Реферат: Александровские Мореходные Классы

младшего преподавателя корпуса флотских штурманов подпоручика Де-Шея, не

штатными преподавателями: инспектора владивостокского городского училища

Морошкина, преподавателя английского языка владивостокской мужской

прогимназии Руберга, помощника старшего инженера-механика Подгурского.

Должности же преподавателей морской практики и такелажных работ оставить

вакантными, пока не выяснится состав учащихся.

2. Мореходные классы временно поместить в городское училище.

3. Число уроков в каждом из двух классов распределить следующим образом (в

неделю): а) в младшем классе: навигация (и астрономия) – 4 урока, арифметика

(и алгебра) – 4 урока, геометрия – 3 урока, плоская тригонометрия – 3 урока,

физическая и морская география (лоция) – 1 урок, морская практика – 1 урок,

морское законоведение – 1 урок, пароходная механика – 2 урока, английский

язык – 4 урока, русский язык – 1 урок;

в) в старшем классе: астрономия (и навигация) – 5 уроков, алгебра (и

арифметика) – 3 урока, геометрия – 1 урок, сферическая тригонометрия – 3

урока, морская практика – 2 урока, морское законоведение – 1 урок, пароходная

механика – 2 урока, английский язык – 3 урока, русский язык – 2 урока. Всего

по 24 урока в неделю в каждом классе.

Постоянных занятий в каждом классе определить ежедневно по 3 урока с 2

½ до 6 час. по полудни и дополнительных по 3 раза в неделю для каждого

класса (через день) еще 2 урока в день с 12 ½ до 2 ½ час. по

полудни. Указанное распределение занятий зависит от распределения их в

городском училище, где один класс освобождается с 12 ½ час., а другой

с 2 ½ час. по полудни. Сверх того, утреннее время уделить на

такелажные работы, осмотр портовых мастерских и завода, а также на изучение и

сборку судовых машин.

Штатному заведующему классами определили годовое содержание в 900 руб., а

приходящие преподаватели должны были получать по 1 руб. 75 коп. за каждый

урок [9].

7.

“Прохладой веет с океана.

Ночною мглой одет восток.

Пронизан сыростью тумана,

Спокойно спит Владивосток.

Едва заметны очертанья

Стоящих в гавани судов.

Среди всеобщего молчанья

Лай раздается только псов,

Да сторож-манза, знак давая,

Лениво в доску простучит.

И снова смолкнет все. Немая

Над спящим портом ночь царит.”

Л.Волков. (Газ. «Владивосток» № 46 – 1893 г.)

Официальное открытие Александровских мореходных классов состоялось в здании

Владивостокского городского училища 14 ноября 1890 года.

День этот ничем особенным не примечателен для России: находящийся в плавании

на Дальний Восток Наследник Цесаревич в Каире поднимался со своими спутниками

на египетские пирамиды, а «бедуины исполняли ему занимательную пляску»; в

Лондоне 10 фунтов стерлингов можно было купить за 84 руб. 85 коп., в Гамбурге

100 марок предлагали за 41 руб. 60 коп., а в Париже – 100 франков за 33 руб.

60 коп.; золотой российский полуимпериал стоил 6 руб. 84 коп., серебро шло по

1 руб. 11 коп.

Накануне из владивостокского порта отправилось германское судно «Цито»,

назавтра готовился отходить шевелевский пароход «Новик» с грузом морской

капусты и с китайскими рабочими, ожидались «Байкал» и японский «Токачихо-

мару», с уходом которых навигация должна была закрываться.

Вся Империя отмечала 14-го ноября «день рождения Ея Императорского Величества

Государыни Императрицы». Владивосток, как и положено, был в этом деле первым

(по времени): с утра в городской церкви и в церкви Сибирского экипажа

благодарственный молебен с провозглашением многолетия всему царствующему

дому, после чего орудия крепости произвели громкий салют и состоялся «парад

войскам». Весь город, по обыкновению, украсили флагами [9].

Вот метеосводка того дня во Владивостоке:

Часы

Баром. при 0

Направл. и сила ветра

Состоян. погоды.

Влажн. в %

Температура воздуха по Со

7 утра

759,5NO 6обл. 662- 4

1 дня

756,6NW 4обл. 1085- 1

9 веч.

755,2OSO 3ясно 588+ 5

Несмотря на совсем уже по-зимнему серое пасмурное небо и холодный северный

ветер (к вечеру он, однако, сменился на юго-восточный, давление стало падать,

увеличилась влажность, резко потеплело и небо прояснилось), эта среда

середины ноября наверняка запомнилась самым ярким днем жизни для тех 11

мальчишек, что были «приняты учениками мореходных классов» и собрались у

деревянного здания городского училища. Вот что писала об этом событии

единственная на весь край газета «Владивосток» (в № 46 за 1890 г.):

Открытие мореходных классов.

14 ноября, после церковной службы, в здании городского училища был отслужен

молебен, по случаю открытия Александровских мореходных классов. На этом

торжестве были представители морских, военно-сухопутных и гражданских

властей, народного просвещения, купечества и некоторые граждане. Тут же

находились 11 чел. воспитанников открываемых мореходных классов. По окончанию

молебена г. военный губернатор генерал-майор П. Ф. Унтербергер обратился к

присутствующим с следующею речью:

“Милостивые государи, мы присутствуем на торжестве открытия первого в своем

роде учебного заведения на нашей окраине, заведения, имеющего целью образовать

людей, посвящающих свою жизнь работе – быть вожаками судов на море. Насколько

такого рода заведение вызывается естественною здесь потребностью –

распространяться я считаю лишним, это слишком очевидно. Русский коммерческий

флаг – редкий гость на нашем побережье, настолько редкий, что до настоящего

времени здесь нельзя было во всей целости сохранить каботаж в исключительно

русских руках, как того требует закон, не затормозив тем и без того

недостаточно еще окрепшую торговлю в прибрежных пунктах области. С лишком

десять лет трудились разные лица и учреждения над вопросом осуществления здесь,

в городе, мореходных классов, видя только в них залог, чтобы судоходство нашего

прибрежья сосредоточилось исключительно в руках русских подданных. Сочувствие

этому делу выразилось и в частных пожертвованиях, доходивших до 10 т. руб.; но

весь труд подробной разработки этого дела и существенная часть материального

его обеспечения выполнены были Владивостокскою городскою думою; представление

ее с ходатайством местной администрации, энергически поддержанные

генерал-губернатором края, встречены были сочувственно в правительственных

сферах и получили наконец жизнь. Убежден, что владивостокская городская дума

будет беречь это учреждение, состоящее в непосредственном ее ведении и, где

нужно, помогать ему. Не сомневаюсь, господа, что вы, которым вверила дума

ближайшее заведывание и обучение в классах, отнесетесь с горячим участием и

рвением к возложенному на вас делу. Гарантией мне в этом служит то

обстоятельство, что все вы уже долго живете в крае, а кто долго здесь пожил,

тот полюбил край и готов трудиться с любовью на пользу его. К вам, молодые

друзья, которые избрали себе морское поприще, обращаюсь с воззванием: работать

в классах так, чтобы быть впоследствии достойными представителями того морского

звания, которое вы можете приобрести по окончании классов. Да поможет вам в

этом Бог.

Объявляю Александровские мореходные классы открытыми. За здоровье и

благоденствие нашего Государя Императора «ура»!”

Речь начальника области была покрыта громким «ура».

После этого старший преподаватель мореходных классов шт. кап. В. Панов

обратился к воспитанникам с следующими словами:

“Я позволю себе сказать несколько слов ученикам только что открытых

мореходных классов насчет тех целей, какие положены в основу этого учреждения,

а равно и насчет тех отношений, какие должны быть установлены обоюдно на первых

же порах для достижения возможного успеха.

Создавая настоящие классы – и правительство, и общество, очевидно, стремятся

к тому, чтобы избавить наше прибрежье от существующей зависимости его в

транспортировке местных грузов от иностранной эксплуатации в лице тех

капиталистов, судохозяев и мореходов, которые, вопреки духу нашего

законодательства, но, тем не менее, с его разрешения, в силу экономической

беспомощности населения, являются в наши воды и отвлекают к себе те

заработки, которые всюду составляют неотъемлемое достояние национального

судоходства. Вам, господа, посвящающим в настоящее время свои силы на

развитие этого судоходства, должно быть известно, что громадная береговая

черта, которой обладает наш Приамурский край от Берингова моря до

Владивостока, имеет все задатки к тому, чтобы с развитием колонизации, с

устройством внутренних путей сообщения, и в особенности с проведением

железной дороги, сделаться ареною широкой торговой деятельности, если не по

всему своему протяжению, то по крайней мере в наиболее жизненных частях,

каковыми являются берега его от Николаевска до Владивостока. Судоходство

всегда и всюду, где только естественные условия благоприятствовали его

развитию, служило могущественным рычагом к поднятию и упрочению материальной

и духовной жизни народов.

Вот почему Великий Преобразователь России, Император Петр I придавал такое

громадное значение делу морского образования русского народа, почему он

заставлял его нести такие жертвы, чтобы пробиться из Москвы к берегам

Балтийского и Черного морей, с такой охотою беседовал с грубым, заскорузлым

шхипером голландским и архангельским рыбаком-помором. Вот почему и в настоящее

время заботы о развитии русского мореходства не ослабевают среди нашего

правительства и общества, несмотря на все неблагоприятные условия к достижению

этой цели в прошлом в том объеме, который был бы желательным. Давая вам,

господа, доступ к морскому образованию в настоящих классах, принимая на себя

все расходы по их устройству и содержанию, государство видит в вас тех бойцов,

тех пионеров приамурского морского дела, которым предстоит упрочить его

развитие на здешней окраине и тем охранить последнюю от той иностранной

эксплуатации, которая, усыпляя нашу собственную энергию своей готовностью

служить, по-видимому, нашим же потребностям, в конце концов, служит только к

возвышению чужого благосостояния на средства, составляющие неотъемлемую

собственность русского народа. Вам именно предстоит в будущем своей

деятельностью на поприще местного национального судоходства охранять население

от этих непроизводительных переплат иностранному флагу и тем самым сохранить

местные средства на местные же потребности подобно молу, о который должны будут

разбиваться волны вредной и ослабляющей нас экономической иностранной

предприимчивости за счет нашей временной отсталости в этом отношении.

Но, господа, эти-то надежды, которые возлагает на вас государство и общество,

заставляют меня, вместе с пожеланием вам всякого успеха в предстоящей

деятельности, сделать также и одно необходимое предостережение, на которое я

советую вам обратить серьезное внимание. Вы избираете трудную карьеру. Вам

предстоит жизнь полная лишений, жизнь суровая уже по одной своей обстановке,

требующая большой привычки и искреннего твердого желания трудиться не только

умственно, но и физически. Без мозолей на руках вы не пройдете той школы,

которая впоследствии создаст вам обеспеченное положение. Мало того, вам

предстоят такие обязанности, которые налагают слишком большую нравственную и

формальную ответственность, чтобы к ним можно было относиться небрежно. Вам,

будущим шхиперам русского торгового флота, будет вверяться слепо не только

имущество, с которым очень часто бывает связано благосостояние целых десятков

семей, но также и сама жизнь людей в лице вашей будущей команды и пассажиров. В

борьбе с морем, для охраны интересов своих доверителей и тех людей, которые

вверились вашему судну, только знания, опытность и твердая неуклонная энергия,

вместе с сознанием принятого на себя долга, помогут вам с успехом выдержать

испытание и оправдать оказанное вам исключительное доверие. Вот почему я считаю

своим долгом предупредить вас, что для успешного осуществления тех задач, какие

преследуют вообще Мореходные классы по отношению к вашему образованию, равно

как и в отношении ваших собственных интересов, прежде всего необходимо, чтобы

вы, посвящая теперь свои силы морскому делу, отнеслись к выбору этой карьеры

вполне сознательно, с твердой непреклонной волей побороть первые неудачи и

лишения. Помните, что в морской карьере больше чем где-либо из многих званых

бывает мало избранных. Мореходные классы нельзя считать учебным заведением в

том смысле, в каком вы привыкли относиться здесь к другим подобным учреждениям.

Здесь вы можете получить только специальные знания насколько они необходимы в

вашей будущей практике, и, по большей части, эти знания будут для вас

бесполезны, по их отрывочной или прямой неприменимости во всякой другой

деятельности, если бы вы вздумали переменить свою карьеру на другую.

Коммерческому моряку разрешается житейской практикой быть даже малограмотным,

но он твердо должен знать, как ему починить парус, как оснастить мачту,

управлять рулем и судном, как располагать груз в трюме и определять свое место

в открытом море. В этом будет состоять главная цель вашего обучения, и, как вы

сами видите, вне моря наука эта будет для вас совершенно бесполезна, хотя бы вы

убили массу труда и времени на ее прохождение”.

Таким образом давно желанные классы, наконец, открыты. Приветствуем доброе

начало и желаем полного успеха; а польза от этого для каботажа на далекой

окраине несомненна.»

Всего по России в этом учебном 90/91 году в мореходных классах обучалось 1480

человек [15], т.о. приморцы (14 учеников: к 11 чуть позже добавились еще

трое) составляли меньше 1% из них.

8.

“.самые принципы воспитания штурмана и флотского офицера значительно разнятся

между собою и совмещение их в одном лице, по нашему мнению, не даст цельного

представителя того или другого, а упрочит только дилетантизм. Во флотском

офицере, маневрирующем своим судном, стремятся развивать молодечество; лихо

пройти по самой границе опасности, “обрезать” ее, как говорится, - вот то

требование, какое более и более упрочивается во флоте. В штурманском деле,

напротив, на первом плане стоит осторожность и чуткость, развивающиеся далее

всеми требованиями практической службы. Каждая из этих сторон, по нашему

мнению, может развиваться только в ущерб другой. В одном случае рискуют только

аварией, в другом же – гибелью судна, без остатка. Только надлежащее усвоение

карты и всесторонняя оценка риска, с отчетливым представлением себе всех его

последствий, а следовательно, вполне разумная осторожность – могут

гарантировать судну безопасность. А это явится лишь тогда, когда человек,

ведущий судно, не будет колебаться между двумя противоположными принципами, но

твердо остановится на одном, необходимом по обстоятельствам кораблевождения,

иначе говоря, когда дилетантизм в этом деле сменится строгою специализацией.”

В.А.Панов.

Первым (и единственным, как показало время) начальником Александровских

мореходных классов стал корпуса флотских штурманов штабс-капитан Панов,

начальник берегового телеграфа и метеорологической станции, - личность для

наших краев весьма примечательная. Было ему в ту пору 36 лет. Вот что

сообщает об этом незаурядном человеке морской справочник [5]:

«Панов Виктор Ананьевич (8.8.1854 – 8.11.1922), кап. КФШ, нач. Влад.

берегового телеграфа, редактор газеты «Дальний Восток». Из С.-Петерб. мещан.

4.9.70 пост. в Штурм. уч-ще, окончил 31.3.74 с произв. в конд. КФШ. В 1874

плавал в Белом море. 23.11 переведен на ЧФ. В 1875 производителем работ уч. в

съемке сев. берега Черн. моря. 30.8 произв. в прап. КФШ. 20.12 переведен в Сиб.

фл. 10.6.76 прибыл во Влад. В 1876-77 ст. штурманом на кл. «Абрек» плавал по

портам Вост. океана и в составе отряда к.-адм. О.П. Пузино с 10.12.76 по 4.5.77

посетил Сан-Франциско. 27.6 вернулся во Влад. 7.11 находился на шх. «Алеут»,

потерпевшей крушение в б. Сетанай на о. Хоккайдо. В апр. 1878 пассажиром на шх.

«Ермак» вернулся из Японии во Влад. С 24.4 по 23.8 был пом. распорядителя работ

при постановке мин и проводке судов через минные заграждения. В 1879-84 ст.

штурм. оф. кл. «Абрек» плавал в морях ДВ и Тихом океане. Затем плавал вахт.

нач. на КЛ «Нерпа» во внутр. водах. 1.1.81 произв. в подпоруч. 18.8.84 списан

на береговой телеграф. 13.4.86 произв. в поруч. 8.5 назн. зав. поверкою астрон.

и навигац. инструментов и корректурой мор. карт Влад. порта. 30.6.87 назн. ИД

Директора маяков и лоции Вост. океана. С 28.2.90 нач. Влад. берегового

телеграфа. 1.4 произв. в шт.-кап. В 1890, 1892 по несколько мес-цев ИД

Директора маяков и лоции Вост. океана. 12.7.93 ув. в отставку по домашним

обстоятельствам кап. КФШ. Награжден орд.: Св. Стан. 3-й ст. (1884) и Св. Анны

3-й ст. (1888). В 1892-1922 являлся редактором газеты «Дальний Восток». Состоял

зав. Владивостокскими Александровскими мореходными классами (1890-?), городским

головой Владивостока (1903-1905), мировым судьей (1906-1912). Действ. чл. ОИАК

(не позже 1899 – не ранее 1917), секретарь Распоряд. ком-та ОИАК (11.3.1890-?).

Умер и похоронен во Влад.»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты