уездных полицейских управлений, полицмейстеров и губернаторов. Штаты сыскных
отделений были невелики (от 8 до 20 человек). Все это сказывалось на
эффективности их работы. Царизм направлял все силы и средства на усиление
политической полиции. Кроме того, как свидетельствуют отчеты начальников
сыскных отделений (в частности, Киевского сыскного отделения), все силы
полиции, в том числе и сыскной, были сориентированы на борьбу не только с
уголовной преступностью, но и с революционным движением.
Важным направлением деятельности полиции являлось проведение паспортного
режима. В данном издании приводятся извлечения из Закона о паспортах и видах на
жительство 1895 г. Выше уже говорилось о введении паспортов и обязательности
их регистрации в полиции еще при Петре I. В 1833 г. был введен Свод уставов о
паспортах и беглых, подробно регламентировавший порядок выдачи паспортов и их
регистрации. Свод Уставов носил ярко выраженный феодально-сословный характер.
Закон о паспортах и видах на жительство 1895 г. внес в паспортный режим
некоторые коррективы в связи с отменой крепостного права и предоставлением
крестьянам ряда гражданских прав. Однако в паспортном режиме сохранились
пережитки феодализма. По-прежнему существовали для разных сословий и лиц
различных вероисповеданий разные виды паспортов и различный порядок их выдачи.
Для лиц податных сословий в паспорт вносились отметки об уплате податей и
сборов. Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и
лиц других бывших податных сословий» (октябрь 1906 г.) отменил обязательное
получение разрешения от общины для поступления на службу или учебу, отменил и
обязательное их исключение из общины при производстве в чин, получении ордена
и т.д. Это существенно облегчило для крестьян получение паспортов. Их стали
выдавать по месту прописки волостные правления, по месту нахождения
собственности (если таковая была) — местные полицейские органы
[13].
Однако и после этого все же полного равенства перед законом и судом для
крестьян достигнуто не было.
Как и раньше, замужняя женщина не могла получить без согласия мужа
самостоятельный вид на жительство и записывалась в паспорт мужа, а
незамужняя в паспорт отца. Жесткий паспортный режим служил целям
административно-политического надзора за населением.
Революция 1905—1907 года серьезно напугала правительство. Она поколебала
самые основы самодержавного строя в России. Сил полиции и жандармерии для ее
подавления оказалось недостаточно, поэтому царизм с целью подавления
революционного движения широко использовал войска. Так, для расстрела
мирного шествия к зимнему дворцу 9 января 1905 г., когда было убито 1200
человек и ранено свыше 5 тыс. человек, использовались гвардейские и казачьи
части Петербургского гарнизона.
Крупные воинские соединения использовались для подавления вооруженных
восстаний на Черноморском флоте (в Севастополе, броненосце «Потемкин»,
крейсере «Очаков» и др.), крепостях Кронштадт и Свеаборг, вооруженного
восстания в Москве.
В регионах, где революционное движение было наиболее сильным, учреждались
должности генерал-губернаторов, и объявлялось военное положение. В руках
генерал-губернаторов сосредотачивалась и командование войсками
соответствующих военных округов. На основании закона о военном положении 1892
г. в местностях, объявленных на военном положении, военные власти получили
право передавать дела гражданских лиц на рассмотрение военно-окружных судов,
которые решали их по законам военного времени. Был организован ряд
карательных экспедиций под командой генералов А.Н. Меллер-Закомельского,
П.К. Рененкампфа, А.А. Орлова и других, которые соревновались в числе
расстрелянных и повешенных без суда и следствия, громили деревни, где
бунтовали крестьяне, артиллерийским и пулеметным огнем, сжигали дома
«агитаторов». На рапорте командира карательного батальона капитана Рихтера,
который больше других расстрелял без суда и следствия «бунтовщиков», а
«активных агитаторов» также без суда приказал повесить, царь Николай II
написал резолюцию: «Молодец». Всего по официальным (весьма неполным) данным,
по распоряжениям генерал-губернаторов и командиров карательных отрядов без
суда и следствия было расстреляно и повешено 1172 человека.
Полиция и жандармские органы в местностях, объявленных на военном положении,
были подчинены военным властям. 29 ноября 1905 г. царским указом местным
властям было предоставлено право самим вводить на подведомственной территории
положение чрезвычайной или усиленной охраны, существенно расширявшее полномочия
полиции. 19 августа 1906 г. по инициативе только что назначенного
премьер-министра и министра внутренних дел П.А. Столыпина были учреждены
военно-полевые суды для гражданских лиц. Они создавались приказами командиров
воинских частей в составе 5 офицеров и рассматривали дела, по которым
«очевидность» преступления «не требовала проведения следствия». Дела должны
были рассматриваться в срок не более 48 часов с момента совершения
преступления, приговор не подлежал обжалованию и должен был приводиться в
исполнение немедленно. Всего в 1906—1907 годах по приговорам военно-полевых
судов было казнено 1102 человека, а по приговорам военно-окружных судов — 6193
человека, к каторжным работам по приговорам этих же судов приговорены 66638
человек[14].
Однако столкнувшись со всероссийской политической забастовкой в октябре 1905
г., правительство обнаружило, что против забастовки войска бессильны (да и
значительная часть армии и флота оказалась политически неблагонадежной).
Всероссийская забастовка парализовала транспорт, почту и телеграф, многие
государственные учреждения (вплоть до Государственного банка), что лишило
правительство основных рычагов управления страной и вынудило пойти на
уступки. Царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от
17 октября 1905 г. провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на
началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова,
собраний, союзов».
О том, как именно царизм собирался гарантировать неприкосновенность
личности, достаточно красноречиво свидетельствуют факты и цифры, приведенные
выше. Что же касается иных свобод (слова, собрания, союзов), то их реализация
регламентировалась Временными административными правилами об обществах и
союзах (4 марта 1906 г.), Изменениями и дополнениями правил о периодической
печати (18 марта 1906 г.). Практически обязанности по регулированию
реализации указанных конституционных прав и свобод возлагались на МВД,
губернаторов и местные органы полиции. Так, к примеру, о предполагаемом
собрании его организаторы должны были не позднее чем за три дня испросить
разрешение у местной полицейской власти, сообщив о месте, времени,
организаторах, числе участников и теме собрания. Причем на санкционированном
собрании должен был присутствовать представитель полиции, который при
отклонении от темы собрания, мятежных выкриках и т.д. обязан был закрыть
собрание и при невыполнении приказа разойтись — применить силу.
На МВД и губернаторов возлагалась регистрация обществ и союзов. Для этого под
председательством губернаторов создавались особые присутствия по делам
обществ и союзов. Надзор за деятельностью обществ и союзов возлагался на
полицию.
Хотя предварительная цензура повременных изданий отменялась и заменялась
последующей судебной ответственностью за нарушение административных правил о
печати, за министром внутренних дел все же сохранялось право приостановки тех
или иных изданий.
Сразу же после подавления революции начинается поиск путей совершенствования
и усиления полиции. Прежде всего расширяется сеть охранных отделений, а в
целях координации деятельности низовых охранных отделений образуются
районные охранные отделения, каждое из которых руководит работой охранных
отделений в нескольких губерниях. Иными словами, возникли своеобразные
«охранные округа». 14 декабря 1906 г. было принято Положение о районных
охранных отделениях. Вслед за тем в 1907 г. принимается Положение об охранных
отделениях (низовой охранке). Общее руководство деятельностью охранных
отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции. Он же руководил и
оперативной деятельностью жандармских управлений, хотя административное
руководство по-прежнему сохранялось за штабом Корпуса жандармов. Для борьбы с
революционными центрами за рубежом Департамент полиции активизирует свою
заграничную агентуру. В российское посольство в Париже, где находился
заведующий заграничной агентурой, стекалась вся информация о деятельности
революционной эмиграции. Царская охранка активно сотрудничала с органами
политического сыска Франции, Англии, Германии и других государств.
Однако стало ясно, что необходима коренная реформа полицейской системы.
Первым с проектом полицейской реформы в 1907 г. выступил премьер-министр и
министр внутренних дел Столыпин. Ее содержание он изложил в своей речи на
заседании II Государственной думы. Столыпинский проект содержал ряд
положений. Во-первых, это усиление взаимодействия различных полицейских
служб как на министерском, так и особенно на губернском уровне. Дело в том,
что корпус жандармов, хотя и был передан в 1880 г. в состав МВД, а его
оперативной деятельностью руководил Департамент полиции через свой Особый
отдел, однако в строевом, административном и финансовом отношении все
жандармские органы (в том числе и губернские жандармские управления)
подчинялись не Департаменту полиции, а штабу Корпуса. Кадровая политика также
была сосредоточена в руках штаба Корпуса. Департамент полиции, руководя
оперативной деятельностью жандармских управлений, не мог перемещать
жандармских офицеров, награждать или наказывать их.
Еще большая разобщенность имела место на губернском уровне. Достаточно
сказать, что в губернии так и не было создано какого-либо органа,
объединявшего деятельность губернской полиции. Все полицмейстеры городов и
исправники уездных управлений подчинялись губернатору напрямую. Кроме того,
губернские жандармские управления были независимы от губернатора. Они должны
были лишь взаимодействовать с ним. Вместе с тем независимость жандармских
органов от губернских властей имела и свои плюсы. Правительство стремилось
через местные жандармские органы контролировать губернаторов и местную
администрацию. Однако в кризисных ситуациях революционных событий
разобщенность действий губернаторов, местной полиции и жандармских органов
играла негативную роль. Еще большую разобщенность внесло создание охранных
отделений. Ведь они были независимы не только от губернаторов, но и от
жандармских управлений. Хотя в правовых актах, регламентировавших
деятельность охранных отделений, достаточно четко была распределена
компетенция охранных отделений и жандармских управлений, соперничество между
ними нередко вело к конфликтным ситуациям, которые не мог разрешать на месте
губернатор, так как ни те, ни другие органы в губернии ему не подчинялись.
Еще в конце XIX в. была сделана слабая попытка объединить деятельность
губернской полиции, когда начальники губернских жандармских управлений
получили звания инспекторов губернской полиции, но их инспекторские функции
распространялись только на строевую часть (проведение строевых смотров). В
связи с этим Столыпин предлагал следующие меры.
Во-первых, ввести на местах должности помощников губернаторов по полиции,
которым подчинить как общую, так и жандармскую полицию и охранные отделения.
Губернские жандармские управления подлежали, согласно этому плану,
ликвидации, а на их базе Столыпин предполагал учредить губернские
полицейские управления, подчиненные губернаторам, через их помощников по
делам полиции.
Во-вторых, свести все многочисленные правовые акты в единый «Устав
полицейский», в котором учесть новые моменты в жизни Российского государства
и, в частности, особенности полицейской службы в условиях принятия Основных
законов Российской империи (конституции) 1906 г., многопартийности,
разрешения, хотя и ограниченной, свободы слова, печати, союзов и т.д.
В-третьих, создать сеть полицейских учебных заведений для подготовки
работников полиции, так как переводимые в жандармские органы и общую полицию
армейские офицеры и чиновники, как правило, не знали особенностей полицейской
службы и не были к ней готовы, особенно в новых условиях.
В-четвертых, увеличить оклады служащим полиции и жандармерии в три раза, так
как только при достаточной оплате труда возможна борьба с коррупцией в
полиции. Столыпин доказывал, что невозможно добиться, чтобы околоточные
надзиратели при окладе 600 рублей в год не брали взяток.
Однако реформа, предложенная Столыпиным, так и не была проведена. Это
объяснялось косностью и консерватизмом бюрократического аппарата и нехваткой
финансовых ресурсов. Кроме того, либеральная общественность требовала прежде
чем проводить полицейскую реформу, принять законы, гарантирующие права и
свободы личности, что было неприемлемо для самодержавия.
Разрабатывались и другие проекты. Но все они имели целью создать единую
стройную систему полицейских органов, особенно в губернском звене.
Показательны в этом отношении проекты комиссии под председательством сенатора
Фриша и особенно комиссии сенатора Макарова. Проект Макарова опять-таки
предполагал создание должности помощника губернатора по полицейским делам.
Хотя этот проект был скромнее проекта Столыпина и требовал меньше средств, но
и он в конце концов был отклонен.
В конечном счете правительство ограничилось небольшим увеличением штатов
губернских жандармских управлений.
В годы первой мировой войны полиция в местностях, объявленных на военном
положении, была подчинена военным властям, которые получили чрезвычайные
полномочия, в том числе и высылки из прифронтовой полосы нежелательных
элементов. В порядке осуществления этих полномочий в 1915 г. по приказу
Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича с
территории Прибалтики (главным образом из Латвии) было депортировано на
Алтай около 100 тысяч человек. Списки депортированных лиц пронемецкой
ориентации составлялись по данным полиции. Сама депортация также
осуществлялась полицией с помощью войск. И лишь 23 октября 1916 г., по
существу накануне революции, было принято постановление Совета министров «Об
усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и
материального положения полицейских чинов». В нем устанавливалось
соотношение численности полиции с численностью населения городов и уездов,
увеличивались штаты полиции и несколько увеличивалась зарплата служащих
полиции. Учитывая нехватку мужчин, годных к службе, в связи с их призывом в
действующую армию, постановление разрешало принимать на службу и женщин, но
только на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам
и на должности не выше 8-го класса Табели о рангах. Женщины, принятые на
службу в полицию, несли все обязанности и имели служебные полномочия
одинаковые с мужчинами в одинаковом ранге, за исключением права производства
в классные чины и награждения орденами. И здесь сказались пережитки
феодально-сословного подхода. Но это постановление запоздало. Его так и не
успели провести в жизнь. Практика показала, что сохранить правящий режим
только лишь силовыми, полицейскими мерами невозможно. 27 февраля 1917 г.
восставший народ смел самодержавие. Следует отметить, что полиция до конца
осталась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд
полицейских участков были разгромлены и сожжены, многие полицейские были
арестованы. Временное правительство издало постановление об упразднении
Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус
жандармов. Его дела были переданы военному ведомству.
Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически
прекратила свое существование.
Заключение.
В 2002 году исполнилось 200 лет со дня учреждения в России МВД. Это крупная
историческая веха на пути развития полицейской службы нашего Отечества.
Министерство дел внутренних (в отличие от министерства дел иностранных)
сосредотачивало в своих руках все нити внутреннего управления страной. МВД
через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический
контроль за населением и территорией всей Российской империи, охраняло
общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. Но этим
задачи министерства не ограничивались, оно должно было заботиться о
промышленности (за исключением горной и военной), о торговле, принимать меры
по предотвращению недостатка продовольствия и контролировать цены на него,
контролировать строительство и архитектуру, исправность дорог, санитарную
безопасность, медицину и ветеринарию, благоустройство городов, заботиться о
развитии «добрых нравов».
Ясно, что столь многочисленные и многообразные обязанности по мере развития
экономики, увеличения численности населения, роста городов, и усложнения
общественной жизни делали МВД чрезмерно громоздким и трудноуправляемым
ведомством. Поэтому МВД постепенно освобождалось от многочисленных побочных
обязанностей. Так, департамент промышленности и торговли передается в состав
министерства финансов, почтовый департамент превращается в самостоятельное
министерство почт, местное благоустройство, дела продовольственные,
медицина, контроль за состоянием дорог местного значения переходят в
ведение органов земского и городского местного самоуправления, следствие
после судебной реформы 1864 г. передается в компетенцию судебных
следователей, места заключения в 1895 г. — министерству юстиции. Все это
позволило МВД сосредоточить свое внимание на охране общественного порядка,
безопасности и борьбе с преступностью. Эту главную свою функцию МВД
достаточно успешно осуществляло при довольно скромной численности
полицейского аппарата и сравнительно ограниченных материальных ресурсах.
МВД представляло собой главное «силовое» ведомство, осуществлявшее
необходимое государственное принуждение, без которого невозможно обеспечение
исполнения законов и законных предписаний органов власти. Без такого
государственного принуждения не может существовать ни одно государство.
Но и освободившись от ряда побочных функций, МВД сохраняло свою роль как
одного из важнейших органов в государственном механизме, по существу главного
рычага внутреннего управления в царской России. Достаточно сказать, что МВД
принимало деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы
1861 г. В аппарате МВД и под руководством министра внутренних дел
подготавливались законопроекты о земской и городской реформах 1864—1870 гг.
По инициативе министров внутренних дел П.А. Валуева и М.Т. Лорис-Меликова в
60—80-е годы XIX века разрабатывались проекты конституционных реформ,
правда, не получивших в силу разных причин своего воплощения в жизнь.
МВД сохранило в своих руках ряд функций, хотя и не являвшихся часто
полицейскими, но тесно с ними переплетавшихся, в частности, цензуру,
регистрацию и надзор за деятельностью религиозных конфессий, чьи религиозные
и политические центры находились за пределами российских границ. Для этих
целей в МВД существовали Главное управление по делам печати и Департамент
духовных дел иностранных вероисповеданий. Наконец, после принятия в 1906
году Основных законов Российской империи — первой российской конституции,
провозглашавшей ряд политических прав и свобод (слова, собраний, союзов),
именно на МВД и полицию было возложено их обеспечение.
Список использованной литературы:
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону,
1995. С. 266;
2 Верт Н. История советского государства. М.,1994.
3.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000.
4. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
5. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы
под. ред. Курицына В.М. М.1998.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России,
М.,1998.
7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994.
8. Российское законодательство X – XX веков под. Ред. О.И.Чистякова М.1985.
9. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.
10.Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.
М., 1990.
11. Чибиряев С.А. История государства и права России. М.,1998.
12. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. М.,1996.
13. Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России. //Знание сила. –1992.-№2.
13. Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к
введению суда присяжных). // Российская юстиция. –1998.-№4.
[1] История полиции России: краткий
исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.7
[2] История полиции России: краткий
исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.10
[3] История полиции России: краткий
исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.13
[4] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000.с.195.
[5] Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.с.301.
[6] Орлов А.С., Георгиев В.А.,
Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России, М.,1998. С.398.
[7] История полиции России: краткий
исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.21
[8] Новицкая Т. Великие реформы
Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). //
Российская юстиция. –1998.-№4.с15.
[9] Чибиряев С.А. История государства и права России. М.,1998. С.295.
[10] Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.с.345.
[11] Захарова Л.Г. Освободительные
реформы в России. //Знание сила. –1992.-№2. с.17
[12] История полиции России:
краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М.
М.1998. с.32
[13] История полиции России:
краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М.
М.1998. с.37-38.
[14] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000. с.210