Реферат: Иван Грозный любимый герой Сталина

человеком. Обливаясь слезами раскаяния, простер десницу к наставнику

вдохновенному, требовал от него силы быть добродетельным и приял оную.

Смиренный иерей, не требуя ни высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у

трона, заключив тесный союз с одним из любимцев Иоанна, Алексеем Федоровичем

Адашевым, прекрасным молодым человеком, коего описывают земным ангелом: имея

нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и

бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных

выгод, а для пользы отечества. Сильвестр возбудил в царе желание блага,

Адашев облегчил царю способы благотворения. По крайней мере здесь начинается

эпоха Иоанновой славы, новая, ревностная деятельность в направлении,

ознаменованная счастливыми для государства успехами и великими намерениями.

Обуздали мятежную чернь, которая явилась шумною толпою в Воробьеве, окружила

дворец и кричала, чтобы государь выдал ей свою бабку, княгиню Анну и сына ее

Михаила. Иоанн велел стрелять в бунтовщиков: толпу рассеяли, схватили и

казнили некоторых, многие ушли, другие падали на колена и винились. Порядок

восстановился. Тогда государь изъявил попечительность отца о бедных: взяли

меры, чтобы никто из них не остался без крова и хлеба.

Господство бояр рушилось совершенно, уступив место единовластию царскому,

чуждому тиранства и прихотей. Государь велел, чтобы из всех городов прислали

в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для важного дела

государственного. Они собрались, и в день воскресный, после обедни, царь

вышел из Кремля с духовенством, с крестами, с боярами, с дружиною воинской на

лобное место, где народ стоял в глубоком молчании. Отслужили молебен. Тут

государь поклонился на все стороны: " Люди Божии и нам Богом дарованные! Молю

нашу веру к нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить

минувшего зла: могу только впредь спасать вас от подобных притеснений и

грабительств. Забудьте, чего уже нет и не будет!"

Иван - один из лучших московских ораторов и писателей XVI в. потому что был

самый раздраженный москвич того времени. В сочинениях, написанных под

диктовку страсти и раздражения, он больше заражает, чем убеждает, поражает

жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это

фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячка головы,

нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения. Читая письма царя к

князю Курбскому, поражаешься быстрой сменой в авторе самых разнообразных

чувств: порывы великодушия и раскаяния, проблески глубокой задушевности

чередуются с грубой шуткой, жестким озлоблением, холодным презрением к людям.

Минуты усиленной работы ума и чувства сменялись полным упадком сил, и тогда

от всего его остроумия не оставалось и простого здравого смысла. В эти минуты

умственного изнеможения и нравственной опущенности он способен был на затеи,

лишенные всякой сообразительности. Быстро перегорая, такие люди со временем,

когда в них слабеет возбуждаемость, прибегают обыкновенно к искусственному

средству, к вину, и Иван в годы опричнины, кажется, не чуждался этого

средства.

Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми

постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана.. Царь

совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим

наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и

отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по

одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита

Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе -

читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы.

А) НРАВСТВЕННАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Но он не был таким. По природе или по воспитанию он был лишен устойчивого

нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее

склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой

выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 г. на улице

в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с

пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его

казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил

пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: " Поди ты к черту со своим

Лютером." В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона,

не хотевшего стать перед ним на колени.

Ему не доставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к

дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех недобрых

людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем

дарования или добрые качества. В каждом встречном он прежде видел врага.

Всего труднее было приобрести его доверие. Для этого таким людям надобно

ежеминутно давать чувствовать, что их любят и уважают, всецело им преданы, и,

кому удавалось уверить в этом царя Ивана, тот пользовался его доверием до

излишества. Тогда в нем вскрывалось свойство, облегчающее таким людям тягость

постоянно напряженного злого настроения это привязчивость. Первую жену свою

он любил какой-то особенно чувствительной, недомостроевской любовью. Так же

безотчетно он привязался к Сильвестру и Адашеву, а потом и к Малюте

Скуратову. Это соединение привязчивости и недоверчивости выразительно

сказалось в духовной Ивана, где он дает детям наставление, "как людей любить

и жаловать и как их беречься". Эта двойственность характера и лишала его

устойчивости. Житейские отношения больше тревожили и злили его, чем

заставляли размышлять.

Но в минуты нравственного успокоении, когда он освобождался от внешних

раздражающих впечатлений и оставался наедине с самим собой, со своими

задушевными думами, им овладевала грусть, к какой способны только люди,

испытавшие много нравственных утрат и житейских разочарований. Кажется,

ничего не могло быть формальнее и бездушнее духовной грамоты древнего

московского великого князя с ее мелочным распорядком движимого и недвижимого

имущества между наследниками. Царь Иван и в этом стереотипном акте выдержал

свой лирический характер. Эту духовную он начинает возвышенными богословскими

размышлениями и продолжает такими задушевными словам: « Тело изнемогло,

болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы

исцелил бы меня, ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого,

утешающих я не нашел, заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь."

Бедный страдалец, царственный мученик - подумаешь, читая эти жалобно-скорбные

строки, а этот страдалец года за два до того, ничего не расследовав, по

одному подозрению, так зря, бесчеловечно и безбожно разгромил большой древний

город с целою областью, как никогда не громили никакого русского города

татары. В самые злые минуты он умел подниматься до этой искусственной

задушевности, до крокодилова плача. В разгар казней входит он в московский

Успенский собор. Митрополит Филипп встречает его, готовый по долгу сана

печаловаться, ходатайствовать за несчастных, обреченных на казнь. "Только

молчи, - говорил царь, едва сдерживаясь от гнева, - одно тебе говорю - молчи,

отец святой, молчи и благослови нас." - "Наше молчание, - отвечал Филипп, -

грех на душу твою налагает и смерть наносит." - "Ближние мои, - скорбно

возразил царь, - встали на меня, ищут мне зла; какое тебе дело до наших

царских предначертаний!"

Описанные свойства царя Ивана сами по себе могли бы получить только

любопытным материалом для психолога, психиатра, скажут иные: ведь так легко

нравственную распущенность, особенно на историческом расстоянии, признать за

душевную болезнь и под этим предлогом освободить память мнимобольных от

исторической ответственности. К сожалению, одно обстоятельство сообщило

описанным свойствам значение, гораздо более важное, чем какое обыкновенно

имеют психологические курьезы, появляющиеся в людской жизни, особенно такой

обильной всякими душевными курьезами, как русская: Иван был царь. Черты его

личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а

его политический образ мыслей оказал сильное, притом вредное, влияние на его

политический образ действий, испортил его.

2 ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ СТАЛИНА

Сталин - одной из самых загадочных личностей не только в нашей стране, но и в

мире. Безусловно, многих историков интересовал этот незаурядный человек. Но

проблема состояла и в том, что Сталин никому не разрешал узнавать что-либо

про его детство, юность.

Сведения о предках Сталина немногочисленны, скудны и поверхностны. Когда еще

при жизни Сталина некоторые из подхалимствующих историков Закавказья

попытались разыскать документы и материалы на этот счет, копаясь в церковных

книгах Грузии или опрашивая долгожителей из маленького городка Гори, где 21

декабря 1879 года родился Сталин, то Сталин высказал по этому поводу не

слишком ясную по содержанию, но крайне гневную по форме фразу, которая не

только немедленно прервала все эти архивные изыскания, но и стоила жизни

нескольким слишком уж любопытным исследователям его родословной. Но тут уже

стоит поспорить насчет даты рождения Сталина. Дату 21 декабря 1879 года мы

найдем во многих энциклопедиях.

Но вот фотокопия выписки из метрической книги Горийского Успенского

собора о рождении Иосифа Джугашвили, хранящаяся в Центральном партархиве.

«1878 год. Родился 6 декабря, крестился 17-ого, родители- жители города Гори

крестьянин Виссарион Иванович Джугашвили и законная жена его Екатерина

Георгиевна. Крестный отец- житель Гори крестьянин Цихитатришвили. Совершил

таинство протоиерей Хахалов с причетником Квинидзе.»

Итак, он родился на целый год и три дня раньше официальной даты своего

рождения, которую столько лет торжественно праздновала вся страна?! Столько

лет отмечать ложную дату?!

Но это не ошибка. Здесь же, в архиве, находится свидетельство об окончании

маленьким Иосифом Джугашвили Горийского духовного училища. И тоже: ”Родился в

шестой день месяца декабря 18 декабря 1878 года.” Впрочем, сохранилась

анкета, которую он сам заполнил в 1920 году. И там он собственноручно

написал- 1878-й!!!

Да, официальная дата его рождения вымышлена! Но когда? Зачем?

Можно сразу ответить на первый вопрос: вымышленная дата рождения появляется

сразу после возвышения Сталина.

В апреле 1922 года Ленин делает его Генеральным секретарем- главой партии. И

уже в декабре секретарь Сталина Товстуха заполняет за него новую анкету, где

проставляет измененный год его рождения- 1879-й. И новое число- 21 декабря. С

тех пор наш герой избегает сам заполнять анкеты. За него заполняют секретари.

Они своей рукой ставят вымышленную дату. Он, как всегда, не при чем. Ложная

дата рождения становится официальной. И опять - зачем?

Итак, под небом 1878 года на фоне далеких гор дремлет Гори- маленький

городок, где родился Иосиф Джугашвили, Сосо - так по-грузински звала сына

мать.

Известно, например, что прадед Сталина Заза Джугашвили был крепостным

крестьянином и даже принимал участие в одном из крестьянских восстаний, время

от времени вспыхивающих в Заказавье - чаще, чем это случалось в России.

Позднее Заза Джугашвили обосновался с семьей в деревне Диди-Мило недалеко от

Тифлиса, где и окончился его жизненный путь. Его сын Вано, дед Иосифа

Сталина, унаследовал крестьянское хозяйство отца, выращивая виноград и

занимаясь виноделием. Здесь, в Диди-Мило, у него и родился сын Виссарион,

прозванный Бесо. Как известно, крепостное право было отменено в России в 1861

году, и после смерти отца Виссарион решил забросить тяжелый крестьянский

труд. Он отправился в Тифлис и устроился учеником, а потом и рабочим на

кожевенную фабрику. Именно сапожное ремесло привело Виссариона в маленький

грузинский город Гори, где он познакомился с Екатериной Геладзе, ставшей

вскоре его женой. Екатерина происходила также из крестьянского рода. Только

после отмены крепостного права ее семья переселилась в Гори. В Грузии были

приняты в то время ранние браки для женщин. Первый сын у супругов Джугашвили

умер в возрасте одного года, и гораздо позднее, когда все руководство Грузии

приходило в дом Екатерины, чтобы поздравить ее с днем рождения "великого

Сталина", независимая и острая на язык, она часто говорила, что именно первый

ее сын был куда способнее и умнее всех остальных. Иосиф (Сосо) был ее

четвертым ребенком, второй и третий умерли еще в младенчестве. Когда родился

будущий "вождь", Екатерине исполнилось всего двадцать лет.

Мы почти ничего незнаем об отце Сталина. Имеются свидетельства, что он был

грубым и необразованным человеком и слишком сильно пристрастился к вину.

Нередко он бил своего маленького сына, и эти жестокие побои вряд ли могли

способствовать развитию добрых начал в характере Сосо. В 1885 году Виссарион

покинул семью и снова перебрался в Тифлис на кожевенную фабрику, хотя и не

прерывал окончательно связей с семьей. Домой он вернулся через несколько лет

тяжело больным и вскоре умер. Позднее Сталин никогда не упоминал об отце, и

даже дата его смерти не приводилась в "Краткой биографии Сталина", ни в

официальной хронологии жизни и деятельности Сталина. Именно отсутствие точных

данных об отце Сталина породила множество разного рода легенд и об отце

Сталина и о реальности этого отцовства.

Некоторые из недоброжелателей Сталина распространяли в Грузии слух, что

Виссарион Джугашвили вовсе не был грузином, а являлся осетином. На Кавказе

исстари были сильны различного рода проявления национальной розни, и между

грузинами и осетинами имелись не самые лучшие отношения. Приходилось слышать

и то, что отец Сталина не умер от тяжелой болезни, а был зарезан в пьяной

трактирной драке. С другой стороны, еще тогда, когда автор данной статьи жил

в Грузии, приходилось нередко слышать распространяемые слухи, что подлинным

отцом Сталина был какой-то грузинский князь, у которого Екатерина Джугашвили

работала прачкой, или даже лицо высокого духовного звания. Говорили также,

что отцом Сталина был знаменитый русский путешественник Пржевальский, который

действительно был в Гори и внешне очень похож на пятидесятилетнего Сталина, в

чем можно убедиться по фотографии Пржевальского, помещенной в Малой Советской

Энциклопедии. Однако, если мы заглянем не в ЭМИ, а в биографию самого

Пржевальского, то сможем прочесть, что тот действительно жил некоторое время

в Гори, но через полгода после рождения маленького Сталина.

Да, все это ложь. Конечно, пьяница Бесо был истинным отцом Сосо - достаточно

сравнить изображения отца и сына. Иначе и быть не могло: Кэкэ - чистая,

глубоко религиозная девушка. Да и в год рождения Сосо они еще не разлучались:

Бесо жил тогда в Гори, работал по заказам тифлисской фабрики Адельханова -

тачал свои сапоги. И пил.

Врач Н.Кипшидзе вспоминал рассказы Кэкэ: ''Однажды пьяный отец поднял сына и

с силой бросил его на пол. У мальчика несколько дней шла кровавая моча''.

Несчастная Кэкэ во время всех этих пьяных ужасов, схватив перепуганного

ребенка, убегала к соседям. Но она взрослела, тяжелый труд закалил ее, и

отпор молодой женщины с каждым годом становился все сильнее, а пьяница Бесо

слабел. Теперь Кэкэ безбоязненно вступала в рукопашные схватки с мужем. Бесо

стало неуютно в доме, он не чувствовал себя властелином. А без этого

невозможно. Может, поэтому он и уехал в Тифлис.

Как видим кулак, насилие и беспощадную борьбу видел с рождения маленький Сосо.

Бесо уезжает, мать и сын остаются вдвоем. Но мальчик похож на отца не только

лицом.”Жуткая семейная жизнь ожесточила Сосо. Он был дерзким, грубым, упрямым

ребенком”, - так описала его стодвенадцатилетняя Хана Мошиашвили, подруга

Кэкэ, грузинская еврейка, переехавшая в 1972 году в Израиль из Грузии.

Мать, ставшая главою семьи, кулаком смирявшая мужа, теперь воспитывает сына

одна, беспощадно бьет за непослушание. Так что он имел все основания спросить

ее впоследствии: ''Почему ты меня так сильно била?''

Бить! - входит навсегда в его подсознание. Это слово станет у него самым

любимым в борьбе с политическими противниками.

Еще одно жестокое чувство было заложено с детства. Антисемитизм не присущ

Кавказу - это некая Вавилонская башня, здесь издревле живут бок о бок

бесчисленные народы. Князь А.Сумбатов писал: ”Грузия никогда не знала гонений

на евреев. Недаром по-грузински нет оскорбительного слова “жид”, но есть

единственное слово “урия”- еврей.

Евреи в Грузии были мелкими торговцами, портными, ростовщиками и сапожниками.

Евреи-сапожники прекрасно тачали грузинские сапоги на любой вкус. И за то,

что они были состоятельными, за то, что в совершенстве знали свое ремесло, их

ненавидел пьяный неудачник Бесо. С раннего детства отец преподает Сосо

начатки злобы к этому народу.

С отъездом Бесо Кэкэ продолжает исполнять обет: маленький Сосо должен стать

священником. Нужны деньги на учение, и она берется за любой труд: помогает

убираться, шьет, стирает. Кэкэ знает: у мальчика необыкновенная память, он

способен к наукам и музыкален, как мать, а это так важно для церковной

службы. Кэкэ часто работает в домах богатых торговцев-евреев - туда

рекомендовала ее подруга Хана. С нею приходит худенький мальчик. Пока она

убирает, смышленый малыш забавляет хозяев.

Одним из таких хозяев был Давид Писмамедов, еврей из Гори. ”Я часто давал

деньги, покупал учебники. Я любил его, как родного ребенка, он отвечал

взаимностью.”- вспоминал он. Если бы он знал, как горд и самолюбив этот

мальчик! Как ненавидел каждую копейку, которую брал!

Именно в детстве униженность любимой матери, вечное недоедание и нищета

родили в болезненно самолюбивом мальчике ненависть. Прежде всего к ним - к

богатым торговцам-евреям.

Хана вспоминает: ”Маленький Иосиф привык к нашей семье и был нам как родной

сын.Они часто спорили - маленький и большой Иосиф (мой муж). Подросши, Сосо

говорил большому Иосифу: ”Я тебя очень уважаю, но смотри: если не бросишь

торговлю, не пощажу''. Русских евреев он всех недолюбливал''.

К этому примешивалось чувство ревнивой обиды. Именно тогда поползли темные

сплетни о матери, которая ходит по домам богатых евреев. Так формировался у

маленького Сосо странный для Кавказа антисемитизм.

Его друг Давришеви вспоминал, как бабушка читала им Евангелие, историю

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты