Реферат: Иван Грозный любимый герой Сталина

всякую домашнюю утварь, рубили ворота, двери, окна, забирали всякие домашние

запасы и купеческие товары: воск, кожи и пр., свозили в кучи, сожигали, а потом

удалились. Жители опять начали думать, что этим дело кончится, что, истребивши

их достояние, им, по крайней мере, оставят жизнь, как вдруг опричники опять

врываются в город и начинают бить, кого ни попало: мужчин, женщин, младенцев,

иных жгут огнем, других рвут клещами, тащат и бросают тела убитых в Волгу.

Сам Грозный собирает пленных полочан и немцев, которые содержались в

тюрьмах, частью помещены были в домах. Их тащат на берег Волги, в присутствии

царя рассекают на части и бросают под лед. Из Твери уехал царь в Торжок, и там

повторилось то же, что творилось в Твери. В помяннике Ивана записано убитых там

православных христиан 1490 человек. Ведь надо заметить, что Иван Грозный при

всей своей жестокости был крайне набожен. Он постоянно молился о спасении душ

людей, умерщвленных его опричниками, просил молиться об этом и духовенство. Он

надеялся очиститься от греха пролитой крови, тем более он не мог не понимать,

что часто гибли ни в чем не повинные люди. Для поминовения погибших в

монастырях в 1582-1583 г.г. был составлен «Синодик опальных»

1 (или «Помянник»), который содержит более 3 тыс. имен казненных в 1567-1571

г.г. и является ценным источником по истории опричнины.

Но вернемся к походу Грозного. В Торжке Иван едва избежал опасности. Там

содержались в башнях пленные немцы и татары. Иван IV явился прежде к немцам,

приказал убивать их перед своими глазами и спокойно наслаждался их муками;

но, когда оттуда отправился к татарам, мурзы бросились в отчаянии на Малюту,

тяжело ранили его, потом убили еще двух человек, а один татарин кинулся было

на самого Ивана Грозного, но его остановили. Все татры были умерщвлены.

Из Торжка царь шел на Вышний Волочек, Валдай, Яжелбйцы. По обе стороны дороги

опричники разбегались по деревням, убивали людей и разоряли их достояния.

Еще до прибытия Ивана в Новгород приехал туда его передовой полк. По царскому

приказу тотчас окружили город со всех сторон, чтобы никто не мог убежать из

него. Потом нахватали духовных из новгородских и окрестных монастырей и

церквей, заковали в железа и в Городище поставили на правеже, всякий день

били их, требуя по 20 новгородских рублей с каждого, как бы на выкуп. Так

продолжалось дней пять. Дворяне и дети боярские, принадлежащие к опричнине,

созвали в Детинец знатнейших жителей и торговцев, а также и приказных людей,

заковали и отдали приставам под стражу, а дома их и имущество опечатали. Это

делалось в первых числах января 1570 года.

6 января, в пятницу вечером, приехал государь в Городище с остальным войском и с

1500 московских стрельцов. На другой день дано повеление перебить дубинами всех

игуменов и монахов, которые стояли на правеже, и развести тела их на

погребение, каждого в свой монастырь. 8 января, в воскресенье, царь дал знать,

что приедет к св. Софии к обедне. По давнему обычаю, архиепископ Пимен со всем

собором, с крестами и иконами стал на Волховскому мосту у часовни Чудного

креста встречать государя. Царь шел вместе с сыном Иваном, не целовал креста из

рук архиепископа и сказал так: «Ты, злочестивец, в руке держишь не крест

животворящий, а вместо креста оружие; ты со своими соумышленниками, жителями

сего города, хочешь этим оружием уязвить наше царское сердце, вы хотите отчину

нашей царской державы Великий Новгород отдать иноплеменнику, польскому королю

Жигимонту-Августу, с этих пор ты уже не назовешься пастырем и сопрестольником

св. Софии, а назовешься ты волк, хищник, губитель, изменник нашему царскому

венцу.».1 Затем, не подходя к кресту,

царь приказал архиепископу служить обедню.

Иван отслушал обедню со всеми людьми, а из церкви пошел в столовую палату.

Там был приготовлен обед для высокого гостя. Едва уселся за стол и отведал

пищи, как вдруг завопил. Это был условный знак: архиепископ Пимен был

схвачен, опричники бросились грабить его владычную казну, дворецкий Салтыков

и царский духовник Евстафий с царскими боярами овладели ризницею церкви св.

Софии, а отсюда отправились по всем монастырям и церквам забирать в пользу

царя церковную казну и утварь.

Вслед за этим царь приказал привести новгородцев, которые до его прибытия были

взяты под стражу. Это были владычные бояре, новгородские дети боярские,

выборные городские и приказные люди, и знатнейшие торговцы. С ними вместе

привезли их жен и детей. Собравши эту толпу перед собою, Иван Грозный приказал

своим детям боярским раздевать их и терзать «неисповедимыми»

2, как говорит современник, муками, между прочим, поджигать их каким-то

изобретенным им составом, который у него назывался «поджар»; потом он велел

измученных, опаленных привязывать сзади к саням, шибко везти вслед за собою в

Новгород, волоча по замерзшей земле, и метать в Волхов с моста. За ними везли

их жен и детей, женщинам связывали к ним младенцев и в таком виде бросали в

Волхов, по реке ездили царские слуги с баграми и топорами и добивали тех,

которые всплывали. «Пять недель продолжалась неукротимая ярость царева»

1, говорит современник. Когда царю надоела такая потеха на Волхове, он начал

ездить по монастырям и приказал перед своими глазами истреблять огнем хлеба в

скирдах и в зерне, рубить лошадей, коров и всякий скот. Осталось предание, что,

приехавши в Антониев монастырь, царь отслушал обедню, потом вошел в трапезу и

приказал побить все живое в монастыре. Расправившись, таким образом, с

иноческими обителями, Иван начал прогулку по мирскому жительству Новгорода:

приказал истреблять купеческие товары, разметывать лавки, ломать дворы и

хоромы, выбивать окна, двери в домах, истреблять домашние запасы и все

достояние жителей. В то же время царские люди ездили отрядом по окрестностям

Новгорода, по селам, деревням и боярским усадьбам разорять жилища, истреблять

запасы, убивать скот и домашнюю птицу. Наконец, 13 февраля, в понедельник, на

второй неделе поста, созвал государь оставшихся в живых новгородцев; ожидали

они своей гибели, как вдруг царь окинул их милостивым взглядом и ласково

сказал: «Жители Великого Новгорода! Молите всемилостивого, всещедрого,

человеколюбивого Бога о нашем благочестивом царском державстве, о детях наших и

обо всем христолюбивом нашем воинстве, чтоб Господь подаровал нам свыше победу

и одоление на видимых и невидимых врагов! Судит Бог изменнику моему и вашему

архиепископу Пимену и его злым советникам и единомышленникам: на них,

изменниках, взыщется вся пролитая кровь; и вы об этом не скорбите, живите в

городе сем с благодарностью, я вам оставляю наместника князя Пронского”.

2 Самого Пимена Иван отправил в оковах в Москву. Иностранные известия

говорят, что он предавал его поруганию, сажал на белую кобылу и приказывал

водить окруженного скоморохами, игравшими на своих инструментах.

Вот мы и рассмотрели один из примеров противостояния вечевого города и

московского самодержавия!

Опричнина была жестокою мерою, разорившей не только княжат, но и многих других

людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого

отнимали вотчины и хозяйство. Кровавые казни сменялись у него пирами, на

которых также лилась кровь; пиры сменялись богомольем, в котором бывало и

кощунство. В Александровской слободе Иван устроил что-то вроде монастыря, где

его развратные опричники были «братиею»3

и носили черные рясы поверх цветного платья. От смиренного богомолья братия

переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский

митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не мог мириться с распущенностью

нового государева двора, обличал Ивана и опричников и за то был низложен царем

с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 г. был задушен

одним из самых жестоких опричников - Малютой Скуратовым-Бельским. Иван не

постеснялся расправиться со своим двоюродным братом князем Владимиром

Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни

1553 года. Князь Владимир Андреевич был умерщвлен без суда, так же, как мать и

жена его. Не умеряя своей жестокости, Грозный не ограничивал никаких своих

вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Наблюдая необычайную жестокость царя и его странные выходки, народ не понимал

его и говорил, что царь «играл божьими людьми»

1, порученными ему Богом, нелепо раздвоил свое царство на две половины и

одной половине (опричникам) заповедовал другую грабить и убивать. При этом,

однако, подданные не считали Ивана больным или умалишенным человеком; напротив,

о Грозном царе говорили, что он был «муж чудного рассуждения»

2; Грозного царя народ славил в своих песнях.

Да, вера в доброго, честного царя была непоколебима! А мы же давайте

посмотрим правде в глаза, окунувшись во времена правления Ивана.

Весной 1570 года в застенках Александровской слободы пыточных дел мастера

вели следствие. В измене теперь были обвинены многие из руководителей

опричнины. 15 июля 1570 г. состоялась публичная казнь более ста человек на

Красной площади в Москве. Перед смертью людей подвергали нечеловеческим

мучениям: резали живьем на куски, варили в котлах. В качестве палачей

орудовали и сам Иван, и опричные бояре и воеводы. Кое-кому из них пришлось

через год-два тоже сложить головы на плахе. И это не единственный пример

жестоких расправ Грозного.

Так, например, 25 июля 1570 года произошло наиболее массовая казнь в Москве на

площади в Китай-городе, непосредственно примыкающем к Кремлю с востока. На

большой торговой площади поставили 18 виселиц; разложили многие орудия мук;

зажгли костер и над ним повесили огромный чан с водой. Увидев сии грозные

приготовления, несчастные жители вообразили, что настал последний день для

Москвы; что Иоанн хочет истребить их всех без остатка: в беспамятстве страха

они спешили укрыться, где могли. Площадь опустела; в лавках отворенных лежали

товары, деньг; не было ни одного человека, кроме толпы опричников у виселиц и

костра пылающего. В сей тишине раздался звук бубнов: явился царь на коне с

любимым старшим сыном, с боярами и князьями, с легионом кромешников в стройном

ополчении; позади шли осужденные, числом 300 или более, в виде мертвецов,

истерзанные, окровавленные, от слабости едва передвигая ноги. Иоанн стал у

виселиц, осмотрелся и, не видя народа, велел опричникам искать людей, гнать их

повсюду на площадь. Не имев терпения ждать, сам поехал за ними, призывая

москвитян быть свидетелями его суда, обещая им безопасность и милость. Жители

не смели ослушаться: выходили из ям, из погребов; трепетали, но шли; вся

площадь наполнилась ими; на стене, на кровлях стояли зрители. Тогда Иоанн,

возвысив голос, сказал: ''Народ! Увидишь муки и гибель; но караю изменников!

Ответствуй: прав ли суд мой?''1 Все

ответствовали велегласно: ''Да живет многие лета государь великий! Да погибнут

изменники!'' Он приказал вывести 180 человек из толпы осужденных и даровал им

жизнь, как менее виновным. Потом думный дьяк государев, развернув свиток,

произнес имена казнимых; назвал Висковатого и читал следующее: ''Иван Михайлов,

бывший тайный советник государев! Ты служил неправедно его царскому величеству

и писал к королю Сигизмонду, желая предать ему Новгород. Се первая вина твоя!''

Сказав, ударил Висковатого в голову и продолжал: ''А се вторая, меньшая вина

твоя: ты изменник неблагодарный, писал к султану турецкому, чтобы он взял

Астрахань и Казань.'' Ударив его в другой - и в третий раз, дьяк промолвил:

''Ты же звал и хана крымского опустошать Россию: се твое третье злое дело!''

Висковатый ответствовал: ''Свидетельствуюся Господом Богом, ведающим сердца и

помышления человеческие, что я всегда служил верно царю и отечеству. Слышу

наглые клеветы: не хочу более оправдываться, ибо земной судия не хочет внимать

истине; но судия небесный видит мою невиновность - и ты, о государь! Увидишь ее

перед лицом всевышнего!'' Кромешники заградили ему его уста, повесили вверх

ногами, обнажили его, рассекли на части, и первый Малюта Скуратов, сошедши с

коня, отрезал ухо страдальцу. Второю жертвою был казначей Фуников-Карцов, друг

Висковатого, в тех же изменах и столь же нелепо обвиняемый. Он сказал царя:

''Се кланяюсь тебе в последний раз на земле, моля Бога, да приимешь в вечности

праведную мзду по делам своим!'' Сего несчастного обливали кипящею и холодною

водою, он умер в страшных муках. Других кололи, вешали, рубили. Сам Иоанн, сидя

на коне, пронзил копием одного старца. Умертвили в четыре часа около двухсот

человек. Наконец, совершив дело, убийцы, облиянные кровью, с дымящимися мечами

стали пред царем, восклицая: ''Гойда! Гойда!''

2 и славили его правосудие. Объехав площадь, обозрев груды тел, Иоанн, сытый

убийствами, еще ненасытился отчаянием людей: желал видеть злосчастных супруг

Фуникова и Висковатого; приехал к ним в дом, смеялся над их слезами; мучил

первую, требуя сокровищ; хотел мучить и пятнадцатилетнюю дочь ее, которая

стенала и вопила; но отдал ее сыну, царевичу Иоанну, а после вместе с матерью и

с женою Висковатого заточил в монастырь, где они умерли с горести.

Граждане московские, свидетели сего ужасного дня, не видали в числе его жертв

ни князя Вяземского, ни Алексея Басманова: первый испустил дух в пытках;

конец последнего - несмотря на все беспримерные злодейства - кажется еще

невероятным. Современники пишут, что Иоанн будто бы принудил юного Федора

Басманова убить отца своего, тогда же или прежде заставив князя Никиту

Прозоровского умертвить брата, князя Василия! По крайней мере, сын-изверг не

спас себя отцеубийством: он был казнен вместе с другими.

Жены избиенных дворян, числом 80, были утоплены в реке.

Одним словом, Иоанн достиг высшей степени безумного своего тиранства; мог еще

губить, но не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости. Не

было ни для кого безопасности, но всего менее для людей, известных заслугами

и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть.

Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг

с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника!!!!

И когда в ужасах душегубства, Россия цепенела, во дворце раздавался шум

ликующих; Иоанн тешился со своими палачами и людьми веселыми, или

скоморохами, коих присылали к нему из Новгорода и других областей вместе с

медведями! Последними он травил людей, и в гневе и в забаву: видя иногда близ

дворца толпу народа, всегда мирного, тихого, приказывал выпускать двух или

трех медведей и громко смеялся бегству, воплю устрашенных, гонимых, даже

терзаемых ими.

Таков был царь; таковы были подданные!

В 1571 г. князь Иван Мстиславский дал запись, в которой говорил, что вместе с

товарищами своими навел на Москву крымского хана; Мситиславский был прощен за

поручительством 285 человек. Подозрительность Иоанна к боярам земским

увеличивалась все более и более, так что он прибегнул к новому средству:

поставил над ними великим князем всея Руси Симеона Бекбулатова, крещеного

татарина, касимовского хана, а сам назывался государем, князем московским;

княжение Симеона было впрочем, недолговременно. Менее чем через год татарский

царь был сведен с Москвы на Тверь, а в Москве все стало по-прежнему.

Что Иван Грозный действительно считал положение свое и детей непрочным на

престоле московском, доказывает завещание его, написанное в 1572 году. Здесь,

обращаясь к сыновьям своим Ивану и Федору, царь говорит, что он изгнан

боярами ради их самовольства и скитается по странам; уговаривает сыновей,

чтобы они не разделялись до тех пор, пока старший Иван не сломит всех крамол

и не утвердится на престоле, просит сыновей поминать его, если даже в гонении

и изгнании будут. Это завещание важно тем, что в нем Иоанн совершенно

подчиняет младшего сына к старшему; младший также не должен был думать ни о

какой самостоятельности в своем уделе.

Опричнина, несомненно, повела к разорению государства, потому что разрушила

хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены

были княжата с их удельными вотчинами. Когда Грозный выселял крупных

вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а затем

стали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми

владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот.

Крестьянам была еще и та выгода уйти со старых мест, что они могли поселиться

на новых хороших землях или завоеванном Казанском царстве, куда само

правительство звало поселенцев, или же в чёрноземно-плодородной полосе на юг

от Оки, где тогда возникало много новых городов. Народ охотно шел на окраины

государства, где не было ужасов опричнины, а от этого центральные области все

пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой

степени, что с них царь не получал уже ни ратных людей, ни податей. У

Грозного не стало войска и средств, что заставило его окончить шедшие тогда

войны с Литвой и шведами. Таковы были результаты опричнины.

Новые беды стране принес 1571 г. Крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной

набег на Русь. Большая часть опричников берега Оки в районе Калуги, на службу

не вышла: воевать с мирским населением было привычнее и безопаснее,

безопасность развратила. Опричнина из мрачного карательного механизма

выродилась в шайку убийц с княжескими и боярскими титулами. Хану удалось обойти

русские войска и беспрепятственно подойти к Москве. Он не стал штурмовать

городские стены, а поджег посады. Огонь перекинулся в Кремль и Китай-город.

Пожар бушевал три часа, пока хватало пищи огню. В итоге- пепелище вместо

столицы, множество обгоревших и задохнувшихся людей. Хоронить их было некому, а

потому из-за разлагавшихся трупов (Москва сгорела 24 мая) ''смрад велик был''.

1 Только к 20 июля, почти через два месяца, город удалось очистить от

мертвых тел.

Поражение оказалось тяжелым ударом не только для страны, но и для престижа царя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты