Реферат: Состав и облик российских предпринимателей во второй половине XIX века

не только внутренним госу­дарственным кредитом для строительства железных

дорог, но и иностранным, главным образом средствами голландских и немецких

банков.

Рисунок 2.4 Машинисты. Начало XX в.

Появление железнодорожных магнатов – это естественный процесс формирования

нового поколения предпринимателей. Россия переживала период первоначального

накопления капита­ла. Несмотря на издержки, связанные с этим процессом:

мошен­ничество и злоупотребления, о которых много писала тогдашняя пресса,

можно с полным основанием утверждать, что усилиями этой предпринимательской

группы создавалась «кровеносная система» хозяйства – залог дальнейшего

экономического успе­ха. За короткий срок страна покрылась сетью железных

дорог, связавшей в единое целое разрозненные прежде экономические районы

страны. Уже в 1861–1865 гг. было построено более 2 тыс. верст. К 1895 г.

общая протяженность российских же­лезных дорог с 1488 верст, в год реформы,

возросла до 22 093 верст. В результате железнодорожного строительства была

создана коммуникационная сеть в центре страны, тесно связанная с Прибалтикой,

южными и западными районами стра­ны. Большинство новых дорог строилось

непосредственно в ин­тересах промышленности и торговли (Новки – Шуя, Кинешма

– Иваново – Москва – Нижний Новгород), причем круп­нейшие текстильные районы

уже в конце 60-х годов соединя­лись между собой общей сетью железнодорожных

путей. За 16-летний период – с 1861 по 1877 г. – грузооборот желез­ных дорог

увеличился в 25 раз, в то время как оборот речного транспорта лишь на 59%.

Несмотря на менее ощутимый рост, водный транспорт тем не менее начал играть

более заметную роль в хозяйственной жизни страны. Особо успешно он развивался

в Волжском бассейне, где находилась большая часть судов. Из 250 волжских

пароходов 55% принадлежало купцам, происходившим из крестьян-«судовщиков».

Наиболее зажиточные из них: И.С. Колчин, братья Ка­менские, Дегтяревы,

Милютины в 70-е годы владели 5–7 паро­ходами. Свыше 30% всех судов

принадлежало восьми акционер­ным обществам и товариществам. Самыми крупными

являлись общества «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Общество на Вол­ге».

Кризис в волжском судоходстве, разразившийся в эти годы и связанный с

возросшей конкуренцией со стороны железных дорог, а также снижением тарифов

на перевозку грузов, привел к разорению частных судовладельцев и отдельных

компаний. Одновременно с этим он способствовал концентрации средств, усилению

позиций крупных акционеров.

«Концессионная» горячка и форсированное развитие новых путей сообщения ускорили

формирование рыночных институ­тов, сформировали новый слой предпринимателей,

игравших все более заметную роль в хозяйственной жизни страны и представлявших

собой собирательный тип нового делового че­ловека. Различные группы деловых

людей: промышленники и коммерсанты, крупные чиновники и

дворяне-предприниматели, «вчерашние» крестьяне – составляли весьма влиятельную

группу. Этим предпринимателям принадлежит заслуга в обна­родовании интересов

торгово-промышленного сословия. Ее ли­дерами являлись В. Кокорев, Л. Поляков и

И. Вышнеградский. Еще накануне отмены крепостного права В. Кокорев выступил со

статьей «Миллион в тумане», где обосновал позицию пред­принимателей. «Наша

промышленность, – писал он, – рас­ширяется, и ей становится уже тесно

при нынешнем ограни­ченном праве землеприобретения. Промышленность непремен­но

требует свободной покупки земли, ей нужны торфяные болота, каменоломни, леса,

пастбища, реки с берегами для плотин, пристани на судоходных реках и т.д.»

В начале 60-х годов, ясно осознав роль прессы в формирова­нии «позитивного»

общественного мнения, предприниматели на­чали переходить от финансирования

специальных, чисто эконо­мических изданий, имевших узкий круг читателей, к

изданию литературы более универсального характера, рассчитанной на массового

читателя. Так, группа фрондерствующей московской буржуазии: К. Солдатенков,

И. и Н. Мамонтовы, И. Щукин, А. Третьяков, Е. Гучков и другие во главе с В.

Кокоревым – под­держала учреждение И. Аксаковым газеты «День». После ее

за­крытия в 1865 г. В. Кокорев, Т. Морозов, И. Лямин, П. Малютин, К.

Солдатенков выступили с проектом собственной ежедневной газеты «Москва».

Ведущими сотрудниками этой газеты, начав­шей выходить в январе 1867 г., стали

известные общественные деятели и преуспевающие дельцы Ф. Чижов и И. Бабст.

Просуществовавшая до октября 1868 г., «Москва» успела заявить о «третьем

сословии», его нуждах и запросах, способствовала разрешении актуального в то

время тарифного вопроса.

Начавшееся реформирование экономики постепенно разре­шало многовековой вопрос

о «рабочих руках». Впервые в стра­не стал складываться рынок рабочей силы,

создававшийся, с одной стороны, за счет «освобождения» крестьян от земли, а с

другой – через разорение крупным фабричным производ­ством мелкого

производителя-ремесленника. Вольнонаемный рабочий дореформенной эпохи

представлял собой вольноотпу­щенного оброчного крепостного, пользовавшегося

по милости барина известной экономической свободой, но остававшегося по сути

рабом. Новому «свободному» пролетарию в условиях машинного производства для

продажи своих рабочих рук тре­бовались определенная профессиональная

подготовка, дисцип­лина. Новая ситуация диктовала необходимость более четкого

оформления взаимоотношений между работодателем и наем­ным рабочим. После

известных выступлений рабочих Морозовской мануфактуры в 1885 г. был принят

закон, вводивший систему фабричных инспекторов, трудовых договоров о найме на

работу. Ограничивая произвол предпринимателей, закон за­прещал выдавать

заработную плату товаром, занижать оплату сверхурочных работ и т.д. «Массовый

выброс» рабочей силы на рынок труда породил качественно иные социальные

про­блемы. Он увеличил городское население: если в 1863 г. го­родское

население европейской России составляло 10% от общего числа населения, то в

1897 г. – уже около 13%.

Новые экономические веяния активно влияли на состояние и положение

экономических зон России. В старом Уральском промышленном районе произошел

«распад» базовых отраслей экономики. Особенно пострадала казенная

промышленность, рабочие которой бросали заводы и переселялись в другие

гу­бернии. Из Богословского округа Пермской губернии с насе­лением около 10

тыс. душ обоего пола ушло около 3 тыс. взрослых мужчин, т. е. около 3/4 всего

мужского рабочего населения. С Березовского завода за одно лето ушло до 800

лучших рабочих, с Миасских золотых приисков – около 2 тыс. семейств. Уходящие

за бесценок продавали, а иногда просто отдавали даром дома, огороды.

Заработная плата, вы­росшая в несколько раз, не могла вернуть рабочих на

заводы. В результате объемы производства в Уральском регионе зна­чительно

уменьшились, ряд заводов был закрыт, сократились объемы выпускаемой

продукции. Сокращение производства наглядно видно из представленной ниже

табл. 2.1.

Таблица 2.1 Динамика развития производства металла в Уральском регионе (в тыс.

пудов*)

Год

Количество выплавленного металла

Год

Количество выплавленного металла

186014 513186311 921
186114 226186512 329
186210 467186712 399

Та же участь постигла и дворянские фабрики, переживавшие кризис с конца XVIII

столетия. Начиная с 30-х годов, например, в Калужской губернии наблюдалось

постепенное сокращение количества суконных фабрик. В 1839 г. из 15 работавших

11 принадлежало дворянам. Через 9 лет – в 1848г. – дворян­ских фабрик

осталось четыре, причем объем продукции, выпу­скаемой купеческой фабрикой

Александрова, во много раз пре­восходил производство всех дворянских

предприятий вместе взятых. В 1861 г. вместо дворянских фабрик возникло

несколь­ко купеческих. Такая же картина отмечалась в Симбирской,

Во­ронежской, Смоленской, Тамбовской, Самарской, Рязанской и других

губерниях. И это при том, что бывшие душевладельцы получили огромные средства

в результате реформы 1861 г. В массе своей дворянство оказалось неспособным

перейти к но­вым хозяйственным порядкам. Оно быстро растратило получен­ные

деньги на заграничных «теплых водах», в праздной жизни «на широкую ногу».

Дворянское оскудение в конечном счете заканчивалось распродажей за

неоплаченные долги «дворянских гнезд». Зазвенел топор «чумазого» в «вишневых

садах». Доволь­но часто «бывшие рабы» становились владельцами не только

по­местий вчерашних хозяев, но и их фабрик.

Кризис, поразивший казенную и дворянскую суконную промышленность, не обошел

стороной и хлопчатобумажную, остававшуюся ведущей отраслью пореформенной

России. Накануне 1861 г. на хлопчатобумажных предприятиях сосредоточивалось

свыше 54% всех рабочих-текстильщиков, выпускавших продук­цию, стоимость

которой составляла 68% от стоимости всей тек­стильной промышленности. Но, в

отличие от кризиса в казенной и дворянской промышленности, причины кризиса

здесь были иными.

Гражданская война 1861–1865 гг. в США (главный постав­щик хлопка на мировой

рынок) приостановила его экспорт и поставила мировую хлопчатобумажную

промышленность на грань разорения. За 1861 – 1864 гг. цены на хлопок-сырец на

главной хлопковой бирже, ливерпульской, определявшей мировые цены, возросли в

4 раза. «Хлопковый кризис» болезненно сказывался в России: средняя цена на

бумажную пряжу в этот период увеличилась втрое, резко уменьшился экспорт

хлопка. Если в 1860 г. были ввезено 2,6 млн. нудив хлопка, то в 1862г. – 0,44

млн. Для выхода из кризисной ситуации русские предприниматели пытались

установить прямые связи с амери­канским рынком. Инициатором этого начинания,

не получивше­го, впрочем, широкого распространения, стал И. Хлудов.

Острый дефицит сырья заставил промышленников обратить­ся к азиатским рынкам.

Текстильные компании начали интенсив­но покупать земельные участки в Средней

Азии, обеспечивая местных жителей высококачественными сортами египетского и

американского хлопка и даже пытаясь наладить орошение. Пи­онером этого

«движения» в Азию стал Т.С. Морозов. В 1879г. его представители начали

раздавать крестьянам Эриванской гу­бернии семена хлопчатника и заключать

договора о покупке бу­дущих урожаев. Вслед за ним двинулась «Большая

Ярославская мануфактура». К началу XX в. она уже владела значительными

плантациями хлопка, 8 хлопкоочистительными заводами, пере­рабатывавшими до 2

млн. пудов хлопка в год. Серьезную под­держку этим деловым начинаниям

оказывали государственные учреждения, и в частности Департамент земледелия.

Но далеко не все компании получили право на ведение дел в Средней Азии.

Товарищество Э. Циндель просило в 1898 г. разрешения приоб­рести небольшой

участок земли для открытия там своего отде­ления. Только через два года

вопрос решился положительно. Та­кое же ходатайство Прохоровской мануфактуры

(рис. 2.5) в 1899 г. во­енный министр, в чьем ведении находилось управление

средне­азиатскими землями, отклонил. И все же отметим значительный прогресс в

обеспечении текстильной промышленности отечест­венным сырьем: к 1910 г.

усилиями частных лиц и государствен­ных органов удалось во многом

ликвидировать зависимость от иностранного хлопка: более 50% хлопка-сырца было

отечествен­ного производства.

Рисунок 2.5 Товарный знак

Ядром российской хлопчатобумажной промышленности оста­вались центральные

губернии: Московская, Владимирская и Ко­стромская. На их долю приходилось

более 50% производимой пряжи и 66% ткани. Этот вид производства стал ядром

нацио­нальной экономики. Удельный вес иностранных капиталов в тек­стильной

промышленности был невысок. В 1912 г. иностранцам принадлежало лишь 19%

основного капитала хлопчатобумажной промышленности. Последние в основном

концентрировались в Петербурге, где им принадлежали Невская ниточная, Невская

бумагопрядильная, Новая бумагопрядильная мануфактуры. С 70-х годов

текстильные фабриканты для привлечения дополнитель­ных средств встали на путь

акционирования. На первых порах основными формами акционирования стали

товарищества и тор­говые дома. Но в конце XIX в. они начали создавать

монопо­лии – тресты и концерны. Один из наиболее ярких примеров перерастания

«семейных фирм» в крупные монополистические объединения дали Рябушинские.

В 1887 г. калужские крестьяне Рябушинские основали в Тверской губернии

текстильное производство. В 1900 г. они выкупили контрольный пакет акций

Харьковского поземельного банка и в том же году в Москве учредили банкирскую

контору, преобразованную в 1912 г. в Московский народный банк. Тогда же

вместе с Третьяковыми братья Рябушинские создали Россий­ское общество

льнопромышленников (РАЛО). В годы первой ми­ровой войны они основали

Московское военно-промышленное товарищество, а в 1915г. начали строительство

автомобильного завода в Москве – «АМО». В 1917г. финансовая группа

Рябушинских вторглась в нефтяную промышленность, вложив 2 млн. рублей в

товарищество Нобеля.

Не менее успешно в пореформенное время развивались от­расли народного

хозяйства, связанные с новыми видами топли­ва – углем и нефтью.

Железнодорожное строительство вызва­ло «угольный» ажиотаж на юге России: в

70-е годы в Донбассе началось мощное строительство новых шахт, многочисленных

горнопромышленных предприятий, которое привело к созданию большого числа

компаний. За 10 лет – с 1870 по 1880г. – добыча угля и антрацита здесь

возросла в 5,5 раз, составив 42,5% общероссийской добычи угля. Появились

реальные усло­вия для расширения и обновления металлургической базы. На смену

промышленному Уралу приходит Донецкий регион (табл. 2.2). В До­нецком

бассейне, где до 1887 г. действовало лишь 2 железоделательных завода Юза и

Пастухова, с конца десятилетия нача­лось массовое строительство новых

чугуноплавильных предприятий – Александровского, Каменского, Дружковского,

Петров­ского, Таганрогского и др. Рядом с этими гигантами, выполняв­шими

государственные заказы для железнодорожного строи­тельства, со временем стали

появляться более мелкие, специа­лизированные предприятия – механические,

производящие тру­бы, прокат и т.д.

Таблица 2.2 Динамика роста производства металла в Донецком регионе (в пудах*)

Виды продукции

1873

1883

1893

1895

Уголь2 959 19810 513 06928 222 68134 122 913
Руда железная690 5872 798 29012 759 35515 361 694
Чугун388 6471 590 4537 322 43510 154 145
Сталь мартен1 119 1634 817 1575 349 533
Рельсы 816 4473 522 6483 994 453145 328

В 80-е годы на смену железнодорожным королям пришли капиталисты тяжелой

индустрии. Предпринимательские силы горнопромышленного Юга России

формировались из различных групп. На первых порах определяющее значение имели

помещи­ки – И.Г. Иловайский, В.П. Рутченков, П.А. Карпов, на землях которых и

велось строительство первых шахт. К середине 70-х годов ряды

горнопромышленников начали пополняться за счет купечества (А.К. Алчевский,

Н.Л. Успенский, А.И. Уманский), а также разбогатевших железнодорожных и

финансовых дельцов типа С.С. Полякова. К началу XX в. горные инженеры,

участво­вавшие в создании горной промышленности в качестве управля­ющих и

техников: Н.С. Авдаков, А.Н. Завадский, А.В. Миненков, А. Ауэрбах, П. Горлов

и др., превратились в крупнейших вла­дельцев шахт. Среди горнопромышленников

западной части Донбасса встречались и разбогатевшие крестьяне, например

Древацкий.

Своим стремительным ростом южная горнозаводская про­мышленность во многом

обязана иностранному капиталу. Только два – Сулинский завод Пастухова и

Александровский завод Брянского общества – были созданы отечественными

предпри­нимателями. Все остальные принадлежали целиком или на паях

иностранцам – бельгийцам, французам, англичанам. Основной капитал иностранных

акционерных предприятий в металлургиче­ской и каменноугольной промышленности

в 1897г. оценивался более чем в 167 млн. руб., а весь их капитал

(облигационный, запасной, резервный и пр.) – свыше 223 млн. руб. Особенно

усиленный приток иностранных инвестиций начался после ус­пешного проведения

правительством денежной реформы, обес­печившей устойчивость рубля во второй

половине 90-х годов. В 1896 г. правительственный орган «Вестник финансов»

писал: «Южнорусская железоделательная промышленность в настоя­щее время

переживает самый горячий момент своего развития. Капиталы, затрачиваемые в

это дело, с каждым годом прибыва­ют; заводы с громадным производством растут

с такой быстро­той, которая мало свойственна нашей отечественной

предприим­чивости... Там, где 3 – 4 года назад не помышляли о какой-либо

промышленной деятельности, теперь выстроили заводы с домен­ными печами,

производительность которых достигает 10 000 пудов в сутки на каждую».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты