Реферат: Анархическое движение в Мексике

Идея». Через несколько лет организация распалась и была реорганизована только

в 1871 г. Но ее основателям - Родаканати, Ф.Салакосте, С.Вильянуэве и

Э.Вильявисенсио предстояло сыграть важнейшую роль в возникновении

мексиканского аграрного и рабочего движения. Ф.Салакоста, родившийся в 1844

г. в семье офицера либеральной армии, в 1854 г. оказался вместе с ней в

столице. Он посещал подготовительную школу, где преподавал Родаканати, а

затем медицинскую школу. Салакоста стал одним из самых пламенных учеников

Родаканати и самых активных организаторов «Ла сосиаль». С.Вильянуэва родился

в Мехико в 1838 г. в бедной семье, ра-ботал ремесленником-мебельщиком, изучал

искусство, затем анатомию в медицинской школе, где он и познакомился с

Салакостой, а через него с Родаканати. Так он стал анархистом.

Э.Вильявисенсио родился в штате Мехико в 1842 г., учился в медицинской школе

и познакомился с Салакостой и Родаканати.

В октябре 1864 г. группа Вильянуэвы приступила к работе с рабочими. Для этого

студенты - ученики Родаканати возродили созданное еще в 1853 г. шляпниками

мютюалистское «Отдельное общество взаимной помощи». Однако теперь оно стояло

на совершенно иных идейных позициях, поскольку в 50-е гг. социалистические

идеи в Мексике были еще неизвестны. Мютюалистские общества занимались

первоначально созданием кассы взаимопомощи и социальными услугами. Теперь им

предстояло стать «ассоциациями сопротивления», вести борьбу за увеличение

зарплаты и сокращение рабочего времени. В ноябре 1864 г. было точно также

реорганизовано «Взаимное общество портных». В марте 1865 г. оба общества

взаимопомощи установили связь с рабочими текстильных фабрик «Сан-Ильдефонсо»

в Тлалнепантле и «Ла-Кольмена» в Мехико и помогли им создать «Взаимное

общество отрасли прядильщиков и ткачей Долины Мехико». Вскоре после этого на

фабриках возник конфликт: владельцы приняли решение увеличить

продолжительность рабочего дня. 10 июня забастовали рабочие «Сан-Ильдефонсо»,

на следующий день - рабочие «Ла-Кольмена». Это была первая забастовка в

истории Мексики. Представитель правительства императора Максимилиана отдал

приказ стрелять по толпе бастующих рабочих «Сан-Ильдефонсо». Множество

человек было ранено, 25 арестовано. Стачка была подавлена (J.M.Hart.

Anarchism... P.20-21, 29-32).

После этого поражения Вильянуэва и Вильявисенсио создали новую группу -

«Индустриально-художественное общество». Оно стало главным центром

анархистской деятельности и организации городских рабочих в 1860-х - 1870-х

гг. Среди его членов вначале преобладали граверы, художники, скульпторы,

перед которыми члены «Ла сосиаль» вели пропаганду прудоновских идей.

Родаканати в это время начал работу с крестьянами. В январе 1865 г. он создал

школу для крестьян в Чалко (юго-восточный уголок штата Мехико). Эта «Школа

луча и социализма» должна была обучать крестьян читать, писать, владеть

ораторским искусством, а также научить их методам организации и объяснить им

либертарные социалистические идеалы. В ноябре 1865 г. на помощь учителю из

Мехико приехал Салакоста. В течение 2 последующих лет они вместе работали в

школе, учили и агитировали крестьян. Ученики, особенно привлекший их внимание

Хулио Чавес Лопес, проявляли большой интерес к социализму и жаждали перемен в

аграрном строе. Родаканати, который не любил насилия, в 1867 г. вернулся на

свое преподавательское место в столице, передав школу Салакосте, человеку

действия, «поскольку школа уже больше не школа, а клуб свободы для свободы».

Родаканати и Салакоста оказали глубокое влияние на Чавеса Лопеса, который

писал о себе: «Я коммунист-социалист. Я социалист, поскольку являюсь врагом

всех правительств, и я коммунист, поскольку мои братья желают обрабатывать

землю сообща». Вскоре после отъезда Родаканати он создал небольшой отряд

стороников и начал нападать на поместья-асиенды между Чалко и Тескоко. В

течение нескольких месяцев его действия распространились на юг до Морелоса,

на восток до Сан-Мартин-Тесмелукен и на запад до Тлалпана. Власти отнеслись к

нему сперва как к бандиту, однако выяснилось, что они столкнулись с широким

народным движением за захват помещичьей земли. Восстание ширилось, к нему

примыкали все новые люди. В марте 1868 г. в район были введены

правительственные войска генерала Куэльяра. Но справиться с партизанской

тактикой Чавеса Лопеса он не мог. В попытке запугать население,

поддерживающее революционеров, он распорядился выслать на Юкатан значительное

число жителей Акуантлы, Чалко, Коатепека и все население городка Чиколоапан.

«Революционное» правительство президента Бенито Хуареса поддержало эту меру,

твердо решив подавить восстание. Однако движение устояло и даже продолжало

расти. В 1869 г. Чавес Лопес переместился в Пуэблу и выдвинул идею всеобщего

вооруженного восстания: «Что вы думаете насчет того, чтобы сделать

социалистическую революцию?» - писал он Салакосте. В юго-восточном углу штата

Мехико он был окружен батальоном правительственных войск, но вырвался с

кличем: «Да здравствует социализм! Да здравствует свобода!». Чавес Лопес

опирался на традиции мексиканской общины - «пуэбло» с ее общинной

собственностью на землю (хотя и с посемейной обработкой) и «свободной

муниципией». 20 апреля 1869 г. он выпустил манифест, призывая мексиканский

народ к оружию для установления нового аграрного строя и сопротивления

угнетению со стороны господствующих классов и политической тирании

центрального правительства. Национальное правительство, поддер-живающее

помещиков, должно было быть заменено автономными населенными пунктами. После

резкой критики помещичьего землевладения и эксплуатации и церкви, документ

формулировал программу восставших:

«Чего мы хотим?.. Мы хотим: земли, чтобы возделывать ее в мире и собирать с

нее урожаи в спокойствии; ликвидировать систему эксплуатации и дать свободу

всем, чтобы они могли селиться в местах, которые смогут их прокормить, не платя

никакой дани; дать народу свободу объединяться в той форме, которую он сочтет

более приемлемой, создавая крупные или небольшие сельскохозяйственные общества,

которые будут сохранять бдительность в деле совместной обороны, не нуждаясь в

тех, кто будет отдавать им приказы извне и наказывать...Как либералы, мы

отвергаем любое угнетение. Оно ранит нас, как социалистов. Как люди, мы

отвергаем его. ЛИКВИДАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ!

Мы хотим земли, мы хотим порядка, мы хотим воли. Мы должны сами освободить

себя от всех наших бед; мы хо-тим мира и стабильности. Наконец, мы хотим

установления общественного договора между людьми на основе взаим-ного уважения.

Да здравствует социализм! Да здравствует свобода!».

Вскоре после издания манифеста силы генерала Куэльяра окружили и схватили

Чавеса Лопеса. Но уже через несколько дней крестьяне напали на солдат и

отбили его и его товарищей. Укрывшись в холмах, Чавес Лопес создал новую

армию восстания и атаковал город и поместье Сан-Мартин-Тесмелукан между Чалко

и городом Пуэбла. Войска в панике бежали, побросав оружие. Восставшие собрали

деньги и оружие и, создавая прецедент, сожгли муниципальные архивы,

фиксировавшие права собственности. То же самое произошло в городе Аписако в

Тласкале. К восстанию присоединялись все новые отряды. Расширяя агитацию и

сферу действия, Чавес Лопес послал 50 человек во главе с Ансельмо Гомесом на

север, в штат Идальго.

Занимая местность, Чавес Лопес зачитывал и разъяснял манифест,

экспроприировал поместье и раздавал землю крестьянам. Продвигаясь на север,

он умело уклонялся от столкновения с главными силами генерала Куэльяра. Отряд

Гомеса тоже вырос до 150 человек и 11 июня занял город Чиконтепек в

Веракрусе. Но восставшим не хватало оружия. Чавес Лопес переместил лагерь из

родного города Тескоко к более крупному Актопан в 17 милях северо-западнее

Па-чуки. Там он начал готовиться к атаке на город, но правительственные

войска опередили его и схватили. Его достави-ли в Чалко и по приказу

правительства Хуареса расстреляли во дворе «Школы света и социализма» утром 1

сентября 1869 г. Перед гибелью он крикнул: «Да здравствует социализм!»

(J.M.Hart. Anarchism...P.32-42).

Родаканати и его товарищи продолжили работу среди рабочих в Мехико. В 1866-

1867 гг. члены «Индустриально-художественного общества» (SAI) активно

привлекали на свою сторону общества рабочего сопротивления и взаимопомощи.

Внутри SAI разгорелась борьба между анархистами-радикалами и умеренными

либералами - сторонниками правительства Хуареса, безуспешно пытавшимися

оттеснить Вильянуэву от руководства организацией с помощью ря-да дискуссий и

оргвыборов. В декабре 1867 г. им это на время удалось. Но анархисты вскоре

перешли в контрнаступление. В январе 1868 г. Вильянуэва смог помочь

организоваться рабочим текстильной фабрики «Ла-Фама-Монтаньеса» в Тлалпане, а

затем сплотить их и рабочих текстильных предприятий «Контрерас», «Ла-Абеха» и

«Тиса-пан» во «Взаимный союз ткачей округа Тлалпан». 8 июля 1868 г. рабочие

«Да-Фама-Монтаньеса» провели первую в мексиканской истории успешную

забастовку, требуя улучшения условий труда и сокращения рабочего дня для

женщин. Их победа вернула Вильянуэву на роль председателя SAI. В течение

июля-августа 1868 г. возник ряд новых анархистских рабочих ассоциаций - «Союз

ткачей Мирафлореса», «Социалистическая ассоциация мексиканских печатников»,

«Взаимное общество столярной отрасли», «Взаимный союз каменщиков». Были

реорганизованы раннее разгромлены рабочие общества на фабриках «Сан-

Ильдефонсо» и «Ла-Кольмена». Активисты-ремесленники из новых ассоциаций -

Бенито Кастро, Педро Ордоньес, Рикардо Велатти - позднее вошли в «Ла

сосиаль».

Вильянуэва планировал собрать в 1868 г. всеобщий рабочий конгресс, создать

постоянную ассамблею делегатов от обществ, но все эти планы не удалось

осуществить из-за нехватки средств. В 1869 г. он создал группу радикальных

рабочих активистов - «Пролетарский кружок», в который вошли также Б.Кастро,

П.Ордоньес, Р.Велатти, А.Сильва, Ф.Салакоста, портной Хосе Мариа Гонсалес, Х.

да Мата Ривера, Э.Меса и Р.Перес де Леон. Он должен был координировать

рабочие действия, прежде всего, в текстильной отрасли, и распространять

социалистические идеи. Позднее они получили журнал Первого Интернационала,

что оживило стремление к созданию центральной организации. 10 января 1870 г.

Вильянуэва и его товарищи разослали призыв к созданию «Всеобщего центра

организованных трудящихся». Центр собрался 16 сентября и переименовал себя в

«Большой круг рабочих Мексики». В новой организации доминировали анархисты;

Салакоста выступил с резкой критикой либералов. 20 марта 1871 г. было

возрождено и общество «Ла сосиаль» с участием Родаканати, Салакосты, Кастро,

Велатти и Ордоньеса. Манифест общества провозглашал: «... Мы хотим ликвидации

всех систем правительства и свободы для всех работников физического и

умственного труда во Вселенной».

В начале 1871 г. Вильянуэва был избран председателем «Круга» и развернул

активную кампанию по привлечению новых членов. 9 июля начала выходить первая

мексиканская социалистическая газета - «Эль Сосиалиста»; ее статьи, многие из

которых были членами «Ла сосиаль», выражали анархистские идеи. Газета стала

органом «Круга». Обще-ство «Ла сосиаль» вошло в «Круг» и направило своими

делегатами Велатти, Ордоньеса и Кастро. Большинство вновь созданных рабочих

организаций взаимопомощи в Мехико примыкали к «Кругу». В него могли входить и

индивиду-альные члены, если они были рабочими и не состояли в политических

партиях. Коллективные члены «Круга» могли принимать в свой состав даже

отдельных предпринимателей, если за них ручались их работники (обычно речь

шла о ремесленниках, расширивших свое дело). «Круг» находился под идейным

влиянием анархистов. Он заявлял, что «борьба за полное освобождение рабочего

класса должна вестись самим рабочими, использующими в качестве своего

последнего оружия социальную революцию, которая осуществит социалистический

мир великолепия, справедливости и правды».

На протяжении 1871 г. в руководстве «Круга» преобладали радикалы:

председатель Вильянуэва, второй секретарь Кастро (активист «Ла сосиаль»),

третий секретарь Алехандро Эррера, четвертый секретарь Понсе де Леон

(активист «Ла сосиаль»). Проправительственную группу представлял вице-

президент Ромеро. Первый секретарь Мата Ривера был нереволюционным

социалистом и держал нейтралитет.

Под влиянием идей, исходящих из Мехико, рабочие общества сопротивления и

кооперативы стали возникать по всей стране. В Сан-Луис-Потоси 3 новые группы

объединились в «Ассоциацию рабочих Потоси» и установили контакт с «Кругом» в

Мехико. Рабочие, создавшие общество взаимопомощи в Толуке, присоединились к

«Кругу» 8 ноября 1871 г. В период подъема движения в начале 1870-х гг.

красно-черный флаг анархизма стал официальным символом мексиканского рабочего

движения. .

Со смертью Вильянуэвы в 1872 г. ситуация начинает меняться. Ромеро,

заменивший его на посту председателя «Круга», при поддержке Кано соглашаются

принять помощь от режима нового президента С.Лердо де Техада. Они выступают

за сотрудничество с режимом и программу парламентского законодательства. У

анархистов не было большинства в «Круге», но они пользовались большим

влиянием среди рядовых активистов; многие рабочие вступали в основанные ими

«общества сопротивления». 1 августа 1872 г. вспыхнула стачка на шахте «Реаль-

дель-Монте» близ Пачуки (штат Идальго), где английские владельцы объявили о

сокращении заработной платы. Рабочие потребовали восстановить прежнюю ставку

и сократить рабочий день с 18 до 16 часов в день. «Круг» оказал забастовке

поддержку. Шахтеры смогли достичь лишь весьма ограниченного успеха, но,

воодушевленные этим и пламенными статьями в «Эль Сосиалиста», они создали

«общество сопротивления». Правительство ответило тайной высылкой ряда активи-

стов в отдаленные штаты - в Кампече и на Юкатан. Та же судьба постигла

рабочих «Ла-Фама-Монтаньеса», забасто-вавших 9 сентября: введенные войска

заставили их вернуться на работу. Помощь от «Большого круга» в Мехико ока-

залась явно недостаточной.

На протяжении 1872-1875 гг. анархисты реорганизовали силы, опираясь на

значительное меньшинство делегатов от тех обществ взаимопомощи и

сопротивления, в которых у них было влияние. Организационной базой усилий

анар-хистов стало SAI, общество «Ла сосиаль» было ими распущено. В качестве

печатного органа SAI была создана газета «Эль Обреро интернасиональ»

(«Интернациональный рабочий»).

Мексиканские анархисты в 1870-х гг. активно пропагандировали кооперативные

идеи, считая мютюализм недоста-точным и не имеющим программы, альтернативной

по отношению к капитализму. Они призывали к созданию системы эгалитарных и

экономически независимых кооперативных общин параллельно существующей

капиталистической системе. В 1872 г. Велатти удалось перевести в русло

кооперативизма мютюалистское «Прогрессивное общество плотников». «Круг»

приступил к попыткам создания кооперативных мастерских. Позднее в 1872 г.

начались общие усилия по реорганизации обществ взаимопомощи в кооперативы.

Одним из инициаторов выступил Хуан де Мата Ривера, зачитывавший на общих

собраниях «Круга» книгу Ф.Гарридо «История рабочих ассоциаций в Европе». 16

сентября 1873 г. на собрании «Круга» Велатти призвал членов утвердить

кооперативизм - ориентацию на создание потребительских кооперативов,

кооперативных предприятий, железных дорог и т.д.

Анархисты 19-го века не были противниками индустриализма и не понимали его

связи с капитализмом. Они приветствовали эту сторону мексиканской Реформы, с

уважением относились к промышленной революции, развитию, созданию новых

фабрик. Они выступали за программу аграрного развития, финансируемую

региональными кредитными банками. Однако капитализм, в их представлении,

должен был быть заменен обществом рабочих кооперативов. Начать же предстояло

с организации кооперативных союзов еще в рамках капитализма. Как объяснял

Хосе Мариа Гонсалес, когда рабочие соберут «достаточно денег, они должны

создать кооперативные магазины, снабжаемые... (их продуктами). Другие

ассоциации будут производить блага, продаваемые в магазинах. Таким образом,

рабочий станет независимым от капиталиста и стоимость, возвращающаяся к нему

за его труд, возрастет». Крупнейшим успехом мек-сиканского кооперативного

движения того времени стало в 1876 г. преобразование рабочего квартала в

Мехико - «Рабочей колонии Буэнависта» в «Кооперативную ассоциацию рабочих»;

ее председателем был избран иммигрант из Ис-пании Хосе Муньусури, член «Ла

сосиаль».

В 1874 г. в «Круге» насчитывалось уже 8 тысяч членов. В 1876 г. радикалы

стали отвоевывать позиции у умеренных лидеров. Они подвергли критике

получение помощи от правительства, создание профсоюзов отдельных фирм по

соглашению между хозяевами и руководством «Круга», отказ поддержать стачку на

«Ла-Фама-Монтаньеса», а также консерватизм «Эль Сосиалиста». Их органом стала

газета «Эль Хихо дель трабахо» («Сын труда»), редактируемая Муньусури.

С конца 1875 г. усилилось стремление к созыву общенационального рабочего

конгресса. «Круг» создал специальный комитет по этому вопросу; формальное

предложение о проведении представил издатель «Эль Сосиалиста» и друг

Родаканати Мата Ривера. Наконец, 5 марта 1876 г. в помещении SAI впервые

собрался «Всеобщий рабочий конгресс Мексиканской республики».

В директорат Конгресса не был избран ни один из членов умеренного крыла

«Круга», а из радикалов «Круга» - только Хосе Муньусури. Множество делегатов

представляло более радикальные группы, в том числе SAI. Однако чле-ны

директората избирались только на один месяц, и впоследствии в нем были

представлены и оба крыла «Круга». Манифест, принятый на Конгрессе, отражал

распространение либертарно-социалистических идей. В нем содержались призывы к

«социально гарантированным» и кооперативным предприятиям, «освобождающим

рабочих от капиталистического ига», к «независимости от индивидуальных и

капиталистических интересов».

7 мая 1876 г. было реорганизовано общество «Ла сосиаль». В учредительной речи

Родаканати говорил о необходимости помочь развитию кооперативного движения,

создать международную рабочую организацию и «авангардную» революционную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты