Курсовая: История полиции России

Курсовая: История полиции России

Министерство образования РФ. Самарский государственный университет. Кафедра

теории и истории государства и права и международного права.

Курсовая работа по курсу «История государства и права России»

История полиции России

Самара 2003.

Содержание:

С.

Введение.....................................3

Глава 1. Возникновение полиции в России. Становление полиции в XVIII веке......3

Глава 2. Развитие полиции в XIX веке......................9

Глава 3. Полиция в конце XIX – начале XX века.................19

Заключение..................................24

Список использованной литературы.........................26

Введение.

Данная курсовая работа посвящена истории полиции России. Несомненно, что

органы внутренних дел во все времена оставались и остаются наиболее важными

государственными органами. Они обеспечивают стабильное развитие государства,

защиту прав и интересов господствующих в обществе классов, либо при

общеклассовой сущности государства личности вообще. Без данных органов

общество и государство погрузились бы в анархию.

Моя работа посвящена возникновению, становлению и развитию полиции России.

Данная тема интересна тем, что проводимые в настоящее время в стране реформы

изменили всю систему государственных органов, в том числе и органов

внутренних дел. Проводимая реформа судебной системы и системы органов

внутренних дел проводится непоследовательно. Зачастую ее отличает

противоречивость. В этих обстоятельствах учет исторического опыта был бы

весьма уместен. Эта тема интересна еще и тем, что она исследована и освещена

не достаточно хорошо. Удалось обнаружить 2-3 монографии и журнальные статьи

конкретно по этой теме. Причем советские источники зачастую не были годны для

анализа в силу их необъективности. Данная необъективность обусловлена

идеологическими факторами.

Итак моя работа состоит из глав, введения и заключения. Главы посвящены

развитию полиции в XVIII, XIX и начале XX века. Введение и заключение носят

вводный и заключительный характер. При исследовании мною использованы

исторический, формально-логический и сравнительно-правовой методы научного

исследования.

Цель работы – освещение недостаточно изученных вопросов по данной теме.

Задача – сбор, изучение и анализ материалов по данной теме.

Глава 1. Возникновение полиции в России. Становление полиции в XVIII веке.

Возникновение в России самостоятельных специализирован­ных полицейских

органов было связано со становлением абсолю­тизма, преобразовательной

деятельностью Петра I и рождением Российской империи. Петр I, реформировавший

весь государст­венный аппарат, создавший регулярную армию, положил нача­ло

созданию «регулярной» полиции, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой

столице — Петербурге должности Генерал-полицмейстера.

Разумеется, полицейские функции в Русском государстве осуществлялись и ранее.

Однако до петровских реформ не было специальных полицейских учреждений, а их

функции осущест­влялись, наряду с другими функциями управления (судебными,

финансовыми, военными), центральными и местными органами власти (приказами,

воеводами). Их деятельность регламентиро­валась Соборным Уложением 1649 г..

Указными книгами при­казов — Тайных дел. Земского, Разбойного, Холопьего и

др., а также указами царя и Боярской думы. В качестве примера такого

законодательного акта в сборнике помещен Наказ о градском благочинии 1649 г.

Главной задачей созданной Петром I полиции стала борьба с уголовной

преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной

безопасности (в том числе соблю­дение правил торговли съестными продуктами),

пожарной без­опасности и т.д.

Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из

важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации

новой жизни. Недаром полиция впервые была создана именно в Санкт-Петербурге.

Основанная Петром I новая столица должна была стать образ­цом нововведений для

всей России. Руководствуясь получивши­ми распространение в Европе идеями

«просвещенного абсолютиз­ма», российские императоры стремились во имя «общей

поль­зы» поставить под контроль власти каждый шаг подданных, подчинить

регламентам и инструкциям все стороны их бытия, даже самые мелочные проявления

общественной и личной жиз­ни. Инструментом такого «тоталитарного» контроля в

руках абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычай­но широкий

круг ее задач. Полиция должна была контролиро­вать даже домашние расходы (не

допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание детей. Наиболее

полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721 г., в

котором говорилось, что «полиция есть душа граждан­ства и всех добрых порядков

и фундаментальный подпор челове­ческой безопасности и удобности»

[1].

Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие

обладало наследственным правовым статусом, отличавшим его от иных сословий,

полиция должна была сле­дить, чтобы подданные вели предписанный каждому

сословию образ жизни и носили присвоенную каждому сословию одежду, прически и

т.д. Не случайно абсолютизм получил в истории название «полицейского

государства».

Характерной чертой возникновения русской полиции являл­ся ее военизированный

характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры.

Низшие полицей­ские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат стар­ших

возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию

здоровья непригодных к службе в полевых войсках. В помощь полиции (например,

для поимки беглых солдат и крестьян, для поимки разбойных шаек и т.д.)

нередко направлялись воинские команды. Учитывая сравни­тельную

малочисленность полиции, к несению службы по охра­не общественного порядка

привлекалось в порядке повинности местное население по одному человеку с

каждых десяти дворов («десятские») и в качестве старшего над ними — один

человек с каждых ста дворов («сотский»). В городах этих привлеченных к

несению охранной службы из местного населе­ния людей в некоторых документах

XVIII в. именовали квартальными поручиками. Традиция привлекать выборных

людей из местного населения к несению службы охраны общественного порядка

существовала на Руси и до реформ Петра I, с древней­ших времен.

При рассмотрении развития организационных форм полиции в XVIII в. обращает на

себя внимание то, что первоначально специальные полицейские органы были

учреждены в столицах:

Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем в 1733 г. и в ряде других

городов. В провинции специальные полицейские органы выделялись не сразу, а

полицейские функ­ции по-прежнему исполнялись органами местного управления.

Это объяснялось тем, что подавляющее большинство крестьян находилось в

крепостной зависимости и подчинялось полицей­ской власти и суду помещиков.

Однако после подавления кре­стьянского восстания под руководством

Е.И.Пугачева при Ека­терине II проводится губернская реформа 1775 г.,

значительно усилившая местный аппарат управления. Губернии были

разук­рупнены, причем при определении оптимального размера губер­нии и уезда

в основу клались административно-полицейские соображения — удобства

осуществления полицейского контроля за населением. Права губернаторов

расширялись, в их распоря­жение были переданы гарнизонные военные команды. В

ходе реформы создается и специальный полицейский аппарат в уез­дах (нижний

земский суд), находившийся всецело в руках дворянства, поскольку должностные

лица уездной полиции — капитан — исправники и земские заседатели — избирались

уездными дворянскими собраниями из местных дворян.

Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская пол­иция: в городах

учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния.

Управу благочи­ния возглавлял, как уже говорилось, генерал-полицмейстер в

Санкт-Петербурге и обер-полицмейстер в Москве, полицмейстер в губернском

городе или городничий в уездном городе. Посколь­ку Управа благочиния (как и

нижний земский суд в уезде) являлась не только полицейским, но и судебным

органом по мелким уголовным и гражданским делам, то в ее состав входили два

пристава (по уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в феодальном

обществе носил сословный характер, в

состав Управы благочиния включались также два ратмана, т.е. выборных

представителя городского сословия.

Каждый город делился на части (районы), в которые назна­чались частные

приставы, имевшие свои канцелярии. В свою очередь части (районы)

подразделялись на кварталы, в которых полицейскую власть осуществляли

квартальные надзиратели. Им в помощь местное население выделяло в порядке

повинности квартальных поручиков, исполнявших вспомогательные полицей­ские

функции.

Компетенция управ благочиния была расширена по сравне­нию с ранее

существовавшими полицейскими органами. Им теперь вменялось в обязанность

знать занятия и источники доходов всех жителей, причем не только постоянных,

но и временно проживающих, контролировать общественные органи­зации,

общества, товарищества и братства, а также религиозные секты и масонские

ложи, которые могли образовываться только с разрешения полиции. Активизация в

середине 80-х годов масонских лож, связанных с зарубежными организациями,

при­вела к преследованиям и даже арестам наиболее активных их членов. Когда

императорским указом о вольных типографиях в 1783 г. частным лицам была

разрешена издательская деятель­ность, то цензура в отношении книг и журналов

также была возложена на управы благочиния, т.е. на полицию. Характерно, что

общая полиция была децентрализована, полицейские орга­ны в губерниях всецело

подчинялись губернаторам, а Генерал-полицмейстер фактически руководил лишь

столичной петербур­гской полицией. Правда, в XVIII в. делались попытки

превра­тить Генерал-полицмейстера в руководителя всей полиции империи , но

они не имели успеха. Общая полиция так и осталась децентрализованной.

Задачи общей полиции были определены в таких правовых актах, как Регламент

Главного магистрата (1721 г.). Учрежде­ние о губерниях (1775 г.). Устав

благочиния (1782 г.). Выше уже говорилось о том, что задачи эти были

чрезвычайно широ­ки. Но одним из главных направлений деятельности полиции

оставалась борьба с уголовной преступностью. Для лучшей ее организации

делались попытки создать специализированные звенья полицейского аппарата:

Сыскной приказ в 1730 г. и особую Экспедицию для розысков по делам воров и

разбойников при петербургской полицмейстерской канцелярии

в 1746 г. Оба эти учреждения просуществовали недолго. Уже в 1762 г. они были

упразднены, и ловить воров и разбойников было поручено местным властям под

ответствен­ность губернаторов и уездных воевод. Но примечательно то, что уже

в XVIII в. высказывается мысль о необходимости создания специализированного

аппарата уголовного розыска.

Обращает на себя внимание законодательство XVIII в., на­правленное на борьбу с

пьянством, проституцией и нищенством как факторами, способствовавшими уголовной

преступности и нарушениями общественного порядка. В приложении помещен ряд

указов, предписывавших пере­вести питейные заведения с главных улиц в переулки,

ограни­чивавших время торговли спиртными напитками, запрещавших торговлю ими

около церквей, казарм, учебных заведений, клад­бищ, а также во время

богослужения, официальных церемоний, народных гуляний и т.д. Однако к продаже

спиртных напитков у царизма было двойственное отноше­ние. С одной стороны,

торговля ими ограничивалась, с другой — правительство беспокоилось о доходах

казны от продажи водки, поэтому в сенатском указе от 12 января 1765 г.

говорилось, что поскольку кабаки рано закрываются то «оттого в сборах нема­лое

помешательство и несбор происходит», и предписывалось увеличить

продолжительность времени продажи водки

[2].

В Приложение к историческому очерку помещены и некото­рые нормативные акты о

паспортах. Еще в Соборном Уложении 1649 г. впервые сказано о «проезжих

грамотах» для служилых людей. С утверждением абсолютизма, введением подушной

под­ати, рекрутских наборов и иных повинностей, с усилением бегства крестьян

возникла необходимость для дворянского пра­вительства в системе контроля за

миграцией населения.

Указ Петра I от 1714 г., инструкция 1719 г. установили, что все российские

подданные (за исключением крепостных) при поездках в иные местности страны

обязаны иметь «проезжие письма» или «папшорта». В дальнейшем правительство

система­тически подтверждает обязательность регистрации в полиции паспортов,

грозит строгим наказанием каждому, кто примет себе в дом человека без

паспорта.

Если общая полиция, как уже подчеркивалось выше, была децентрализованной, то

политическая полиция с самого начала

своего существования была строго централизована и подчинена непосредственно

царю.

Впервые в качестве специального органа политической пол­иции выступает при

Петре I Преображенский приказ, во главе с князем Ф.Ю.Ромодановским,

расположенный в Москве. Правда, первоначально этот приказ выполнял и

множество иных задач, однако постепенно он превращается в орган политической

пол­иции.

Одновременно с 1718 по 1724 г. в Петербурге действовала Тайная канцелярия во

главе с графом П.А.Толстым. Канцеля­рия эта была образована для расследования

дела царевича Алексея, но в дальнейшем она вела и другие дела.

После смерти Петра I при его приемниках — Екатерине I и несовершеннолетнем

Петре II власть фактически перешла в ру­ки Верховного Тайного совета, который

контролировал Преобра­женский приказ, а наиболее важные политические дела

рассле­довал и решал сам или привлекал к их расследованию Сенат. 4 апреля

1729 г. Преображенский приказ был ликвидирован, а расследование дел о

политических преступлениях целиком пере­шло в введение непосредственно

Верховного Тайного совета и Сената.

Однако вскоре этот порядок изменился. Императрица Анна Ивановна, утвердившись

в 1730 г. на престоле, разорвала конди­ции (условия, на которых ее пригласили

на престол), ликвиди­ровала Верховный Тайный совет и 24 марта 1731 г.

учредила для расследования политических дел особую канцелярию во главе с

бывшим «министром» петровской тайной канцелярии генералом А.И.Ушаковым. В

дальнейшем это учреждение стало называться Канцелярией тайных розыскных дел.

Абсолютистскому государству нужен был политический сыск для подавления

народных масс, недовольных непомерны­ми податями и поборами, диким произволом

помещиков. Следу­ет учитывать также, что после смерти Петра I шла

ожесточен­ная борьба придворных группировок за власть. Императорский престол,

как правило, замещался в результате дворцовых пере­воротов. Императрица Анна

Ивановна, затем Елизавета Петровна не чувствовали себя прочно на престоле и

нуждались в политическом сыске как орудии в борьбе за власть. Полномочия

Канцелярии тайных розыскных дел были значительно расшире­ны. Все центральные

и местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания

Канцелярии, пересы­лать всех лиц заявивших «слово и дело государево», вместе

со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения Канцелярией

информации о политических преступлениях — донос. Доносы («изветы») широко

практиковались еще в XVI — XVII вв. Царским указом от 25 января 1715 г.

повелевалось всем подданным в обязательном порядке доносить царю или

караульному офицеру при «государевом дворе» по следующим пунктам:

«I) о каждом злом умысле против персоны его царского величества или измене;

2) о возмущении или бунте; 3) о похище­нии казны». Дела по третьему пункту

затем были переданы в общую юстицию; особое значение предавалось лишь делам

«про­тив первых двух пунктов». Для стимулирования доносов часть имущества

осужденного передавалась доносчику, а холопы, по­давшие донос на своих господ

(в случае, если донос подтверж­дался), получали свободу. Впрочем доносы, как

правило, под­тверждались, так как при расследовании политических дел широко

применялись пытки, и пытали не только подследствен­ных, но и свидетелей, а

нередко и доносчиков. Особенно широ­кое распространение получили анонимные

доносы («подметные письма»), которые подбрасывали в государственные

учрежде­ния, церкви, и т.д. Подметные письма использовались как средство

борьбы против всевластия царских сановников и для сведения личных счетов.

Правительство вынуждено было даже издать ряд указов против анонимок,

предписывая сжигать их, не читая при свидетелях на месте нахождения. В

Приложении к очерку приводится один из таких указов.

Печальная известность Канцелярии тайных розыскных дел вынудила правительство

провести ее реорганизацию, либераль­ной фразеологией замаскировать истинную

суть политики абсо­лютизма. В манифесте, изданном Петром Ш 21 февраля 1762 г.,

говорилось об упразднении Канцелярии тайных розыскных дел и передаче ее

материалов Сенату. В действительности орган политического сыска вовсе не был

ликвидирован. Просто вместо Канцелярии была учреждена при Сенате Тайная

экспедиция, которой передавались функции политического сыска. Характер­но, что

во главе этой экспедиции становится один из руководи­телей бывшей Канцелярии —

С. Шешковский. В манифесте говорилось о запрещении употреблять «ненавистное»

выражение «слово и дело», а за произнесение этих слов полагалось наказание.

Однако далее в этом манифесте указывалось, что тот, «кто имеет действительно и

по самой правде донести об умысле по первому и второму пункту», должен донести

ближайшему суду или воинскому командиру, причем «за справедливый донос всегда

учинено будет, смотря по важности дела, достойное награждение...»

[3] .

Екатерина II при своем воцарении после дворцового перево­рота и убийства

Петра III подтвердила указанный выше мани­фест, но подчинила Тайную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты