Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

А на Украине пропаганда принесла наконец свои плоды: в районе Гуляй-Поля,

города, где городские рабочие были тесно связаны с крестьянством, образовался

союз для борьбы с интервентами. Его лидером стал видный анархист Нестор

Михненко(Махно). В Гуляй-Поле стали стекаться анархисты, особенно из группы

"Набат": Барон, Волин, Аршинов, Глагзон и другие. Это произошло в 1918-ом

году, когда на Украину пришли австро-германские войска. Хотя ещё в сентябре 1917

-ого года Махно, вернувшись с каторги по амнистии, фактически установил в

районе Гуляй-Поля советскую власть, в настоящем смысле этого слова, с

многопартийным представительством. Набатовцы подвели под махновское движение

теоретическую и идеологическую базу, видоизменив учение Кропоткина и поставив

во главу угла тесное взаимодействие между рабочими и крестьяами. В Гуляй-Поле

почти все рабочие стояли к тому времени на анархо-синдикалистических позициях.

В конце концов образовалась своеобразная "республика", где рабочие и

крестьяне взаимно удовлетворяли нужды друг друга в сельскохозяйственных

продуктах и промышленных продуктах. В начале Махно сотрудничал с Красной

армией. Вместе они помогли восставшему пролетариату Екатеринослава выбить

белогвардейцев из города. Армия Махно была очень интересно устроена: она

мобилизовалась по мере надобности из крестьян, а костяк её составляли выходцы

из городских рабочих. Армия эта действовала очень эффективно на благоприятной,

родной местности и могла достигать огромного(в сравнении с населением)

размера по мере мобилизации. Этим она чем-то напоминала революционную армию

Кубы Фиделя Кастро. На неблагоприятной местности она теряла и тактическое и

моральное преимущество. Махно и его командиры в корне пресекали акты

мародёрства - это известно точно. В Екатеринославе махновцы вошли в контакт с

эсерами, но вскоре петлюровцы заставили Красную армию и махновцев покинуть

город. Махно засел в обороне Гуляй-Поля, но вскоре опять взял Екатеринослав. На

конференции анархистов в Курске весной 1919-го года было вынесено

решение, что "украинская революция будет иметь значительные шансы быстро стать

идейно социально-анархической". И в то же время конфедерация заявила, что

"анархист должен постоянно и упорно агитировать за создание вместо нынешних

советов - истинных Советов рабочих и крестьянских организаций, беспартийных и

безвластных". Это было время подъёма анархизма на юге России, проникнутом

светлыми идеями безвластия. Но уже обострились противоречия с большевиками.

"Рабоче-крестьяне" на верху новоявленной советской государственной системы

почувствовали запашок неповиновения. В 1920-ом году товарищ Фрунзе,

командующий Южным фронтом, выманил-таки махновцев на юг, в Крым, для борьбы с

бароном Врангелем, в который раз угрожая крупномасштабным наступлением на

Гуляй-Поле. Армия Махно поучаствовала в атаке на Перекоп и освобождении Крыма,

но затем Фрунзе отдал приказ о расформировании отрядов анархистов. Они были

окружены и частью разоружены, частью уничтожены. "Батько Махно" с группой

единомышленников укрывался в Гуляй-Поле, но когда оборонить его от красных не

удалось, он бежал в Румынию, а оттуда - во Францию.

Мне кажется, что главной причиной конечной неудачи республики Махно было то, что

военные соединения анархистов оттянулись от своей земли, оторвались от

крестьянской почвы, дали Красной армии увлечь себя в Крым. Там они уже не могли

противостоять её предательскому удару, поскольку, во-первых, там не было

привычных махновцам природных условий, во-вторых, в Крыму не было крестьянской

среды и сочувствущего анархистам города как опорного пункта. Ведь только в

"своей" местности крестьянское ополчение могло обеспечить себя необходимыми

продуктами и другими припасами, а также пополнить свои ряды. И в-третьих,

крестьяне, воевавшие в армии Махно, не имели психологической поддержки:

их ноги топтали не знакомую плодородную почву Украины, а крымские солончаки.

Ведь и вообще, в начальный период борьбы и становления анархические сообщества,

состаящие из синдикатов и земельных групп, характеризуются сильной

привязанностью к земле или месту производства. Это проявлялось неоднократно

практически, особенно в ходе южноамериканской революции, и обосновано

теоретически.

Но не следует думать, что анархизм свил себе гнездо только в России. ВКТ

работала по всей Европе, собрала конференцию в 1906-ом году, где

были приняты ряд важных идеологических установок. Просто в России анархические

тенденции проявились в то время наиболее революционно и заметно; но нельзя

недооценивать значение борьбы синдикалистов за свои права методами стачек и

забастовок по всей Европе.

Участие анархистов в Испанской революции с 1931-го года.

В 1931 году рабочий класс Испании сверг монархию и установил республику. В 1936

-ом фашисты развязали гражданскую войну. К этому времени население Испании

находилось под сильным влиянием двух фракций: реформистской социалистической

партии и анархистов. Поэтому для меня анархическое движение в Испании занимает

совершенно отдельное место. "Особенностью испанского пролетариата является

также и то, что анархисты имеют в среде испанских рабочих довольно сильные

организации, тогда как в России анархистское движение, как мы это видели,

никогда не было массовым движением, а было в большинстве случаев движением

небольших групп, оторванных от масс" [5, c. 101] , - признаёт товарищ Ем.

Ярославский, видный большевик.

Также нужно отметить то, что в Испании на стороне республики, в отличии от

России, стояли не только мещанство, пролетариат и крестьянство, но и часть

либеральной буржуазии. Анархисты в Испании объединились в Национальную

Конфедерацию Труда. Их печатным органом была газета "Солидаридад Обрера".

Социальные преобразования проходили очень успешно(может быть, в этом и была

причина такой оголтелой фашистской реакции?). Первые успехи в войне вдохновили

анархистов. В статье от 28-ого октября 1936-ого года

"Солидаридад Обрера" писала об испанской революции: "Сейчас мы находимся в

кульминационном пункте Иберийской пролетарской революции". Вот ещё одна

радужная оценка(30/08/1936): "Впервые в истории народ своими собственными

силами одержал победу над армией, вооружённой по последнему слову техники.

Впервые в продолжение 15 дней народ безвозвратно уничтожил: господство церкви,

отменив практику культа, господство предпринимателей над трудящимися, и,

наконец, господство городской бюрократической цивилизации над деревней, . ,

осуществив в рамках профсоюзных организаций тесную связь рабочих и крестьян".

Пусть даже и не такие разительные, но успехи были, несмотря на элемент

буржуазии в революционном движении. Откуда же такая мощь испанского движения?

Всё дело в том, что в Испании 1) анархисты встали рядом с марксистами и

реформистами в борьбе против фашизма, 2) рабочие и крестьяне были равноправны

как революционеры и 3) в основу для будущего социализма был положен принцип

не уничтожения классов буржуазии и кулачества, но чисто анархистский принцип

социальной ликвидации, выдвинутый ещё Прудоном - принцип возвращения

капитала труду, уравнения классов, а не диктатуры одного над другим.

Однако были и вредные стороны деятельности анархистов. Они слишком уж хотели

перешагнуть через целый этап социального развития - к коммунизму. Они слишком

жёстко, зачастую, обращались с сочувствующей республике буржуазией, уравнивая с

другими классами, но они не уничтожали её, как это делали большевики в России

после укрепления советской власти. Революционеры в Испании(и не только

анархисты) слишком резко пытались отменить культы, связанные с религией

и уменьшить значение денег. Это "подталкивание революции" и принесло ей вред,

кого-то оттолкнув, кого-то, правда, и привлекая. Но можно оправдать "отмену"

религии тем, что лучше бороться с религией, запрещая посещать церкви, чем

убивать попов и изолировать верующих крестьян от других, как это, опять же,

зачастую делалось в Советской России.

Долго и трудно шло объединение анархистов, коммунистов и либералов в борьбе

против фашизма. В мае 1936-го года НКТ запретила своим организациям

сотрудничать с другими партиями(кроме фракций ВКТ) и буржуазией. Однако

товарищи из испанской коммунистической партии дали на это абсолютно

правильный ответ: они отвергли ответ НКТ, как препятствующий единству

пролетариата, призвали к совместному отпору фашистам. И испанские анархисты

проявили конструктивность, которой так часто не хватало русским, решили

объединить силы рабочих для отпора реакции.

В начале осени 1936-го года в "Солидаридад Обрера" была опубликована

статья "Бесполезность правительства", где, в частности, говорилось, что

"создание коалиционного правительства и внутренняя борьба в нём делает

невозможной нашу работу в целях освобождения Испании". И всё-таки, опять

объединившись с коммунистами перед лицом фашистской угрозы, анархисты вступили

в правительство, и не в социалистическое, а в коалиционное, в котором

участвовала и буржуазная республиканская партия. Это НКТ объяснила так: "Мы

сделали это не из политических соображений, а ввиду необходимости единства.

Сейчас нужно концентрировать внимание на двух основных вопросах: выиграть

войну, укрепить хозяйство и добиться того, чтобы испанский народ не испытывал

нужды в предметах потребления". Вот так вот появился Единый антифашистский

фронт.

Поражает, насколько разнородным был Единый фронт: Коммунистическая партия

Испании, Всеобщий рабочий союз, НКТ, синдикалистская организация Пестаньи,

мелкобуржуазная республиканская партия Асаньи, каталонская партия Эскерра,

буржуазная партия "Республиканский союз", партия баскских националистов,

каталонская крестьянская организация "Риббагайрес". И залогом единства было

сближение анархистов и коммунистов.

"Если все было так хорошо, - спросите вы, - то почему же тогда силы реакции в

конце концов победили революцию?.." Мне кажется, что мировой империализм просто

испугала тенденция к быстрому распространению социалистических идей. Анархисты

в Испании были очень близки к реализации своей программы либертального

коммунизма. Но у Испании не было такого ресурсного и людского потенциала

, как у России. Все реакционные силы мира, а особенно фашисты Германии,

Португалии и Италии, оказали всемерную помощь своим единомышленникам в Испании

- и фашизм задавил молодую республику.

Эволюция теории анархизма в 1/2 XX-го века.

К XX-ому веку теория анархизма была ориентирована скорее на крестьянство и

мелкую буржуазию. А новые условия производства, выдвинувшие пролетариат в

первые ряды революционной борьбы, требовали больше внимания уделить идеям,

ориентированным на промышленных рабочих. Поэтому в начале века началась

выработка новых идей, отражающих характер изменений в анархическом движении.

Похожую ломку переживало анархическое движение и недавно в связи с потерей

промышленными рабочими доминации в революционном прогрессе.

Сложно показать это на примере теории, т. к. в начале века в основном шли

практические изменения - уже другой была основная цель агитации, другим был и

состав анархического движения. Очень ярко это отразилось в ходе испанской

революции. Эта страна была несколько отсталой, и там в анархическом движении

смешивались крестьяне и рабочие. Но это был уже не рабочий класс мелких

предприятий, как в России на юге во время революции. Это были обособленные от

сельского населения рабочие, колеблющиеся между коммунистами и анархистами.

Итак, какой же была эта самая концепция либертарного коммунизма, идеология

испанских анархистов?

Во-первых, конечной целью революции испанские анархисты считали, в числе

прочего, отмену частной собственности, точнее, её обобществление. Если в

начале века при анархии предполагалось обычно сохранение личной

собственности в полном масштабе, то с появлением трудоёмких производств,

требующих коллективного участия, социальная собственность при анархии стала

необходимостью, во всяком случае в промышленности. Испанские анархисты часто

упрекали марксистов в России в сохранении частной собственности. "К

общественному обладанию мы перейдем сразу и все вместе," [7] - писал Исаак

Пуантэ в "Програмном очерке либертарного коммунизма". Совершенно утопичной

эту идею можно назвать только не зная многовековой истории борьбы за братство

и свободу в Испании.

Отношение ко всем формам власти либертарных коммунистов было однозначно

отрицательным. Между тем ради объединения усилий против фашизма они вошли в

коалиционное правительство, носившее отчасти совещательный характер. Сразу

после исчезновения угрозы внутреннего покорения анархисты намеревались

упразднить все органы власти. Признавались только добровольные объединения.

Ставка делалась на синдикаты - рабочие объединения. "Общество будет

удерживаться инстинктом взаимности, свойственным каждому человеку, а также

согласием и преимуществами, которые принесет с собой коммунизм," [7] -

считали анархисты. Основным способом решения вопросов они предполагали т. н.

ассамблею - совещательное собрание - синдикальное или местное.

Труд предполагался добровольным, с обеспечением неспособных работать их

сообществом. Гармонию и равновесие, довольствие трудящихся своим видом

деятельности должно было обеспечить отсутствие принуждения. Общество должно

было взять на себя функцию защиты продуктов труда от посягательств не

участвовавших в производстве. "Мы боремся не с бродягами, а с паразитами.

Бродяга может продолжать вести свой образ жизни, если удовлетворится его

результатами и не будет жить за счет труда других," [7] - заявляли

синдикалисты. Плоды труда предполагалось предоставлять к общему пользованию,

зарплата отрицалась как увеличивающее неравенство явление. "Каждый, невзирая

на вид выполняемого им труда, всегда имеет право пользоваться общей

собственностью - по мере своих потребностей," [7] - истинно коммунистический

лозунг.

Предполагалось в каждой местности организовать потребление и производство

соответствуясь с потребностями, а не наоборот, как это делает государство.

Залогом успеха анархии считалось обилие товаров первоочередной необходимости,

что предупредило бы кризисы. Деньги должны были быть заменены непосредственно

тем, что их обеспечивает - то есть различными материальными ценностями.

Отрицалась необходимость равноценности товаров при обмене. "Отдают то, что

есть в избытке, берут то, в чем нуждаются и что предлагают другие," [7] - так

предполагал синдикалистический обмен Исаак Пуантэ. Отступления от этого

принципа считались необходимыми при торговле с буржуазными странами.

Конфедеративное объединение должно было обеспечить лучшее взаимодействие

между объединениями трудящихся. В случае отказа какой-либо общины

предоставить своё средство производства в общее пользование считалось

предпочтительным отказаться от обмена с ней. Анархисты Испании считали, что

личность в профсоюзе должна согласовывать свои интересы с интересами целого

сообщества. Перед проведением каких-то изменений в хозяйственной деятельности

должны были собираться структурированные конгрессы для решения вопросов. При

анархо-синдикализме предполагалось повышение уровня технического оснащения

производств и развитие науки, с организацией отдельных профсоюзов учёных.

При анархии должна была иметь место полная автономия отдельных районов.

"Каждая община сможет принимать решения (на общих собраниях) о следующих

вопросах:

1) производственные обязательства,

2) гарантии условий поддержания производства на ответственном уровне,

3) еженедельное количество труда (в часах),

4) распределение труда в соответствии со способностями или по жребию,

5) формы осуществления распределения,

6) режим быта,

7) размеры предоставляемого в пользование отдельным индивидам (участки земли

и т.д.),

8) объекты личного и общественного пользования;" [7] - гласит программа

испанских синдикалистов. Обработка общинной земли предполагалась

добровольной, совместной. Эта идея созвучна с идеей организации колхозов в

РСФСР, только в Испании крестьяне не на словах, а на деле полностью

пользовались плодами своего труда. Индустриализация и механизация должны были

облегчить труд рабочих и дать им больше возможностей для саморазвития,

интеллектуального отдыха.

Отдельно следует рассмотреть отношение анархистов к преступникам. "Коллектив

откажется также от наказания преступников, поскольку наказание не исправляет

преступления и никому не служит примером" [7] . Оборона предполагалась

спонтанным сопротивлением групп или одиночек. Единственным наказанием для

преступников должно было бы быть всеобщее презрение и отторжение от

коллектива.

Война должна была бы стать невозможной, за исключением агрессии извне. На этот

случай все сооружения и инвентарь, связанный с военными действиями,

предоставлялся в ведение местных организаций, ответственных за чрезвычайную

ситуацию. Образование предполагалось предоставлять всем, а молодёжи с 15

-ти до 20-ти лет - ещё и трудовую практику. Анархо-синдикалисты

в своей программе упоминали упоминали не только хорошие, но и отрицательные

стороны безвластного строя - каждая группа и индивидуум действуют по своей воля

и полностью самостоятельно.

Программная декларация завершалась словами: "Для общества мы добиваемся:

общественной собственности и коллективного пользования богатствами, без

разделения на бедных и богатых, свободы, не подчиняющейся капризам власти,

ликвидации разделения на господ и подданных, работы для всех с целью

удовлетворения своих потребностей, ликвидации денег, делающих человека

бесправным, улучшения условий жизни и труда людей, братского сближения между

людьми, так чтобы личность жила в обществе, действующем как самое меньшее

зло." [7] .

Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

Таким образом, сравнивая анархо-индивидуализм начала века с развитым рабочим

синдикализмом тридцатых годов, мы видим изменения и в составе движения, и в

его идеалах, уклон в сти- хийный комму- низм и взаимопомощь, плюс приятие

технического про- гресса в полн- ой мере. Анархизм был и остаётся од-ним из

наиболее динамично ме- няющихся вместе с условиями жиз- ни движением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты