Реферат: Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке

Субъективизм г-на Малиа мешает корректно интерпретировать и выгодные для него

факты. Например, причины Августовской революции 1991 года в России. Ирония

состоит в том, что, не имея методологических ресурсов, г-н Малиа вынужден

использовать марксистские понятия. «Таким образом, Августовская антисоветская

революция являла собой взрыв, а не прорыв, - размышляет профессор. - И силой,

пришедшей на смену коммунистическому режиму, стало относительно

неструктурированное «гражданское общество», состоящее из бывших диссидентов,

идеологов-демократов и моральных лидеров. Если воспользоваться здесь

марксистской терминологией, то они представляли собой надстройку без «базиса»:

у них не было ни материальной власти, ни собственности, ибо все это до

последнего времени находилось под контролем старой номенклатуры»

[113].

С господином Малиа не о чем спорить: у него нет элементарных сведений о

событиях конца 80-начала 90-х годов в России. Просто сообщим профессору, что

к концу правления М.С. Горбачева в стране уже возникла буржуазия, фактически

существовала частная собственность, функционировала товарно-сырьевая биржа,

государственные предприятия вышли из-под контроля планирующих и управляющих

органов. Десятки миллионов людей, руководствуясь своими потребностями и

интересами, не желали «жить по-старому», а «верхи» не могли по-старому

управлять. Требования оппозиции выражали возникшие в противовес КПСС

либеральные и иные партии, а также Съезд депутатов РСФСР, Верховный Совет

РСФСР, его председатель, а затем Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, российское

правительство, объявившие о суверенитете России. «Старая номенклатура» была

расколота, занималась разделом государственной собственности и не собиралась

защищать падающую власть. Как и многие военные, хлебнувшие горя в «горячих

точках».

Короче говоря, речь идет о сложившихся социально-экономических, политических,

духовных предпосылках революции, общенациональном революционном кризисе.

Интеллигенция, студенты, рабочие были деятелями, как и их предки в период

Февральской и Октябрьской революций 1917 года, которые осмысливали события в

формах, предопределенных их бытием. Революция – движение масс, во

взаимодействии с которыми раскрыли свой потенциал морально-политические

лидеры. Производительные силы России разрушили старые производственные

отношения, государственный капитализм, проложили путь к более совершенному

капитализму, в котором развивается возлюбленная Малиа частная собственность,

формируется буржуазное правовое государство и гражданское общество. Теория

Маркса является ключом к объяснению этих противоречивых процессов.

Вот почему г-н Малиа не может объективно посмотреть даже на «буржуазный»

Август 1991 года. Немедленно возникнет вопрос о действительных предпосылках и

причинах революций в 1917 году. О причинах других революций, включая две

американские. О реальном содержании капитализма в прошлом и настоящем, о его

будущем. В результате вся концепция профессора из Беркли предстанет тем, чем

и является – мыльным пузырем.

Одобряя программирование экономического развития, посмеиваясь над

ультралибералами, г-н Малиа заколачивает свой гвоздь в гроб капитализма

образца XIX – начала ХХ века, коммунистическим (потом грубокоммунистическим -

сталинистским) антитезисом на ужасы которого был «советизм». Онтогенез

деспотического коммунизма в ХХ веке был изоморфен филогенезу раннего

капитализма с его первоначальным накоплением, «работными домами», подавлением

личности трудящегося человека. Он ужаснул обожателей абстрактной либеральной

идеи, и они не признали в сталинизме своего единоутробного братика. Тем

временем СССР совершил рывок в развитии производительных и интеллектуальных

сил народов, населявших страну. Советский Союз сыграл и антибуржуазную роль:

став конкурентом, он способствовал продвижению капитализма и мира в целом по

пути гуманизации. Во второй половине 50-х годов началась растянувшаяся на 30

лет эволюция мелкобуржуазного коммунизма, накопление предпосылок для скачка в

новую фазу капитализма в России.

Крах мелкобуржуазного коммунизма не означает преодоление коммунизма как

идейного течения и политической практики. Капитализм – конфликтный строй, а

потому разновидность коммунизма, соответствующая его новому этапу, неизбежна.

Тем временем г-н Малиа в духе цивилизациологии уверяет нас в полной и

окончательной победе либерализма над всеми другими течениями общественной мысли

[114]. Утверждает, что современные противоречия носят не классовый, а только

расовый, половой, сексуальный, экологический характер. Полагает, что

современное американское общество при всем его несовершенстве совершенно, а

Новый курс Рузвельта есть идеал для несовершенного мира

[115]. Не понимает, что для реформирования «всего мира» при его разнообразии

и сложности понадобятся качественно иные решения.

Все это напоминает мечты о мелкобуржуазном Dogville

[116], у жителей которого либеральным демиургом оставлено добродушие, но

вырезано стремление эксплуатировать слабого и скотство. Героиня фильма во имя

иллюзии о прекрасных догвильцах, превративших ее в общинную рабыню и наложницу,

упорно оправдывает их убожество: иначе для чего жить? Ее мифологическое

сознание, сформированное папой-гангстером, олицетворением Большого Брата,

оказывается податливым на манипулирование. Расправа с Догвиллем в ответ на

«предательство» выглядит неосмысленным поступком, «очищением» мира от

неудачного местного варианта либеральной мечты. Режиссер европейский, материал

американский, дух сталинский. Что делать с мировым «Догвиллем»?

Творчество «партийного» пропагандиста Малиа, для которого что Ленин, что Пол Пот

– все едино[117], само по себе

представляет интересный объект для исследования. Представляется, методологию

подобного рода деятелей хорошо охарактеризовал В. Днепров. «Субъективизм – это

фальшивое важничанье субъекта, а не его действительная важность, – заявил

советский критик и культуролог. – Он объявляет субъект последним основанием

нравственности и тем самым лишает ее действительного основания. Он перерезает

нравственные корни, прорастающие в структуру личности из глубины

социально-классовых интересов и идеалов, и имеет дело с нравственностью,

лишенной ее действительных корней.. То, что отложилось в субъекте в результате

длительного общественного развития, субъективизм наивно и некритически

принимает за изначальный факт. И такого рода субъективизм представляет собою не

только характерное явление западной философии, а также и характерное,

распространенное явление современного западного искусства»

[118].

Свободное воспроизводство подобного субъективизма материально обеспечено

правящими кругами западных стран: либеральным профессорам, отрицающим

материализм, они создали комфортабельные условия для застойного образа жизни

и мысли.

Совсем недавно подобное имели и советские профессора, формально утверждавшие

материализм. Вступление России в новую фазу капиталистического развития

высветило всю меру их интеллектуальной несамостоятельности, их

конъюнктурщину.

В работах вузовских преподавателей цивилизационный подход занял место установок

ЦК КПСС. В начале 90-х годов, когда у историков появилась возможность

действительно свободно творить с использованием архивных документов, бывшие

историки КПСС[119] под чутким

вниманием государственных органов стремительно освоили очередное единственно

верное учение[120], довели его до

понятного им уровня исторической попсы. «Принципиальный анализ», проведенный

авторами пособия для студентов Московского педагогического университета (МПУ;

МОПИ) под руководством профессора М.В. Рубана, привел их к «принципиальному

представлению всей истории современных цивилизаций»

[121]. Со времен Геродота подобное не удавалось сделать всему сообществу

историков. Особенностью российской цивилизации, а для цивилизационного подхода

характерен поиск «сверхидеи», лежащей в основании «цивилизации»

[122], труженики науки признали в том числе «русскую идею»: «В основе этой

идеи многие века была триада: собирание русских земель, православная вера и

русская соборность, общинность.Единая русская идея, несомненно, имеет

принципиальное значение и для современной России»

[123].

К сожалению, авторы пособия не показали методологических возможностей

обретенного ими духовного сокровища. Не смогли в духе «русской идеи» и

некритически усвоенной цивилизациологии А. Тойнби

[124] продемонстрировать игру своих общинных интеллектуальных сил при

анализе новых архивных и иных документов, похоронить «беспринципное»

формационное прошлое. Для них характерен позитивистский уход от прямых ответов

на поставленные вопросы. «Трудно отдать предпочтение любой из названных

причин», – пишет один из бывших «материалистов» о причинах распада СССР

[125]. Творчество вузовских преподавателей иллюстрирует верность важнейшего

постулата философской основы формационной теории: «общественное бытие

определяет их сознание.С изменением экономической основы более или менее быстро

происходит переворот во всей громадной надстройке»; «мысли господствующего

класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями»

[126].

Цивилизационный подход проявил свои худшие свойства и в школьном историческом

образовании России 90-х годов. Его активно внедряли в учебники. И. Смирнов

осветил вопрос в статье с характерным заголовком «Наука в сослагательном

наклонении» [127].

Насаждение российскими чиновниками цивилизационного подхода закономерно повлекло

за собой абсолютизацию экзаменационного теста в гуманитарных науках:

осмысленный подход к историческим фактам ведет к формированию самостоятельности

у учащихся и учителей, а потому вызывает подозрение у идеологической

бюрократии. Опытные учителя предупреждают, что подобная практика ведет к

натаскиванию учащихся, зубрежке и антиинтеллектуализму, стандартизации

мышления, перегрузке[128]. Речь идет о

новой форме худшего, что было в советской и западной

[129] школах: о процентомании, формализме, очковтирательстве, подавлении

оригинального мышления школьника. В советское время для доказательства

догматических идей в старших классах учителю надо было еще постараться. В

начале 90-х началось преодоление догматики, но внедрение тестирования

ликвидирует даже имитацию интеллектуальной деятельности, воспроизведет

авторитарную школьную практику, будет способствовать формированию личностей

определенного сорта. «Все их обучение, - констатировал в свое время

Л.Сальваторелли, - сводится к массе общих, абстрактных сведений,

предназначенных для механического запоминания без какого бы то ни было

критического осмысления и без всякой связи с историческим процессом и

повседневной действительностью. Поэтому у мелкой буржуазии, воспитанной в таком

духе, наблюдается тенденция к догматизму, к легковерию в.(авторитеты),

стремление заменить живое дело и глубокую мысль одними словами да позой, слепая

вера в раз и навсегда установленные и неоспоримые истины»

[130].

Чиновники не объясняют, как указанные явления совпадают с провозглашенным в

Законе об образовании курсом на формирование «личности», на гуманитаризацию и

гуманизацию образования. Они не комментируют заявления социологов и педагогов о

преобладании антидемократической, элитарной, бюрократической тенденции в

отрасли[131], об «аттестационной

инквизиции, разбухшей до размеров целой бюрократической науки», по которой «уже

докторские диссертации защищают». Над отраслью витает призрак города Глупова

[132]. Мосластая кляча российской демократии прошкандыбала мимо образования.

Школьное историческое и литературоведческое образование России в наибольшей

степени пострадало от навязывания примитивных либеральных концепций.

*

«Цивилизационный подход» не является чем-то новым в духовной жизни России и

человечества. Вне зависимости от формы, будь то представление о совокупности

отдельных цивилизаций или о цивилизующей весь мир державе, основанной на

непоколебимой системе ценностей, его философской основой является идеализм и

вульгарный материализм, политической – консервативные формы либерализма,

сталинизм – мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени. «Подход»

отрицает принципы системности и историзма. В ХХ веке цивилизационный подход и

его производная, обозначающая «цивилизацию» врага, – концепция

«тоталитаризма», были и остаются инструментом реакционных идеологов, которые

«разделяют», чтобы их заказчики «властвовали».

Российские сторонники цивилизациологии не заметили, что произошла смена формы,

но не методологии сталинизма и неосталинизма. Западные и российские формы

цивилизационного подхода, пришедшие им на смену, оказались столь же

примитивными и пустыми, но понятными и желанными. Распространение «подхода»

напрямую связано с развитием производственных отношений в СССР/России:

эксплуатация человека государством дополнилась эксплуатацией человека

человеком. В силу этого консерватизм и агностицизм, порой и обскурантизм

[133], являются атрибутами цивилизациологии.

В отличие от цивилизационного подхода формационная теория имеет значительные

потенциальные возможности для объяснения материальных и духовных явлений.

Изучение реального исторического процесса, в том числе захватившего нас,

россиян, подтверждает и будет подтверждать его закономерность,

многовариантность общего хода развития человечества, выявлять роль

универсальных тенденций[134] и

существенную взаимосвязь общества и личности. Материалистическая диалектика

позволяет рассматривать ход исторического процесса и в периоды почти незаметных

изменений в различных сферах общественной жизни, и на этапах революционных

скачков, подготовленных длительной эволюцией. Если первые представители

цивилизациологии считают своей епархией, то вторые стараются не замечать.

Вместе с тем имеет смысл заметить, что моменты идеологической реакционности,

трудности консервативного варианта пути прогресса не должны закрывать от нас

сам по себе прогресс России. Формационный метод позволяет подходить к вопросам

без иллюзий о прошлом, с учетом «от чего к чему» идет развитие, всех факторов,

которые воздействуют на процесс, а в качестве критерия оценки обязывает брать

лучшие достижения человечества[135].

Имеет смысл вспомнить высказывание о том, что Россия в начале ХХ века страдала

не столько от капитализма, сколько от недостатка развития капитализма

[136]. Это сказал человек, у которого не было заблуждений о характере

буржуазного строя. На новом витке развития мы имеем похожую ситуацию.

Трезвый взгляд на ход вещей и идей позволит избежать двух крайностей: воплей

консерваторов о «конце России» и панегириков членов очередного партийного

«колхоза» об уже начавшемся ее процветании.

Примечания

[1] Барг М.А. Категории и методы

исторической науки. М., 1984; Он же. Категория «цивилизация» как метод

сравнительно-исторического исследования // История СССР. 1991. № 5; Гуревич

А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993; ХХ. Методологические

проблемы исторического познания. В 2-х частях. Часть 1. М., 2001; Ерасов Б.С.

Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002; Карл Маркс и современная

философия. М., 1999; Крылов В.В. Общество и личность // Крылов В.В. Теория

формаций. М., 1997; Маркс К. Капитал; Он же. К критике политической экономии.

Предисловие; Цивилизации. Вып. 4. М., 1997; Панарин А.С. Постмодернизм и

глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных

обязательств // Вопросы философии. 2003. № 6; Россия и мировая цивилизация. М.,

2000; Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001; Каган М.С. Системный

подход и гуманитарное знание. Л., 1991; Ковальченко И.Д. Методы исторического

исследования. М., 1987; Плетников Ю.К. Теория должна соответствовать истории //

Вопросы истории. 1994. № 6; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших

дней: основные проблемы и концепции. М., 1999; Силичев Д.А. Постмодернизм:

экономика, политика, культура. М., 1998; Социальная психология классов.

Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М.,

1985; Современные теории цивилизаций. М., 1995; Тоталитаризм в Европе ХХ века.

М., 1996; Тоффлер О. Метаморфозы власти. М., 2001; Тойнби А. Постижение

истории. М., 1996; Тош Джон. Стремление к истине. Как овладеть мастерством

историка. М., 2000. С. 170-181, 196-212.

[2] Интересное наблюдение М. Кагана, с

которым автор реферата полностью согласен: «Мне приходилось повседневно

сталкиваться с малокультурными и примитивно мыслившими начетчиками от

марксизма.(нужно ли удивляться, что сегодня многие из них просто сменили Маркса

на Соловьева и Ленина на Бердяева, интернационализм на шовинизм, воинствующий

атеизм на идолопоклонство, сохранив в неприкосновенности сам стиль такого, с

позволения сказать, «мышления»?) // Каган Моисей. О времени и о себе. СПб.,

1998. С. 140-141. Выражаю признательность рецензенту реферата Демиденко С.В.

[3] Фукуяма Ф. Конец истории? // www. russ. ru.

[4] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 588.

[5] В данном случае термин «метафизика»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты