обозначает односторонность в мышлении, отрицание диалектики.
[6] Фатеев А.В. Образ врага в советской
пропаганде. 1945-1954. М., 1999. С. 157. Электронный вариант книги можно
заказать, например, в Исторической библиотеке по адресу: www.shpl.ru. -
доставка документов.
[7] Об определении термина «сталинизм»
читайте ниже, а также: Фатеев А.В. Сталинизм – мелкобуржуазный коммунизм
новейшего времени // Проблемы конституционного развития России на современном
этапе. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (18-19 марта
1993 г.). Рязань. 1994.
[8] Даниленко В.П. Глобалистская картина мира // www. russ. ru.
[9] Маркс К. К критике политической
экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 5.
[10] Хантингтон С. Революционный путь
модернизации // Цивилизации. Вып. 4. М., 1997. С. 34.
[11] Тоффлер О. Метаморфозы власти. М., 2001. С. 498.
[12] Тоффлер О. Указ. соч. С. 497.
[13] Зюганов Г.А. Глобализация и судьба
человечества. М., 2002. С. 164-167, 147, 52-59, 365, 375, 381; Он же. Россия –
Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М., 1996. С. 192; Даниленко
В.П. Глобалистская картина мира // www. russ. ru.
[14] Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней... С. 237-238.
[15] О системном методе, структурализме и
структурно-функциональном методе: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и
сущность системного подхода. М.,1973; Каган М.С. Системный подход и
гуманитарное знание. С. 46, 47.
[16] Гуревич А.Я. Исторический синтез и
Школа «Анналов». М., 1993. С.282, 283; а также: Семенов Ю.И. Философия истории
от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999. С. 224.
[17] Гуревич А.Я. Указ. соч. С.282.
[18] Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М., 1992. С.241.
[19] Гуревич А. Я. Подводя итоги.// ХХ.
Методологические проблемы исторического познания. В 2-х частях. Часть 1. М.,
2001. С. 55.
[20] См., например: Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 1. С. 159; Т. 29. С. 194.
[21] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 8.
[22] Тош Джон. Указ. соч. С. 205.
[23] Следзевский И.В. Эвристические
возможности и пределы цивилизационного подхода // Цивилизации. Вып. 4. М.,
1997. С. 19.
[24] Ерасов Б.С. Цивилизации... С. 62.
[25] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8, 9.
[26] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 3.
[27] См.: Майбурд Е. М. Введение в
историю экономической мысли. М., 1996. С. 287; а также: Семенов Ю.И. Указ. соч.
С. 188.
[28] Ерасов Б.С. Цивилизации.С. 113; а также: С. 50, 52, другие.
[29] Поппер Карл. Открытое общество и его
враги. Т. 2. М., 1992. С. 211, 216-218; Фукуяма Ф. Конец истории?
[30] Поппер Карл. Указ. соч. Т. 2. С. 211, 216-218.
[31] «Материя есть философская категория
для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его,
которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них». «.махисты – субъективисты и агностики, ибо они недостаточно
доверяют показаниям наших органов чувств, непоследовательно проводят
сенсуализм. Они не признают объективной, независимой от человека реальности,
как источника наших ощущений. Они не видят в ощущениях верного снимка с этой
объективной реальности, приходя в прямое противоречие с естествознанием и
открывая дверь для фидеизма (поповщина, религиозность – А.Ф.). Напротив, для
материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг
развития науки открывает в нем новые стороны». Ленин В. И. Материализм и
эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 18. С. 130, 131.
[32] Крылов В.В. Общество и личность // Указ. соч. С. 82.
[33] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 268, 295, 467, 468.
[34] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ
век. С. 291; Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. С. 222.
[35] Постмодернистская чувствительность –
отрицание идеи целостности, иерархической структурности, центрированности. «Мир
превратился в хаос» (Делез и Гваттари). «Мир смысла имеет проблематический
статус» (Делез). Социальная реальность – «дезорганизованный капитализм» (С.
Лаш). «Нить традиции оборвана.Что утрачено, так это непрерывность прошлого» (Х.
Арендт) // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 600, 601;
Ильин И. Указ. соч.
[36] См., например: Игрицкий Ю.И.
Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР.
1990. № 6. С. 177-179.
[37] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма. // Там же. С. 179-180, 185.
[38] См., например: Култыгин В.П. Теодор
Адорно и его концепция авторитарной личности // Адорно Теодор и др.
Исследование авторитарной личности. М., 2001. С. 8.
[39] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма. // Там же. С. 185, 186.
[40] См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.
[41] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 476. Л.
169, 174, 177; Д. 503. Л. 39-48; Правда. 1947. 11 августа, 22 октября, 9
декабря; XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). 10-21 марта 1939
г. Стенографический отчет. М., 1939. С. 26.
[42] Поляков А.Н. К проблеме общественных
формаций // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 4.
[43] Ленин В.И. Великий почин // Ленин
В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 13, 17, 24; о крахе СССР: Смирнов В.С.
Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. №
6. С. 100, 105.
[44] Утопический социализм. М., 1982;
Утопический социализм в России. М., 1985; Маркс К. Экономическо-философские
рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42; Маркс К., Энгельс Ф.
Манифест коммунистической партии // Там же. Т. 4; Ленин В. И. Полн. Собр. Соч.
Т. 2. С. 216, 532, 539; Т. 3. С. 540.
[45] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 2. С. 532.
[46] Там же. С. 539.
[47] Там же. Т. 2. С. 216.
[48] Социальная психология классов.
Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М.,
1985. С. 241.
[49] «В бреду и хмельном азарте/отдаться
лихой игре/стоять за Родзянку в марте,/за большевиков в октябре» // М.Волошин.
«Красногвардеец» (1917 год). Итальянский вариант мелкобуржуазного интеллигента
дал Л.Сальваторелли: «Сущность мировоззрения мелкой буржуазии, получившей
гуманитарное воспитание, исчерпывается одним-единственным словом – риторика.
Она, эта общая культура, заключается в весьма поверхностных
историко-литературных познаниях. Поэтому у мелкой буржуазии, воспитанной в
таком духе, наблюдается тенденция к догматизму, к легковерию в.(авторитеты),
стремление заменить живое дело и глубокую мысль одними словами да позой, слепая
вера в раз и навсегда установленные и неоспоримые истины». В итоге мелкий
буржуа «выдумывает некий фантастический абстрактный идеальный мир и игнорирует
действительные ценности современного мира;.экономической реальности
производящих и борющихся классов он противопоставляет миф об абстрактной и
трансцендентной нации, думая таким путем утвердить – вопреки ненавистным ему
производительным классам – свое нравственное превосходство. Исходя из своего
аполитичного морализма, он считает преступниками, предателями и врагами
отечества всех тех, кто не признает этого самого отечества в той безжизненной и
бесформенной кукле, какую он прижимает к груди» // Цит. по: Бессонов Б. Фашизм:
идеология, политика. М., 1985. С. 177.
[50] Исторический опыт и перестройка. М., 1989. С.25-26.
[51] Маркс К. Экономическо-философские
рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114-116.
[52] Бордюгов Г.А., Козлов В.А. «Военный
коммунизм»: ошибка или «проба почвы»? // История отечества: люди, идеи,
решения. Очерки истории советского государства. М., 1991.
[53] Вопросы истории КПСС. 1990. № 2. С. 25.
[54] Деникин А.И. Поход на Москву. «Очерки русской смуты». М., 1989. С.62, 63.
[55] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 45. С. 60-61, 376-377, 390-391, 404-405.
[56] Суханов Н.Н. Записки о революции. В 3-х томах. Том 2. М., 1991. С. 22.
[57] Коэн С. Бухарин. Политическая
биография. 1888-1938. М., 1988. С. 265; Рабинович А. Большевики приходят к
власти. Революция 1917 года в Петрограде. М., 1989. С. 234; Карр Э. Книга 1.
Большевистская революция 1917-1923. Том 1, 2. М., 1990. С. 96, 97. Троцкий Л.
Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 403.
[58] Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая
экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991. С. 67,
68.
[59] Документы свидетельствуют. Из
истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг. М., 1989. С.
240.
[60] Клямкин И.М. Марксизм и сталинизм //
Драма обновления. М., 1990. С. 286, 287.
[61] См.: Жуков Юрий. Иной Сталин. М., 2003. С. 476, 477.
[62] Адорно Теодор и др. Исследование
авторитарной личности. М., 2001. С. 181, 238, 240.
[63] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114, 115.
[64] См. подобное: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 184.
[65] См.: Хлевнюк О.В. Советская
экономическая политика на рубеже 1940-1950-х годов и «дело госплана» //
Отечественная история. 2001. № 3. С. 82, 87, 88.
[66] Фатеев А.В. Образ врага.С. 182-186.
[67] Сравните: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д.
237. Л. 116; Литературная газета. 1949. 23, 26 февраля, 2 марта; и “Вехи.
Интеллигенция в России”. М., Молодая гвардия. 1991, с. 23, 74, 76—79, 188; См.:
Фатеев А.В. Образ врага.С. 159.
[68] Симонов К. Глазами человека моего поколения. М., 1988. С.133.
[69] Аппарат ЦК КПСС и культура.
1953-1957. Документы. М., 2001. С. 572; подобное на С. 557, 558.
[70] Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М., 1987. С. 53.
[71] См.: Август – 91. М., 1991. С. 257, 260, 270, 271.
[72] Барг М.А. Цивилизационный подход к
истории. Дань конъюнктуре или требование науки? // Коммунист. 1991. № 3; Он же.
Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования //
Указ соч.
[73] Барг М.А. Категории и методы исторической науки. С. 63.
[74] Коммунист. 1991. № 3. С. 35.
[75] История СССР. 1991. № 5. С. 72.
[76] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 1.
[77] Коммунист. 1991. № 3. С. 34.
[78] Ахиезер А.С. «Россия: критика
исторического опыта». М., 1991; Новосибирск. 1997.
[79] Ахиезер А.С. «Россия: критика
исторического опыта». Т. 1. Новосибирск. 1997. С. 51, 52, 55, 66,163, 170,
281-286, 789.
[80] Он же. Указ. соч. С. 289, 288, 282.
[81] Он же. Указ. соч. С. 286, 287.
[82] Он же. Указ. соч. С. 285, 286, 333.
[83] Он же. Указ. соч. С. 290.
[84] Он же. Указ. соч. С. 297, 298.
[85] Он же. Указ. соч. С. 392, 406.
[86] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 35. С. 27.
[87] Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 494.
[88] Он же. Указ. соч. С. 630, 631.
[89] Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М.,
1951. С. 41; Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 495.
[90] См. например: Дедков Н.И. «Как я
документально установил» или «Смею утверждать». О книге Д.А.Волкогонова
«Ленин». // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М.,
1996; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные
проблемы и концепции. М., 1999. С. 218; Бордюгов Г.А., Козлов В.А. Послушная
история, или новый публицистический рай. Грустные заметки. // Бордюгов Г.А.,
Козлов В.А. История и конъюнктура. М., 1992.
[91] Волкогонов Дмитрий. Ленин.
Политический портрет. В двух книгах. Книга 1. М., 1994. С. 62.
[92] Волкогонов Дмитрий. Там же. С. 13,
51, 52, 72, 85, 127, 140, 141, 148, 173, 180, 199, 224, 274, 294, 308, 388.
[93] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 36. С. 189.
[94] «Вот в одной из работ и основателя
Советского государства – Владимира Ильича Ленина – есть такая фраза: «Русский
человек – плохой работник». Конечно же, я не согласен с такой формулировкой. По
политическим соображениям, так или иначе, люди возвращаются к этой
проблематике, но нужно прямо сказать, что в российской экономике всегда были
определенные ограничения, связанные с ограничениям свободы. Это было и во
времена царизма, это было и во времена плановой экономики..» // Стенограмма
прямого теле- и радиоэфира («Прямая линия» с Президентом России). 18 декабря
2003. www.kremlin.ru.
[95] Включение в методические сборники
подобных казусов с начальниками поможет учителям формировать демократическое
мышление учащихся, в частности, право на обоснованную, культурную критику любых
должностных лиц. Это лежит в русле либеральной европейской мысли, рекомендаций
Совета Европы о необходимости развивать у учащихся «умение замечать ошибки и
проявления предвзятости в суждениях и не поддаваться воздействию тенденциозной
информации» // Преподавание истории в школе. 1995. № 7. С. 40.
[96] Волкогонов Дмитрий. Там же. С. 41.
[97] См., например: Фатеев А.В. Образ врага... С. 106-113, 158-159, 184-185.
[98] Волкогонов Дмитрий. Указ. соч. С. 23.
[99] Селдес Д. Говорят факты // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 245.
[100] Малиа Мартин. Советская трагедия.
История социализма в России. 1917-1991. М., 2002.
[101] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 510.
[102] Малиа М. Размышления о «Манифесте
коммунистической партии» // Россия и мировая цивилизация. М., 2000. С. 504,
507.
[103] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 512.
[104] См., например: Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т.38. С. 62, 63.
[105] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 100.
[106] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 99.
[107] ХVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). С. 26.
[108] Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М., 1951. С. 39.
[109] Малиа М. Размышления о «Манифесте
коммунистической партии» // Указ. соч. С. 512.
[110] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 332.
[111] Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке. Том 1. М., 1992. С. 603.
[112] Семенов Александр. Чем был
Советский Союз и что означает его распад. Дискуссии западных историков //
www.nlo.magazine.ru.
[113] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 513-514.
[114] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 504, 533, 534.
[115] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 528.
[116] Кинофильм «Dogville». 2003. Режиссер Ларс фон Триер.
[117] Малиа М. Размышления о «Манифесте
коммунистической партии» // Указ. соч. С. 524.
[118] Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970. С. 6,7.
[119] См., например: Рубан М.В. В.И.
Ленин о бдительности и боевой готовности. М., 1984; ХХУII съезд партии о
возрастании руководящей роли КПСС и перестройке партийной работы: методические
материалы в помощь лектору. Ответственный редактор Рубан М.В. М., 1986;
Московская партийная организация во главе совершенствования народного
образования, проведения школьной реформы. Ответственный редактор М.В. Рубан.
М., 1989.
[120] Рубан М.В. Введение // История
России и мировые цивилизации. М., 1997. С.3.
[121] История России и мировые цивилизации. С. 2.
[122] См.: Ерасов Б.С. Указ. соч. С. 95, 100, 436, 437.
[123] Рубан М.В. Заключение // История России и мировые цивилизации. С. 321.
[124] О критике Тойнби: Хачатурян В.М.
Проблема цивилизации в «Исследовании истории» А. Тойнби в оценке западной
историографии // Новая и новейшая история. 1991. № 1.
[125] История России и мировые цивилизации. С. 312.
[126] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая
идеология. I, 4; III, 1. Маркс К. К критике политической экономии.
Предисловие.
[127] Смирнов И. Наука в сослагательном
наклонении // www. russ. ru; См. также: Тарасов Александр. Молодежь как объект
классового эксперимента. Статья вторая. “Обновление гуманитарного образования”:
молодым “промывают мозги” и навязывают новую идеологию //
www.saint-juste.narod.ru.
[128] Плоткин Григорий, Заслуженный
учитель России. «Натаскивание» неизбежно // Учительская газета. 2003. 9
сентября. С. 10; Там же. 2003. 9 декабря. С. 10.
[129] О восприятии западного опыта
преподавания современными российскими учителями и учениками, о результатах
бездумного использования тестов смотрите: «Передайте государю-императору, что в
Британии ружья кирпичом не чистят.». Московский взгляд на британскую частную
школу // Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 2. С. 58. «Марина
Михайловна. Действительно, если мы, в первую очередь, требуем, чтобы ребята
сами думали и высказывали свое мнение, у них большей частью учитель дает
определенное толкование. Женя. Их преподаватели так радуются, когда кто-то
высказывает собственную мысль!».
[130] Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. С. 177.
[131]См.: Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М., 2000. С. 458-477.
[132] Фирсов В.В., профессор МИПКРО,
директор НПЦ «Образование для всех». Стандарт – не дубина, а щит // Учительская
газета. 2002. 17 сентября. С. 3.
[133] Образец подобного. «Но переходим
теперь к самому главному – к национальности В.И. Ленина», - пишет В. Солоухин
// Солоухин В. При свете дня. М., 1992. С. 28. См. также: С. 30-31; 49-50.
[134] Каган Моисей. О времени и о себе. СПб ., 1998. С. 153.
[135] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 42. С. 290; Т. 29. С. 202, 203.
[136] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 11. С. 37.