Курсовая: История полиции России

войска и сверх тех частей корпуса внутренней стражи, которые уже находились в

их оперативном подчинении. Закон предоставлял право министру внутренних дел

не только обра­щаться с такого рода просьбами к военному ведомству, но и

право отдавать приказы непосредственно командирам воинских частей,

расквартированных в губерниях.

Особую остроту вопрос о взаимодействии армейского коман­дования и полиции

получил еще накануне Отечественной войны 1812 г.

В «Правилах для управления Главнокомандующему дейст­вующей армии, губерниями, в

военном положении объявленны­ми», утвержденных императором Александром I еще 13

марта 1812 г. , в губерниях, объявленных на военном положении и составлявших

тыловые районы действующей ар­мии, губернаторы, а, следовательно, и полиция

переподчиня­лись главнокомандующему армией и обязаны были выполнять его

приказы, он мог смещать чиновников полиции и предавать их военному суду

[7].

Порядок, установленный указанным законом, действовал и после окончания войны

1812 г. в случаях объявления военного положения в тех или иных местностях,

как, например, в Харь­ковской и Новгородской губерниях при подавлении

восстаний в военных поселениях.

Крупной проблемой, отразившейся на организации пол­иции, и методах ее

деятельности, явилась проблема учета мест­ных исторических и социально-

экономических особенностей в различных регионах страны.

Российская империя являлась многонациональным государ­ством. В ней проживало

до 100 наций, народностей и этнографи­ческих групп, находившихся на различных

уровнях социально-экономического и культурного развития. Это отражалось и на

организации местного управления и полиции, которые имели в ряде национальных

регионов свои особенности, в ряде случаев закрепленные в нормативных актах,

определявших правовой статус этих регионов в составе Российской империи. Так,

в Прибалтике в «Аккордных пунктах», подписанных Петром I с представителями

прибалтийского немецкого дворянства и горо­дов еще в начале XYIII в.,

закреплялись привилегии немецкого дворянства (остзейских баронов) и немецкой

буржуазии в горо­дах. Сохранение этих привилегий вплоть до 80-х годов XIX в.

объяснялось тесными связями с правительственными верхами Российской империи и

прежде всего с царским двором. Что касается полиции, то особенностью ее

организации в прибалтий­ских губерниях было то, что вплоть до конца 80-х

годов XIX в. должностные лица уездной полиции избирались сословными

собраниями немецкого дворянства, а в полицейских управлени­ях городов

заседали сословные представители немецкой буржуа­зии. Руководствовалась

полиция не только общеимперским за­конодательством, но (в городах) также

немецким городским (так называемым магдебургским) правом, а делопроизводство

в пол­иции и судах вплоть до 1888 г. велось на немецком языке.

Большими особенностями отличалась Финляндия, отвоеван­ная в 1809 г. у Швеции.

По условиям Фридрихсгамского мирно­го договора со Швецией 1809 г. Финляндия

вошла в состав Российской империи на основе личной унии. Император

всеросийский одновременно являлся великим князем финляндским. В Финляндии был

свой сейм (парламент), правительство (адми­нистративный совет). Особу

российского императора в Финлян­дии представлял генерал-губернатор, который

командовал рус­скими войсками, расквартированными в Финляндии, и осущест­влял

общий контроль за внутренним управлением, в том числе и за полицией. Однако

непосредственно финская полиция была подчинена члену финляндского

административного совета, ве­давшему внутренними делами. Полиция

комплектовалась из финнов и руководствовалась законами, принятыми

финлянд­ским сеймом, и еще сохранившим свое действие шведским

законодательством. Делопроизводство в полиции и судах велось на финском

языке. Финская полиция охраняла (совместно с финскими таможенниками)

таможенную границу, отделявшую территорию Финляндии от России. Реально это

означало, что если лицо, преследуемое русской полицией, скрывалось на

тер­ритории Финлядии, то оно становилось практически недосягае­мым для

русской полиции.

Сходным был правовой статус Польши. По решению Венско­го конгресса,

перекраившего Европу после победы над наполео­новской Францией, в 1815 г.

центральная и восточная часть Польши с Варшавой была передана России и

составила так называемое «королевство Польша» (иногда его называли «царст­вом

польским»). Западную часть Польши (Познань, Силезия и Поморы) конгресс отдал

Пруссии, а юго-восточную часть с Краковым и Галицию со Львовым — Австрии.

Польша вошла в состав Российской империи, как и Финляндия, на основе лич­ной

унии, т.е. российский император стал одновременно коро­лем польским. Польша

получила свою конституцию 1815 года, свой сейм (двухпалатный парламент), свое

правительство (адми­нистративный совет) и даже свою 30-тысячную армию,

главно­командующим которой стал брат царя — великий князь Кон­стантин

Павлович. Особу российского императора и короля польского представлял

наместник. Эту должность в угоду поля­кам с 1815 по 1826 г. занимал генерал

старой Речи Посполитой, экс-якобинец, затем наполеоновский генерал граф Юзеф

Зайончек. Наместник должен был контролировать все внутреннее управление, но

непосредственно внутренним управлением, а следовательно, и полицией ведал

министр внутренних дел поль­ского правительства (административного совета).

На местах (в воеводствах, областях) полицией руководили воеводы, а в пове­тах

(уездах) — каштеляны. Полиция руководствовалась в своей деятельности

общероссийским законодательством, а также зако­нами, принятыми польским

сеймом. Однако полицейские чи­новники местной полиции не избирались местным

польским дворянством (как в России), а назначались правительством, хотя и по

представлению воевод. В 1826 г. с учреждением специали­зированного органа

политической полиции — III отделения цар­ской канцелярии (о чем речь пойдет

ниже), в Польше был образован особый Варшавский жандармский округ, к которому

и перешли дела политической полиции. В ведении польской администрации

осталась только общая полиция.

После подавления польского восстания 1830—1831 гг., ударной силой которого

явилась польская регулярная армия и шляхетство (особенно шляхетская молодежь

и студенчество), а одним из лозунгов было восстановление Полыни в границах

1772 гг. (т.е. с включением территорий Правобережной Украи­ны, Белоруссии и

Литвы), была отменена Конституция Полыни 1815 г. Органический закон, изданный

Николаем I в 1832 г., отменил личную унию Польши с Россией и провозгласил ее

инкорпорацию в состав Российской империи. Это означало лик­видацию польской

армии, сейма, польского правительства, од­нако с сохранением для поляков

свободы вероисповеданий, свободы передвижений и личной неприкосновенности,

т.е. при­вилегий, которых не было для подданных российской короны в других

частях империи.

Однако поскольку в 1833 г. на территории Польши было введено чрезвычайное

положение, сохранявшееся многие годы, то полиция была выведена из-под

контроля польских граждан­ских воевод и каштелянов и подчинена русским

военным вла­стям. Завершена была инкорпорация Польши в состав Российской

империи после реформы 1866 г., проведенной после подавления восстания

1863—1864 годов, одним из лозунгов которого вновь был лозунг создания

«Великой Польши» в грани­цах 1772 г. («от моря и до моря», т.е. от

Балтийского до Черного морей). В 1866 г. вместо воеводств и поветов были

учреждены 10 губерний (86 уездов), объединенных в Варшавское генерал-

гу­бернаторство, которое вскоре получило название — Привисленский край.

Генерал-губернатор одновременно командовал войсками Варшавского военного

округа, а правовой статус чрезвы­чайного положения предусматривал подчинение

генерал-губерна­тору не только общей полиции, но и губернских жандармских

управлений. В Привисленском крае в отличие от остальной терри­тории России

помимо губернских жандармских управлений бы­ли учреждены и уездные

жандармские управления.

Свои особенности имела и полицейская служба в Средней Азии после ее

присоединения к России. На территории Средней Азии были созданы два генерал-

губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте и Степное с центром в

Омске ( в него вошла северо-восточная часть территории нынешнего Казахстана —

Акмолинская, Семипалатинская и до 1897 г. Семиреченская области). Генерал-

губернаторства в свою очередь подразделялись на области во главе с военными

губернаторами, которым и была подчинена полиция.

Следует отметить, что военная администрация мало вмеши­валась во внутреннюю

жизнь среднеазиатских народов, ограни­чиваясь запрещением рабства, кровной

мести и угонов скота (баранты), а также (и это самое главное) поддержанием

власти «белого царя», т.е. российского императора. Во всем остальном

полицейские функции осуществлялись местной феодальной вер­хушкой по местным

обычаям (адатам) и шариату[8].

Свои особенности в осуществлении полицейских функций были и в отношении

народов Сибири и Крайнего севера. Еще в 1822 г. было принято разработанное

Сперанским, в бытность его генерал-губернатором Сибири, «Положение о туземном

управле­нии в Сибири», впервые публикуемое в данном издании. В этом положении

учитывалось, что в сибирских губерниях проживали народности, ведущие кочевой

образ жиз­ни, у которых сохранились родоплеменные отношения. Поэто­му для

того, чтобы учитывать в управлении ими местные обычаи и не нарушать

сложившийся у них быт, учреждались так называемые инородческие управы,

избиравшиеся из числа мест­ной родоплеменной знати. На эти управы и

возлагалось осуще­ствление полицейских функций. Для контроля за их

деятельно­стью в составе земской полиции губернатором назначался «смот­ритель

за инородческим населением». Он же должен был следить, чтобы «знатные

инородцы» (т.е. представители родоплеменной знати), которые не входят в

состав инородческих управ и не состоят на службе, не вмешивались в дела

полиции и управления. В Положении подчеркивалось, что местная полиция и суды

должны уважать туземные обычаи и не вмешиваться без нужды в повседневную

жизнь туземного населения.

Таким образом, хотя Российская империя являлась унитар­ным государством, в ней

учитывались особенности местного управления, в том числе в организации и

деятельности пол­иции, исторически сложившиеся особенности национального быта,

уровни социально-экномического и политического разви­тия различных регионов

[9].

После подавления восстания декабристов Николай I ради­кально реорганизовал

политическую полицию. Указом от 3 июля 1826 г. создается III отделение

«Собственной его Императорского Величества канцелярии» как орган политической

полиции, в его состав была включена и особенная канцелярия МВД. Начальник

этого отделения был подчинен непосредст­венно царю.

В качестве исполнительного аппарата начальнику III отделе­ния придавался в

распоряжение особый Корпус жандармов, учрежденный в 1827 г. В соответствии с

этим указом территория страны разделялась на 5 жандармских окру­гов, число

которых в дальнейшем было увеличено до 7. В столицах (Петербурге и Москве),

крупных портах и губернских городах располагались жандармские дивизионы и

команды. Важнейшей функцией III отделения стала охрана государствен­ной

безопасности. В рамках ее осуществления особое значение придавалось сбору

информации о противоправительственных организациях и тайных обществах. В этой

связи следует напом­нить, что еще 1822 г. императорским указом полиции

предпи­сывалось закрыть все тайные общества и масонские ложи, а

государственные служащие обязаны были давать подписку в том, что они в

таковых обществах и ложах не состоят. Восстание декабристов в 1825 г.

показало, что полиция и ведомственные секретные службы реализовать этот указ

не смогли. Теперь функция политической полиции из МВД была изъята и переда­на

III отделению. К нему же перешли функции политической и военной

контрразведки. С этой целью III отделение обязывалось контролировать

деятельность и передвижения по стране ино­странцев. Усилился контроль и за

передвижениями российских подданных, чему способствовало принятие Свода

уставов о пас­портах и беглых в 1833 г.

Немалую угрозу государственной безопасности Николай I видел в деятельности

многочисленных религиозных сект и иных религиозных организаций, в особенности

тех конфессий, рели­гиозные и политические центры которых находились за

рубе­жом России. Поэтому III отделению было вменено в обязанность

контролировать деятельность различных сект и расколов. Опасе­ния Николая I

были вовсе небеспочвенны. Роль польского като­лического костела в восстаниях

в Польше в 1830 г. и в 1863— 1864 гг. в их подготовке известна. Поэтому после

подавления польского восстания 1830 г. контроль за деятельностью

нетради­ционных конфессий был усилен и для них были введены более жесткие

правила регистрации. Деятельность отличавшегося на­ибольшей русофобской

активностью католического монашеского ордена иезуитов была запрещена, а

функционеры этого ордена изгнаны из России. Регистрация религиозных

организаций, нетрадиционных для России конфессий и официальный надзор за их

деятельностью были возложены на специально созданный департамент духовных дел

иностранных вероисповеданий в со­ставе МВД. Однако негласный надзор за ними

по-прежнему оставался обязанностью III отделения. В дальнейшем департа­мент

духовных дел иностранных вероисповеданий был преобра­зован в департамент

духовных дел МВД и ему были переданы дела не только нетрадиционных, но и

таких традиционных кон­фессий, как мусульманская, иудейская, буддийская и

т.д.

К ведению III отделения отнесена была и борьба с фальши­вомонетничеством.

Наконец, одной из важнейших функций III отделения стала информация императора

о реальном положении в стране и, в частности, надзор за деятельностью

аппарата государственного управления, особенно местного. С этой целью III

отделению было вменено в обязанность регулярно составлять для императо­ра

«ведомости» о «всех без исключения происшествиях», вклю­чая статистические

сведения, «до полиции относящиеся». Что­бы обеспечить достоверность

информации, жандармские органы на местах были независимы от местных властей,

в том числе и от губернаторов.

Характерно, что численность жандармерии была невелика. Штат III отделения

царской канцелярии в момент его создания в 1826—1827 гг. не превышал 40

человек я даже в 1880 г., когда оно было упразднено, составлял примерно 120

человек. А в штатах окружных управлений числились: начальник округа —

генерал, его помощник — штаб-офицер, один или два офицера — адъютанты, писарь

и несколько унтер-офицеров. В штатах отде­лов, на которые делилась территория

округа, включавшая до 8—10 губерний, состояли: начальник — штаб-офицер, его

адъю­тант, писарь и несколько унтер-офицеров. Общая численность корпуса

жандармов, включая все отдельные дивизионы и воин­ские команды, была немногим

более 6 тысяч человек.

Корпус имел чисто военную организацию и в администра­тивном, строевом и

хозяйственном отношении подчинялся воен­ному министерству (через штаб

корпуса). Но шеф корпуса жандармов — он же начальник III отделения

собственной царской канцелярии подчинялся только императору.

Чисто военный характер корпуса жандармов и его сравни­тельно небольшая

численность объяснялись тем, что власть, учитывая опыт военного заговора

против Павла I и восстания декабристов, главную опасность для трона видела в

ближайшем окружении императора и в офицерском корпусе, прежде всего в

гвардейском офицерстве, а этот социальный слой был относи­тельно небольшим.

Что же касается крестьянских волнений, то для их подавления использовались в

основном не жандармы, а подразделения корпуса внутренней стражи и обычные

армей­ские полевые войска, а выявлением зачинщиков и их арестом занималась

местная полиция.

Общее руководство местной полицией по-прежнему остава­лось в ведении МВД и

осуществлялось через департамент полиции исполнительной. Для николаевского

царствования характерно было усиление централизации и бюрократизации

управления. Проявилась эта тенденция и в управлении пол­ицией. В компетенцию

министерства входило определение шта­тов полицейских органов на местах,

контроль за расходованием средств, отпущенных на содержание полиции,

назначения, увольнения и перемещения полицейских чиновников. Усилился

контроль МВД за деятельностью местных полицейских органов. С этой целью был

увеличен штат чиновников для особых пору­чений при министре. Регулярными

стали личные инспекторские выезды на места директора департамента полиции

исполнитель­ной. Для управления департаментом во время его отсутствия

вводится должность вице-директора. В составе МВД было уч­реждено специальное

подразделение для проведения негласных ревизий и разбора материалов о

злоупотреблениях чиновников местной полиции. Однако ревизии показывали низкую

эффек­тивность деятельности полиции и необходимость ее реформиро­вания.

Крупные реформы полиции были проведены в 60—80-х годах XIX в. Падение

крепостного права и освобождение кресть­ян из-под вотчинной власти помещиков,

революционная ситуа­ция в стране, развитие капитализма и рост городов

вынудили царское правительство реформировать весь полицейский аппа­рат. В

публикуемых документах эти реформы подробно освеще­ны. Были проведены

следующие меры: 1) объединена уездная полиция с полицией уездных городов и

созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками;

2) изменены принципы комплектования полиции: если раньше рядовой состав

комплектовался солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодных к

службе в полевых войсках, служивших в порядке отбывания повинности, то в

связи с проведением военной реформы 1874 г. и отменой рекрутского набора был

введен принцип вольного найма по контракту;

3) соответственно, чтобы сделать службу по вольному найму привлекательной,

увеличилось жалование, введены пенсии, на­граждения за выслугу и иные льготы;

4) сужены функции полиции: проведение следствия передавалось судебным

следова­телям, хозяйственные функции и благоустройство городов,

про­довольственное дело, контроль за состоянием дорог — земским и городским

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты