Курсовая: История полиции России

уездных полицейских управлений, полицмейстеров и губернаторов. Штаты сыскных

отделений были невелики (от 8 до 20 человек). Все это сказывалось на

эффективности их работы. Царизм направлял все силы и средст­ва на усиление

политической полиции. Кроме того, как свиде­тельствуют отчеты начальников

сыскных отделений (в частно­сти, Киевского сыскного отделения), все силы

полиции, в том числе и сыскной, были сориентированы на борьбу не только с

уголовной преступностью, но и с революционным движением.

Важным направлением деятельности полиции являлось про­ведение паспортного

режима. В данном издании приводятся извлечения из Закона о паспортах и видах на

жительство 1895 г. Выше уже говорилось о введении паспортов и обязатель­ности

их регистрации в полиции еще при Петре I. В 1833 г. был введен Свод уставов о

паспортах и беглых, подробно регламенти­ровавший порядок выдачи паспортов и их

регистрации. Свод Уставов носил ярко выраженный феодально-сословный харак­тер.

Закон о паспортах и видах на жительство 1895 г. внес в паспортный режим

некоторые коррективы в связи с отменой крепостного права и предоставлением

крестьянам ряда граждан­ских прав. Однако в паспортном режиме сохрани­лись

пережитки феодализма. По-прежнему существовали для разных сословий и лиц

различных вероисповеданий разные виды паспортов и различный порядок их выдачи.

Для лиц податных сословий в паспорт вносились отметки об уплате податей и

сборов. Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и

лиц других бывших податных сословий» (октябрь 1906 г.) отменил обязательное

получение разрешения от общины для поступления на службу или учебу, отменил и

обязательное их исключение из общины при произ­водстве в чин, получении ордена

и т.д. Это существенно облегчило для крестьян получение паспортов. Их стали

выдавать по месту прописки волостные правления, по месту нахождения

собственно­сти (если таковая была) — местные полицейские органы

[13].

Однако и после этого все же полного равенства перед зако­ном и судом для

крестьян достигнуто не было.

Как и раньше, замужняя женщина не могла получить без согласия мужа

самостоятельный вид на жительство и записыва­лась в паспорт мужа, а

незамужняя в паспорт отца. Жесткий паспортный режим служил целям

административно-политиче­ского надзора за населением.

Революция 1905—1907 года серьезно напугала правительст­во. Она поколебала

самые основы самодержавного строя в Рос­сии. Сил полиции и жандармерии для ее

подавления оказалось недостаточно, поэтому царизм с целью подавления

революцион­ного движения широко использовал войска. Так, для расстрела

мирного шествия к зимнему дворцу 9 января 1905 г., когда было убито 1200

человек и ранено свыше 5 тыс. человек, использовались гвардейские и казачьи

части Петербургского гарнизона.

Крупные воинские соединения использовались для подавле­ния вооруженных

восстаний на Черноморском флоте (в Севасто­поле, броненосце «Потемкин»,

крейсере «Очаков» и др.), крепо­стях Кронштадт и Свеаборг, вооруженного

восстания в Москве.

В регионах, где революционное движение было наиболее сильным, учреждались

должности генерал-губернаторов, и объ­являлось военное положение. В руках

генерал-губернаторов сосредотачивалась и командование войсками

соответствующих военных округов. На основании закона о военном положении 1892

г. в местностях, объявленных на военном положении, военные власти получили

право передавать дела гражданских лиц на рассмотрение военно-окружных судов,

которые решали их по законам военного времени. Был организован ряд

каратель­ных экспедиций под командой генералов А.Н. Меллер-Закомельского,

П.К. Рененкампфа, А.А. Орлова и других, которые соревновались в числе

расстрелянных и повешенных без суда и следствия, громили деревни, где

бунтовали крестьяне, артилле­рийским и пулеметным огнем, сжигали дома

«агитаторов». На рапорте командира карательного батальона капитана Рихтера,

который больше других расстрелял без суда и следствия «бун­товщиков», а

«активных агитаторов» также без суда приказал повесить, царь Николай II

написал резолюцию: «Молодец». Всего по официальным (весьма неполным) данным,

по распоря­жениям генерал-губернаторов и командиров карательных отря­дов без

суда и следствия было расстреляно и повешено 1172 человека.

Полиция и жандармские органы в местностях, объявленных на военном положении,

были подчинены военным властям. 29 ноября 1905 г. царским указом местным

властям было предо­ставлено право самим вводить на подведомственной территории

положение чрезвычайной или усиленной охраны, существенно расширявшее полномочия

полиции. 19 августа 1906 г. по ини­циативе только что назначенного

премьер-министра и министра внутренних дел П.А. Столыпина были учреждены

военно-поле­вые суды для гражданских лиц. Они создавались приказами командиров

воинских частей в составе 5 офицеров и рассматри­вали дела, по которым

«очевидность» преступления «не требова­ла проведения следствия». Дела должны

были рассматриваться в срок не более 48 часов с момента совершения

преступления, приговор не подлежал обжалованию и должен был приводиться в

исполнение немедленно. Всего в 1906—1907 годах по пригово­рам военно-полевых

судов было казнено 1102 человека, а по приговорам военно-окружных судов — 6193

человека, к каторж­ным работам по приговорам этих же судов приговорены 66638

человек[14].

Однако столкнувшись со всероссийской политической заба­стовкой в октябре 1905

г., правительство обнаружило, что про­тив забастовки войска бессильны (да и

значительная часть армии и флота оказалась политически неблагонадежной).

Все­российская забастовка парализовала транспорт, почту и теле­граф, многие

государственные учреждения (вплоть до Государст­венного банка), что лишило

правительство основных рычагов управления страной и вынудило пойти на

уступки. Царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от

17 октября 1905 г. провозгласил «незыблемые основы граж­данской свободы на

началах действительной неприкосновенно­сти личности, свободы совести, слова,

собраний, союзов».

О том, как именно царизм собирался гарантировать непри­косновенность

личности, достаточно красноречиво свидетельст­вуют факты и цифры, приведенные

выше. Что же касается иных свобод (слова, собрания, союзов), то их реализация

регламенти­ровалась Временными административными правилами об обще­ствах и

союзах (4 марта 1906 г.), Изменениями и дополнениями правил о периодической

печати (18 марта 1906 г.). Практически обязанности по регулированию

реализации указанных консти­туционных прав и свобод возлагались на МВД,

губернаторов и местные органы полиции. Так, к примеру, о предполагаемом

собрании его организаторы должны были не позднее чем за три дня испросить

разрешение у местной полицейской власти, сооб­щив о месте, времени,

организаторах, числе участников и теме собрания. Причем на санкционированном

собрании должен был присутствовать представитель полиции, который при

отклоне­нии от темы собрания, мятежных выкриках и т.д. обязан был закрыть

собрание и при невыполнении приказа разойтись — применить силу.

На МВД и губернаторов возлагалась регистрация обществ и союзов. Для этого под

председательством губернаторов создава­лись особые присутствия по делам

обществ и союзов. Надзор за деятельностью обществ и союзов возлагался на

полицию.

Хотя предварительная цензура повременных изданий отме­нялась и заменялась

последующей судебной ответственностью за нарушение административных правил о

печати, за министром внутренних дел все же сохранялось право приостановки тех

или иных изданий.

Сразу же после подавления революции начинается поиск путей совершенствования

и усиления полиции. Прежде всего расширяется сеть охранных отделений, а в

целях координации деятельности низовых охранных отделений образуются

район­ные охранные отделения, каждое из которых руководит работой охранных

отделений в нескольких губерниях. Иными словами, возникли своеобразные

«охранные округа». 14 декабря 1906 г. было принято Положение о районных

охранных отделениях. Вслед за тем в 1907 г. принимается Положение об охранных

отделениях (низовой охранке). Общее руководство деятельностью охранных

отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции. Он же руководил и

опера­тивной деятельностью жандармских управлений, хотя админи­стративное

руководство по-прежнему сохранялось за штабом Корпуса жандармов. Для борьбы с

революционными центрами за рубежом Департамент полиции активизирует свою

загранич­ную агентуру. В российское посольство в Париже, где находился

заведующий заграничной агентурой, стекалась вся информация о деятельности

революционной эмиграции. Царская охранка активно сотрудничала с органами

политического сыска Фран­ции, Англии, Германии и других государств.

Однако стало ясно, что необходима коренная реформа полицей­ской системы.

Первым с проектом полицейской реформы в 1907 г. выступил премьер-министр и

министр внутренних дел Столы­пин. Ее содержание он изложил в своей речи на

заседании II Государственной думы. Столыпинский проект содержал ряд

положений. Во-первых, это усиление взаимодействия различ­ных полицейских

служб как на министерском, так и особенно на губернском уровне. Дело в том,

что корпус жандармов, хотя и был передан в 1880 г. в состав МВД, а его

оперативной деятельностью руководил Департамент полиции через свой Осо­бый

отдел, однако в строевом, административном и финансовом отношении все

жандармские органы (в том числе и губернские жандармские управления)

подчинялись не Департаменту полиции, а штабу Корпуса. Кадровая политика также

была сосредоточена в руках штаба Корпуса. Департамент полиции, руководя

оператив­ной деятельностью жандармских управлений, не мог перемещать

жандармских офицеров, награждать или наказывать их.

Еще большая разобщенность имела место на губернском уровне. Достаточно

сказать, что в губернии так и не было создано какого-либо органа,

объединявшего деятельность губер­нской полиции. Все полицмейстеры городов и

исправники уезд­ных управлений подчинялись губернатору напрямую. Кроме того,

губернские жандармские управления были независимы от губернатора. Они должны

были лишь взаимодействовать с ним. Вместе с тем независимость жандармских

органов от губернских властей имела и свои плюсы. Правительство стремилось

через местные жандармские органы контролировать губернаторов и местную

администрацию. Однако в кризисных ситуациях рево­люционных событий

разобщенность действий губернаторов, ме­стной полиции и жандармских органов

играла негативную роль. Еще большую разобщенность внесло создание охранных

отделе­ний. Ведь они были независимы не только от губернаторов, но и от

жандармских управлений. Хотя в правовых актах, регламен­тировавших

деятельность охранных отделений, достаточно чет­ко была распределена

компетенция охранных отделений и жан­дармских управлений, соперничество между

ними нередко вело к конфликтным ситуациям, которые не мог разрешать на месте

губернатор, так как ни те, ни другие органы в губернии ему не подчинялись.

Еще в конце XIX в. была сделана слабая попытка объеди­нить деятельность

губернской полиции, когда начальники гу­бернских жандармских управлений

получили звания инспекто­ров губернской полиции, но их инспекторские функции

распро­странялись только на строевую часть (проведение строевых смотров). В

связи с этим Столыпин предлагал следующие меры.

Во-первых, ввести на местах должности помощников губер­наторов по полиции,

которым подчинить как общую, так и жандармскую полицию и охранные отделения.

Губернские жан­дармские управления подлежали, согласно этому плану,

ликви­дации, а на их базе Столыпин предполагал учредить губернские

полицейские управления, подчиненные губернаторам, через их помощников по

делам полиции.

Во-вторых, свести все многочисленные правовые акты в единый «Устав

полицейский», в котором учесть новые моменты в жизни Российского государства

и, в частности, особенности полицейской службы в условиях принятия Основных

законов Российской империи (конституции) 1906 г., многопартийности,

разрешения, хотя и ограниченной, свободы слова, печати, сою­зов и т.д.

В-третьих, создать сеть полицейских учебных заведений для подготовки

работников полиции, так как переводимые в жан­дармские органы и общую полицию

армейские офицеры и чиновники, как правило, не знали особенностей полицейской

службы и не были к ней готовы, особенно в новых условиях.

В-четвертых, увеличить оклады служащим полиции и жан­дармерии в три раза, так

как только при достаточной оплате труда возможна борьба с коррупцией в

полиции. Столыпин доказывал, что невозможно добиться, чтобы околоточные

надзи­ратели при окладе 600 рублей в год не брали взяток.

Однако реформа, предложенная Столыпиным, так и не была проведена. Это

объяснялось косностью и консерватизмом бюрок­ратического аппарата и нехваткой

финансовых ресурсов. Кроме того, либеральная общественность требовала прежде

чем прово­дить полицейскую реформу, принять законы, гарантирующие права и

свободы личности, что было неприемлемо для самодер­жавия.

Разрабатывались и другие проекты. Но все они имели целью создать единую

стройную систему полицейских органов, особен­но в губернском звене.

Показательны в этом отношении проекты комиссии под председательством сенатора

Фриша и особенно комиссии сенатора Макарова. Проект Макарова опять-таки

предполагал создание должности помощника губернатора по полицейским делам.

Хотя этот проект был скромнее проекта Столыпина и требовал меньше средств, но

и он в конце концов был отклонен.

В конечном счете правительство ограничилось небольшим увеличением штатов

губернских жандармских управлений.

В годы первой мировой войны полиция в местностях, объяв­ленных на военном

положении, была подчинена военным вла­стям, которые получили чрезвычайные

полномочия, в том числе и высылки из прифронтовой полосы нежелательных

элементов. В порядке осуществления этих полномочий в 1915 г. по приказу

Верховного главнокомандующего великого князя Николая Ни­колаевича с

территории Прибалтики (главным образом из Лат­вии) было депортировано на

Алтай около 100 тысяч человек. Списки депортированных лиц пронемецкой

ориентации состав­лялись по данным полиции. Сама депортация также

осуществ­лялась полицией с помощью войск. И лишь 23 октября 1916 г., по

существу накануне революции, было принято постановление Совета министров «Об

усилении полиции в 50 губерниях Импе­рии и об улучшении служебного и

материального положения полицейских чинов». В нем устанавливалось

соот­ношение численности полиции с численностью населения горо­дов и уездов,

увеличивались штаты полиции и несколько увели­чивалась зарплата служащих

полиции. Учитывая нехватку мужчин, годных к службе, в связи с их призывом в

действую­щую армию, постановление разрешало принимать на службу и женщин, но

только на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам

и на должности не выше 8-го класса Табели о рангах. Женщины, принятые на

службу в полицию, несли все обязанности и имели служебные полномо­чия

одинаковые с мужчинами в одинаковом ранге, за исключением права производства

в классные чины и награждения орденами. И здесь сказались пережитки

феодально-сословного подхода. Но это постановление запоздало. Его так и не

успели провести в жизнь. Практика показала, что сохранить правящий режим

только лишь силовыми, полицейскими мерами невоз­можно. 27 февраля 1917 г.

восставший народ смел самодержа­вие. Следует отметить, что полиция до конца

осталась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд

полицейских участков были разгромлены и сожжены, мно­гие полицейские были

арестованы. Временное правительство из­дало постановление об упразднении

Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус

жандармов. Его дела были переданы военному ведомству.

Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически

прекратила свое существование.

Заключение.

В 2002 году исполнилось 200 лет со дня учреждения в России МВД. Это крупная

историческая веха на пути развития полицейской службы нашего Отечества.

Министерство дел внут­ренних (в отличие от министерства дел иностранных)

сосредота­чивало в своих руках все нити внутреннего управления страной. МВД

через подчиненных ему губернаторов осуществляло адми­нистративно-политический

контроль за населением и террито­рией всей Российской империи, охраняло

общественный поря­док и безопасность, боролось с преступностью. Но этим

задачи министерства не ограничивались, оно должно было заботиться о

промышленности (за исключением горной и военной), о торгов­ле, принимать меры

по предотвращению недостатка продоволь­ствия и контролировать цены на него,

контролировать строи­тельство и архитектуру, исправность дорог, санитарную

безопас­ность, медицину и ветеринарию, благоустройство городов, заботиться о

развитии «добрых нравов».

Ясно, что столь многочисленные и многообразные обязанно­сти по мере развития

экономики, увеличения численности насе­ления, роста городов, и усложнения

общественной жизни дела­ли МВД чрезмерно громоздким и трудноуправляемым

ведомством. Поэтому МВД постепенно освобождалось от многочисленных по­бочных

обязанностей. Так, департамент промышленности и торговли передается в состав

министерства финансов, почто­вый департамент превращается в самостоятельное

министерство почт, местное благоустройство, дела продовольственные,

меди­цина, контроль за состоянием дорог местного значения перехо­дят в

ведение органов земского и городского местного самоуп­равления, следствие

после судебной реформы 1864 г. передается в компетенцию судебных

следователей, места заключения в 1895 г. — министерству юстиции. Все это

позволило МВД сосредоточить свое внимание на охране общественного порядка,

безопасности и борьбе с преступностью. Эту главную свою функ­цию МВД

достаточно успешно осуществляло при довольно скромной численности

полицейского аппарата и сравнительно ограниченных материальных ресурсах.

МВД представляло собой главное «силовое» ведомство, осу­ществлявшее

необходимое государственное принуждение, без которого невозможно обеспечение

исполнения законов и закон­ных предписаний органов власти. Без такого

государственного принуждения не может существовать ни одно государство.

Но и освободившись от ряда побочных функций, МВД сохраняло свою роль как

одного из важнейших органов в государственном механизме, по существу главного

рычага внут­реннего управления в царской России. Достаточно сказать, что МВД

принимало деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы

1861 г. В аппарате МВД и под руководст­вом министра внутренних дел

подготавливались законопроекты о земской и городской реформах 1864—1870 гг.

По инициативе министров внутренних дел П.А. Валуева и М.Т. Лорис-Меликова в

60—80-е годы XIX века разрабатывались проекты конститу­ционных реформ,

правда, не получивших в силу разных причин своего воплощения в жизнь.

МВД сохранило в своих руках ряд функций, хотя и не являвшихся часто

полицейскими, но тесно с ними переплетав­шихся, в частности, цензуру,

регистрацию и надзор за деятель­ностью религиозных конфессий, чьи религиозные

и политиче­ские центры находились за пределами российских границ. Для этих

целей в МВД существовали Главное управление по делам печати и Департамент

духовных дел иностранных вероисповеда­ний. Наконец, после принятия в 1906

году Основных законов Российской империи — первой российской конституции,

про­возглашавшей ряд политических прав и свобод (слова, собра­ний, союзов),

именно на МВД и полицию было возложено их обеспечение.

Список использованной литературы:

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону,

1995. С. 266;

2 Верт Н. История советского государства. М.,1994.

3.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000.

4. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.

5. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы

под. ред. Курицына В.М. М.1998.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России,

М.,1998.

7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994.

8. Российское законодательство X – XX веков под. Ред. О.И.Чистякова М.1985.

9. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.

10.Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.

М., 1990.

11. Чибиряев С.А. История государства и права России. М.,1998.

12. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. М.,1996.

13. Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России. //Знание сила. –1992.-№2.

13. Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к

введению суда присяжных). // Российская юстиция. –1998.-№4.

[1] История полиции России: краткий

исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.7

[2] История полиции России: краткий

исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.10

[3] История полиции России: краткий

исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.13

[4] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000.с.195.

[5] Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.с.301.

[6] Орлов А.С., Георгиев В.А.,

Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России, М.,1998. С.398.

[7] История полиции России: краткий

исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.21

[8] Новицкая Т. Великие реформы

Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). //

Российская юстиция. –1998.-№4.с15.

[9] Чибиряев С.А. История государства и права России. М.,1998. С.295.

[10] Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.с.345.

[11] Захарова Л.Г. Освободительные

реформы в России. //Знание сила. –1992.-№2. с.17

[12] История полиции России:

краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М.

М.1998. с.32

[13] История полиции России:

краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М.

М.1998. с.37-38.

[14] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000. с.210

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты