Реферат: Анархическое движение в Мексике

федерации горняков» и Индуст-риальных рабочих мира (1906 г.) активно работали

в Кананеа (J.M.Hart. Anarchism... P.83-84).

Большой вклад в становление анархо-синдикализма в Мексике сыграли 2 эмигранта

- каталонец Амадео Феррес и колумбиец Хуан Франсиско Монкалеано. Хорошо

образованный, либертарный социалист Феррес был одним из тех испанцев, которые

в начале века отправлялись в Латинскую Америку, чтобы распространять идеи

анархизма. В последние годы диктатуры Диаса он начал организовывать

подпольные собрания ремесленников и рабочих, прежде все-го печатников.

Благодаря своей энергии и ораторским способностям Феррес приобрел большую

популярность среди печатников. Его идеи сочетали анархистские концепции

личной свободы и «естественного закона» и трудовую этику, которая должна

предохраняет человека от моральной деградации. Он выступал за свободное и

совершенное человеческое общество, в котором мир стал бы «единым зданием».

Национальное государство было для него защитником привилегий паразитического

класса, насильственным подавлением исконных стремлений человека. Феррес резко

кри-тиковал правительство, законы, религию и политиков. «Правительственная

тирания порождена капиталистическим угнетением и ненасытной алчностью

буржуазии, которая в погоне за прибылями ввергла рабочие классы города и

деревни в невыносимые условия». По его мнению, буржуазия и государство

являются врагами потому, что действуют вопреки принципу взаимопомощи и тем

самым враждебны самой жизни, разрушают и коррумпируют натуру человека.

Пролетариат должен вести борьбу за свои классовые требования еще и потому,

что это борьба за выживание самого человека, ибо «вне принципа взаимопомощи

мы все обречены на забытье».

Феррес приветствовал «революцию Мадеро» как событие, расширявшее возможности

для организации рабочих. Он полагал, что свобода организационной,

просветительской и культурной жизни будет способствовать повышению общего

уровня рабочего класса и, следовательно, его социальному и экономическому

освобождению. В то же время он наставал на полном отделении рабочих

организаций от политики. Феррес заявлял, что с изменением в самих средствах

производства и утверждением фабричной системы растут знания и способности

рабочих, которым достаточно вырвать экономическую и социальную жизнь из-под

контроля государства, капитала и церкви и поставить производство на службу

общества. Он выступал активным поборником рационального образования,

предложенного Ф.Феррером.

В мае 1911 г., за неделю до бегства Диаса из Мехико, печатники столицы,

вдохновляемые анархистами, создали Конфедерацию печатников Мексики. После

падения диктатуры они смогли провести легальное общее собрание, на котором

выступили Феррес и Сото-и-Гама. Участники высказались за создание наряду с

Конфедерацией особого «общества сопротивления». Двое из печатников - ученики

Ферреса Хосе Лопес Донес и Рафаэль Кинтеро позднее стали ведущими активистами

рабочего движения страны. Обладавшим грамотностью печатникам,

«интеллектуальным рабочим», по планам Ферреса, предстояло сыграть роль

катализатора в организации всего рабочего класса. Среди них бы-ли также

другие будущие активисты «Дома рабочих мира» - Федерико де ла Колина, Энрике

Арсе, Фернандо Родарте, Лоренсо Масиас, Педро Ортега, Альфредо Перес.

Сам Феррес был сторонником более осторожной тактики, чем многие из его

последователей. Он выступал за создание небольших групп сторонников - своего

рода ядер, которым предстояло затем способствовать организации и образованию

других промышленных и сельскохозяйственных трудящихся, пока массы не станут

единым и мобилизованным целым. Он настаивал на том, что синдикаты должны быть

легальными и приобрести достаточную силу, чтобы взять затем в свои руки

контроль над производством. Но начать они должны с борьбы за частичные

требования, с образовательной работы, с практики взаимопомощи. Таким образом,

анархистское общество должно было стать плодом длительной подготовки.

Однако сторонники Ферреса не обладали его терпеливостью и требовали стачек,

всеобщих забастовок, атаки на капитализм и его социальные институты

посредством создания «обществ сопротивления», саботажа. Однако первые годы

организация печатников работала в рамках закона, а Феррес хотя и не возражал

против идеи всеобщей стачки, настаивал на длительном периоде подготовки.

Конфедерация быстро росла. Через 2 месяца в ней уже состояло 500 членов,

каждую неделю вступали по 15-20 новых членов. В короткое время были

организованы работники основных типографий столицы, возникли группы в

Монтеррее, Тепике, Гвадалахаре, Оахаке, хотя и менее радикальные, чем в

столице. 8 октября 1911 г. начался выпуск газеты «Эль Типографо мексикано»,

целью которой было образование и мобилизация городских рабочих. В ней

соблюдался умеренный тон, публиковались статьи европейских интеллектуа-лов,

разъяснялось, что такое синдикализм, рациональное образование и т.д. Газета

выходила каждые 2 недели тиражом в 2000. Члены Конфедерации распространяли

газету на организационных собраниях других рабочих в столице и по стране,

выступали на них. Рассылались письма в другие города с призывом создавать

рабочие общества. Множество агитационных статей было написано Лопесом

Донесом. В Мехико возникла профсоюзная организация каменщиков, потребовавшая

лучшей оплаты труда и лучших условий работы (позднее ее члены участвовали в

создании тайной анархистской рабочей группе «Свет»). Печатники и каменщики

некоторое время вместе издавали «Ла Вос дель опри-мидо» («Голос

угнетенного»).

Пополнившись секциями в других городах, конфедерация печатников в 1912 г.

сменила имя на Национальную конфедерацию графических искусств (НКГИ); на ее

первом собрании новую организацию приветствовал и секретаоь каменщиков

Северино Родригес Вильяфуэрте. НКГИ возглавлял комитет директоров, в котором

преобладали «образо-ванные рабочие»; во главе его стоял секретарь по

внутренним вопросам, который координировал работу организации, созывал

собрания, обращался к делегатам, вел протокол, отвечал за финансы и

общественные связи и т.д. Первым секретарем по внутренним вопросам был избран

Амадео Феррес. Число членов НКГИ росло. Общие сессии в 1912 г. проходили

еженедельно в Ринконада-де-ла-Соледад а Нижнем городе в Мехико; помимо этого

каждую пятницу проводились собрания по специальным вопросам. Хотя НКГИ

предпочитала «идеологическую борьбу с капитализмом», она действовала, во

многом, как профсоюз. Хотя и с неохотой, организация стала поддерживать

проведение стачек - елгда условия благоприятствовали этому. В 1911 г.

печатники заставили уступить издателей «Ла Пренса» и «Эль Модело» в вопросе о

сверхурочных (в первом случае потребовалась забастовка, во втором хватило

угрозы). На следующий год в течение 3 недель бастовали работники фирмы «Эль

Либро меркантиль»; НКГИ собирала средства в их поддержку по всей стране.

Конфедерация помогала и бастовавшим печатникам Торреона, хотя те и не входили

в нее. Большинство в НКГИ (Лопес Донес и другие) продолжали предпочитать

умеренную тактику; однако Кинтеро и другие ученики Ферреса среди

«образованных рабочих» проявляли все больше нетерпение. В 1914 г. они взяли

верх и присоединились к «Дому рабочих мира», заявив о готовности «прибегнуть

ко всем необходимым средствам для победы революционного рабочего класса».

Ведущую роль в создании «Дома рабочих мира» сыграл колумбийский беженец Хуан

Франсиско Монкалеано. Он был профессором университета в Колумбии, но вынужден

был покинуть свою страну как анархист и сторонник рево-люции. 2 года

Монкалеано провел в Гаване, откуда вместе с женой и 3 кубинскими товарищами

приехал в Мексику, вдохновленный сообщениями о «революции Мадеро»,

конфедерации печатников и движении Эмилиано Сапаты. Он был горячим

поклонником либертарного педагога Франсиско Феррера и его «рационалистических

школ» для рабочих и попытался убедить печатников в необходимости организовать

такую школу. Феррес и большинство «образованных рабочих» отнеслись к этому

прохладно, не желая пока идти на открытый конфликт с церковью и государством.

Но за-тем ему удалось привлечь к этому делу некоторых из них - будущих

деятелей «Дома» Анастасио Марина, Лоренсо Масиаса, Энрике Арсе и самого

Ферреса. Затем Монкалеано встретился с каменщиками и уговорил присоединиться

четырех ведущих членов, также игравших позднее ключевую роль в «Доме» - Луиса

Мендеса, Элоя Арменту, Пьокин-то Рольдана и Хасинто Уитрона.

Первоначально группа Монкалеано насчитывала 8 членов (Родольфо Гарсиа

Рамирес, Э.Армента, Х.Уитрон, П.Рольдан, Л.Мендес, Киро Эскивель, Х.Тринидад

Хуарес). Они тайно собирались на квартирах членов. На одной из первых встреч

29 июня 1912 г. было решено создать своего рода учебно-агитационный центр под

названием «Лус» («Свет»). Несмотря на финанесовые трудности удалось выпустить

три номера «либертарного рабочего издания» под тем же названием - «Лус». В

нем пропагандировались идеи Флореса Магона и МЛП, анархистские взгляды. Был

опубликован «Анархистский манифест группы «Свет»» из 10 пунктов: просвещать

порабощенный и необразованный народ, свергнуть церковь, правительство и

капитал, ни в коем случае не служить какому-либо политику, требовать отчета у

богачей, государства и церкви, разрушить несправедливые общественные

институты, добиться свободы для порабощенных рабочих, использовать правду как

оружие против несправедливости, бороться со страхом, идти вперед к всемирной

нации, живущей в состоянии абсолютной свободы и взаимного уважения, без

богачей и национальных государств.

В конечном счете, союз каменщиков принял решение поддержать Монкалеано и

помог ему издать статьи Феррера и листовки с призывом к созданию

«рационалистической школы», которые распространялись среди профсоюзов и ра-

бочих. На 8 сентября было намечено открытие школы и рабочего центра, но

правительство Мадеро не допустило это-го. В ходе полицейского рейда

П.Рольдан, Х.Уитрон, Альфонсо Ортега и 5 других членов группы «Свет» были

заключены в тюрьму Белен, а Монкалеано выслан из страны. Арестованных

пришлось отпустить 3 недели спустя после многодневных массовых протестов.

22 сентября 1912 г. на собрании членов группы, освобожденных из тюрьмы и их

сторонников - каменщиков, наборщиков, другие представителей организованного

рабочего класса и даже интеллигентов из среднего класса - был открыт первый

центр Дома рабочих и Рационалистической школы. При этой новой модели Дом

должен был стать своего рода центральным рабочим Советом, занимающимся

организационными, культурными и агитационными вопросами. Во главе Дома стояли

члены группы «Свет» - они планировали и координировали эту работу. Дом стал

проводить публичные заседания по воскресеньям, классы с возможностями записи

были открыты ночами в будни. Была даже создана небольшая анархистская

библиотека. Открытые классы, которые вели члены группы «Свет», привлекли

такое количество рабочих, что группа разработала новую, расширенную

программу. Дом стал учебным центром, в котором существовали курсы по

моделированию, личной гигиене, архитектуре, химии, арифметике, физике,

английскому и ис-панскому языкам, музыке, литературной композиции,

ораторскому искусству, истории. Все классы работали по будням с 6 до 9

вечера; запись была открыта. По четвергам и воскресеньям в конце 1912-1913

гг. проводились специальные дневные сессии, обсуждавшие проблемы

синдикализма, философии и экономики. Вечером в воскресенье работало ка-зино.

В классах преподавали члены ассоциации граждан («независимой гражданской

конфедерации») и члены группы «Свет» - П.Рольдан, А.Диас Сото-и-Гама, Рафаэль

Перес Тэйлор, Х.Уитрон. Активисты группы работали внутри «Дома» как группа

контроля бакунистского типа. В первую очередь, они концентрировались на

образовательной програм-ме «Дома».

Успех «Дома рабочих» в Мехико послужил примером для других городов страны. В

марте 1913 г. возникла группа «Свет» в Монтеррее, которая с 1 апреля начала

выпуск одноименной газеты. В монтеррейскую группу входили преимущественно

радикально настроенные рабочие из Союза плотников и рабочие-каменщики.

Организация клялась в верности «учению Феррера Гуардии», но на деле проявляла

немалую идейную путаницу.

По мере роста образовательных программ «Дома» и увеличения числа участвующих

в них рабочих группа «Свет» в Мехико приняла в январе 1913 г. решение

расширить свои ряды. Она сменила свое название на «Борьба» («Луча») и начала

активную программу создания общенациональных анархо-синдикалистских

профсоюзов. Эти союзы должны были иметь общенациональное представительство в

«Доме» в Мехико и состоять из автономных локалов на уровне предприятий или

провинций. Организация местных синдикатов в региональные «Дома» или

сохранение их в качестве отдельных союзов должна была зависеть от силы

движения в том или ином регионе.

Правительство Мадеро попыталось создать лояльное профдвижение в лице «Большой

рабочей лиги Мексиканской республики». Однако мадеризм терял популярность

соеди рабочих, и членам группы «Борьба» удалось в январе 1913 г. выиграть

выборы руководства в «Большой лиге»; через некоторое время большинство из

входивших в нее рабочих присоединились к «Дому».

Группа «Борьба» решительно возражала против государственного арбитража в

трудовых конфликтах, считая допустимым только прямое действие - стачки,

бойкот, занятие предприятий и демонстрации. Зимой 1913 г. «М.т.алистско-

кооперативный союз работников ресторанов Федерального округа» и радикальный

союз «Свободных и космополитических рабочих» пригласили «Дом рабочих мира»

принять участие в стачке против владельцев «Английского кафе» в столице.

Выступление превратилось в испытание новой тактики. Сочетание стачки и

сидячей стачки внутри кафе парализовало работу ресторана, и администрация

быстро выполнила требования работников, касавшиеся зарплаты и рабочего

времени. За этим последовали и другие случаи применения тактики прямого

действия. Так, когда управляющий магазином одежды «Город Гамбург» уволил

одного из работников за профсоюзную деятельность, члены «Борьбы», «Дома

рабочих мира» и его отделения - «Общества взаимопомощи свободных рабочих»

собрали 2-тысячную демонстрацию перед магазином. Опасаясь обычного в таких

случаях разрушения витрин и столкновений с полицией, власти усилили охрану

близлежащих административных зданий и назначили специальную комиссию, кото-

рая предписала администрацию принять требования бастующих и выплатить

профсоюзу компенсацию. В итоге в январе-марте 1913 г. «Дом» пополнился новыми

профсоюзами и тысячами новых членов - «Мютюалистско-кооперативистским союзом

работников ресторанов Федерального округа», «Обществом взаимопомощи свободных

ра-бочих» и «Космополитическим обществом работников» (оба представляли

работников розничной торговли). Демонстрации продолжались, и через некоторое

время ткачи и работники пошивочной промышленности объединились в «Рабочую

федерацию ткачей» и вступили в «Дом рабочих мира».

Акции прямого действия превратили ДРМ в самую мощную рабочую организацию

страны. Одновременно расширялась культурная работа, пополнялась его

библиотека. Теперь она включала произведения Бакунина, Прудона, Кропоткина,

Штирнера, Фабри, Прата, Лоренсо, Малатесты и др.

Когда в феврале 1913 г. правительство Мадеро было свергнуто правым генералом

В.Уэртой, ДРМ отказался встать на его защиту, заявив, что он не вмешивается в

политику. Но конфликт рабочих с новым режимом был неизбежен.

Мексиканский анархо-синдикализм после августа 1916 г.

После всеобщей стачки в июле-августе 1916 г., закрытия «Дома рабочих мира» и

преследования многих из его наиболее активных членов, синдикалистское

движение в Мехико было задавлено. Рабочие собрания не допускались. Хасинто

Уитрон был один раз арестован за проведение собрания в годовщину казни

Франсиско Феррера. Синдикаты распадались. Прошло 9 месяцев, прежде чем новые

анархистские группы рискнули появиться на поверхности в столи-це.

В июне 1917 г. была сформирована новая группа «Свет» во главе с Уитроном. В

ней согласились открыто участвовать лишь немногие из старых лидеров. Среди

них были Хосе Лопес Донес, Луис Мендес и Энрике Арсе. Несмотря на отсутствие

открытой поддержки, их газета «Лус» была популярна и выходила тиражом в 4-5

тысяч экземпляров (...). В 1918 г. группа «Свет» стала проводить публичные

собрания, культурные мероприятия, фиесты. Группа «Свет» и ее газета помогали

поддерживать анархо-синдикалистский дух в Центральной Мексике в 1917-1920 гг.

Другими, сравнительно менее значительными и большей частью анонимными

анархистскими группами в Мехико в 1917-1918 гг. были «Красные молодые

социалисты», «Автономные» и «Солидарность». Последняя из них почти целиком

состояла из бывших членов Федерации синдикатов Федерального округа. (...)

В других частях страны продолжали действовать или были созданы заново не

менее 20 анархо-синдикалистских групп. Это были: «Дома рабочих мира» в

Гвадалахаре, Тампико и Сантильо, «Рациональная культура» (1918 г.) и

«Восстание» (1918 г.) в Агуаскальентесе, «Жерминаль» (1917 г.), «Вольная

жизнь» (1918 г.) и «Сила и ум» (1917-1918 гг.) в Тампико, «Красные братья» в

Вилья-Сесилия близ Тампико (1918 г.), «Красный рассвет» в Сьюдад-Виктория

(1918 г.), «Франсиско Феррер Гуардия» в Нуэво-Ларедо (1918 г.), «Сознательное

действие» в Монтеррее (1918 г.), «Акратия» и «Ни бога, ни хозяина» в Сьюдад-

Хуарес (1918 г.), «Синдикалистское культурное действие» в Сакатекас (1917

г.), «Наука и свобода» и «Свет и сила» в Толуке (1917 г.). «Освобождение» в

Салтильо (1917 г.), «Безвластническое братство» в Орисабе (1918 г.),

«Либертарная культурная группа» в Леоне (1919 г.).

Наиболее успешными вне Мехико были организационные попытки анархо-

синдикалистов в районе Тампико, где в местный «Дом» входили 16 синдикатов.

Среди рабочих Тампико были организованы поденщики, экипажи портовых судов,

парикмахеры, электрики, металлисты, плотники, портные и печатники. Они

составляли Федерацию синдикатов. «Дом» в Тампико и руководство Федерации

создали свой собственный контрольный орган - «Группу дома рабочих мира».

Руководители заявили в редакционной статье своей газеты «Трибуна роха» о

намерении «сломать влияние буржуазных паразитов» и достичь «классового

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты