Лекция: Учебник по истории отечества
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII вв..).......................................4
1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе.....................4
1.3.Политическая раздробленность русских земель и последствия децентрализации
(ХI- нач.ХIIIвв). 9
1.4.Русь между Западом и Востоком.............................................11
1.5.Древнерусская культура в IХ – нач. ХШ вв..................................14
2.1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Последствия правления Ивана
III и Василия III. 15
2.2. Эпоха Ивана Грозного.....................................................17
2.3.Смутное время в российской истории........................................20
2.4. Внешняя политика Московской Руси.........................................23
2.5. Культура Московского государства (ХIV-ХVII вв.)..........................25
МОДУЛЬ 3. РОССИЯ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ (ХVIII-ХIXвв.)..........................27
3.1. Основные тенденции развития мировой истории в ХVIII-ХIХ вв...............27
3.2. Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и
культурные
преобразования...............................................................
.................................................. 28
3.3. Буржуазное реформирование России: идеи, реальность и последствия.........30
3.4. Общественно-политические движения II-й половины ХIХ века.................32
М О Д У Л Ь 4 ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1921 г.) 33
4.1. Российская империя между реформой и революцией...........................33
4.2. 1917 ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ.................................................37
4.3. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ....................... 38
МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ (1921-1953 гг.)........... 41
5.2. СССР на пути форсированного строительства социализма ( экономика,
общество, культура,
власть)......................................................................
....................................................................... 42
5.3. Советское государство во второй мировой войне. Всемирно-историческое
значение победы советского народа над фашистской
Германией............................................................. 45
МОДУЛЬ 6. Реформы «сверху» и стагнация в обществе. Поиск новой модели
общественного развития (1953 – 1990-е
гг.).........................................................................
..................................................... 51
6.1. Первое послесталинское десятилетие. Политические, экономические,
социальные проявления
«оттепели»...................................................................
....................................................... 51
6.2. Власть и общество (1964 – 1985 гг.)......................................53
6.3. Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР..................55
6.4. СССР и мир в середине 60-х - начале 80-х годов...........................56
6.5. Сущность и противоречия российского реформаторства второй пол. 80-х –
90-е годы.. 57
Термины и понятия 59
Учебные пособия к курсу 70
МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII вв..)
1.1. Место средневековьяво всемирно-историческом процессе
Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели
таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от
предшествующего исторического периода (эпохи Античности). В их понимании
«средний век» – это «темный век», период культурного упадка, когда в жизни
европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, господствовал
религиозный фанатизм и царила безграмотность. Напротив, многие историки и
религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное
общество. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. По-
разному определяются и временные рамки Средневековья. Одни историки датируют
Средние века с начала II-III вв. н.э. до конца ХVIII в. Большинство же
историков дают другую периодизацию – V в.н.э. – конец ХVI в - середина ХVII
в. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три
этапа:
Раннее Средневековье – Vв. - начало ХIв.
Классическое Средневековье – ХI-ХV вв.
Позднее Средневековье ХVв. – середина ХVII в.
Наиболее характерными чертами средневекового периода являются следующие:
это, по преимуществу, аграрное общество, основанное на ручном труде и
феодальных общественно-экономических отношениях;
система ценностей и представлений основана на религиозных заповедях и учении
церкви;
для общества характерно стремление внутреннему единству и внешнему
обособлению, сословной замкнутости;
в период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов.
Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и
художественной культуры, институты образования, что дало толчок для развития
мировой цивилизации.
В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс
сначала Руси, а затем и России. В VI в. н.э. у восточных славян начинается
процесс разложения родовых отношений. В VI в. восточные славяне объединяются
в племенные союзы со своими княжениями. В VIII – IХ веках в Восточно-
Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики, выделяются ремесла,
завязываются тесные торговые отношения Византией, Востоком и Западной
Европой. В начале IХ в. идет постепенный процесс складывания
государственности.
1.2.Возникновение государственности у славян. Общественно-политическое
устройство Киевской Руси.
Расселение славян на Русской равнине. «Прародиной» всех славянских племен
современные ученые считают Центральную Европу. Вопрос о месторасположении
славян до Великого переселения народов является дискуссионным. Территорию
«прародины» помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и
Днепром, в Припятском Полесье и др. По-разному датировалось и время выделения
славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н. э.
до последних веков I тысячелетия н.э. В VI-VIII вв. расселение славян
происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на
запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по
Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло деление славян на три
ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от
Пелопоннеса на юге до Финского залива и р. Невы на севере, от Альпийских гор,
средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до Верхней Волги, Средней Оки
и Верхнего Дона на востоке.
Расселяясь по обширным просторам Русской равнины, славяне сталкивались с
проживавшими здесь другими племенами (балтскими, финно-угорскими, ирано-
язычными), ассимилировали их, но при этом менялись и сами приобретали новые
навыки, элементы материальной культуры. В ходе расселения у славян
происходило разложение родоплеменного строя и формирование новых славянских
общностей. На территории, составившей в будущем Киевскую Русь, насчитывалось
более 10 славянских союзов племенных княжеств.
Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие.
Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в
южных областях), соха (на севере).
Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,
бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Семьи
объединялись в соседскую (территориальную) общину – вервь. Расселение
ускорило выделение знати. Повсеместное распространение пашенного земледелия с
использованием железных орудий труда создавало возможность получения продукта
для содержания господствующего социального строя и воинов – дружину.
Дружинный слой существовал у славян уже в VI-VII вв., а к IХ в. он выдвинулся на
ведущие позиции в обществе.
Возникновение государства. Норманская и антинорманская версии. С момента
зарождения отечественной исторической науки длится спор о возникновении и
характере Древнерусского государства. Важный исторический источник - древнейшая
русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ летописца о
призвании новгородскими словенами на княжение варяжских (норманнских)
князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Со временем историки пришли к мнению о
вымышленности двоих братьев-варягов – Трувора и Синеуса (на древнешведском
языке эти слова означают – «с домом и дружиной»), признав историческую
достоверность личности Рюрика.
Факт призвания варягов, его трактовка и оценка долгое время делили историков
на сторонников норманнской версии происхождения древнерусского государства и
ее противников – норманистов и антинорманистов. Первые считали призвание
варягов началом древнерусской государственности, логически завершая эту
версию утверждением о неспособности славян самостоятельно создать свое
государство и их исторической отсталости от европейского (германского) мира.
Оппоненты норманистов отстаивали самостоятельное историческое творчество
славянских народов и обнаруживали элементы славянской государственности еще в
«доваряжскую эпоху». В качестве аргументов указывали на существование развитых
племен и союзов племен; существование власти князей – племенных вождей; участие
населения в решении сложнейших задач обороны территории и управления.
Сегодня не существует крайнего противостояния сторонников и противников
норманской версии происхождения Древнерусского государства. Речь идет о
степени варяжского (норманнского) влияния на процесс становления
государственности. Подавляющее большинство историков считают, что решающим
это влияние признать нельзя хотя бы потому, что варяги по своему
политическому, культурному и экономическому развитию находились не на высшей
по сравнению со славянами ступени развития. Вместе с тем нельзя не признать,
что варяги принесли на славянскую почву особые отношения князя и дружины,
рождение династии Рюриковичей, правившей российским государством вплоть до
конца ХVI в.
Общественно-политическое устройство Киевской Руси. Не менее спорным
остается вопрос о характере древнерусского государства – Киевской Руси. После
княжения Рюрика в Новгороде началась экспансия варягов на юг. Сначала его
дружинники Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам
и остались править Киевом, а в 882 г. родственник Рюрика Олег убил
дружинников и объединил русскую землю от Новгорода до Киева, сделав последний
своей столицей. Эта дата является отправной точкой в истории русского
государства. Впоследствии Олегу удалось объединить под своей рукой все
славянские племена, обложив их данью. Дань собиралась путем полюдья.
Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало и плуг (в данном
случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского
хозяйства). Со временем местное княжение ликвидировалось и представитель
киевской династии назначался в качестве князя-наместника. В основном этот
процесс завершился в конце Х в. Структура государства оформилась при князе
Владимире, который в девяти крупнейших центрах Руси посадил на княжение своих
сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке
(кривичи) – Изяслава, Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян –
Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи)
– Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже
Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) Глеба, Тмутаракани (русское владение на
Таманском полуострове) – Мстислава.
В отечественной исторической науке остается спорным вопрос о характере
древнерусского государства. Долгое время господствовала точка зрения, что
возникшая в 1Х в. Киевская Русь – раннефеодальная монархия со всеми
характерными для нее признаками. Высшее должностное лицо в государстве – князь
(монарх). Альтернативная точка зрения современных историков заключается в том,
что первой формой древнерусской государственности считается республиканская
форма правления по типу греческих полисов – городов-государств.
Чтобы оценить каждую из этих версий остановимся на системе управления
государственными делами в Киевской Руси.
Система «Князь – дружина - вече». Князь, как правило, Рюрикович, поэтому
и вся русская земля постепенно стала рассматриваться как собственность династии
Рюриковичей. История оставила нам генеалогическое древо этого рода, по
которому легко проследить последовательность правления первых князей и
особенности их правления. Первые киевские князья стремились укрепить Землю
Русскую. При князе Святославе Игоревиче – внуке легендарного Рюрика –
Русь освободилась от зависимости со стороны Хазарского каганата и стала
признаваться как военная держава. Владимир Святославович предпринял ряд
реформ, крестил Русь, Ярослав Владимирович (Мудрый)- даровал первый
свод древнерусских законов («Русская правда») сделал Русь уважаемой далеко
за пределами. Каждый из этих князей, как и их потомки, пришли на киевский
престол дорогой кровавых междоусобиц, а подчас и братоубийственной войны.
Причиной этому был несовершенный порядок занятия Киевского престола –
лествица, предусматривавший наследование по горизонтальной линии.
С другой стороны, в Киевской Руси принцип наследования власти своеобразно
сочетался с принципом ее выборности. Источники подтверждают стремление киевских
князей посадить своих сыновей во всех крупных центрах Руси. Однако примет или
нет население княжеского ставленника зависело не от воли князя, а от согласия
населения, выраженного на вече. Известно немало примеров изгнания
князей и, наоборот, приглашения их на княжение. Отношения князей со своим
старшим киевским родственником напоминали характерные для феодальных обществ
отношения сюзеренитета-вассалитета. По мере развития экономики, политического
усиления отдельных территорий – уделов и укрепления позиции местных
князей, усложнялись их отношения со старшим Киевским князем. Урегулирование
спорных вопросов между ними происходило как и в Европе на феодальных
съездах, самый известный из которых – Любечский съезд.
Непременным атрибутом древнерусской государственности была княжеская дружина.
Она выполняла не только функцию княжеской гвардии, ее генерального штаба, но и
функцию княжеской администрации. Старшие, наиболее опытные дружинники –
бояре – получали от князя право сбора дани с части территорий и позже
превратились в крупных феодальных собственников. Младшая дружина – отроки –
кормились с княжеского стола. Дружина приходила с князем и, в случае его
изгнания, уходила вместе с ним. Князь был первым среди равных в отношениях со
своей дружиной.
По-разному оценивают историки роль вече в Древней Руси. Одни считают это
институтом республиканской формы правления, другие – пережитком системы
военной демократии. В любом случае признается важная роль вече в политической
жизни и государственном управлении. Вече принимало решение об избрании или
изгнании князя, с ним советовался князь по вопросам внутренней и внешней
политики, развития торговых отношений и т.д.
Внешняя политика древнерусских князей. Киевская Русь была крупнейшей
державой в Восточной Европе. В IХ в. ее наиболее опасным противником был
Хазарский каганат. Зависимость некоторых восточнославянских союзов племенных
княжеств от Хазарии была ликвидирована только к середине Х в.
Важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской
империей – наиболее могущественным государством Восточного Средиземноморья и
Причерноморья. Эти отношения отличались неустойчивостью: процветающие
торговые связи сменялись военными конфликтами. В 907 г. киевский князь Олег
привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав
которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева
славянских союзов и наемники-варяги. В результате похода был заключен
выгодный для Руси договор. Победные походы русских князей повышали авторитет
государства и укрепляли его могущество.
Политика киевских князей на юге отличалась как союзническими отношениями с
отдельными печенежскими племенами, так и военными конфликтами.
Древнерусское общество в зеркале «Русской правды».
До сих пор мы вели речь, главным образом, о политической истории Киевской Руси,
об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях Древнерусского
государства с соседями. Что же представляло собой общество Древней Руси? В
каких отношениях между собой состояли жители? Летописные повествования лишь
эпизодически обращают на это внимание. Особенности общественного устройства
Руси отражены в древнейшем своде законов – «Русской правде». Наряду с
«Русской правдой» важными памятниками законодательства являются княжеские
уставы и сборники церковных установлений.
Каково же древнерусское общество по Русской правде? Прежде всего в этом
документе сделаны первые шаги по ограничению кровной мести, а в Правде
Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Основным
населением Киевской Руси были свободные общинники, которых «Русская правда»
называет «людьми». Для лично зависимого населения вотчин, а также для рабов-
слуг использовались термины– челядь и холопы. Их неполноправное положение
было закреплено юридически: за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в
5 гривен. Особую категорию составляли смерды. Наиболее вероятно, что это –
категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Но
распространено и мнение, что смерды – лично свободное сельское население,
обязанное данью. Во второй половине ХI в. появляется категория закупов –
людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных
работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15