Реферат: Александровские Мореходные Классы

Пилль, англ. премьер-министр, XIX в.

Эскадра Тихого океана, под командованием вице-адмирала П.Н.Назимова, все лето

проводившая в учениях, на зиму уходила в теплые порты Японии и Китая.

Владивосток оставался с десятком портовых военных кораблей (считая сюда и

барказ “Польза”); два из них – миноносцы “Янчихэ” и “Сучена” – только прошлой

весной собраны были в местных портовых мастерских и спущены на воду.

В тот год штук пять частных каботажных шхун всю зиму и почти все лето так и

проторчали на рейде – хозяева их не смогли набрать команду даже для близкого

плавания (лучше уж никуда не ходить, чем доверять свое добро невеждам да

лодырям, - грамотного-то моряка днем с огнем не отыщешь на этом берегу).

Только одна из них, паровая шхуна “Котик” купца 1 гильдии Отто Линдгольма,

смогла в 1890 г. выйти в Охотское море, да и то – под командой американца,

бывшего штурмана китобойного барка «Ланцер». Причем, из 17 человек ее экипажа

русскими были всего лишь двое матросов.

Даже английская Pall Mall Gazette свидетельствовала о полном застое дел во

Владивостоке и о почти исключительном преобладании иностранцев в местной

торговле, но оговаривалась о появлении здесь русских торговых пароходов и

китобоя. А еженедельная общественно-литературная и морская газета «Владивосток»

так описывала по весне ситуацию в местном порту: «С каждым годом число

плавающих судов сибирской флотилии уменьшается и в настоящее лето идет в

кампанию только четыре: лодка «Горностай» с промерной партией к заканчиванию

работ в заливе Петр Великий, шхуна «Тунгуз» - в обычный рейс на север к

ограждению лимана реки Амур и снабжению маяков и шхуна «Алеут» - с партией

минного заграждения в одну из бухт, соседних с Золотым Рогом, для практических

занятий. Затем, после Св. Пасхи, начнет вооружение (по-теперешнему: будет

оснащаться, - В.К.) лодка «Бобр», назначенная заграницу и будет изготовлена

в плавание к 1 мая.» О коммерческих же судах отзывалась вообще с

безнадежностью: «.стоят они крепко на двух якорях и, как мы слышали, в плавание

не идут; не идут потому, что, благодаря манзовской конкуренции, нет такой

работы, которая в состоянии была бы окупить содержание стоящего командира и

команды. Но надо видеть эту команду, нанимающуюся весною на частные шхуны,

чтобы понять положение судохозяев и согласиться с ними, что с таким экипажем

нельзя отпустить судно в море без риска потерять его, а потому действительно

лучше сидеть на месте и ждать плодов нашей владивостокской морской школы.»[9].

И «плоды» эти были краю ой как нужны, в первую очередь – из-за острой

необходимости развивать свой, российский, каботаж и китовый промысел.

Почти все прибрежные морские и речные перевозки давно находились в руках

трудяг-китайцев (манз), которых в народе прозывали «манза-ламаза» («.ага,

сегодня он тебе – «брата», а завтра – лютый «ламаза» (тигр)»). Манзовских

лодочников было много, да и брали они за провоз гораздо меньше русских

судоводителей (при этом никак не отвечая за безопасность пассажиров и груза

при довольно частых крушениях утлых своих лодчонок-«шампунок»). Фрахт на

манзовских лодках, к примеру, из Владивостока в Посьет составлял всего 5-7

коп. с пуда (в обратную сторону – немного дороже, 10-11 коп.). Что касается

всего остального мореплавания, то два японских судна (пароходной компании

«Nippon Jusen Kaisha») стали в этом году регулярно ходить во Владивосток из

Кобе и Шанхая через Нагасаки (причем, за свои рейсы во Владивосток эта

компания получала дотацию от правительства Японии). Из российских судов разве

что пароход «Байкал» совершал более-менее регулярные (6 раз в навигацию)

рейсы между Владивостоком и Николаевском, плюс пароходство Федорова держало

привилегию на Суйфунской линии, да пароход «Новик», только что приобретенный

купцом Шевелевым, возил пассажиров и товары в Славянку, Посьет, Шкотово,

Сучан, Речной и на Монгугай, однако частных грузов его пароходное

товарищество не принимало.

Так что в российских морях Восточного Океана вовсю хозяйничали иноземцы:

китайцы «держали» каботаж, а американцы били китов (у россиян в 1890-м был

только один китобой – «Геннадий Невельской» купца Дыдымова, отставного

капитана 2 ранга)...

За весь год во Владивосток совершено было всего-то 28 заходов российских

судов под коммерческим флагом, зато немецких – 35, японских – 21, норвежских

– 14, английских – 10, американских – 7. «Насколько страдает при отсутствии

русского флота русская торговля – ясно всякому. Потребность в них есть, а

самих судов нет; в эту навигацию к порту прибыло 115 судов, а из них только

25 под русским флагом.» На каждое российское судно с грузами и пассажирами –

почти по пять иноземных, это ли не говорит о многом? «Необходимо при этом

вспомнить, что все преимущества. на стороне иностранных компаний, суда

которых не платят высокой пошлины, не несут значительных расходов на уплату

консульских сборов и пр., не платят лишних денег в виде пошлин за каменный

уголь, расходуют гораздо меньше на содержание команды и проч. Поэтому и

конкуренция с иностранными судами в отношении дешевизны перевозки грузов для

русского флота немыслима.» [11]

Перевозка грузов через Сибирь занимала тогда около 320 суток (при фрахте 10

руб. с каждого пуда), морем же эта задача решалась всего за 54-65 дней (фрахт

– 2 руб. 27 коп. с пуда) [7, 9, 11]. Хотя за предшествовавшие 30 лет наш

торговый флот (по сведениям, собранным Обществом содействия русскому

торговому мореходству) почти удвоился по числу судов (до 2361 судна) и более

чем утроился по тоннажу (до 811411 тонн), а в последние три года даже

наметился в российской таможенной политике явный протекционизм отечественному

судоходству, оно все еще переживало трудные времена. Иностранные суда

зарабатывали в России до 60 млн. руб. в год (на связанный с импортом фрахт

страна расходовала 13 млн., на экспортный – еще 47 млн.), русские же – почти

в десять раз меньше... В мире к тому времени уже существовало 160 больших

пароходных компаний (но лишь одна из них была российской!): 64 английских, 33

французских, 15 американских, 12 немецких, 7 испанских, 6 португальских, 5

голландских, 3 итальянских, 3 бельгийских, 3 австралийских, 2 австрийских, 2

греческих, 2 канадских, 1 датская и 1 японская [8].

Патриотически настроенный современник писал тогда: «С 1856 г. начинается наше

увлечение фритредерскими идеями, дошедшее до того, что мы нашли возможным

заключить со всеми державами договоры, по которым обязались не давать у себя

дома своим судам никаких преимуществ перед иностранными. Последствия такого

направления политики в этом вопросе видны теперь до очевидности. Каботаж в

Черном море до сих пор не может быть вырван из рук иностранцев, а русский

торговый флот настолько незначителен, что не может быть и речи о конкуренции

нашей с торговым флотом какой бы то ни-было нации. Во всех наших портах

развиваются все флаги, кроме русского, наши грузы вывозятся на всех судах,

кроме русских! .Поэтому весть о заботе Министерства Финансов поддержать

отечественный флот не может не производить глубокорадостного чувства.

Обнаруженные же нынешним Министром Вышнеградским энергия и настойчивость в

преследовании отечественных интересов дают уверенность в том, что вопрос о

русском торговом флоте будет наконец поставлен на надлежащую почву.» [9]

“Плоды нашей владивостокской морской школы” и стали одной из основ этой самой

почвы – на все грядущие 110 лет.

5.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АЛЕКСАНДРОВСКИХ МОРЕХОДНЫХ КЛАССАХ

В г. ВЛАДИВОСТОКЕ

7 апреля 1890 г.

§ 1. Мореходные классы в г. Владивостоке учреждаются городским обществом на

основании высочайше утвержденного 27 июня 1867 г. Положения о мореходных

классах для преподавания в оных сведений, необходимых как для штурманов

каботажного плавания, так и для шкиперов каботажного плавания и штурманов

дальнего плавания.

§ 2. На содержание этих классов и первоначальное образование их обращается:

а) ежегодно назначенные владивостокским городским обществом 600 руб., б)

проценты с основного капитала, в который поступают все собранные от частных лиц

и общественных учреждений пожертвования по день открытия класса, и затем в)

частные пожертвования, могущие поступать впоследствии по открытии класса.

§ 3. Сверх сего отпускается на содержание этих классов в виде пособия от

казны по 2500 руб. в год.

§ 4. Владивостокские мореходные классы открыты приходящим всех состояний и

возрастов по предъявлении только свидетельств об умении их читать и писать и о

том, что они производили плавание на судах, а также удостоверения об их

личности и происхождении.

§ 5. Преподавание в классах наук производится по программе, утвержденной

министром финансов 2 ноября 1867 г. для мореходных классов первого и второго

разрядов, и, кроме того, преподаются пароходная механика и английский язык.

§ 6. Преподавание наук производится с 15 октября по 15 апреля.

§ 7. Независимо от преподавания наук теоретически ученики с разрешения

морского начальства знакомятся практически в зимнее время во владивостокском

адмиралтействе с кораблестроением, участвуют в работах по вооружению и

разоружению судов, а летом во время навигации плавают на судах Сибирской

флотилии и на судах торгового флота для практической подготовки к предстоящей

морской и речной деятельности.

§ 8. Во время пребывания на военных судах ученики должны иметь единообразную

форму одежды, сходную с установленной для нижних чинов морского ведомства, но

без кокард и погон. Довольствие учеников морскою провизиею производится по

положению на счет морского ведомства; платье ученики должны иметь собственное,

а для не имеющих средств приобретать на свой счет таковое заводится начальством

класса на счет имеющихся в распоряжении его сумм.

§ 9. Срока для окончания курса учения в мореходных классах не полагается, и

лица, исправно посещавшие классы в течение менее одного учебного периода,

вправе просить о допущении их к испытанию, в каковом случае им может быть

выдано свидетельство о приобретенных ими познаниях. Это свидетельство не

представляет, впрочем, получившему его никаких особенных прав и при экзаменах

на звание штурмана или шкипера принимается только в соображение.

§ 10. За обучение наукам, указанным в программах, утвержденных в 1867 г.

министром финансов или имеющих быть впредь изданными учебным начальством для

мореходных классов, никакой платы не взимается, за обучение же наукам

дополнительным и притом необязательным может быть взимаема плата с желающих

обучаться этим наукам.

§ 11. Мореходные классы состоят в непосредственном ведении Владивостокской

городской думы. Думе этой предоставляется через посредство составленного из

среды ее членов особого комитета выбор преподавателей и заведывающего классом,

назначение им содержания и разрешение других по классу расходов.

Определение и увольнение означенных лиц, по представлению сего комитета,

принадлежит военному губернатору Приморской области, коему и прочие учебные

заведения в том же городе, подведомственные Министерству народного просвещения,

подчинены на основаниях, указанных в высочайшем повелении 17 мая 1868 г. о

порядке управления учебными заведениями в Амурской и Приморской областях.

§ 12. Ближайшее заведование мореходными классами и распределение между

учителями предметов преподавания возлагается на одного из состоящих при них

учителей, которому отводится квартира, по возможности, в самом помещении

класса. На ответственности этого заведывающего лежит также хранение

принадлежащих классу учебных пособий, а именно – книг, инструментов, карт и

т.п.

§ 13. Заведывающий классами и преподаватели пользуются правами и

преимуществами учителей средних учебных заведений Министерства народного

просвещения.

§ 14. Означенный в § 11 комитет расходует на содержание классов суммы,

заботится об увеличении материальных средств заведения частными

пожертвованиями, а в конце каждого года представляет в городскую думу отчет,

который, по рассмотрении в думе, представляется ею военному губернатору

Приморской области и местному учебному начальству.

§ 15. Комитет избирает из своей среды председателя и все дела решает

большинством голосов, а при равенстве голос председателя дает перевес.

§ 16. Преподаватели классов участвуют в заседаниях комитета с правом голоса

при рассмотрении ими вопросов учебных и воспитательных; во всех других случаях

они могут быть приглашаемы в заседания комитета.

§ 17. Военный губернатор Приморской области имеет со своей стороны должное

наблюдение за действительным и соответственным надобности употреблением сумм на

устройство и содержание мореходного класса как отпускаемых от казны, так и

жертвуемых городским обществом и другими лицами.

§ 18. В порядке административном и учебном Владивостокские мореходные классы

по учреждению и содержанию их подлежат ведению Министерства народного

просвещения.

Подписал директор Департамента народного просвещения Н. Аничков

Скрепил: делопроизводитель В. Эриксон

Верно: Управляющий отделением

Сверил: Столоначальник Пономарев

(ЦГА РФ ДВ, ф. 28, оп. 1, д. 565, лл. 67-68, 70-71. –

Заверенная копия рукописная.) [10]

6.

«Относительно найма иностранцев, то нам кажется, что до запрещения такового

нужно создать своих моряков для торгового флота, а то легко возможно (при

существующей трудности найти командиров, особенно здесь), если только не

удастся найти желающих из военного флота, оставить судно без начальника, и 3-4

судна, приписанных к здешнему порту, должны будут даже при самом «попутном

ветре и добрых часах» стоять в бездействии.»

О.Линдгольм и А.Вальден, владивостокские судовладельцы. 1890 г.

В середине сентября 1890 г. газета «Владивосток» поспешила обрадовать своих

читателей таким сообщением:

МОРСКАЯ ХРОНИКА.

Давно желанные мореходные классы 15 октября сего года будут, наконец,

открыты. На бывшем последнем заседании думы избрана на этот предмет комиссия, в

состав которой вошли: М.К. Федоров, М.Г. Шевелев, И.И. Манцевич и А.В. Даттан.

По избрании председателя, комиссия примет дела и денежные средства и к

вышеозначенному времени откроет классы. Пока предполагается приютиться в

помещении городского училища, а затем время укажет, будут ли мореходные классы

нуждаться в отдельном помещении.

Пожелаем этому новому у нас питомнику полного успеха.

Председателем комиссии вскорости стал М.К.Федоров, да только вот «открыть

классы к вышеозначенному времени», увы, не удалось, - не все было так просто.

Даже накануне фактического открытия классов, во вторник 13 ноября, на

заседании Владивостокской городской думы третьим вопросом повестки дня еще

рассматривалось дело «По предложениям г. военного губернатора Приморской

области относительно затруднений, встреченных при открытии в текущем году

Александровских мореходных классов и отчисления из назначенных на содержание

их сумм на покупку дома для помещения классов»[9]. На казавшейся гладкой

дороге к морскому образованию все еще громоздились три здоровенных камня:

скудость финансирования, необходимость отдельного помещения и недостаток в

преподавательских кадрах.

Только в конце октября, всего за три недели до открытия классов, в прессе

появляется извещение о наборе будущих учеников:

От Комитета по заведыванию Александровскими морскими классами во

Владивостоке. Сим объявляется во всеобщее сведение, что желающие поступить

учениками в мореходные классы имеют подавать прошения свои в Комитет, куда

обращаться также и за разъяснениями по сему делу. Председатель Комитета,

М.Федоров. [9]

Про настоящие рекламные кампании тогда ничего не знали, - потому, видно, и

«желающих поступить учениками» оказалось совсем немного, так что пришлось

зачислять всех, кто успел вовремя узнать эту новость и подать прошение.

Таковых оказалось всего 11 человек:

От Комитета Александровских мореходных классов. Сим объявляется лицам,

подавшим прошения, что сыновья их, по постановлению комитета, приняты учениками

мореходных классов и должны будут явиться 14 сего ноября в 11 часов, до обеда,

в здание Владивостокского городского училища, на имеемый быть молебен по случаю

открытия классов. (Газ. «Владивосток» № 45 от 11.11.1890 г., - т.е. всего

за два дня до события!)

Учеба планировалась в течение двух лет, в двух классах – младшем и старшем.

Причем, согласно параграфу 9 Положения о мореходных классах, свидетельство об

окончании курса обучения при дальнейшем государственном экзамене на получение

какого-либо морского звания никаких особых прав не давало, а только лишь

«принималось в соображение», - для приобретения судоводительского патента

нужно было еще выплавать не менее двух лет каботажным штурманом.

Учениками зачислялись лица не моложе 14 лет (с тем, чтобы по окончании

классов и после выработки плавательского ценза они смогли попасть на

ответственные должности на судах не ранее 18-летнего возраста). Учебные

занятия должны были продолжаться только 6 месяцев в году, по 48 уроков в

неделю на оба класса, остальное время отдавалось практике. Сверх

общеправительственной программы намечено было, с учетом местных условий,

изучать два дополнительных предмета – английский язык и пароходную механику.

Городская дума утвердила постановление Комитета по открытию Александровских

мореходных классов, следующего содержания:

1. Пригласить на должность заведующего мореходными классами и старшего

преподавателя корпуса флотских штурманов штабс-капитана Панова, на должность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты