Реферат: Александровские Мореходные Классы

учеников в местных мореходных классах значительно увеличилось за минувший

год, и теперь налицо состоит 16 человек учащихся. Кроме того, несколько

человек находится заграницею в плавании на разных пароходах.» В городском же

училище в это время обучается 109 человек (и только четверо из них – в

выпускном классе).

Чуть позже тот же «Владивосток» не преминет вставить свои традиционные

шпильки: «учителя не посещают классов, ученики не учатся и делают что хотят,

живут без надзора и влияния со стороны администрации классов», - жалуются

кругом. но администрация классов не считает своим долгом, как это делают

классы Либавские, Виндавские и др., блеснуть богатым процентом успешно

окончивших курсы (в Либавских - половина). Ведь этак недалеко до фиктивных

классов с фиктивными учениками.» и, попрекнув тем, что на содержание классов

уже израсходовано до 24 тыс. руб., ехидно посоветовать: «местные мореходные

классы, из бывших воспитанников которых совсем почти не вышло капитанов и

штурманов, может быть пригоднее оказались бы для создания контингента цеха

владивостокских лоцманов.»

В том же году Министерство финансов возбуждает вопрос о передаче

владивостокских мореходных классов в свое ведение.

По докладу председателя Императорского Общества для содействия Русскому

торговому мореходству Е.Н. Носа на проходившем в Москве в конце 1895 г.

Третьем съезде учителей мореходных классов, в течение последних 19 лет в

таких классах по всей России обучались до 20 тыс. человек. Каждый пятый из

них выдержал испытание на судоводительское звание, т.е. классы эти дали

стране более 4 тыс. судоводителей: половина из которых получила низшее

судоводительское звание, 3/8 – среднее и только 1/8 – высшее (шкипера

дальнего плавания). Всего же в России существовали на тот момент 41

мореходные классы (в 1879 г. их было всего 32). Содержались классы за счет

казны и местных источников (только за последние 16 лет отпуск местных средств

на профессиональное морское образование удвоился): в 1895 г. государство

потратило на них 46 тыс. руб., а общество – 88 тыс. (в 1879 г.,

соответственно, 45 и 65 тыс. руб.). В 1879 г. в классах обучалось 968 чел., а

в 1895-м – 1318, т.е. число учеников возросло на 30%, при увеличении общих

расходов на 35% [9]. Подробные отчеты о работе мореходных школ ежегодно

публиковались в специальных выпусках издаваемых вышеупомянутым Императорским

Обществом «Известий».

Что же касается качества подготовки в них, то точнее всего его

охарактеризовал М.С. Хоминский, заведующий Бериславским мореходным классом (и

сам выпускник такой же мореходки):

«Вспомнил я наши мореходные классы и сотни шкиперов и штурманов, которых они

фабриковали с лихорадочной поспешностию. Кому нужны были эти штурмана

дальнего плавания, еще ни разу не державшие в руках секстана? Правда,

мореходные классы давали довольно солидную теоретическую подготовку; мы знали

все астрономические формулы, могли быстро и с ужасной точностью решать

сложные астрономические задачи, знали как пользоваться разными таблицами; но

без соответствующей практики все это очень быстро улетучивалось из головы.

Кто же виноват в том, что ученики мореходных классов, оканчивая курс и

получая дипломы на разные судоводительские звания, не умеют обращаться с

мореходными инструментами и приборами? .мы ни в училище, ни во время

практического плавания, не имели практики, соответствующей тому званию, на

которое нас приготовляли. Лица, имеющие сношение с питомцами наших мореходных

классов, в один голос признают их мало развитыми, мало сведущими и проч.»

[29]

Кстати, у соседней с нами Японии в это время было 3 мореходных школы: в

Токио, в Осаке и в Хакодате (лучшими считались первые две). Учеников в них

набирали в возрасте 14-20 лет (сдавали 4 вступительных экзамена – по чтению,

письму, арифметике и географии). Занятия начинались в сентябре, на двух

отделениях – морском и механическом. После годичного теоретического курса

(основной метод подготовки - зубрежка) с парусными учениями 2 раза в неделю,

следовала трехлетняя практика на коммерческих судах, затем – выпускной

экзамен при школе с присвоением звания 2-го помощника капитана [9].

10.

«.наше общество в большей его части – служащий люд, несклонный к

самостоятельности и привыкший к тому, чтобы начальство думало и решало за него,

избавляя его таким образом от излишней мозговой работы. Но вопрос о том: чему и

как обучается юношество есть вопрос о будущности наших детей, о будущности

следующего поколения, а потому никто не имеет права безучастно относиться к

нему, независимо от служебной или иной деятельности.»

В.Лапин, владивостокский педагог, 1892 г.

Почему-то до сих пор принято описывать первые полтора десятка лет

владивостокской мореходки только с позиций тогдашнего еженедельника

«Владивосток». Между тем, всем хорошо известно, что новый редактор его, Н.В.

Ремезов, был «на ножах» с редактором и издателем второй (и конкурирующей)

приморской газеты «Дальний Восток» В.А. Пановым, начальником Александровских

мореходных классов. Взаимное неприятие этих двух весьма заметных в городе

людей доходило до того, что чуть ли не в каждый Новый год Николай

Владимирович обязательно преподносил в своей газете (как поздравление с

праздником) какую-нибудь гадость Виктору Ананьевичу. Вроде такой, например:

Праздничная картинка.

Трое учеников мореходных классов, прогулявшись по городу с гармоникой,

расплачиваются с извозчиком следующим оригинальным способом. Один держит

извозчика за руки, тогда как двое других усиленно лупят его в шею. И все это

под аккомпанемент той же гармоники и волшебных звуков «Маргариты». (№1 –

1896 г.)

Что касается объективности и достоверности подобных «информаций», то

попробуйте-ка сосчитать участников «картинки»: один держит, двое лупят – а

кто ж тогда на «той же гармонике» играет (ведь их только трое), неужто сам

извозчик – разумеется, от «радости» (да еще и песню про Маргариту благим

матом орет)?..

Или такой вот пассаж: «31 января в зале Окружного суда назначено было к

слушанию дело по обвинению 3 учеников местных мореходных классов в убийстве

во время драки на Орлином гнезде китайца. Дело это однако было отложено в

виду того, что у обвиняемых не было защитников.» Если б дело это получило

ход, г-н Ремезов, полагаю, не преминул бы его подробнейше в своей газете

осветить. Но поскольку он больше о том ни разу не упомянул, можно

предположить, что обвинение «3 учеников мореходных классов» так и не нашло

подтверждения.

Всю степень раздражения нового редактора «Владивостока» внезапно появившимся

конкурентом вполне иллюстрирует следующий эпизод: из множества официальных

сообщений он в первые же январские дни 1893 г. выбирает и с наслаждением

публикует на открытие первой полосы именно то, что касается новоявленного

коллеги по газетному цеху (где ж вы, пресловутые журналистские солидарность и

поддержка? Ау!):

Приказ Командира Владивостокского Порта

от 8 января № 26.

За неправильное напечатание в газете «Дальний Восток» в № 2 известия, что

солдат зарезан двумя музыкантами Сибирского Экипажа, что до сих пор еще не

подтверждается, Штабс-Капитан Панов арестовывается мною на пять дней при

Портовой дежурной комнате. Предлагаю Капитану 1 ранга Бойлю приказ этот

привести в исполнение.

Дескать – не выноси сор из избы, сохраняй верность мундиру, писака! (А

заметка-то, за которую Панова здесь третируют, всего лишь в шесть с половиною

строчек, к тому ж – без подписи (орфография мной сохранена): «Солдат, о кот.

мы писали в прошл. №, как нам передают теперь, зарезан двума музыкантами

Сибирского Флотского Экипажа, по просьбе жены убитого, которая им заплатила,

как говорят, за эту кровавую расправу. Убийцы арестованы.» И всё!..)

Не от таких ли приказов и гонений уже через полтора года Панов подает в

отставку? Не от них ли он все более отдается газетному делу, забывая даже о

заведывании мореходными классами? Да так отчаянно «газетничает», что тот же

«Владивосток» буквально стонет в ответ: «С появлением в нашем городе

«Дальнего Востока» положительно нельзя выступить с гласным обсуждением

какого-либо вопроса, не рискуя быть облаянным чуть не площадными словами. Это

имеет вид, будто газета эта хочет установить монополию своего слова и запугать

нерешительных высказывать свое мнение. Это какое-то литературное бандитство,

имеющее целью вселять к себе страх» и т.д.

К сожалению, Виктор Ананьевич не оставил на страницах своей газеты никаких

откликов на экзерсисы «Владивостока» в адрес возглавляемой им мореходки. Но

вот вам оценка, данная мореходным классам другим современником (В. Лапиным,

издавшим за свой счет тоненькую брошюрку «В интересах нашего юношества»),

менее предвзятая:

«При взгляде со стороны поразительно то равнодушие, с которым наше местное

общество и наша местная печать относились к делу народного образования.

Учебное дело в нашем крае находится в настоящее время именно в том положении,

когда кроме практиковавшейся до сих пор правительственной заботы о нем,

становится существенно-необходимою забота общественная. В селениях края

учреждены сельские школы, в самом Владивостоке, как областном городе, -

элементарные школы, портовая школа (морского ведомства), городское училище,

среднее женское училище и мужская классическая прогимназия, обращение которой в

гимназию есть только вопрос времени, словом учреждены все те учебные заведения,

которые признаны правительством одинаково-необходимыми в каждой местности

государства по одному и тому же общему плану. Ввиду особого положения края в

стратегическом отношении, многочисленности военного элемента в крае и прочих

военных соображений учреждена в г. Хабаровке приготовительная школа Сибирского

кадетского корпуса. Воспитание в приготовительной школе и отправка учащихся для

дальнейшего образования в самый кадетский корпус приняты на казенный счет, так

что не будет ошибкой, если мы скажем, что для нашего учащегося юношества вполне

доступны два вида среднего образования: военное и классическое. Предоставив

возможность низшего начального образования всем желающим и устроив средние

училища для приготовления своих будущих слуг: чиновников и офицеров,

правительство сделало все, что можно было ожидать в данном случае. Дальнейшее

более прикладное практическое образование не может уже явиться без общественной

инициативы. Но и в этом направлении правительство сделало первый шаг при полном

молчании общества: мы говорим об учреждении мореходных классов в

Владивостоке, учебного заведения, имеющего целью подготовлять уже не к

государственной службе, а к практической деятельности, необходимой в нашей

местности. Появление мореходных классов конечно должно считаться своевременным.

Владивосток – порт и уже по одному этому обучение мореходному делу представляет

местную необходимость, хотя карьера воспитанников, окончивших курс в них, не

может считаться обеспеченной ввиду занятия огромного большинства должностей на

существующих судах и малого развития каботажного плавания. И этот первый шаг по

пути практического образования юношества может служить нам руководством и

основанием для дальнейших забот общества в том же направлении. Подобно тому,

как нельзя рассчитывать на шкиперскую вакансию для каждого ученика

мореходных классов, точно также и даже более того, нельзя рассчитывать и на

то, что вся молодежь, учащаяся в настоящее время в средних учебных заведениях,

найдет себе места на государственной службе.» [19]

В общем, как отмечалось позже в одном из отчетов Владивостокского Морского

общества, «дело было сделано, но слишком поздно. Чего опасался контр-адмирал

Эрдман, то и случилось: ближайшие прибрежные воды стали ареной китайских

мореходов, запестрели иностранные флаги в крупном каботаже и наш край попал в

цепкие лапы иностранцев. Мореходный класс ежегодно выпускал и увеличивал кадр

безработных судоводителей, ибо им негде было применить свои познания при

существующем положении вещей.» [22]

11.

«Лишь своими флотами для дальних плаваний европейские и американские народы

отличаются от полудиких азиатцев.»

Х.М. Вальдемар.

Еще весной 1893 г. М.С. Хоминский, заведующий Бериславским мореходным

классом, писал: «У нас десятки лет говорят о коренном преобразовании

существующих мореходных классов; хотят эти классы стереть с лица земли, чтобы

не осталось камня на камне, и не решаются тронуть хотя один волосок в

существующем положении о классах и программе. Следовало бы постепенно

изменять и дополнять их сообразно указанию опыта и современному требованию.»

Система явно нуждалась в упорядочении. К началу XX века реформа коммерческого

морского обучения в стране окончательно назрела.

6 мая 1902 г. издаются Закон об изменении действующих правил о судоводителях

на морских судах торгового флота и Положение о мореходных учебных заведениях

Министерства финансов, готовившиеся еще с 1885 года. По новым правилам водить

российские суда разрешается только русским подданным, имеющим диплом

судоводителя. Исключение составляли водители грузовых судов вместимостью до

100 регистровых тонн. Каждое из вновь установленных званий – штурмана и

капитана – имело четыре разряда. Увеличен был и плавательский ценз: 48

месяцев для штурмана I разряда (24 – для IV-го), 72 месяца для капитана I

разряда (42 – для IV-го).

По новому Положению мореходные классы были закрыты и вместо них стали

организовывать 3-х классные училища дальнего плавания и 2-х классные –

каботажного. Кроме того, были открыты 3-х и 2-х классные шестимесячные

мореходные школы для практиков (имевших плавстаж не менее 12 месяцев и

подготовку в объеме начальной школы) и 3-х классные восьмимесячные

подготовительные мореходные школы для подростков, не имевших начального

образования (однако знавших чтение, письмо и четыре правила арифметики). Для

распространения знаний, «относящихся до торгового мореплавания среди лиц,

занимающихся мореходным промыслом», также открывались специальные курсы.

Учебные планы мореходных училищ и школ по своему объему значительно

превосходили учебные планы прежних мореходных классов. [4]

В последний год своего существования первая владивостокская мореходка имела

следующий вид:

Александровские мореходные классы.

Занятия производятся в помещении владивостокского городского училища по

вечерам; 2 класса; проходят русский язык, английский (руковод. Нурок, преподав.

г. Газе), математику, арифметику (руководство Малинина), геометрию (руковод.

Вулиха), прямолинейную и сферическую тригонометрию (руковод. Дмитриева),

начатки алгебры (до уравнения с 1 неизвестным), навигацию (руковод. Лукина,

Зыбина, преподават. штурман г. Михельсон), астрономию, морскую практику – лоцию

морской картографии (руковод. Вахтина), пароходную механику (преподав. г.

Фогт), законоведение – торговое право (руковод. Струкова).

Прошения о приеме в число слушателей подаются в августе на имя заведующего

классами В.А. Панова, с приложением документов: метрики о рождении,

свидетельства о привитии предохранительной оспы; число учащихся около 35

человек; чтобы быть допущенным к экзамену, необходимо иметь 21 год от роду,

удостоверение о плавании: для получения звания штурмана дальнего

(по-видимому, здесь ошибка, должно быть: «каботажного», - В.К.)

плавания – за 16 месяцев, для звания штурмана дальнего плавания – за 24 месяца;

желающие держать экзамен на звание шкипера дальнего плавания должны представить

удостоверение о плавании в течение 1 года в звании штурмана дальнего плавания и

сдать дополнительный экзамен из астрономии. До сих пор принимали подававших

прошения без конкурса и без всякого экзамена; в будущем предполагается

подвергать вступающих поверочному испытанию в объеме курса прогимназии без

древних и новых языков. Платы за учение нет.» [26]

Штатным был в классах только один преподаватель (он же – «помощник

заведывающего классами»), поручик корпуса флотских штурманов, «заведывающий

набережной и помощник капитана над Коммерческим портом» Алоизий Алоизиевич

Де-Шей, остальные – надворный советник Константин Николаевич Кулакович

(преподаватель городского училища), не имеющий чина Иван Николаевич Газе,

Д.И. Дюков, Н.А. Иванцов и механик, штурман дальнего плавания, полковник

запаса Николай Андреевич Фохт – числились вольнонаемными [1].

После преобразования Александровских мореходных классов в Александровское

училище дальнего плавания В.А. Панов вошел в состав думского Попечительного

(над училищем) комитета [23].

12.

“Условия труда и жизни моряков торгового флота были неимоверно тяжелыми. Они

были подлинными пролетариями, в большинстве своем не имевшими на суше ни

имущества, ни угла, ни приюта. На случай болезни и по старости не давалось

никакого обеспечения. Отсутствовало законодательство об охране труда.

Эксплуатация была жесточайшая, особенно на парусных судах. На пароходах условия

работы были несколько легче, но и там трудовое напряжение доводилось до

предела.”

В.П.Голионко, старый большевик-подпольщик.

1902-й год (последний год существования Александровских мореходных классов)

вновь ознаменовался для Владивостока борьбой с «неожиданной эпидемией

холеры», на которую потрачено только из городской казны не меньше 56 тысяч

рублей ($28.000, т.е. 1% стоимости не так давно проданной Аляски). Столица

Приморья в этот год буквально вся засыпана была известью, цена на которую

вмиг подскочила до цены сахарного песка (отнюдь не самого дешевого для

дальневосточья продукта): «денег на борьбу с холерой ухлопали уйму в

сравнении с бюджетом города» (а точнее – четверть городской казны). Горожан

постоянно смущали слухи то об эпидемиях чумы в Токио и кори на Камчатке, то о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты