Лекция: Учебник по истории отечества

Лекция: Учебник по истории отечества

СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII вв..).......................................4

1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе.....................4

1.3.Политическая раздробленность русских земель и последствия децентрализации

(ХI- нач.ХIIIвв). 9

1.4.Русь между Западом и Востоком.............................................11

1.5.Древнерусская культура в IХ – нач. ХШ вв..................................14

2.1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Последствия правления Ивана

III и Василия III. 15

2.2. Эпоха Ивана Грозного.....................................................17

2.3.Смутное время в российской истории........................................20

2.4. Внешняя политика Московской Руси.........................................23

2.5. Культура Московского государства (ХIV-ХVII вв.)..........................25

МОДУЛЬ 3. РОССИЯ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ (ХVIII-ХIXвв.)..........................27

3.1. Основные тенденции развития мировой истории в ХVIII-ХIХ вв...............27

3.2. Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и

культурные

преобразования...............................................................

.................................................. 28

3.3. Буржуазное реформирование России: идеи, реальность и последствия.........30

3.4. Общественно-политические движения II-й половины ХIХ века.................32

М О Д У Л Ь 4 ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1921 г.) 33

4.1. Российская империя между реформой и революцией...........................33

4.2. 1917 ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ.................................................37

4.3. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ....................... 38

МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ (1921-1953 гг.)........... 41

5.2. СССР на пути форсированного строительства социализма ( экономика,

общество, культура,

власть)......................................................................

....................................................................... 42

5.3. Советское государство во второй мировой войне. Всемирно-историческое

значение победы советского народа над фашистской

Германией............................................................. 45

МОДУЛЬ 6. Реформы «сверху» и стагнация в обществе. Поиск новой модели

общественного развития (1953 – 1990-е

гг.).........................................................................

..................................................... 51

6.1. Первое послесталинское десятилетие. Политические, экономические,

социальные проявления

«оттепели»...................................................................

....................................................... 51

6.2. Власть и общество (1964 – 1985 гг.)......................................53

6.3. Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР..................55

6.4. СССР и мир в середине 60-х - начале 80-х годов...........................56

6.5. Сущность и противоречия российского реформаторства второй пол. 80-х –

90-е годы.. 57

Термины и понятия 59

Учебные пособия к курсу 70

МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII вв..)

1.1. Место средневековья

во всемирно-историческом процессе

Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели

таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от

предшествующего исторического периода (эпохи Античности). В их понимании

«средний век» – это «темный век», период культурного упадка, когда в жизни

европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, господствовал

религиозный фанатизм и царила безграмотность. Напротив, многие историки и

религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное

общество. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. По-

разному определяются и временные рамки Средневековья. Одни историки датируют

Средние века с начала II-III вв. н.э. до конца ХVIII в. Большинство же

историков дают другую периодизацию – V в.н.э. – конец ХVI в - середина ХVII

в. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три

этапа:

Раннее Средневековье – Vв. - начало ХIв.

Классическое Средневековье – ХI-ХV вв.

Позднее Средневековье ХVв. – середина ХVII в.

Наиболее характерными чертами средневекового периода являются следующие:

это, по преимуществу, аграрное общество, основанное на ручном труде и

феодальных общественно-экономических отношениях;

система ценностей и представлений основана на религиозных заповедях и учении

церкви;

для общества характерно стремление внутреннему единству и внешнему

обособлению, сословной замкнутости;

в период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов.

Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и

художественной культуры, институты образования, что дало толчок для развития

мировой цивилизации.

В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс

сначала Руси, а затем и России. В VI в. н.э. у восточных славян начинается

процесс разложения родовых отношений. В VI в. восточные славяне объединяются

в племенные союзы со своими княжениями. В VIII – IХ веках в Восточно-

Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики, выделяются ремесла,

завязываются тесные торговые отношения Византией, Востоком и Западной

Европой. В начале IХ в. идет постепенный процесс складывания

государственности.

1.2.Возникновение государственности у славян. Общественно-политическое

устройство Киевской Руси.

Расселение славян на Русской равнине. «Прародиной» всех славянских племен

современные ученые считают Центральную Европу. Вопрос о месторасположении

славян до Великого переселения народов является дискуссионным. Территорию

«прародины» помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и

Днепром, в Припятском Полесье и др. По-разному датировалось и время выделения

славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н. э.

до последних веков I тысячелетия н.э. В VI-VIII вв. расселение славян

происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на

запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по

Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло деление славян на три

ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от

Пелопоннеса на юге до Финского залива и р. Невы на севере, от Альпийских гор,

средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до Верхней Волги, Средней Оки

и Верхнего Дона на востоке.

Расселяясь по обширным просторам Русской равнины, славяне сталкивались с

проживавшими здесь другими племенами (балтскими, финно-угорскими, ирано-

язычными), ассимилировали их, но при этом менялись и сами приобретали новые

навыки, элементы материальной культуры. В ходе расселения у славян

происходило разложение родоплеменного строя и формирование новых славянских

общностей. На территории, составившей в будущем Киевскую Русь, насчитывалось

более 10 славянских союзов племенных княжеств.

Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие.

Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в

южных областях), соха (на севере).

Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,

бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Семьи

объединялись в соседскую (территориальную) общину – вервь. Расселение

ускорило выделение знати. Повсеместное распространение пашенного земледелия с

использованием железных орудий труда создавало возможность получения продукта

для содержания господствующего социального строя и воинов – дружину.

Дружинный слой существовал у славян уже в VI-VII вв., а к IХ в. он выдвинулся на

ведущие позиции в обществе.

Возникновение государства. Норманская и антинорманская версии. С момента

зарождения отечественной исторической науки длится спор о возникновении и

характере Древнерусского государства. Важный исторический источник - древнейшая

русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ летописца о

призвании новгородскими словенами на княжение варяжских (норманнских)

князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Со временем историки пришли к мнению о

вымышленности двоих братьев-варягов – Трувора и Синеуса (на древнешведском

языке эти слова означают – «с домом и дружиной»), признав историческую

достоверность личности Рюрика.

Факт призвания варягов, его трактовка и оценка долгое время делили историков

на сторонников норманнской версии происхождения древнерусского государства и

ее противников – норманистов и антинорманистов. Первые считали призвание

варягов началом древнерусской государственности, логически завершая эту

версию утверждением о неспособности славян самостоятельно создать свое

государство и их исторической отсталости от европейского (германского) мира.

Оппоненты норманистов отстаивали самостоятельное историческое творчество

славянских народов и обнаруживали элементы славянской государственности еще в

«доваряжскую эпоху». В качестве аргументов указывали на существование развитых

племен и союзов племен; существование власти князей – племенных вождей; участие

населения в решении сложнейших задач обороны территории и управления.

Сегодня не существует крайнего противостояния сторонников и противников

норманской версии происхождения Древнерусского государства. Речь идет о

степени варяжского (норманнского) влияния на процесс становления

государственности. Подавляющее большинство историков считают, что решающим

это влияние признать нельзя хотя бы потому, что варяги по своему

политическому, культурному и экономическому развитию находились не на высшей

по сравнению со славянами ступени развития. Вместе с тем нельзя не признать,

что варяги принесли на славянскую почву особые отношения князя и дружины,

рождение династии Рюриковичей, правившей российским государством вплоть до

конца ХVI в.

Общественно-политическое устройство Киевской Руси. Не менее спорным

остается вопрос о характере древнерусского государства – Киевской Руси. После

княжения Рюрика в Новгороде началась экспансия варягов на юг. Сначала его

дружинники Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам

и остались править Киевом, а в 882 г. родственник Рюрика Олег убил

дружинников и объединил русскую землю от Новгорода до Киева, сделав последний

своей столицей. Эта дата является отправной точкой в истории русского

государства. Впоследствии Олегу удалось объединить под своей рукой все

славянские племена, обложив их данью. Дань собиралась путем полюдья.

Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало и плуг (в данном

случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского

хозяйства). Со временем местное княжение ликвидировалось и представитель

киевской династии назначался в качестве князя-наместника. В основном этот

процесс завершился в конце Х в. Структура государства оформилась при князе

Владимире, который в девяти крупнейших центрах Руси посадил на княжение своих

сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке

(кривичи) – Изяслава, Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян –

Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи)

– Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже

Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) Глеба, Тмутаракани (русское владение на

Таманском полуострове) – Мстислава.

В отечественной исторической науке остается спорным вопрос о характере

древнерусского государства. Долгое время господствовала точка зрения, что

возникшая в 1Х в. Киевская Русь – раннефеодальная монархия со всеми

характерными для нее признаками. Высшее должностное лицо в государстве – князь

(монарх). Альтернативная точка зрения современных историков заключается в том,

что первой формой древнерусской государственности считается республиканская

форма правления по типу греческих полисов – городов-государств.

Чтобы оценить каждую из этих версий остановимся на системе управления

государственными делами в Киевской Руси.

Система «Князь – дружина - вече». Князь, как правило, Рюрикович, поэтому

и вся русская земля постепенно стала рассматриваться как собственность династии

Рюриковичей. История оставила нам генеалогическое древо этого рода, по

которому легко проследить последовательность правления первых князей и

особенности их правления. Первые киевские князья стремились укрепить Землю

Русскую. При князе Святославе Игоревиче – внуке легендарного Рюрика –

Русь освободилась от зависимости со стороны Хазарского каганата и стала

признаваться как военная держава. Владимир Святославович предпринял ряд

реформ, крестил Русь, Ярослав Владимирович (Мудрый)- даровал первый

свод древнерусских законов («Русская правда») сделал Русь уважаемой далеко

за пределами. Каждый из этих князей, как и их потомки, пришли на киевский

престол дорогой кровавых междоусобиц, а подчас и братоубийственной войны.

Причиной этому был несовершенный порядок занятия Киевского престола –

лествица, предусматривавший наследование по горизонтальной линии.

С другой стороны, в Киевской Руси принцип наследования власти своеобразно

сочетался с принципом ее выборности. Источники подтверждают стремление киевских

князей посадить своих сыновей во всех крупных центрах Руси. Однако примет или

нет население княжеского ставленника зависело не от воли князя, а от согласия

населения, выраженного на вече. Известно немало примеров изгнания

князей и, наоборот, приглашения их на княжение. Отношения князей со своим

старшим киевским родственником напоминали характерные для феодальных обществ

отношения сюзеренитета-вассалитета. По мере развития экономики, политического

усиления отдельных территорий – уделов и укрепления позиции местных

князей, усложнялись их отношения со старшим Киевским князем. Урегулирование

спорных вопросов между ними происходило как и в Европе на феодальных

съездах, самый известный из которых – Любечский съезд.

Непременным атрибутом древнерусской государственности была княжеская дружина.

Она выполняла не только функцию княжеской гвардии, ее генерального штаба, но и

функцию княжеской администрации. Старшие, наиболее опытные дружинники

бояре – получали от князя право сбора дани с части территорий и позже

превратились в крупных феодальных собственников. Младшая дружина – отроки –

кормились с княжеского стола. Дружина приходила с князем и, в случае его

изгнания, уходила вместе с ним. Князь был первым среди равных в отношениях со

своей дружиной.

По-разному оценивают историки роль вече в Древней Руси. Одни считают это

институтом республиканской формы правления, другие – пережитком системы

военной демократии. В любом случае признается важная роль вече в политической

жизни и государственном управлении. Вече принимало решение об избрании или

изгнании князя, с ним советовался князь по вопросам внутренней и внешней

политики, развития торговых отношений и т.д.

Внешняя политика древнерусских князей. Киевская Русь была крупнейшей

державой в Восточной Европе. В IХ в. ее наиболее опасным противником был

Хазарский каганат. Зависимость некоторых восточнославянских союзов племенных

княжеств от Хазарии была ликвидирована только к середине Х в.

Важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской

империей – наиболее могущественным государством Восточного Средиземноморья и

Причерноморья. Эти отношения отличались неустойчивостью: процветающие

торговые связи сменялись военными конфликтами. В 907 г. киевский князь Олег

привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав

которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева

славянских союзов и наемники-варяги. В результате похода был заключен

выгодный для Руси договор. Победные походы русских князей повышали авторитет

государства и укрепляли его могущество.

Политика киевских князей на юге отличалась как союзническими отношениями с

отдельными печенежскими племенами, так и военными конфликтами.

Древнерусское общество в зеркале «Русской правды».

До сих пор мы вели речь, главным образом, о политической истории Киевской Руси,

об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях Древнерусского

государства с соседями. Что же представляло собой общество Древней Руси? В

каких отношениях между собой состояли жители? Летописные повествования лишь

эпизодически обращают на это внимание. Особенности общественного устройства

Руси отражены в древнейшем своде законов – «Русской правде». Наряду с

«Русской правдой» важными памятниками законодательства являются княжеские

уставы и сборники церковных установлений.

Каково же древнерусское общество по Русской правде? Прежде всего в этом

документе сделаны первые шаги по ограничению кровной мести, а в Правде

Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Основным

населением Киевской Руси были свободные общинники, которых «Русская правда»

называет «людьми». Для лично зависимого населения вотчин, а также для рабов-

слуг использовались термины– челядь и холопы. Их неполноправное положение

было закреплено юридически: за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в

5 гривен. Особую категорию составляли смерды. Наиболее вероятно, что это –

категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Но

распространено и мнение, что смерды – лично свободное сельское население,

обязанное данью. Во второй половине ХI в. появляется категория закупов –

людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных

работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты