Курсовая: История полиции России

экспедицию генерал-прокурору, а московскую контору этой экспедиции —

московскому главноко­мандующему (т.е. генерал-губернатору) П.С. Салтыкову.

Эти ме­ры обеспечили централизацию и полную секретность политиче­ского сыска,

его независимость от каких-либо иных учреждений и непосредственный контроль

за его деятельностью со стороны императрицы. По-прежнему процветали доносы и

широко при­менялась пытка, формально отмененная лишь в 1801 г. Алек­сандром

I.

В конце XYIII в. по мере нарастания кризиса феодально-кре­постного строя,

проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным

властям. Указами императора Павла I в Петербург и Москву были назначены

военные губернаторы, а в важнейшие губернские города — военные коменданты,

которым и подчинена была полиция. Радикальной реоргани­зации подверглась

столичная полиция. Новая ее организацион­ная структура закреплялась в особых

правовых актах: Уставе столичного города Санкт-Петербурга, утвержденном

императо­ром Павлом I 12 сентября 1798 г., и Уставе столичного города Москвы,

также утвержденном императором 17 января 1799 г. В соответствии с Уставом

Санкт-Петербурга руководство полицией возлагалось на петербургского военного

генерал-губернатора, подчиненного непосредственно императо­ру. Его помощником

являлся обер-полицмейстер. Город по-прежнему делился на части (районы), но

полицейский аппарат в них был существенно увеличен. В помощь частному

инспектору (так теперь именовался частный пристав, руководивший полицей­скими

силами части города) были назначены еще два офицера. А в распоряжение

квартального унтер-инспектора (квартального надзирателя) приданы два

квартальных комиссара, каждый из которых контролировал половину квартала.

Кроме того, в каждый квартал назначался городовой в чине унтер-офицера.

Городовые должны были постоянно дежурить в своих кварталах в особых

полицейских будках, имевших специ­альную окраску, выделявшуюся издалека

(косыми белыми и черными полосами). Контроль за дежурствами городовых

возла­гался на квартальных унтер-инспекторов.

Учреждение института городовых положило начало регу­лярной патрульно-постовой

службе в полиции. Аналогичная реформа полиции была проведена и в Москве.

Важным элемен­том реформы явилось образование как в Санкт-Петербурге, так и в

Москве специальных следственных органов, так называемых «юстицких

криминальных дел департаментов» при городских правлениях. До реформы

расследование преступлений проводи­ли частные приставы, околоточные

надзиратели или чиновники полицмейстерской канцелярии по поручению

полицмейстера. Теперь же в столичной полиции следствие было выделено из

полиции и сосредоточено в специальных следственных органах, которые проводили

расследования как по делам, направляемым из канцелярии военного губернатора,

так и по делам, поступив­шим из судов и иных присутственных мест, а также по

предло­жениям генерал-прокурора. Следует отметить, что «юстицкие криминальных

дел департаменты» являлись не только следст­венными, но и судебными органами,

судившими за мелкие уголовные преступления и административные правонарушения

(в том числе нарушение установленной для того или иного сословия формы

одежды, прически и т.д.). Поэтому в состав указанных департаментов были

включены по два члена город­ских правлений (бургейместера) и по два выборных

от городско­го сословия (ратсгера).

Завершилась реформа созданием в столичной полиции воин­ской команды «из

способных и здоровых кавалерийских полков солдат», в непосредственном ведении

военного губернатора и обер-полицмейстера. Из состава этой команды в каждую

часть города в оперативное подчинение частных инспекторов были переданы

особые команды: конные в составе четырех унтер-офи­церов и 24 драгун и пешие

но 4 унтер-офицера и 20 рядовых солдат. Они предназначались как резерв для

усиления патрули­рования, для подавления возможных массовых беспорядков,

захвата вооруженных преступников и т.д. Практически это

были полицейские отряды особого назначения (предтечи буду­щего ОМОНа).

Чем же объяснялось столь радикальная реформа полиции и такое существенное ее

усиление? Дело в том, что правительство панически боялось «революционной

заразы», исходившей из Франции, где, как известно, еще в 1789 г. началась

Великая французская революция. Идеи французской буржуазной рево­люции, по

мнению правительства, представляли тем большую опасность, что они получили

распространение среди части либе­рально настроенного дворянства и

интеллигенции в условиях нараставшего в России кризиса феодально-

крепостнического строя и обострения социальных противоречий. Не следует при

этом забывать, что Франция всегда была образцом подражания для российского

дворянства, особенно для высшей аристокра­тии, в среде которой даже

разговорным языком был не русский, а французский язык.

Боязнь «революционной заразы» доходила до того, что им­ператор Павел I

запретил ношение круглых шляп и фраков, модных в то время во Франции. За их

ношение введены были наказания, в том числе и телесные. Отменено было

установлен­ное Екатериной П для дворян право свободного выезда за грани­цу.

Император не остановился даже перед тем, чтобы восстано­вить телесные

наказания для дворян, отмененные еще в 1785 г. Жалованной Екатериной II

дворянству грамотой, «ловить и на­казывать» за указанные выше нарушения

царских указов (в том числе и телесно) поручено было полиции, что отнюдь не

приба­вило ей авторитета.

Павел I стремился подчинить подданных суровой военной дисциплине по прусскому

образцу (в этой связи можно напом­нить, что отец Павла I, император Петр III,

до своего приезда в Россию был герцогом Голштин-Готторптским, сыном прусского

генерала; недаром на Западе правящую династию в России нередко называли

Романовыми-Голштин-Готторптскими)[4]

.

Деспотический, капризный характер императора Павла I, его мелочные придирки

по поводу одежды, причесок, этикета, непредсказуемость его поведения

раздражали столичное дворян­ство и офицерский корпус, особенно гвардейский.

Крайнее недо­вольство дворянства вызвал указ Павла I об ограничении барщины

тремя днями в неделю. Хотя император совершенно справед­ливо полагал, что

чрезмерные оброки и барщина ведут к обнищанию не только крестьян, но и самого

дворянства и к опасности крестьянских бунтов. Однако дворяне-помещики

рас­ценили это как вмешательство в их право собственности на крепостных

крестьян.

Последней каплей, переполнившей терпение столичной ари­стократии, стал разрыв

с Англией и планы похода русской армии на Индию, что серьезно затронуло

экономические интере­сы многих российских сановников, получавших крупные

дохо­ды от эксперта пшеницы в Англию.

Все это вместе взятое привело к заговору против Павла I, свержению его с

престола и убийству. Характерно, что во главе заговора стоял военный генерал-

губернатор Санкт-Петербурга граф Пален, который не только контролировал

столичную полицию, в том числе и политическую, но и командовал гвардией и

ведал охраной императора. Немалую роль в заговоре сыграло и анг­лийское

золото, которого не жалел британский посол в России Уитворт.

Глава 2. Развитие полиции в XIX веке.

Новый император Александр I, возведенный на престол по­сле убийства своего

отца (кстати, никто из участников заговора так и не был арестован и не понес

наказания), сразу же отменил телесные наказания для дворян и восстановил в

полном объеме дворянские привилегии, отменив ограничение крестьянской барщины

тремя днями. Отменены были и иные стеснительные ограничения в отношении

одежды, причесок, этикета, француз­ского языка и т.д.

Подчинение полиции военным властям и ее полная милита­ризация повлекли за

собой настолько серьезное увеличение затрат из государственного бюджета на

военное ведомство, что они вскоре стали непосильными. В связи с этим в 1799

г. император согласился с переподчинением полиции гражданским губернаторам,

что означало и изменение порядка ее финансиро­вания. Чиновники полиции,

назначенные гражданскими вла­стями, должны были оплачиваться из городских

доходов, т.е. местного бюджета.

Некоторой демилитаризации полиции способствовали и иные факторы. Во-первых,

практика показала, что задачи пол­иции по поддержанию общественного порядка и

борьбе с уголов­ной преступностью настолько специфичны, что справиться с ними

чисто военными методами невозможно. Во-вторых, к 1799 г. ослабла угроза

извне, так как с утверждением во Франции диктатуры Наполеона,

провозгласившего себя первым кон­сулом, французская революция по существу

завершилась. Прав­да, сразу же после убийства Павла I, новое правительство,

опасаясь народных волнений, вновь подчинило полицию военным властям, но эта

мера носила временный характер.

Новый император Александр I, в молодости разделявший либеральные взгляды,

понимал, что одними полицейскими ме­рами невозможно предотвратить назревавший

социальный кризис. В связи с этим он задумал провести серьезные преобразова­ния

в Российской империи, вплоть до возможной отмены крепо­стного права и

подготовки конституции (Устава Российской империи). Однако после напоминания со

стороны высшей ари­стократии о судьбе его отца — императора Павла ограничился

лишь реорганизацией центральных органов управления

[5].

В 1802 г. вместо государственных коллегий были учрежде­ны министерства, в

числе которых было и Министерство внут­ренних дел.

Суть этой реформы заключалась в том, что, во-первых, вместо запутанной

системы многочисленных коллегий и канце­лярий была образована стройная

система министерств, в кото­рой функции управления четко распределялись между

отдельны­ми министерствами. Во-вторых, если в коллегиях дела решались

коллегиально путем голосования, а президент был лишь предсе­дателем коллегии

(хотя на практике фактическая роль прези­дентов коллегий была значительно

больше), то в министерствах формально вся власть принадлежала министрам.

Иными: слова­ми, создание министерств означало дальнейшую централизацию и

бюрократизацию государственного аппарата.

Что же касается создания Министерства внутренних дел, то в этой области

реформа была более значительной. Дело в том, что до реформы основным органом

внутреннего управления был сенат, а практически власть, особенно в

руководстве силовыми структурами, — концентрировалась в руках генерала-

прокуро­ра. Но сенат, как известно, одновременно выполнял функции высшего

судебного органа. Если учесть, что главной функцией генерал-прокурора было

осуществление «высшего надзора» за закономерностью действий всех

государственных органов, то получалось что в области внутреннего управления

генерал-про­курор должен был надзирать сам за собой.

Создание МВД означало, что все функции внутреннего уп­равления

сосредоточились полностью в этом министерстве. Ти­тул генерал-прокурора был

присвоен теперь министру юстиции, который ведал судебными органами и должен

был наблюдать за соблюдением законов всеми государственными учреждениями, в

том числе и полицией. Министерство внутренних дел руководи­ло деятельностью

губернаторов, которым в свою очередь была подчинена на местах полиция. Через

губернаторов министр внутренних дел руководил охраной общественного порядка и

борьбой с преступностью. Таким образом, впервые был создан единый орган

управления, объединивший полицию империи в общегосударственном масштабе, что

явилось одной из важней­ших вех в развитии полицейской службы России. МВД

осущест­вляло также административный надзор за благоустройством и санитарным

состоянием всей империи, путями сообщения, про­довольственным делом, ведало

почтой и т.д. Поэтому наряду с главным подразделением МВД — департаментом

внутренних дел (который впоследствии был разделен на департаменты пол­иции

исполнительной и хозяйственной) учреждались департа­менты мануфактур и

торговли, почтовый, а также медицинский комитет.

Учитывая многообразие функций министерства, что не по­зволяло ему

сосредоточить внимание на полиции, в 1811 г. из него выделяется специальное

Министерство полиции, существо­вавшее наряду с Министерством внутренних дел,

в ведении которого остались вопросы продовольствия, сельского хозяйст­ва,

промышленности (за исключением горной) и т.д. Однако, хотя создание

Министерства полиции и усилило несколько специализацию в управлении полицией

на министерском уров­не, в губернском звене единого полицейского органа так и

не было создано. Полицмейстеры, городничие и уездные исправни­ки по-прежнему

подчинялись непосредственно губернаторам. Сами же губернаторы по вопросам

полиции были подконтроль­ны Министерству полиции, а по другим вопросам —

Министер­ству внутренних дел. Таким образом, с созданием Министерства полиции

в местном управлении создавалось своеобразное двоев­ластие. В связи с этим в

1819 г. Министерство полиции вновь объединяется с министерством внутренних

дел.

Важное значение имели меры по укреплению общей полиции, проведенные в 1837 г.

Эти меры заключались прежде всего в расширении низового аппарата полиции в

уездах, где учрежде­ны были должности становых приставов, подчиненных

исправ­нику. В большинстве местностей империи утвердился принцип назначения

исправников правительством (прежде они избирались местным дворянством).

Претерпела изменения в первой половине XIX в. и полити­ческая полиция.

Всевластие органов политического сыска, ши­роко применявших пытки, волна

репрессий, затронувшая в последние годы правления Екатерины II и особенно при

Павле I дворянство и даже часть придворной аристократии, вызвали как уже

говорилось, глубокое недовольство общества. Поэтому импе­ратор Александр I в

1801 г. издал манифест об упразднении Тайной экспедиции и запрещении пыток.

Расследование и рас­смотрение политических дел передавалось Сенату, а также

су­дам по уголовным делам и общей полиции. Особым указом императора

Александра I прекращались следственные и судеб­ные дела по политическим

обвинениям и всем заключенным даровалось «прощение».

С созданием в 1802 г. Министерства внутренних дел дела по политическим

обвинениям стали концентрироваться в его кан­целярии, из которой вскоре

выделился специальный орган пол­итического сыска — «особенная канцелярия»

Министерства внутренних дел (с 1811 по 1819 гг. — особенная канцелярия

Министерства полиции). Однако уже в 1805 г. предпринята попытка создать

особый орган политического сыска с широкими полномочиями — Особый секретный

комитет, который в ряде документов того времени именуется также комитетом

высшей полиции. В 1807 г. он преобразован в Комитет для рассмотрения дел по

преступлениям, клонящимся к нарушению общего спо­койствия. В его состав вошли

министры юстиции и внутренних дел и несколько сенаторов. Комитет рассматривал

дела и решал их, а сыск вела общая полиция.

В связи с обострением социальных противоречий в начале 20-х годов XIX в.

возникает ряд ведомственных секретных служб. Это обострение обусловливалось

несколькими причина­ми. Во-первых, следует учитывать, что война 1812 года была

войной Отечественной, т.е. в ней участвовали не только армия, но и народные

массы, что особенно ярко проявилось в развитии партизанского движения. В массе

крестьянства распространя­лась надежда на то, что после победоносного окончания

войны положение крестьян улучшится. Однако восстановление крепо­стного права в

полном объеме вызвало разочарование и недо­вольство крестьянства, тем более,

что, поскольку для восстанов­ления разрушенного народного хозяйства в

местностях, подвер­гшихся оккупации французами, сожженных городов (Москвы,

Смоленска и др.) требовались огромные средства, то увеличены были налоги и

повинности, всей тяжестью легшие на плечи крестьян

[6].

С целью экономии средств правительство часть войск пере­вело в военные

поселения, где солдаты, проживая с семьями, помимо военной службы, занимались

бы под командой офицеров сельским хозяйством. Причем палочной военной

дисциплине были подчинены и солдатские семьи. Невыносимые условия жизни в

военных поселениях, а также жесточайший неурожай, вызвавший массовый голод в

стране и падеж скота, вызвали в военных поселениях в 1819—1820 гг. массовые

восстания, для подавления которых пришлось привлекать большое количество

войск.

Революционные настроения среди крестьянства и в солдат­ской массе в армии

дополнялись распространением либеральных настроений в офицерском корпусе,

особенно среди молодых офицеров, вернувшихся в 1815—1818 годах из

заграничного похода из Европы, где феодально-крепостнические порядки бы­ли

упразднены в результате французской революции и наполео­новских войн.

После подавления восстания в лейб-гвардии Семеновском полку в 1820 г. была

образована тайная полиция при штабе гвардейского корпуса, а в связи с

восстаниями в военных поселениях аналогичная организация возникла при

Управлении военных поселений. Поскольку она действовала под общим

руководством А.А. Аракчеева — всесильного фаворита импера­тора, то ее

значение выходило далеко за рамки военных поселе­ний. Таким образом, в первую

четверть XIX в. существовало несколько органов политической полиции: Комитет

высшей полиции, «особенная канцелярия» Министерства внутренних дел, секретные

службы гвардейского корпуса и Управления военных поселений и, наконец,

секретная часть петербургского градоначальства. Все они были независимы друг

от друга и соперничали между собой. Одновременно усиливаются воинские части в

губерниях и крупных городах, предназначенные для обеспечения общественной

безопасности. С этой целью в 1817 г. учреждается корпус внутренней стражи,

который в администра­тивном отношении, а также в вопросах финансирования и

снабжения был подчинен военному министерству. Но его под­разделения,

расквартированные в губерниях (гарнизонные ба­тальоны и уездные воинские

команды), в оперативном отноше­нии подчинялись губернаторам и уездным

исправникам.

Министерство полиции (а после его ликвидации в 1819 г. — МВД) получило право

«наблюдать» за правильностью несения службы воинскими частями корпуса

внутренней стражи, рас­квартированными в губерниях. МВД и губернаторы

получили право привлекать к мероприятиям по охране общественного порядка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты