Курсовая: История полиции России

органам самоуправления; 5) расширен низовой аппа­рата полиции: учреждены

должности участковых урядников, а также полицейский резерв в уездах; в городах

увеличена численность околоточных надзирателей. Инструкция околоточным

надзирателям, утвержденная министром внутрен­них дел, возлагала на дворников

вспомогательные полицейские функции, которые они должны были осуществлять под

руковод­ством околоточных надзирателей

[10].

Радикальная реформа политической полиции была проведе­на в 1867 г. По Положению

о корпусе жандармов 1867 г. вместо жандармских округов, включавших в свой

состав до 10 губер­ний, были созданы жандармские управления в каждой губер­нии.

В 6 губерниях Северо-западного края и Царстве Польском существовали также

уездные жандармские управления. В от­дельных регионах страны сохранились

жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления

объединили деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших

в эти округа[11].

Непосредственным поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы

жандармского аппарата в 1867 г., яви­лось покушение Каракозова на императора

Александра II 4 ап­реля 1866 г. Но причины этой реформы гораздо глубже. Дело

в том, что когда в середине 20-х годов XIX в. создавался Корпус жандармов,

революционное движение было по преимуществу движением дворянских

революционеров. Их численность была сравнительно невелика, подавляющее

большинство являлось офицерами, поэтому и жандармерия имела чисто военную

орга­низацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским

корпусом. Иное положение сложилось в 60—70-е годы XIX в. Главной фигурой в

революционном движении стал революционер-разночинец. Это требовало

переориентации жан­дармов на наблюдение за широкими слоями либеральной

интел­лигенции и студенчества. Отсюда и необходимость создания разветвленной

сети территориальных (губернских) жандарм­ских органов.

В связи с массовым строительством железных дорог были образованы

железнодорожные жандармские управления. При­нятый 16 марта 1867 г. особый

правовой акт — «Порядок учреждения жандармского надзора на вновь проводимых

желез­ных дорогах» устанавливал, что в ведении каждого железнодо­рожного

жандармского управления должен был находиться уча­сток пути в 2 тысячи верст.

В свою очередь, это расстояние делилось на участки по 200 верст, находившиеся

в ведении жандармских отделений. Штат каждого железнодорожного жандармского

управления состоял из начальника, его адъютан­та и начальников отделений, а

также 300 унтер-офицеров. Хотя железнодорожные жандармские управления как

составные час­ти корпуса жандармов являлись органами политической полиции и

финансировались из бюджета военного министерства, они не только несли военную

охрану железнодорожных путей и соору­жений (мостов, туннелей, вокзалов, депо

и т.д.), но и обязаны были вести борьбу с уголовными преступлениями на

территории железнодорожных сооружений и в полосе отчуждения железно­дорожных

путей, главным образом с хищениями грузов. Соот­ветственно они несли все

обязанности и пользовались всеми правами общей полиции. Предоставление

железнодорожным жандармским управлениям прав общей полиции, а следователь­но,

и права проведения дознания, требовало решения и более общего вопроса — о

правовом регулировании деятельности гу­бернских жандармских управлений в

области дознания. Дело в том, что в соответствии с судебными уставами 1864 г.

следствие было возложено на судебных следователей, а за полицией оста­лось

лишь дознание. В Уставах ни одним словом не упоминалось о жандармерии. И это

понятно. Ведь еще в 1862 г. в Петербурге была учреждена особая Следственная

комиссия по делам о государственных преступлениях. Таким образом, право

проведения следствия по политическим делам с самого начала не предоставлялось

судебным следователям. В 1871 г. эта Следст­венная комиссия была упразднена,

а следствие по политическим делам было возложено на одного из членов

Петербургской судебной палаты, в связи с чем штат этой палаты увеличивался, а

при Шефе жандармов учреждалась должность юрисконсульта. Характерно, что суммы

из бюджета, которые отпускались на содержание Следственной комиссии, были

на­правлены в распоряжение Шефа жандармов. Этим же постанов­лением

Государственного совета, утвержденным императором, обязанность проведения

дознания была возложена на жандарм­ские органы.

Поскольку легальная политическая деятельность, имеющая целью обсуждение

научных, социально-экономических и политических проблем, стоящих перед

обществом, и их решение были запрещены и правительство всей тяжестью свое­го

репрессивного аппарата пресекало малейшие попытки легаль­ным путем добиться

каких-либо изменений существовавших порядков, то подпольные революционные

организации, и в частности ведущая среди них — Исполнительный комитет

«На­родной воли» — в качестве главного способа борьбы использова­ли террор.

Террористы-народовольцы пользовались сочувствием широ­ких кругов либеральной

интеллигенции и студенчества. Глуби­на этого сочувствия была

продемонстрирована фактом оправда­ния присяжными петербургского окружного

суда в 1878 г. Веры Засулич, совершившей террористический акт против

петербург­ского обер-полицмейстера Трепова.

Сразу же после этого случая рассмотрение преступных пося­гательств на

должностных лиц (в том числе и полицейских чиновников) было передано из

окружных судов с участием присяжных заседателей в судебные палаты с

сословными пред­ставителями.

На 1879—1880 годы приходится пик второй революционной ситуации в стране (после

конца 50-х — 60-х годов). Покушения на императора и высших сановников следовали

одно за другим. Правительство отвечало на них широким применением жесто­ких

репрессий (в том числе и смертных казней) и массовыми высылками из столиц и

крупных городов студентов. В 1879 г. были учреждены должности временных военных

генерал-губернаторов в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Одессе с

чрезвычайными полномочиями. Им были подчинены войска соответствующих военных

округов, жандармские органы, полиция и гражданская администрация. Им было даже

передано право конфирмации приговоров к смертной казни, что всегда относи­лось

только к прерогативе императора. Однако и это не помогло. 5 февраля 1880 г.

прогремел взрыв в Зимнем дворце, организо­ванный С.Халтуриным, повергший

правительство в шок[12].

В ответ на взрыв 12 февраля 1880 г. был создан чрезвычай­ный орган —

Верховная распорядительная комиссия. Ее началь­ник — граф Лорис-Меликов был

наделен диктаторскими полно­мочиями. Ему были подчинены Ш отделение и корпус

жандар­мов, МВД, генерал-губераторы, даже военное ведомство, и, наконец, ему

предоставлялось право «направлять» следствие.

Граф Лорис-Меликов — популярный генерал, герой русско-турецкой войны и умный

государственный деятель, прекрасно понимал, что одними репрессиями нельзя

восстановить стабиль­ность в государстве. Учитывая это, Лорис-Меликов добился

снижения цен на хлеб, отмены чрезвычайно тяжкого для насе­ления архаичного

соляного налога, добился также смещения с поста министра народного

просвещения известного реакционера графа Д. Толстого и возобновления занятий

в высших учебных заведения. Он прекратил практику массовых высылок студентов

в отдаленные местности под гласный надзор полиции, что вызы­вало наибольший

гнев молодежи и родителей. Более того, он поразил общество, опубликовав

«Обращение» к населению, в котором дал понять о возможности принятия

конституции. Впоследствии такой проект был разработан и даже утвержден

Александром II и только убийство императора 1 марта 1881 г. помешало его

введению в действие. Вместе с тем он не останав­ливался перед применением

самых жестких мер в отношении захваченных полицией видных деятелей

революционного под­полья. Так, он лично обезоружил и арестовал покушавшегося

на его жизнь поляка Млодецкого и добился его осуждения к смертной казни и

приведения ее в исполнение в трехдневный срок. Меры, предпринятые Лорис-

Меликовым, настолько снизи­ли накал общественных страстей, что он посчитал

возможным обратиться к императору с предложением распустить Верховную

распорядительную комиссию. Однако опыт объеди­нения в одном органе

руководства всеми видами полиции, накопленный комиссией, был положен в основу

реорганизации МВД, проведенной 6 августа 1880 г. Суть этой реорганизации

сводилась к упразднению III отделения собственной царской канцелярии и

возложению общего руководства политической полицией и корпусом жандармов на

министра внутренних дел, получившего звание Шефа жандармов. Соответственно

корпус жандармов был передан в состав МВД. Таким образом, в ведении МВД было

сосредоточено руководство как политической, так и общей полицией. В составе

министерства для руководства полити­ческой полицией был учрежден департамент

полиции государст­венной, который вскоре был объединен с департаментом

полиции исполнительной в единый департамент полиции. Объединение всех

полицейских служб под единым руководством дало свой результат. Уже к февралю

1881 г. было арестовано большинство членов Исполнительного комитета «Народной

воли», в том числе и его руководитель Андрей Желябов. Лорис-Меликов надеялся

завершить разгром «Народной воли» в кратчайший срок, а пока просил царя

воздержаться от поездок по городу. Однако вопреки просьбам министра и даже

своей молодой жены (Екатерины Долгорукой) Александр II поехал на развод

гвардей­ского караула в Михайловский манеж и был убит.

Новый император Александр III отклонил подписанный его отцом проект

конституции и принял курс на усиление самодер­жавия и силовые методы

укрепления власти.

Одним из первых мероприятий в русле этого курса было издание 14 августа 1881

г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного

спокойствия. Оно определяло правовой режим усиленной и чрезвычайной охраны,

объявляемый в случае необходимости в отдельных местностях или на территории

всей империи. При этом серьезно расширялись права полиции. Так, правовой

режим чрезвычайного положения предусматривал предоставление гене­рал-

губернаторам на местах фактически прав главнокомандую­щих армиями для

прифронтовой полосы в военное время. По их указанию любое уголовное дело

могло быть направлено в воен­ный суд. Они получали право ареста или высылки

любого лица в административном порядке, закрытия учебных заведений,

временного прекращения деятельности выборных учреждений (городских дум и

земских собраний) и т.д. Практически вплоть до 1917 г. почти не было ни

одного года, когда в той или иной местности не объявлялось бы состояние

усиленной или чрезвы­чайной охраны. Имелось в Положении и еще одно новшество.

Учреждено Особое совещание при министре внутренних дел, наделенное правом

ссылки под административный надзор полиции или высылки из определенных

местностей на срок до 5 лет в административном порядке (т.е. без суда и

следствия).

Предметом особой заботы правительства стало укрепление политического сыска.

Слабым местом жандармских органов была оперативно-ро­зыскная работа.

Объяснялось это тем, что корпус жандармов как воинское соединение

комплектовался офицерами, переводивши­мися из других армейских частей. Но в

армии по законам офицерской чести общение офицера с агентом-доносчиком

счи­талось делом предосудительным. Армейский офицер, заподоз­ренный в

доносительстве или в общении с доносчиком, изгонял­ся из полка. Кстати,

должностные инструкции по работе с агентурой запрещали вербовать в качестве

секретных агентов потомственных дворян и офицеров. Когда офицерам,

переведен­ным на службу в корпус жандармов, приходилось иметь дело с

агентурой, они шли на это крайне неохотно. К тому же, жандар­мам запрещалось

переодеваться в гражданское платье, что тоже затрудняло оперативно-розыскную

работу. Бывший начальник Киевского жандармского управления, а затем личной

охраны императора генерал Спиридович в своих мемуарах писал о том, как

жандармские унтер-офицеры, отправляясь на задание по наружному наблюдению

(т.е. на слежку), одевали поверх воен­ной формы гражданское пальто, из-под

которого были видны сапоги со шпорами и сабля. Учитывая неприспособленность

жандармов к розыскной работе, по инициативе снизу стали создаваться новые

независимые от жандармерии розыскные органы. Впервые, еще в 1866 г. сразу

после покушения Карако­зова на Александра II, такой специализированный

розыскной орган — Отделение по охране государственного порядка и

обще­ственного спокойствия — был образован при петербургском градоначальнике,

а затем аналогичный орган возник и при московском обер-полицмейстере.

Отделения, именовавшиеся в обычном обиходе «охранными» (или «охранкой»),

имели своей задачей борьбу при помощи секретной агентуры с подпольными

революционными организациями. Деятельность этих отделений распространялась

далеко за пределы столичных губерний. Со­зданный при Московском охранном

отделении «летучий отряд филеров» преследовал революционеров на большей части

терри­тории империи. Характерно, что отряды филеров как при петер­бургском,

так и при московском охранных отделениях состояли не из жандармов, а из

вольнонаемных сотрудников. В 1883 г. по докладу министра внутренних дел Д.А.

Толсто­го было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в

империи, в котором предусматривалась возможность создания сети охранных

отделений по всей стране. Граф Дмитрий Толстой (который в 1880 г. по

настоянию Лорис-Меликова был смещен с поста министра народного просвещения, а

теперь стал министром внутренних дел) попытался организовать общеимперский

орган секретной полиции, независимой от жан­дармских управлений, который

руководил бы сетью охранных отделений. Однако поставленный во главе секретной

полиции подполковник Судейкин в декабре 1883 г. был убит своим же агентом

штабс-капитаном Дегаевым. После гибели Судейкина попытка создания независимой

от жандармов секретной полиции провалилась, тем более что для ее

осуществления требовались новые бюджетные ассигнования, которые так и не были

выделены.

Начавшийся в 80-е годы промышленный переворот в России и последовавший затем

промышленный подъем 1893—1900 го­дов, охвативший все отрасли промышленности,

в том числе тяжелую промышленность, привел к изменению социальной структуры

общества: бурному росту городского населения и в особенности слоя

индустриальных рабочих. Именно эта соци­альная группа превращается в главный

объект политического сыска.

Глава 3. Полиция в конце XIX – начале XX века.

Однако быстрый рост промышленности и развитие рыноч­ных отношений сочетались

с сохранением многих феодальных пережитков как в сельском хозяйстве, так и в

государственном строе. Важнейшие из них — сохранение помещичьих латифун­дий и

полуфеодальных кабальных методов эксплуатации кресть­янства и абсолютной

царской власти. Дальнейшему обострению социальных противоречий способствовал

мировой экономиче­ский кризис 1900—1903 гг., больно затронувший Россию и

перешедший затем в длительную депрессию, растянувшуюся до 1909 г., и

поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг.

В соответствии с новой расстановкой сил в стране изменя­лась и организация

полиции. Прежде всего надо указать на создание специальной фабрично-заводской

полиции согласно принятому 1 февраля 1899 г. закону «Об усилении состава

полиции в районах промышленных заведений».

В связи с обострением социальной напряженности в деревне и крестьянскими

выступлениями в 1903 г. была проведена час­тичная реорганизация сельской

полиции. Вместо выборных от крестьянства сотских, которые по традиции несли

вспомогатель­ную полицейскую службу в порядке повинности под руководст­вом

урядников, были учреждены штатные должности сельских стражников. Стражники

были государственными служащими, низшими чинами полиций. Иными словами,

расширен был аппарат полиции в его низшем звене. Деньги на оплату сельских

стражников поступали в казну за счет того, что натуральная полицейская

повинность для крестьян была заменена специаль­ным денежным сбором. Из

сельских стражников в случае необ­ходимости могли быть сформированы отряды

сельской стражи, составлявшие вооруженный резерв в распоряжении уездных

исправников. Эта мера объяснялась ненадежностью сотских — выборных от

крестьян, так как многие из них сами участвовали в крестьянских бунтах. В

связи с участившимися открытыми массовыми антиправительственными

выступлениями, главным образом крестьянскими, в том числе вооруженными,

правитель­ство в помощь полиции стало более широко привлекать войска,

преимущественно казачьи части. В этой связи был уточнен порядок привлечения

войск для содействия гражданским вла­стям.

Увеличение численности городского населения сопровожда­лось ростом уголовной

преступности, что вынуждало власти предпринять также некоторые

организационные меры. В част­ности, еще в 1868 г. при петербургском

градоначальстве создает­ся сыскное отделение как специализированный орган

уголовно­го розыска. Но первоначально это отделение влачило жалкое

существование, и лишь в 1887 г. были увеличены штаты отделе­ния и повышены

оклады сотрудников, так как ранее эти оклады были значительно ниже, чем в

других службах. Начиная с 80-х годов XIX в. сыскные отделения создаются и в

других крупных городах (Москве, Киеве, Варшаве, Риге, Одессе и т.д.). Но

единой системы уголовного розыска так и не возникло. Формы и методы работы

сыскных отделений не регламентировались. И только 6 июля 1908 г. принимается

закон «Об организации сыскной части». В развитие этого закона в 1910 г.

утверждена Инструкция чинам сыскных отделений. Для общего руководства сыскной

полицией в составе Депар­тамента полиции создается специальное подразделение

— вось­мое делопроизводство. Однако серьезным недостатком в органи­зации

сыскных отделений являлось то, что они строились по децентрализованной

системе, т.е. каждое отделение входило в полицейское управление города или

уезда и замыкалось в рам­ках подведомственной территории. При необходимости

розыска преступника за пределами этой территории начальники сыск­ных

отделений должны были сноситься с Департаментом пол­иции через начальников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты