там же. 2003. 9 декабря. С. 10.

[129] О восприятии западного опыта

преподавания современными российскими учителями и учениками, о результатах

бездумного использования тестов смотрите: «Передайте государю-императору, что в

Британии ружья кирпичом не чистят.». Московский взгляд на британскую частную

школу // Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 2. С. 58. «Марина

Михайловна. Действительно, если мы, в первую очередь, требуем, чтобы ребята

сами думали и высказывали свое мнение, у них большей частью учитель дает

определенное толкование. Женя. Их преподаватели так радуются, когда кто-то

высказывает собственную мысль!».

[130] Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. С. 177.

[131]См.: Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М., 2000. С. 458-477.

[132] Фирсов В.В., профессор МИПКРО,

директор НПЦ «Образование для всех». Стандарт – не дубина, а щит // Учительская

газета. 2002. 17 сентября. С. 3.

[133] Образец подобного. «Но переходим

теперь к самому главному – к национальности В.И. Ленина», - пишет В. Солоухин

// Солоухин В. При свете дня. М., 1992. С. 28. См. также: С. 30-31; 49-50.

[134] Каган Моисей. О времени и о себе. СПб ., 1998. С. 153.

[135] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 42. С. 290; Т. 29. С. 202, 203.

[136] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 11. С. 37.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты