Лекция: Учебник по истории отечества

По данным археологии из 74 городов Руси ХII-ХIII вв. Батый разорил 49, из

которых 14 не возродились вообще. В пожарах сгорели библиотеки, сократилось

количество школ при церквах и монастырях, что привело к снижению

образовательного уровня древнерусского населения. Практически до середины ХIV

в. русская культура находилась в упадке и лишь со второй половины ХIV в.

Начался этап ее возрождения. Этому способствовали две идеи: борьба против

иноземцев и подъем национального самосознания, тяга к объединению русских

земель.

Патриотизм, подвиги простых русских людей стали темами многих эпических и

литературных произведений. В это время происходит как бы второе рождение

героических былин, переосмысливаются прежние сюжеты. Борьба с татарами

становится главной темой нового фольклорного жанра – песен. Наряду с

историческими песнями создавались и другие литературные произведения. Среди

них «жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского,

Александра Невского. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.

В ХIV в. в Москве был составлен общерусский летописный свод, а в середине ХV

в. – «Хронограф»- обзор по всемирной истории, в который была включена и

история русских земель. Большую роль в создании историко-литературных

произведений сыграл митрополит Макарий. Написанные им и его соратниками труды

закрепляли авторитет церкви.

Наиболее ярким примером бытового жанра ХVI в. стал «Домострой», где

содержались советы по воспитанию детей, ведению хозяйства уплаты налогов и

др.

К важнейшим событиям русской культурной жизни ХVIв. относится начало

книгопечатания. В 1525 г. белорусский просветитель и ученый основал

типографию в Вильно, а Москве первая типография появилась в 1533 г.

В ХVI в на Руси стало возрождаться ремесленное производство, в основном

железоделательное, ювелирное, а также искусство резьбы по кости и дереву.

В ХIV-ХVвв. Окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В

древнерусских церквах появились высокие иконостасы, заменившие прежние

алтарные преграды. Расцвет московской школы живописи начался с 80-х годов ХIV

в. и связан с именем Андрея Рублева. Главная идея иконописца объединение

русских людей во имя мира и покоя, постижения нравственной чистоты. Апогеем

творчества Рублева считается икона «Троица», написанная в память Сергию

Радонежскому.

Для зодчества ХVI в. характерно возобновление каменного строительства.

Домовую церковь московских государей – Благовещенский собор. Возводили

псковские мастера, а Успенский и Архангельский строили итальянские мастера.

Возникает новый тип храмовой архитектуры – шатровый. Первой каменной шатровой

церковью стала церковь Вознесения в селе Коломенском по Москвой, построенная

в 1532 г. в честь рождения Ивана IV. Еще один шатровый храм – собор Покрова –

на – рву, или Василия Блаженного, был построен на Красной площади в 1555-1560

гг.

Итак, в конце ХV-ХVI вв. русское искусство утратило черты отдельных школ,

превратилось в общенациональное, а признанным центром культурной жизни стала

Москва.

Культура Московского государства в ХVII в. Сложное, «бунташное» ХVII

столетие завершило период средневековой истории России. В российском обществе

того времени сосуществовали элементы старого и ростки нового.

Исходя из этого, к особенностям развития культуры ХУП в. можно отнести

следующие:

Разрушение религиозного мировоззрения, свойственного для средневекового

общества, придание культуре светского характера.

Рост в культуре демократических тенденций. Наиболее сильно эта черта

проявилась в литературе и живописи.

Происходившие изменения в экономической жизни, усложнение системы

государственного управления, расширение контактов с зарубежными странами –

все это требовало развития просвещения и повышения уровня грамотности. До

конца века в России было открыто несколько школ, увеличилось количество

печатных и рукописных учебных пособий. В 1687г. в столице появилась Славяно-

греко-латинская Академия – первое высшее учебное заведение страны.

В литературе сформировалось демократическое светское направление

(биографическая повесть, бытовая и сатирическая повести). Активизировалась

общественная мысль и публицистика. Расширились географические знания, чему

способствовали материалы, собранные русскими первопроходцами в Сибири и на

Дальнем Востоке. Традиции старого и черты нового отразились также в зодчестве

и живописи. В культуре России все больше просматривалось воздействие Запада.

МОДУЛЬ 3. РОССИЯ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ (ХVIII-ХIXвв.)

3.1.

Основные тенденции развития мировой истории в ХVIII-ХIХ вв.

В ХVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых

был преодолен социально-экономический и политический кризис государства и

общества. В конце ХVII в. наметилась тенденция европеизации России,

реализованная в ХVIII в.

ХVIII век в мировой истории занимает особое место. Его своеобразие

определяется разрушением устоев традиционной цивилизации, его именуют веком

Просвещения, временем величайших культурных, социально-экономических и

политических сдвигов, развитых в ХIХ и ХХ веках. Эти сдвиги получили название

модернизации. Под модернизацией в истории, социологии понимают сложный

многогранный процесс, затрагивающий все стороны жизни общества.

В сфере производства – индустриализация, постоянно нарастающее использование

машин.

В сфере социальной – небывалый рост городов, урбанизация.

В духовной сфере модернизация связана с высвобождением всех сторон жизни

общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, а также

интенсивное развитие грамотности, образования.

В политической сфере модернизация означала демократизацию политических

структур, закладывание предпосылок для формирования правового государства.

Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека,

его систему ценностей.

Собственно модернизационные процессы в ХVIII в. проявлялись в экономической и

культурной областях. В экономике Европы мануфактура превратилась в центр

развития производительных сил, развивались европейский и мировой рынки,

продолжался процесс первоначального накопления капитала, увеличивался объем

заморской торговли (здесь лидировали Англия и Франция).

Еще более отчетливо модернизационные процессы проявились в области культуры.

Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе

против феодализма, рассматривали разум как наиболее важную характеристику

человека. Разумный человек призван переустроить общество на разумных

основаниях. Просвещение распространилось в Англии во второй половине ХVII-

ХVIII вв., в других западноевропейских странах – в ХVIII в. Реализацию своих

идей просветители представляли по-разному. Некоторые из них возлагали надежды

на «просвещенного монарха», рассчитывая, что абсолютизм проведет необходимые

буржуазные реформы. Отсюда – идея просвещенного абсолютизма. В то же время

другая часть просветителей отстаивала идеи народного суверенитета (источник

власти - народ) и демократической республики. Огромное влияние на развитие

европейских государств оказала Великая Французская революция, доказав, что

залогом экономического процветания является освобождение от абсолютизма

ХIХ век позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции,

предпосылки которой были заложены в ХVIII веке. Страны Европы получили

огромные преимущества по сравнению с остальным миром, особенно в военном

потенциале. Вслед за Великими географическими открытиями началась

колониальная экспансия на Восток.

В этих условиях положение каждой державы зависело от того, насколько активно

она вливалась в процесс модернизации. Не была исключением в этом смысле и

Россия.

3.2. Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и

культурные преобразования

К началу ХVIII в. российская общественная система была малоподвижной с

сильной, деспотичной властью. 20-30 мануфактур на всю страну. Армии по

существу не было, школы были при церквах, светское образование отсутствовало.

Для Европы того времени Россия была варварской державой, на которую многие

смотрели как на будущую европейскую колонию. Другими словами, Россия

значительно отставала от уровня развития европейских государств. Стране нужна

была личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и

пониманием необходимости перемен, смелостью и талантом преобразователя. Такой

деятель появился на исторической арене в лице Петра I (1672-1725 гг.).

Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Отсталость России представляла серьезную опасность для национальной

независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической.

Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и основано на

подневольном труде крестьян.

Русское войско в значительной мере состояло из отсталого дворянского

ополчения и стрельцов.

Сложный государственный аппарат.

Отставала Россия и в области духовной культуры.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два

периода: с 1695 по 1715 и с 1715 по 1725 годы. Важной особенностью

преобразований первого периода являлась их обусловленность нуждами Северной

войны. Реформы проводились в основном насильственными методами при активном

вмешательстве государства в дела экономики (регулирование торговли,

промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности).

Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию

противника, преобразования стали более планомерными. Шло совершенствование

аппарата власти, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная

свобода. Вся внутренняя и внешняя политика Петра была подчинена интересам

государства в целом: его процветанию и приобщению к европейской цивилизации.

Изучение реформаторской деятельности Петра следует начинать с военной

реформы. После поражения русской армии под Нарвой Петр приступил к создания

армии нового типа – регулярной путем рекрутских наборов.

Ряд преобразований был проведен в области управления. По областной реформе

(1708-1710 гг.) страна была разделена на губернии и губернатор обладал

судебной, административной, полицейской и финансовой властью. Вместо Боярской

думы был образован Правительствующий Сенат (1711 г.) – высший орган,

регулирующий работу всех государственных учреждений. Приказы были заменены

Коллегиями (1717-1721 гг.). Учреждение Святейшего Синода (1721г.)

предполагало упразднение патриаршества и подчинение церкви государству. В

1721 г. Россия стала империей, а русский царь- императором.

Раскрывая содержание экономических преобразований Петра, следует отметить,

что они в значительной мере определялись учением меркантилизма и

протекционизма. Предметом особой заботы Петра стали те отрасли

промышленности, которые обеспечивали потребности армии и флота.

В социальной области наиболее существенными были следующие: вместо подворной

вводилась подушная подать; произошло слияние вотчины и поместья, по указу о

единонаследии (1714 г.) поместье, как и вотчина, передавалось по наследству

старшему сыну, другие же должны идти на гражданскую или военную службу;

государственная служба регулировалась «Табелью о рангах» (1722 г.), которая

вводила 14 рангов-ступенек карьеры для служащих. Это нововведение давало

возможность занять соответствующее положение в обществе благодаря не столько

аристократическому происхождению, сколько личным качествам, способностям и

выслуге. Таким образом, в жизнь русского общества вносится принципиально

новое явление: противоречие между старой боярской аристократией и

бюрократией, претендующей на ведущее положение в обществе.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I

оценивается далеко неоднозначно: от восторженно-позитивного до глубоко

отрицательного. В то время как первые делают акцент на реальном вкладе в

проведение масштабных преобразований в промышленности, военном деле, реформах

в области образования и культуры, вторые – в большей степени подчеркивают

жестокость и насилие в реализации реформ и критикуют за слепое перенесение

опыта Запада на русскую почву.

В результате модернизации всех сторон жизни общества Россия стала одной из

ведущих мировых держав с конкурентоспособной промышленностью, современными

армией и флотом, эффективной системой управления. Вместе с тем модернизация

носила незавершенный характер, поскольку реформы укрепили крепостничество,

превращали Россию в типичное полицейское государство и привели к расколу

общества. Систему власти, созданной Петром, принято называть абсолютизмом,

однако он существенно отличался от европейского. См. понятие «Российский

абсолютизм».

Послепетровская эпоха характеризуется борьбой за власть и вошла в историю как

«эпоха дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.), когда на российском престоле

сменились 6 царствующих особ. Это было время испытания петровских

преобразований на прочность и одновременно адаптации общества к новым

условиям. Отметим некоторые особенности эпохи:

Во-первых, инициаторами переворотов выступали различные дворцовые

группировки, отражающие борьбу между «новой» и «старой» российской элитой;

во-вторых, движущей силой переворотов была гвардия;

в-третьих, следствием переворотов являлось усиление позиций дворянства;

в-четвертых, несмотря на застой во всех сферах жизни общества, дворцовые

перевороты не привели к отставанию России в целом, что свидетельствует об

огромной инерционной силе петровских преобразований.

Модернизационные процессы в России были продолжены при Екатерине II. Ее

царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические

рамки которого определяются по-разному. Общепринятым является отсчет эпохи с

1762-1815 гг. Суть этого явления см. в «Понятиях и терминах».

Ярким проявлением стремления императрицы к просвещенному абсолютизму являются

ее «Наказы» и учреждение «Уложенной комиссии» (1767 г.). И хотя Комиссия

вскоре была распущена, вопросы, поднятые ею получили широкий резонанс в

обществе, особенно о крепостном праве. Изданный в 1764 г. Указ о передаче

коллегии экономики монастырских и церковных вотчин, завершил начатое Петром I

подчинение церкви государству. Восстание Е. Пугачева повлекло за собой

глубокие преобразования в государственном устройстве. Жалованная грамота

дворянству (1785 г.) укрепила и расширила права и привилегии землевладельцев.

Дворянство получило некоторую независимость от монарха, возможность для

улучшения образования. Были проведены реформы в сфере экономики, образования.

С именами А.Н Радищева, Н.И. Новикова связано рождение демократических

традиций в российском обществе.

Внешняя политика Екатерины II была направлена на дальнейшее расширение

территории страны и укрепление ее международного авторитета.

Таким образом, модернизация страны на протяжении ХVIII в. способствовала

превращению России в могучую империю. Вместе с тем, весь ХVIII век

продолжается погоня за Европой, а в наследство ХIХ веку достались наиболее

острые проблемы: освобождение крестьян и демократизация политической системы.

Проблема модернизации сохранила свою актуальность для ХIХ века.

3.3. Буржуазное реформирование России: идеи, реальность и последствия.

Открывал ХIХ век император Александр I, воодушевленный просветительскими

идеями Запада, идеалами Великой Французской революции. Александр 1

намеревался осуществить ряд преобразований в России либерального толка. К

решению этой задачи он приобщил единомышленников (Негласный комитет), М.М.

Сперанского. В центре возможных перемен находились вопросы отмены крепостного

права и реформирования государственной системы. Однако, под воздействием

обстоятельств (война с Наполеоном, восстание декабристов) либеральные

замыслы, за некоторым исключением, остались нереализованными.

В среде просвещенной части общества формируется достаточно многочисленная

оппозиция (тайные общества декабристов), что являлось проявлением

революционного либерализма Смерть Александра I ускорила их легализацию и

поражение декабристского восстания. Очередной российский император Николай 1,

будучи антизападником, сместил акценты в своей деятельности в сторону

охранительной политики самодержавия и подавления любых революционных

проявлений. В противовес официальной идеологии государства

формируется идеология общества, рожденная последекабристским поколением

(славянофильство, западничество). Решение вопроса о крепостничестве

осталось на уровне осознания необходимости его отмены и некоторых проектов

(проект П.А. Киселева). Потребовалось жестокое поражение в Крымской

войне (1853-1856 гг.) для того, чтобы осознать угрозу потери Россией статуса

великой державы и сделать решительный шаг в направлении дальнейшей модернизации

страны.

Реформаторскую эпоху 1860-1870-х гг. с полным правом можно назвать одной из

наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни

Российского государства. Они касались трех основных сфер: социально-

экономической – личное освобождение крестьян и решение земельного вопроса;

политико-административной – введение земств, реформа суда и армии; культурно-

образовательной – реформа школ, университетов, цензуры.

Несмотря на то, что царствование Александра II (1855-1881 гг.) началось в

неудачный период Крымской войны, он осознал необходимость глубоких реформ и

заручился поддержкой сторонников преобразований из представителей высшей

бюрократии. 19 февраля 1861 г. после многолетней борьбы между

высокопоставленными крепостниками в правительстве реформаторами вышел

императорский Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав

состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах,

вышедших из крепостной зависимости». По этим документам крепостные

крестьяне получали личную свободу и право на надел земли. При этом они

по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. Сохранялась

община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались на 20% меньше

тех, которыми они пользовались до этого. Величина крестьянского выкупа земли в

1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты