Реферат: Состав и облик российских предпринимателей во второй половине XIX века

Реферат: Состав и облик российских предпринимателей во второй половине XIX века

Кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины»

Реферат по курсу

«История отечественного предпринимательства»

Состав и облик российских предпринимателей во второй половине XIX века

Выполнил: студент гр. БО-101

Ковчегин И.А.

Проверил: Акимов В.В.

1. Введение

Россия сегодня переживает сложное и ответственное время. Отказ от прежних

недостаточно эффективных форм и методов ведения хозяйства и формирование

новых экономических моделей и связей, новых рыночных отношений сопряжены с

громадными усилиями и напряжением. Создание нового – это всегда болезненный

процесс. Избежать многих издержек на этом пути помогает знание мирового и

отечественного опыта.

Ключевой фигурой рыночных отношений был и остается предприниматель, человек,

по определению В. Даля, затевающий новое дело, приступающий к совершению

чего-либо значительного.

Не является ли подобное утверждение преувеличением? Ведь еще сравнительно

недавно у нас предпринимательство ассоциировалось с неравенством,

эксплуатацией и социальной несправедливостью. Что же в действительности

представляет собой предприниматель? Да еще в такой стране, как Россия? Есть

ли у нас исторический опыт в этой области? Все это далеко не праздные

вопросы, имеющие непосредственное практическое значение. От ответа на них во

многом зависит исход начатых преобразований.

Отчасти ответить на поставленные вопросы и призван мой реферат. Я попытаюсь

рассмотреть достаточно сложную и, к сожалению, плохо изученную проблему,

показать значение предпринимательства для судьбы России.

2. Великая реформа и рождение нового предпринимательства

Революция «сверху», проведенная Александром II, удержала имперский корабль на

поверхности, придала ему устойчивость и надежность. Постепенно военная

петровская галера превраща­лась в пароход, оставивший за кормой Крымскую

войну с ее поражениями и человеческими страданиями.

В отличие от предыдущих экономических преобразований, Великая реформа

проводилась «планомерно», с учетом обще­ственного мнения и реалий

экономической практики. Не случай­но в своей речи 18 октября 1858 г.

Александр II подчеркнул, что стране нужен такой вариант реформ, «чтобы дать

крестья­нину немедленно почувствовать, что быт его улучшен; чтобы по­мещик

немедленно успокоился, что интересы его ограждены; чтобы никакая власть ни на

минуту на месте не колебалась бы».

Основу экономической реформы составил Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене

крепостного права, выведший мил­лионы подданных страны из зависимого

положения. Меры пря­мого экономического воздействия дополнялись целым рядом

программ общегосударственного характера – реформировани­ем военной, судебной

сфер, учреждением органов местного и городского «самоуправления».

Принципиальной особенностью реформы, отличающей ее от всех предшествующих

преобразо­ваний, стало создание юридических гарантий предпринимателям со

стороны государства.

В новой экономической среде шло формирование торгово-промышленного класса.

Предоставление ему прав и свобод в осуществлении всех видов деятельности

закреплялось в «Поло­жении о пошлинах за право торговли и других промыслов»

1863 и 1865 гг. Согласно российским законам открывать промышлен­ное

предприятие получали право:

а) лица, записанные в купече­ские гильдии и обладавшие торговыми гильдейскими

свидетель­ствами;

б) помещики у себя в имениях либо дворяне в городах при условии записи в одну

из купеческих гильдий;

в) крестьяне «с дозволения начальства»;

г) колонисты в местах их поселения;

д) евреи на общем основании, но исключительно в местностях, определенных для

их постоянного жительства;

е) акционерные компании.

Новые законодательные акты меняли структуру торгово-про­мышленного класса.

Согласно закону от 9 февраля 1865 г. при­обретение прав купечества в полном

объеме становилось доступно всем российским подданным, имевшим

соответствующие капиталы. Число гильдий сокращалось до двух. К первой

отно­силась оптовая торговля (плата за гильдейское свидетельство со­ставляла

565 руб.); ко второй – розничная торговля и фабрич­но-заводская

промышленность (плата за свидетельство колеба­лась от 40 до 120 руб.). Лишь

купив такое свидетельство, можно было, не нарушая закон, заниматься

предпринимательской дея­тельностью. Из обеих гильдий образовывались особые

обще­ства, избиравшие своих старост, на которых возлагалось распре­деление, с

согласия общества, казенных податей и сборов, об­щественных и городских

повинностей.

В 1863 г. в податном законе впервые закреплялось право на свободу

предпринимательства: «Промысловые свидетельства

*, – читаем в законе, – выдаются лицам всех сословий без различия

пола, как русскоподданным, так и иностранцам». Ограничения устанавливались

лишь для ев­реев, государственных служащих и военных. Последние (как солдаты,

так и офицеры) не имели права самостоятельно зани­маться ни промышленной, ни

коммерческой деятельностью, а только через уполномоченных. Не разрешалась она

священни­кам православной церкви, протестантским пастырям, а также их женам и

несовершеннолетним детям. Эти ограничения сохраня­лись вплоть до 1917г.

Положение 1863–1865 гг. до начала XX столетия оставалось основным

законодательным актом, оп­ределявшим права и обязанности предпринимателей, Оно

носи­ло, как отмечало министерство финансов в 1898 г., «следы прежнего

сословного строя с его гильдейской податью и сбора­ми за мещанские промыслы».

Новая юридическая база, подведенная под торгово-промыш­ленный класс, дала

мощный импульс развитию предприниматель­ства. Его состав расширяется за счет

различных социальных групп; так, в 1873г. менее половины московского

первогильдейского купечества составляли те, кто принадлежал к сословию до

реформы; большая его часть приписалась к гильдии уже в поре­форменное время.

Среди них было 10 дворян, 8 бывших кресть­ян и около 60 иностранных

подданных. Среди дворян, получив­ших купеческие свидетельства, – граф А.П.

Бобринский, князь С.М. Голицын, И.С. Мальцев, К. Ф. фон Мекк.

Ярким примером успешного хозяйствования дворянства, «пережившим Великую

реформу», стала деятельность братьев Шиповых, которые вели свои дела в

Московском промышленном районе с середины XIX столетия. Шиловы происходили из

старинного дворянского рода и владели землями в Костромской, Московской и

некоторых других губерниях. Д.П. Шипов дослужился до полковничьего звания, А.П.

Шипов – действительного статского советника, Н.П. Шипов – статского советника.

Пер­воначально братья занимались винными откупами, а с конца 50-х годов

переключили свою энергию на промышленную сферу, став владельцами двух горных

заводов. Они выступили инициа­торами учреждения пароходного общества «Дружина»

и вошли в состав Норской мануфактуры. В 1852 г. в Костроме приступил к работе

крупный механический завод «Братья Н.П. и Д.П. Шиповы» (рис. 2.1),

специализировавшийся на постройке паровых двигателей для пароходов, паровых

стационарных машин, котлов для фаб­рик и заводов, гидравлических прессов,

сверлильных, ткацких и прядильных станков и пр. Завод сооружался по плану

известно­го инженера Вазинского и для своего времени представлял со­бой

значительное предприятие. Численность рабочих достигала 722 человек, они

производили продукции на 570 тыс. руб. Братья Шиповы приняли активное участие в

строительстве са­мой известной частной железной дороги –

Московско-Серги­евской. Предпринимательская деятельность подтолкнула

потом­ственных дворян «окупечиться». А.П. Шипов стал в Кинешме купцом первой

гильдии, а вскоре и председателем Московского отделения Мануфактурного Совета и

Нижегородского ярмароч­ного комитета.

Рисунок 2.1 Механический завод Шиповых. Город Кострома. 60-е годы XIX в.

Расширение состава предпринимателей напрямую было свя­зано с процессом

акционирования, в котором государство по-прежнему играло активную

регулирующую роль. Так, в отноше­нии акционерных компаний как юридических лиц

применялись ограничения. Закон требовал получения особого разрешения на их

деятельность. Уставы обществ обязаны были содержать точно указанный круг

вопросов, входящих в их компетенцию, и утвер­ждаться правительством. Лишь с

разрешения последнего ино­странные акционерные общества могли начать дело в

России, а в некоторых случаях и с дозволения царя. Право «подписи» при

организации такой компании принадлежало министру финансов, отвечавшему до

учреждения в 1905 г. министерства торговли и промышленности за экономические

вопросы. Фактически в лю­бое время без объяснения причин он мог запретить

деятельность того или иного акционерного общества.

К экономическим реформам правительство приступило с со­здания частных

акционерных банков, ликвидировав накануне ре­формы все прежние банковские

учреждения и расчистив тем самым путь для становления новых финансово-кредитных

струк­тур. Особая роль в этом отводилась учрежденному в 1860 г. новому

Государственному банку. Согласно уставу он учреждал­ся для оживления торговых

оборотов и упрочения денежной кредитной системы. С самого начала

Государственный банк предназначался для финансовых и коммерческих операций.

Весь предшествующий опыт убеждал что большинство бед в области российского

банковского дела проистекало из-за зависимости кредитного учреждения от

государственного казначейства. Поэ­тому в устав (параграфы 8 и 9) вводились

статьи, по которым основной и резервный капитал, а также вклады не могли быть

использованы казной. Вся последующая деятельность Государ­ственного банка

показала, что в целом он неплохо справлялся с поставленными задачами – широко

содействовал кредитами развитию приоритетных отраслей промышленности:

металлурги­ческой, машиностроительной, сахарной, текстильной; поддер­живал

частные коммерческие банки. Московский биржевой ко­митет отмечал 26 июля 1879

г.: «Госбанк и ныне, как прежде, зорко наблюдает за потребностями торговли,

остается верным своему назначению содействовать силой кредита оживлению

оборотов промышленности». В 60–70-х годах один за другим стали возникать

частные коммерческие банки, в первую очередь в Петербурге, а затем в Москве и

других городах. Не менее успешно создание кредитных обществ шло в Прибалтике,

где они работали еще в 50-е годы на «почве обширной местной торг­овли».

Рисунок 2.2 Путиловский завод в конце 90-х годов XIX в.

Реформы в финансово-кредитной сфере опирались на за­падноевропейскую

практику, подтвердившую громадную роль кредита в промышленном развитии

государства. В первые по­реформенные годы в стране была сделана попытка

создать кредитно-финансовое учреждение, подобное французскому ак­ционерному

банку братьев Перейра, который был тесно связан с правительством Наполеона

III. Это финансовое предприятие занималось кредитными операциями и

грюндерством, широко участвовало в железнодорожном строительстве во Франции,

Австрии, Венгрии, Швейцарии, Испании и России. Эти же цели преследовали

первые частные и акционерные банки в нашей стране. Их создание оказало

огромное влияние на экономиче­ское развитие тех лет. Без них были бы

невозможны успешное развитие России, становление новых форм

предприниматель­ства. Одним из пионеров нового дела стал разбогатевший на

винных откупах В. Кокорев, наиболее остро почувствовавший значение банков для

укрепления позиций «третьего сословия» и расширения возможностей

хозяйственной деятельности. В конце 60-х годов по его инициативе создаются

Московский купеческий банк, в 1870 г. – для финансирования промыш­ленных

предприятий – Волжско-Камский банк, ставший вско­ре одним из крупнейших и

авторитетнейших в стране. В те­чение первых шести лет В. Кокорев являлся

председателем правления последнего. И именно в эти годы он активно

финансировал «дельцов-учредителей». Среди учредителей банков, в особенности

московских, преобладали крупнейшие промыш­ленники и коммерсанты,

железнодорожные деятели. В Московском купеческом банке из 90 пайщиков

большинство со­ставляли текстильные фабриканты, кровно заинтересованные в

дешевых кредитах и займах. Заметную роль в его работе играли С.П. Милютин и

Морозовы. Среди учредителей банка были И.Ф. Мамонтов, М.А. Горбов, известные

петербургские банкиры А.Л. Штиглиц, И.Ф. Утин. Не обошли его своим вни­манием

и крупные чиновники Е.И. Ламанский, А.И. Дельвиг, ученые и специалисты в

области банковского дела И.К. Бабст, Ф.В. Чижов, П.С. Гольцев. Не менее

успешно действовали на банковском поприще Гинцбурги, Поляковы, Д.Е.

Бернардаки. Становление новых кредитных организаций было тесней­шим образом

связано с железнодорожным строительством на­чала 60-х годов. Крымская война

продемонстрировала серьез­ное отставание России в этой области, что и явилось

одной из причин ее поражения. Крайне низкие темпы казенного строительства не

позволяли разрешить неотложную народно­хозяйственную задачу – сформировать в

кратчайшие сроки разветвленную железнодорожную сеть. Для решения этой

проблемы правительство разработало программу привлечения частных лиц и

иностранных инвесторов в строительство новых путей сообщения. Резко возросшие

потребности в металле за­ставили государство ввести в действие с 1868 г.

новый льгот­ный тариф, широко открывавший внутренний рынок для ино­странного

металла. Управляющий Государственным банком Е.И. Ламанский отмечал, что лишь

«частная деятельность, при­влечение иностранных капиталов и пособий от

правительства – единственное решение задачи устройства у нас железных дорог».

Для финансирования частного железнодорожного стро­ительства в 1867 г.

правительство организовало специальный кредитный «железнодорожный фонд»,

независимый от госу­дарственных учреждений. Основным источником его

пополне­ния являлись облигационные железнодорожные займы с пра­вительственной

гарантией. Именно из этого фонда брались средства на покупку акций частных

железных дорог, выдачу ссуд и субсидий учредителям и правлениям

железнодорожных обществ, на оплату казенных заказов, на премирование

заво­дов, выпускавших рельсы, паровозы и вагоны. В первые по­реформенные годы

были построены два крупнейших россий­ских машиностроительных завода: в

Петербурге – Путиловский (рис. 2.2) (пущенный Н.И. Путиловым (рис. 2.3) в

минимальные сроки – за 18 дней) и крупнейший завод транспортного

машиностроения в Коломне, построенный А.Е. и Г.Е. Струве. Путиловский завод

обеспечил строящиеся российские дороги рельсами, а Коломенскии – впервые в

стране организовал строительство мо­стов для железнодорожного транспорта, в

больших масштабах наладил производство товарных вагонов и платформ. С 1869 г.

на последнем началось массовое производство паровозов, о масштабах которого

свидетельствует такой факт: в 1879 г. производительность Коломенского завода

почти в 2,5 раза превышала стоимость производства 27 машиностроительных

предприятий Московской губернии.

Рисунок 2.3 Н.И. Путилов

1868–1872 гг. вошли в историю нашей страны как период «концессионной

горячки», вызвавшей форсированное акциони­рование и развитие банковского

дела, ускорившей строительст­во новых путей сообщения и формирование новых

экономиче­ских районов. На этой волне выросло новое поколение

предпри­нимателей, тесно связанных с бюрократией и казенными зака­зами. Это –

дворяне С.Д. Башмаков, К. Ф. фон Мекк и П.Г. фон Дервиз, откупщики и купцы –

П.И. Губонин, С.И. Мамонтов, И.С. Блиох. Все они нажили огромные состояния на

строитель­стве железных дорог. Военный министр Д.Н. Милютин писал по этому

поводу, что «с ведома высших властей и даже по высочай­шей воле раздаются

концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления

финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в

виде барышей тем или другим личностям». Министерство путей сооб­щения, писал

в начале 70-х годов в воспоминаниях князь В. Мещерский, «представляло главный

пункт, где тогда сосредоточи­валась вся вакханалия железнодорожной горячки во

всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо –

вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди,

как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни

гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концес­сии

как ни в чем не бывало и в два–три года делались миллио­нерами».

Основу механизма сказочного обогащения составляла разни­ца стоимости

концессионной и затратной цены: обычно концес­сии включали такую цену за

версту, что «концессионер» клал себе в карман примерно 50 тыс. руб. с версты, а

500–600 верст концессии давали капитал в 25–30 млн. руб. «О концес­сиях, –

писал известный публицист прошлого века А. Суво­рин, – вздыхали как о манне

небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не

столько призна­тельности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со

счастливой мыслью: Ба! – восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкою

которого никогда ни одной идеи не таилось, – чего же я думаю? Дорога из

Болванска в Дурановку имеет государственное значение. Тут – промышленность, и

стратегия, и... черт знает еще что!»

Особую роль в быстром приращении капиталов играли ка­зенные заказы, связанные

в первую очередь с военными нуж­дами. В период русско-турецкой войны

1877–1878 гг. Воен­ное министерство платило громадные деньги за срочное

же­лезнодорожное строительство. Оно разрешило, например, С.С. Полякову

приобретать за границей за государственный счет подвижной состав и паровозы,

беспошлинно ввозить рельсы и другие необходимые для строительства материалы,

превратив его в одного из самых удачливых железнодорожных дельцов. Начав в

1865 г. с должности подрядчика по поставке рабочей силы и стройматериалов, к

1870 г., 32 лет от роду, он стал учредителем ряда железнодорожных обществ,

прослыл меце­натом и благотворителем, получил звание «коммерции совет­ника» и

орден Святого Станислава 2-й степени. Железнодо­рожные грюндеры пользовались

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты