Лекция: Учебник по истории отечества

промежуточным между свободными людьми и холопами. Главное же отличие закупа

от холопа состояло в том, что у него было свое хозяйство. Таким образом, по

своему положению закуп напоминает, скорее, феодально-зависимого крестьянина,

нежели раба: он несвободен, но владеет средствами производства.

Упоминаются в Русской Правде также рядовичи, жизнь которых защищалась

минимальным пятигривенным штрафом. По-видимому, так называли людей, не

пошедших в холопство и заключивших «ряд» – тиунов, ключников, мужей рабынь.

По мере складывания к концу Х в. структуры единого государства формируется

разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной

администрации выступали представители дружинной знати. При князьях действовал

совет (дума), состоявший из верхушки дружины. Из числа дружинников князь

назначал посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных

военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц; сборщиков поземельных

податей – данников; судебных чиновников – мечников, вирников, емцев,

подъездных; сборщиков торговых пошлин – мытников, мелких должностных лиц –

биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского

вотчинного хозяйства – тиуны (с ХII в. они включаются в систему

государственного управления).

Изучение имеющихся источников породило две основные концепции, по-разному

трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства

древнерусского общества. Большинство историков относят Киевскую Русь к

раннефеодальным государствам. Согласно этой концепции, крупная феодальная

собственность на землю складывалась на Руси в IХ-ХII вв. В виде княжеских,

боярских вотчин и церковных владений. Земли феодалов обрабатывались трудом

зависимых крестьян (их категории названы выше).

Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси,

социально-экономическую основу древнерусского общества составляло общинное

землевладение и свободные крестьяне-общинники. Существовало и частное

землевладение – вотчины князей, бояр, церкви с использованием труда как

рабов, так и полусвободного населения.

Принятие христианства на Руси. Завершающий этап становления Киевской

Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира Святого и Ярослава Мудрого. При

сыне Святослава Владимире 1 все земли восточных славян объединились в составе

Киевской Руси. Мудрость великого князя состояла в том, что он стремился

укрепить государство с помощью веры, общей для всех. Религия у славян была

языческой. Они поклонялись богам, различным явлениям природы и глубоко чтили

культ предков. Природа считалась одушевленной. При Владимире произошло одно из

величайших событий многовековой истории – Русь приняла христианство. Выбор

состоялся не сразу. Вначале Владимир попытался использовать в качестве

объединяющей силы распространенное на Руси язычество, создав пантеон шести

основных языческих богов во главе с Перуном. Однако скоро выяснилось, что таким

путем проблемы не решить. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали

религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога.

В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской

Булгарии – ислам. Изучив сущность каждой из религий, Владимир сделал

выбор в пользу православия, хорошо известного на Руси. Так, византийские

источники сообщают, что крещения русов происходили уже в 60-х – 70-х гг. IХ в.

(княгиня Ольга и часть русской знати).

Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы.

Но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это

дата крещения самого Владимира). Процесс введения христианства на Руси был

трудным (в Новгороде, например, через кровавые столкновения) и длительным

(вплоть до ХVI в.).

Была учреждена русская митрополия, которая подчинялась

константинопольской патриархии. В важнейших городах – Новгороде, Полоцке,

Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове в конце Х-Х1 вв. создаются

епископства. Православное духовенство на первых порах было греческим,

Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала

христианской страной на столетие раньше. Объявив на Руси новую государственную

религию, Владимир не жалел средств на строительство храмов. Возведя и украсив

первый каменный храм в честь Богородицы в Киеве, князь пожаловал ему на вечные

времена десятую часть всех богатств своих и доходов, собираемых в казну с

городов и земель русских – церковную десятину. Впоследствии князья, утверждая

свое величие, соревновались в красоте и монументальности возводимых ими

соборов. Наряду с храмами строились монастыри, в которых обосновались

религиозные общины монахов или монахинь.

Принятие христианства открывало широкие перспективы для развития контактов с

Европой. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки

укрепляло власть князя и феодалов. Происхождение княжеской власти прочно

увязывалось с божьей волей. «Нет власти не от Бога» – учило духовенство.

Церковь требовала от князя высокой ответственности за правление, а от народа

– безоговорочного ему повиновения. Вместе с православием на Русь пришли

письменность, школы, суды, новые законы. В русском обществе появился новый

институт -церковь, которая опекала нищих, больных, убогих, а также

положительно повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала

на их нравственность. Единая религия укрепила объединение восточнославянских

и финно-угорских племен в мощную державу. В русскую культуру вливались новые

творческие направления: каменное строительство, иконопись, фресковая

живопись. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям

античного мира.

Несмотря на активное, вплоть до насаждения силой, внедрение православия на

Руси, противникам никогда не удавалось истребить его. Новая религия стала

опорой государственной власти на Руси. В самые тяжкие времена единая вера

спасала государство Русское: заставляла его раздробленные земли тянуться друг

к другу, сплачивая народ в единую мощную силу для отражения многочисленных

врагов.

1.3.Политическая раздробленность русских земель и последствия

децентрализации (ХI - нач. ХIII вв.).

Причины княжеских усобиц. Согласно общепринятой точке зрения, в середине

ХI-начале ХII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории

– эпоху политической раздробленности. Начальную фазу этого процесса относят к

моменту смерти Ярослава Мудрого, когда Русь практически была поделена между его

тремя сыновьями – Изяславом (он получил Киев и Новгород), Святославом

(Чернигов) и Всеволодом (Переяславль и Ростовская земля). Вначале князья, помня

завет отца о дружбе, старались жить в мире и чтить старшего брата Изяслава. Но

вскоре между ними, а затем и их потомками, возникли конфликты и усобицы,

длившиеся почти сто лет. Ожесточенная борьба велась за киевский престол.

Внутренние распри дополнялись половецкими набегами, разоряющими русские земли.

Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей – Всеволода в соответствии с

лествичными порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в

роду Святополку II Изяславичу (1093-1113 гг). Он оказался неумелым правителем,

стремившимся из всего извлечь личную выгоду, не сумел противостоять половцам и

справиться с усобицами. Созванный по инициативе переяславского князя Владимира

Мономаха в 1097 г. Любечский съезд русских князей продемонстрировал их

временное единство. Однако, провозглашенный там принцип наследования князьями

земель своих отцов: «кождо да держит отчину свою», был воспринят не как

объединение Руси, а скорее, как разделение на наследственные владения различных

ветвей княжеского рода.

Вспыхнувшее в Киеве восстание (после смерти Святополка) побудило киевских

бояр пригласить на великокняжеский престол авторитетного князя Владимира

Мономаха (годы правления: 1113-1125). В годы его правления единство Руси было

отчасти восстановлено, поскольку авторитет Мономаха среди других князей был

бесспорен, а ослушников он жестоко карал. Некоторое время удавалось

удерживать единство русских земель и сыну Владимира Мономаха - Мстиславу I

Великому (1125-1132 гг.). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно

распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший

название периода раздробленности или удельного периода. В ХIV в. количество

удельных княжеств достигало 250.

Таким образом, причинами раздробленности Киевской Руси являются:

формирование феодальных отношений, при которых появляются крупные земельные

владения (боярские вотчины), вызывающие стремление бояр к самостоятельности и

укреплению своей власти;

ослабление центральной власти (киевского князя). В условиях, когда княжеский

род разветвился, а отношения между преемниками запутались, необходима была

новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил;

отсутствие прочных экономических связей между землями, господство

натурального хозяйства вели к децентрализации государства;

упадок значения торгового пути «из варяг в греки», выполнявшего объединяющую

функцию

бегство населения в северо-восточные земли как результат непрерывных

нападений со стороны кочевников.

Последствия децентрализации русских земель. Распад Киевской Руси привел к

существенным изменениям политического, экономического, культурного характера.

Образовавшиеся самостоятельные княжества признавали на первых порах власть

Великого князя Киевского, но она была скорее номинальной. Киев стал первым

среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже

опередили его в своем развитии. Отношения между князьями регулировались

существо

Единое государство («Русская земля») распадается на образования, получившие

название «земли». Отношения между ними регулировались существовавшим тогда

обычным правом и заключавшимися между ними соглашениями.

Со второй половины ХII в. выделяются сильные княжества, правители которых

становятся «великими», «старейшими» в своих землях. Титулом великого князя

величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель.

Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими

землями, не вела к полной разобщенности. Оставались едиными религия, язык,

правовые нормы «Русской Правды». В результате дробления в качестве

самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города:

Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-

Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое,

Новгородская и Псковская земли и др.

В удельной Руси домонгольского периода во многих сферах общественной жизни

наблюдался прогресс. Осваивались новые неплодородные земли, где развивалось

хлебопашество, бурно развивались ремесла (около 60 специальностей). Развитие

ремесла сопровождалось бурным ростом городов, развитием местных рынков. Если

в Киевской Руси было около 20 городов, то в удельной – более 300. Удельные

князья, став хозяевами земель, выступали в качестве организаторов

строительства новых городов, укрепления их крепостями. Децентрализация

позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным

условиям. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической

форме (Владимиро-Суздальское, Галицко - Волынское княжества), другие стали

боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков). Самым ярким

свидетельством поступательного развития Руси в это время служит расцвет ее

культуры.

Таким образом, политическая раздробленность – закономерный этап развития

Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической

самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры.

Вместе с тем разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед

грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.

Особенности развития Владимиро-Суздальского, Галицко - Волынского княжеств и

Новгородской республики. В конце ХII – нач. ХIII вв. На Руси определились

три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние

на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для

Северо-Восточной и западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для южной и

юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-западной Руси –

Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальское княжество стало независимым во время правления сына

Владимира Мономаха – Юрия Долгорукого (1132-1157гг). Географическое

расположение (удаленность от степных районов и контроль над волжским торговым

путем) способствовали притоку беженцев с южных княжеств и быстрому

экономическому развитию. На фоне этих особенностей формировалась сильная

княжеская власть. Земля рассматривалась как собственность князя, а ее

население, включая бояр – в качестве ее слуг, что вело к становлению

княжеско-подданических отношений. Преемник Юрия Долгорукого Андрей

Боголюбский (1157-1174 гг..) энергично укреплял собственную власть и

государственность. Он перенес столицу во Владимир, способствовал развитию

культуры и постоянно стремился распространить свою власть на другие земли,

одержав в 1169 г. победу над Киевом. Жестокость и самовластие князя порождали

заговоры вокруг него. В 1174 г. бояре Кучковичи ворвались ночью в княжеские

покои и изрубили Андрея Юрьевича мечами. Междоусобная борьба за княжеский

стол завершилась победой его сводного брата Всеволода Большое Гнездо,

прозванный так за многочисленность семейства.

Всеволод подавил боярскую оппозицию, укрепил княжескую власть. Время его

правления – расцвет Владимиро-Суздальской земли. В нач. ХIII в. Владимирская

Русь распалась на уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский, Угличский,

Переяславский, Юрьевский и Муромский. В них утвердились потомки Всеволода.

Княжества Северо-Восточной Руси в ХIV-ХV вв. стали основой формирования

Московского государства.

Галицко - Волынское княжество, располагавшееся на юго-западе русских

земель, возникло в результате объединения сильных Галицкого и Волынского

княжеств. Особенности расположения: соседство с польским и венгерским

государствами, правители которых активно вмешивались во внутренние дела этих

княжеств, наличие влиятельного местного боярства, ведшего борьбу за власть не

только между собой, но и с князьями. Здесь имелись тучные черноземы, обширные

лесные массивы и значительные залежи каменной соли. На территории этого

княжества возникли крупные города: Галич, Владимир - Волынский, Холм, Берестье

(Брест), Львов, Перемышль и др. Земли княжества находились в относительной

безопасности от кочевников. Объединение Галицкого и Волынского княжеств

произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче. В 1203 г. он

захватил Киев и принял титул великого князя. Образовалось одно из крупнейших

государств Европы. Здесь так же, как и на северо-востоке Руси, установилась

сильная великокняжеская власть. Сын Романа Мстиславича Даниил, заняв в 1240 г.

Киев, сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю. В дальнейшем

Галицко-Волынское княжество было разорено татаро-монголами, а спустя 100 лет

оказалось в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до

верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Она избежала участи разорения от

набегов кочевников. Громадный земельный фонд находился в руках местного

боярства, выросшего из родоплеменной знати. Значительное развитие получили

охота, рыболовство, солеварение, производство железа. Город находился на

перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее –

с Востоком и Византией. Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский

престол. В результате восстания в 1136 г. боярство сумело выйти победителем в

борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой

Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Некоторые

историки полагают, что вече – собрание не всего мужского населения, а собрание

только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы, утверждало договоры,

рассматривало вопросы войны и мира, избирало городские власти: посадника,

тысяцкого, выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Вече

приглашало князя, который возглавлял дружину. Он принимал присягу на верность

новгородским традициям, с ним заключался договор.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в

40-х годах ХIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, хотя тяжелая

дань и зависимость от Золотой Орды сказались на дальнейшем развитии этого

региона.

1.4.Русь между Западом и Востоком.

Рассмотрев причины и последствия раздробления раннесредневекового Русского

государства, мы пришли к выводу, что этот процесс был естественным. Европа

также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности,

локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных

государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать

вывод: Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному

результату. Однако, развитие на территории Руси пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал ХIII век. Но если

Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного

типа развития, то перед Русью стала другая проблема. Она должна была решать

вопрос: как самосохраниться, как выжить? Татаро-монголы, появившиеся в

пределах Руси в 1237 г., несли массовую гибель людей, разрушение городов,

уничтожение того, что создавалось веками. Однако опасность шла не только с

Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы и ливонские рыцари

наступали на русские земли. Причем, если с Востока шло разорение, то Запад

требовал смены веры, принятия католичества.

Монголо-татары и Русь. Монгольские племена в ХII-ХIII вв. занимали территорию

современной Монголии и Бурятии. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи

озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии

все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо -

татарами. Главным занятием монголов было кочевое скотоводство, а на севере и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты